Величайший музыкант Индии Тансен жил при дворе императора Акбара.
Император очень высоко ценил музыку Тансена.
Тансен же всегда превозносил своего учителя.
Неудивительно, что однажды великий Акбар захотел познакомиться с учителем Тансена.
Тансен объяснил императору, что учитель никогда не придет к нему во дворец.
Император сказал:
"Тогда поедем к нему".
Тансен ответил:
"Ваше Величество, мой учитель не станет петь для императора, это разрушит естественность".
Акбар был воистину великим владыкой.
Он сказал:
"Тогда я переоденусь твоим слугой, и поедем к нему".
На том и порешили.
Тансен ехал на коне, император, переодетый слугой, шел сзади.
Учитель Тансена, увидев эту пару, конечно же, понял, кто к нему пожаловал, но оценил по достоинству то, что ради музыки император умалил себя.
Он согласился спеть.
Дождался, когда придет верное время и настроение, и запел.
И это была великая музыка, это была песнь самой Вселенной.
Вернувшись домой, император попросил Тансена спеть ему эту же рагу.
Когда Тансен закончил, Акбар сказал:
"Да, это та же музыка, но не тот же дух.
Почему?"
Тансен ответил:
"Причина в том, Ваше Величество, что я пою тебе, Император, а мой учитель поёт Богу".
Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта; каждый ребенок, рождающийся в этом мире, начинает двигать руками и ногами в ритм своей музыке.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка это язык красоты; язык Единого, которого любит каждая живая душа, язык Бога.
И когда человек осознает это и понимает, что совершенство нашей красоты - это Бог, наш Возлюбленный, тогда ему становится ясно, что музыка - это Божественное Искусство.
Музыка выше любого искусства; музыка превосходит даже религию.
Ибо музыка возвышает душу человека даже больше, чем так называемые внешние формы религии.
Это не значит, что музыка может занять место религии; не каждая душа настроена на тональность музыки, и не всякая музыка так высока, чтобы поднять душу выше, чем это может сделать религия.
Но только музыка может поднять человека выше любой формы.
В древние времена Боги и великие пророки были и великими музыкантами.
Шива изобрел вину; Кришна всегда изображен с флейтой.
Когда Моисей внимал Богу на горе Синай, он услышал "Музе Ке" ("Моисей, внимай") и откровение, пришедшее к нему, было откровением тона и ритма.
Так он и назвал его - Музек; от этого слова произошло слово музыка.
Псалмы Давида были песнями.
Индийская Богиня красоты и знания Сарасвати всегда изображается с виной.
А что это значит?
Это значит, что суть всей гармонии - в музыке.
Человечество утратило древнее искусство магии, но если и остается в мире какая-то магия, то это - музыка.
Музыка - это гармония всей Вселенной в миниатюре, поскольку гармония Вселенной - это сама жизнь, а человек, будучи Вселенной в миниатюре, проявляет гармоничные и негармоничные аккорды в пульсации крови, в биении сердца, в ритме и тоне.
Его здоровье и болезни, восторг и смятение - все показывает наличие или отсутствие музыки в его жизни.
И чему музыка учит нас?
Музыка помогает нам тренировать себя в гармонии; это и есть магия музыки и ее тайна.
Музыка, которую вы любите, настраивает вас и вводит в гармонию с жизнью.
Поэтому музыка необходима человеку.
Многие говорят, что музыка им не нужна; но дело в том, что они ее еще не слышали.
Если бы они действительно услышали музыку, она коснулась бы их души, и они невольно полюбили бы ее.
Если им безразлична музыка, это всего-навсего значит, что они еще не знают ее, не научились успокаивать сердце и открывать его музыке.
И еще - музыка развивает нашу способность воспринимать прекрасное в других искусствах.
А что мешает человеку воспринимать красоту мира?
Его тяжелое сердце.
А подлинный источник музыки - родник души.
Когда начинает бить этот родник, он смывает с нашей души тяжесть, и восторг музыки делает нас легкими, и мы видим красоту мира.
Философия Востока различает 5 видов опьянения: опьянение красотой, юностью и силой; опьянение богатством; опьянение властью; опьянение знанием.
Но эти четыре опьянения меркнут, как звезды при появлении солнца, перед опьянением музыкой.
Причина этого - в том, что музыка касается глубочайшей части нашего существа.
Музыка проникает глубже, чем любое другое впечатление внешнего мира.
И красота музыки - в том, что она одновременно - и источник творения, и возможность воспринять его.
Поэтому мистики всех эпох любили музыку превыше всего.
Ведь под действием музыки душа распускается, и открывается интуиция; и сердце человека раскрывается для всей красоты - и внутри, и снаружи; музыка возвышает и приносит совершенство, которого жаждет каждая душа.
Человек рождается со вкусом к музыке, это отлично видно по детям.
Но когда человек вырастает, он все больше погружается в мир заблуждений, и его сознание занято все большим и большим количеством придуманных ценностей - так постепенно многие теряют вкус и склонность к музыке.
Но если человек продолжает слышать музыку, его склонности находятся в соответствии поначалу с его воспитанием, а потом - с его развитием, с его местом на лестнице эволюции.
Чем более он развит, тем тоньше музыка, которую он любит.
И характер человека определяет его вкус - веселый человек любит популярную музыку, серьезный предпочитает классическую, интеллектуал радуется техническим деталям, а простак всему предпочитает, чтобы громко бил барабан.
У искусства музыки - 5 аспектов.
Первый - популярный, он вызывает движения тела; второй - технический - он удовлетворяет интеллект; третий - артистический - от него душа трепещет от красоты и грации; четвертый взывает к чувствам и пронизывает сердце.
Пятый, самый важный - возвышает, и душа начинает слышать музыку сфер.
Но наивысший экстаз от музыки - это объединение с Возлюбленным Богом, высшим идеалом, находящимся вне ограничений имени и формы; c тем, кого душа искала всегда и, наконец, обрела.
Этот восторг неизъясним словами.
Когда пение души, уже достигшей союза с Божественным возлюбленным, услышано тем, кто еще идет по тропе божественной любви, он видит в себе то, что он слышит в песне и узнает это; и это поддерживает его на пути.
Эта хвала Богу наполняет его неописуемой радостью.
За экстазом следуют откровения.
И все знание, которого не может поместиться ни в одной книге, которого никакие слова не могут выразить, и ни один учитель не может передать, это знание приходит к нему само по себе.
На Востоке есть одна древняя легенда.
Бог создал глиняную статую по своему образу и подобию и велел душе войти в нее.
Но душа отказалась, потому что природа души - свободно летать везде и никогда не быть связанной чем бы то ни было.
Душа совсем не хотела быть запертой в тюрьме тела.
И тогда Бог сказал ангелам:
"Будьте так добры, спойте, пожалуйста".
Ангелы начали играть и петь, и душа ощутила экстаз; и в этом экстазе она вошла в тело, чтобы яснее слышать музыку.
Прекрасная легенда и глубокая тайна.
Она объясняет нам два великих закона.
Первый из них: свобода - это природа души; и для души вся трагедия жизни состоит в отсутствии свободы, являющейся ее естественным состоянием.
Второй - душа находится в теле только для того, что услышать и испытать музыку жизни.
И складывая эти две тайны, мы приходим к тайне тайн.
Наша безграничная сущность становится ограниченной для того, чтобы ощутить внешнюю, материальную жизнь.
Услышать и почувствовать музыку жизни.
"Мистицизм Звука"
Хазрат Инаят Хан