Самая читающая...

Адольф Зиганиди 2
Прочтя эти два слова любой гражданин СССР сразу понимал, о чём идёт речь.
Уже к тридцатым годам СССР занимал первое место в мире по уровню грамотности населения. И произошло это благодаря политике большевиков, тогда как царская Россия по уровню грамотности не достигала и 30%, особенно среди сельского населения, где грамотность не поднималась выше 5%. Не рассматривая всю политику
пришедших к власти большевиков во главе с Лениным, а после его смерти товарищем Сталиным, действия их в экономике и внутренней и внешней политике, о которых не утихают споры до нашего времени, достижения большевиков  в области образования и ликвидации неграмотности признаются бесспорно лучшими во всём мире. А начали большевики свою просветительскую работу задолго до революции 1917 года.
 После революции 1905 года Ленин, проанализировав неуспех этой революции, понял причину - отсутствие  грамотности населения, которое в основном было сельским. Марксистская теория была недоступной  для понимания при повальной
безграмотности среди низших сословий.
Но это же начали понимать и в среде правящего класса, но с других позиций - противопоставления марксистскому учению христианского мировоззрения,
 богословия и других догматов. Развивалась наука, техника, Армии нужны были грамотные специалисты и командиры низшего звена, достижения в агротехнике и агрономии публиковались в специальных изданиях и их  распространение предполагало наличие большого числа грамотных, в том числе и среди крестьянства.
На этом я хочу закончить преамбулу успеха советской системы образования и перейти к теме  индивидуального восприятия и расширенного самообразования в рамках уже сложившейся  нормы образования в советской школе.  А началось всё с распространения по деревням и весям  кружков ЛИКБЕЗа для людей старшего поколения, увеличения числа школ для молодого поколения. И тогда же появилось словосочетание ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ и число их достигло почти 50 000.
Постепенно росло число сельских клубов, библиотек при них и вскоре изба-читальня
стала неотъемлемым атрибутом любого клуба или библиотеки.
Моё поколение (сороковых - пятидесятых годов) уже жило и мужало в сложившейся традиции пристрастия к чтению и посещению многочисленных кружков при домах пионеров или в системе ДОСААФ.
Лично я с удовольствием ходил в кружок ДОСФЛОТа, где с увлечением постигал морское дело, о чём я уже писал и посещал библиотеку при Доме пионеров.
Наше поколение повально увлекалось научной фантастикой (Жюль Верн,Адамов, Лемм,  Беляев, Ефремов и др.) а также приключенческой литературой ( Фенимор Купер, Стивенсон, Александр Грин,Станюкович, Паустовский, Валентин Катаев и др), природоведением (Михаил Пришвин, Виталий Бианки). Такими романами, как "Два капитана" Каверина и"Белеет парус одинокий" В.Катаева мои сверстники зачитывались
поголовно. Необходимо отметить, что приобретение книг в домашние библиотеки было престижным и тоже повальным. Лозунг "Книга - лучший подарок" висел в каждом книжном магазине и книга действительно была лучшим подарком в любой семье.
В соседнем дворе №4 по Морской улице Ялты жила престарелая учительница, которая
уже не работала в школе, а давала частные уроки и у неё была небольшая библиотека. В 1951 году Лидия Ефимовна (так звали старушку) умерла и родственники распродавали её вещи. Поскольку в этом доме жила мамина сотрудница на первом этаже двухэтажного дома, а Лидия Ефимовна над ней, мама была с ней знакома и, разумеется, купила целую этажерку с книгами (сорок томов)на кругленькую сумму. Я был на седьмом небе от счастья - 6-томник А.С. Пушкина (1936 года издания - каждый год по тому, вплоть до 41-го года миллионным тиражом)
Сравните с нынешними тиражами в 100 - 500 штук!
Фолианты (30 х 40 х 6 см.) И.С. Тургенева (избранное), "Война и мир" Л.Толстого, Ф.М. Достоевского (избранное), А.И. Куприна (избранное), "Севастопольская страда" С. Сергеева-Ценского, А.М. Горького (избранное.) Остальные книги обычного формата - Ольга Форш -два тома, 4 тома М.Ю.Лермонтова, два тома А.П.Чехова, два тома Т.Драйзера, И самое главное"Белеет парус одинокий" В.Катаева и "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого,"Даурия" К.Седых.
Купила мама и письменный тёмного дерева стол чечевидной формы в стиле барокко с зелёным сукном, и гнутыми ножками, багет-виньетку с бронзовой подставкой на две стеклянные чернильницы из толстого гранёного стекла с бронзовыми крышечками.Такая роскошь, даже по нынешним временам (антиквариат) надолго усадила меня за стол и чтение, что потом, в старших классах сослужило добрую службу.
Дом наш двухэтажный буквой Г  под номером 2 по Морской и 23 по набережной.
