Код Вселенной

Александра Китаева
Величайший музыкант Индии Тансен жил при дворе императора Акбара.
Император очень высоко ценил музыку Тансена.
Тансен же всегда превозносил своего учителя.
Неудивительно, что однажды великий Акбар захотел познакомиться с учителем Тансена.
Тансен объяснил императору, что учитель никогда не придет к нему во дворец.
Император сказал:
"Тогда поедем к нему".
Тансен ответил:
"Ваше Величество, мой учитель не станет петь для императора, это разрушит естественность".
Акбар был воистину великим владыкой.
Он сказал:
"Тогда я переоденусь твоим слугой, и поедем к нему".
На том и порешили.
Тансен ехал на коне, император, переодетый слугой, шел сзади.
Учитель Тансена, увидев эту пару, конечно же, понял, кто к нему пожаловал, но оценил по достоинству то, что ради музыки император умалил себя.
Он согласился спеть.
Дождался, когда придет верное время и настроение, и запел.
И это была великая музыка, это была песнь самой Вселенной.
Вернувшись домой, император попросил Тансена спеть ему эту же рагу.
Когда Тансен закончил, Акбар сказал:
"Да, это та же музыка, но не тот же дух.
Почему?"
Тансен ответил:
"Причина в том, Ваше Величество, что я пою тебе, Император, а мой учитель поёт Богу".
Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта; каждый ребенок, рождающийся в этом мире, начинает двигать руками и ногами в ритм своей музыке.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка это язык красоты; язык Единого, которого любит каждая живая душа, язык Бога.
И когда человек осознает это и понимает, что совершенство нашей красоты - это Бог, наш Возлюбленный, тогда ему становится ясно, что музыка - это Божественное Искусство.
Музыка выше любого искусства; музыка превосходит даже религию.
Ибо музыка возвышает душу человека даже больше, чем так называемые внешние формы религии.
Это не значит, что музыка может занять место религии; не каждая душа настроена на тональность музыки, и не всякая музыка так высока, чтобы поднять душу выше, чем это может сделать религия.
Но только музыка может поднять человека выше любой формы.
В древние времена Боги и великие пророки были и великими музыкантами.
Шива изобрел вину; Кришна всегда изображен с флейтой.
Когда Моисей внимал Богу на горе Синай, он услышал "Музе Ке" ("Моисей, внимай") и откровение, пришедшее к нему, было откровением тона и ритма.
Так он и назвал его - Музек; от этого слова произошло слово музыка.
Псалмы Давида были песнями.
Индийская Богиня красоты и знания Сарасвати всегда изображается с виной.
А что это значит?
Это значит, что суть всей гармонии - в музыке.
Человечество утратило древнее искусство магии, но если и остается в мире какая-то магия, то это - музыка.
Музыка - это гармония всей Вселенной в миниатюре, поскольку гармония Вселенной - это сама жизнь, а человек, будучи Вселенной в миниатюре, проявляет гармоничные и негармоничные аккорды в пульсации крови, в биении сердца, в ритме и тоне.
Его здоровье и болезни, восторг и смятение - все показывает наличие или отсутствие музыки в его жизни.
И чему музыка учит нас?
Музыка помогает нам тренировать себя в гармонии; это и есть магия музыки и ее тайна.
Музыка, которую вы любите, настраивает вас и вводит в гармонию с жизнью.
Поэтому музыка необходима человеку.
Многие говорят, что музыка им не нужна; но дело в том, что они ее еще не слышали.
Если бы они действительно услышали музыку, она коснулась бы их души, и они невольно полюбили бы ее.
Если им безразлична музыка, это всего-навсего  значит, что они еще не знают ее, не научились успокаивать сердце и открывать его музыке.
И еще - музыка развивает нашу способность воспринимать прекрасное в других искусствах.
А что мешает человеку воспринимать красоту мира?
Его тяжелое сердце.
А подлинный источник музыки - родник души.
Когда начинает бить этот родник, он смывает с нашей души тяжесть, и восторг музыки делает нас легкими, и мы видим красоту мира.
Философия Востока различает 5 видов опьянения: опьянение красотой, юностью и силой; опьянение богатством; опьянение властью; опьянение знанием.
Но эти четыре опьянения меркнут, как звезды при появлении солнца, перед опьянением музыкой.
Причина этого - в том, что музыка касается глубочайшей части нашего существа.
Музыка проникает глубже, чем любое другое впечатление внешнего мира.
И красота музыки - в том, что она одновременно - и источник творения, и возможность воспринять его.
Поэтому мистики всех эпох любили музыку превыше всего.
Ведь под действием музыки душа распускается, и открывается интуиция; и сердце человека раскрывается для всей красоты - и внутри, и снаружи; музыка возвышает и приносит совершенство, которого жаждет каждая душа.
Человек рождается со вкусом к музыке, это отлично видно по детям.
Но когда человек вырастает, он все больше погружается в мир заблуждений, и его сознание занято все большим и большим количеством придуманных ценностей - так постепенно многие теряют вкус и склонность к музыке.
Но если человек продолжает слышать музыку, его склонности находятся в соответствии поначалу с его воспитанием, а потом - с его развитием, с его местом на лестнице эволюции.
Чем более он развит, тем тоньше музыка, которую он любит.
И характер человека определяет его вкус - веселый человек любит популярную музыку, серьезный предпочитает классическую, интеллектуал радуется техническим деталям, а простак всему предпочитает, чтобы громко бил барабан.
У искусства музыки - 5 аспектов.
Первый - популярный, он вызывает движения тела; второй - технический - он удовлетворяет интеллект; третий - артистический - от него душа трепещет от красоты и грации; четвертый взывает к чувствам и пронизывает сердце.
Пятый, самый важный - возвышает, и душа начинает слышать музыку сфер.
Но наивысший экстаз от музыки - это объединение с Возлюбленным Богом, высшим идеалом, находящимся вне ограничений имени и формы; c тем, кого душа искала всегда и, наконец, обрела.
Этот восторг неизъясним словами.
Когда пение души, уже достигшей союза с Божественным возлюбленным, услышано тем, кто еще идет по тропе божественной любви, он видит в себе то, что он слышит в песне и узнает это; и это поддерживает его на пути.
Эта хвала Богу наполняет его неописуемой радостью.
За экстазом следуют откровения.
И все знание, которого не может поместиться ни в одной книге, которого никакие слова не могут выразить, и ни один учитель не может передать, это знание приходит к нему само по себе.
На Востоке есть одна древняя легенда.
Бог создал глиняную статую по своему образу и подобию и велел душе войти в нее.
Но душа отказалась, потому что природа души - свободно летать везде и никогда не быть связанной чем бы то ни было.
Душа совсем не хотела быть запертой в тюрьме тела.
И тогда Бог сказал ангелам:
"Будьте так добры, спойте, пожалуйста".
Ангелы начали играть и петь, и душа ощутила экстаз; и в этом экстазе она вошла в тело, чтобы яснее слышать музыку.
Прекрасная легенда и глубокая тайна.
Она объясняет нам два великих закона.
Первый из них: свобода - это природа души; и для души вся трагедия жизни состоит в отсутствии свободы, являющейся ее естественным состоянием.
Второй - душа находится в теле только для того, что услышать и испытать музыку жизни.
И складывая эти две тайны, мы приходим к тайне тайн.
Наша безграничная сущность становится ограниченной для того, чтобы ощутить внешнюю, материальную жизнь.
Услышать и почувствовать музыку жизни.
"Мистицизм Звука"
Хазрат Инаят Хан