Морская улица короткая, всего 300 метров, но на ней волею судьбы Было здание МВД, два клуба - Строителей и Гос.торговли, в которых ежедневно крутили фильмы по два сеанса в каждом, Главный офис СОЮЗПЕЧАТЬ, ВОЕНКОМАТ, гарнизонная КОМЕНДАТУРА,
санаторий с танцплощадкой и летним  кинозалом, ГорЗАГС, Зубная поликлиника, ТИР,
 киоск  ПИВО - ВОДЫ, Центральная библиотека им. А.П. Чехова и читальный зал, где мы зачитывались сатирой М.Зощенко параллельно с обязательным чтением школьной программы или "Похождениями бравого солдата Швейка" Я.Гашека.
А какое количество интересных книг известных авторов я проштудировал на первом году службы в Армии - не поддаётся запоминанию - отсюда был первый толчок к будущему стихосложению и писательской практике.
Я впервые познакомился с путешествиями Тура Хейердала, и восьмитомником "Путешествий на "ТАТРЕ" Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда (ЧССР), с "Мои скитания" Владимира Гиляровского.
Здесь, в сержантской школе, рядом с казармой была библиотека и тут пришло пристрастие к историческим романам, тут я впервые услышал о Валентине Саввиче Пикуле и прочитал "Три возраста Окини-сан". После Армии, будучи семьянином, возвращаясь из отпусков, побывав в обеих столицах или в столицах Союзных республик, на Волге и др. привозил в свою домашнюю библиотеку классику и современников. На память не жалуюсь, что позволяет мне свободно ориентироваться в материалах сегодняшней писательской практики.
Безусловно, я охватил не весь пласт литературного наследства и методологии, но уже перечисленного достаточно, чтобы сделать вывод - без чтения человек не может состояться как гражданин и гомо сапиенс.
Читайте, друзья, ведь есть ЧТО и для чего! Только один Компьютер никогда не сможет сформировать человека полностью адекватным современным требованиям, но может служить хорошим подспорьем в достижении целей воспитания и образования.
А вспомните, сколько разных журнальных изданий было в СССР!!!
В шестидесятых - семидесятых годах я выписывал не менее десятка журналов для себя и для детей и помимо их ещё не менее трёх - четырёх газет - и центральных, и местных - и это всё за копейки.
"Техника - молодёжи", "Знание - сила", "Огонёк", например тоже бывал интересным, когда его главным редактором стал Коротич, а "толстые" литературные журналы
"Иностранная литература", "Нева", "Наука и жизнь", где печатались бестселлеры Артура Хейли: "Аэропорт", "Отель", "Колёса" и "Окончательный диагноз".А популярная "Роман-газета" - из неё я мастерил подшивки, если повествование было с продолжением. Помню роман Чивилихина "Память" - у меня получился толстенный роман и я храню его доныне и иногда перечитываю, там он разбирает по понятиям "Слово о полку Игореве" - эту сокровищницу древнерусской литературы - "не лепо ли бяшете, братие..."чудо! Оказывается, общались тогда наши предки нараспев, нашу современную скороговорку они бы просто не успели осмыслить, хотя и мы сейчас тоже многие выражения не поняли бы тогдашней речи, но какая преемственность - ЛЕПОТА - красота, значит, А?
А какие откровения у Чивилихина в этой "Памяти" о декабристах! Так формируется настоящий патриотизм, а не кваснОй или сермяжный!
А ежемесячный журнал "Вокруг света" ( 7 руб 20 коп годовая подписка) и какое приложение к нему - книжка миниатюрного формата " Искатель", где не было ни одной неинтересной публикации. А серия "Жизнь замечательных людей" . А детские "Мурзилка", "Весёлые картинки". Журналы всесоюзного масштаба "Работница", "Здоровье", "Смена" и множество других доступных изданий. Где всё это сейчас и где те цены? Особо хочется отметить небольшой журнальчик "Чехословацкое мотор-ревю" - аналог нашего журнала "За рулём" - где для меня - владельца мотоцикла "ЯВА" были интересными статьи по ремонту и уходу за этим мото, причём они публиковались вставками на серого или голубого цвета бумаге и легко извлекались из тела журнала и я формировал из них отдельные книги и пользовался этими бесценными статьями при самостоятельном ремонте своего мотоцикла. Там были помещены схемы электрооборудования и размеры деталей специальных инструментов для  полной разборки двигателя, которые можно было заказать у токаря на любой станции техобслуживания.
 А сколько печаталось классики, многотомников известных авторов - отечественных и зарубежных. Считаю излишним перегружать читателя своими сентенциями по этому поводу. А молодёжи скажу особо! Для формирования членораздельной речи необходимо читать, а не только слушать, ибо прочитанная фраза откладывается в мозгу звуковым сопровождением и автоматически входит в память, необходимую при формировании речи.
В добрый час!