Британия и Баренцево море

Александр Щербаков 5
Из истории Северного флота СССР известно, что его формирование началось в 30-е годы, когда молодой Советской республике надоело наблюдать, как расхищаются рыбные запасы СССР в Баренцевом море. И хотя имелись всевозможные международные конвенции о морских границах приморских стран, в отношении СССР они не действовали, и наша страна не могла этому что-то противопоставить.  Вот тогда и стали переводить по Беломоро-Балтийскому каналу военные корабли из Балтики в Белое море, а затем в Мурманск, расположенный в Кольском заливе Баренцева моря. И хотя они не открывали огонь по норвежским судам, занимающимся рыбным промыслом в наших промысловых водах, но уже их появление заставило убираться непрошенным гостям. А когда в Молотовске (сейчас это город Северодвинск) построили судостроительный завод и на нем стали производить крупные боевые корабли, норвежцы и другие потенциальные нарушители забыли, как ловить рыбу в территориальных водах СССР на севере.

Несколько недель назад только и разговоров было о том, что Россия денонсировала договор между СССР и Великобританией о вылове рыбы в водах Баренцева моря вдоль побережья Кольского полуострова, а также вдоль материка к востоку от мыса Канин Нос и побережья острова Колгуев.

Преподнесли это так, что, мол, 40% такой любимой британцами трески и пикши в виде популярнейшего у них блюда fish and chips (рыба в кляре с жареным картофелем) вылавливалось как раз из Баренцева моря. Теперь, мол, пусть британцы поголодают, а мы эту рыбу сами скушаем.

Сразу написать эту статью у меня как-то времени не хватило, но зато теперь стали известны кое-какие другие подробности и статья получится более взвешенной.

И тут у меня возникает несколько вопросов.

Вопрос первый

Первый вопрос весьма логичный и мучает, наверное, каждого первого. А почему этот договор не денонсировала раньше? Ведь недружественные действия со стороны Британии начались не вчера. И не в 2022 году. И даже не в 2014. Они, по сути, всегда были недружественными, точнее так — они почти никогда не были дружественными, чтобы делать такие подарки. А это именно подарок после визита Хрущёва в Великобританию, потому что Россия (точнее СССР) взамен ничего не получала.

Вопрос второй
Зачем нам об этом вообще рассказали? Да ещё и с такой помпезностью. Россия приняла множество контрсанкций в ответ на недружественные действия наших "бывших партнёров", но о большинстве мы и слыхом не слыхивали. А тут трубили по всем телеканалам, всем газетам. Не потому ли, что скоро выборы и нужна была какая-то пиар-акция?

Если так, то, по-моему, акция весьма сомнительная. Ни у кого и так нет сомнений, кто победит на выборах. Лучше бы уж промолчали, чтобы у людей не возникали вопросы о том, почему это сделали только сейчас (смотри мой первый вопрос выше).

Третий вопрос
А может быть дело вовсе не в рыбе?

Ответы, которые есть у меня
Вопросы я свои вам озвучил, теперь настало время поделиться своими ответами. Я, разумеется, не претендую на истину в последней инстанции (да и в предпоследней и предпредпоследней тоже), это просто мои рассуждения на основе той информации, которую мне удалось найти.
Главный вопрос статьи — а ловили ли там рыбу сами британцы вообще? Как выясняется, ловили. Но не до прошлой недели, а до 1976 года. Именно тогда были введены 200-мильные экономические зоны прибрежных государств, так что ресурсы Баренцева моря стали делить между собой Норвегия и СССР на двоих. После этого рыбным промыслом Великобритания у наших берегов уже не занималась.

Да и какой в этом был смысл? Посмотрите на карту (на заставке): не ближний свет мотаться за рыбкой за 3000 километров. До западных берегов Африки плыть столько же. К тому же Британия — это не Индия, где работа рыбаков почти ничего не стоит. А потому логично предположить, что Британия хоть и ела рыбу из Баренцева моря, сама она её не вылавливала, а всего лишь покупала у той же России и Норвегии или через посредников.

И мои предположения подтверждаются. Российская треска действительно успешно продаётся в Европу и Британию, но Британия ничего из Баренцева моря сама не вылавливает. Британские рыбаки рыбачат только в своих морях: Северном и Норвежском.

То есть по факту разрыв договора, о котором все трубят, ничего не значит, де-факто он уже и так давно не действовал.

В общем, слова о том, что британцы теперь похудеют без своего любимого блюда fish and chips верны лишь отчасти. Кушать фиш-энд-чипс бритиши действительно стали значительно меньше. Но вовсе из-за разрыва договора 1956 года. И вообще это произошло не в этом году, а несколькими годами ранее, когда Британия ввела 30%-пошлины на импорт рыбы из России. Тогда в Британии была большая шумиха по этому поводу, рыба подорожала, кушать её стали меньше.

Но проблема на самом деле не только в рыбе. Проблема и в картошке, которая стала сильно дороже, чем два года назад, и в других продуктах, которые из-за рекордной инфляции подорожали. В итоге когда-то повседневное блюдо fish and chips перешло в разряд праздничных. И Россия никак этому не способствовала. Вот вообще никак, потому что нашу рыбу как покупали, так и продолжают покупать. Просто теперь её может позволить себе меньшее число британцев.

Ну и коротенький комментарий к тому, что мы теперь эту рыбу с удовольствием сами скушаем. Нет, не скушаем. Во-первых, в России рыба может и не такая дорогая, как в Великобритании, но и зарплаты у нас не такие. Поэтому рыба для многих россиян — продукт совсем не повседневный. А, во-вторых, среднестатистический россиянин съедает за год от 20 до 22 кг рыбы (статистика колеблется год от года), а среднестатистический англичанин всего 18 кг.

Конечно, россияне едят куда больше речной рыбы, нежели морской, но суть в том, что съесть самим то, что не уйдёт в Британию, мы вряд ли сможем. Скорее найдём другого покупателя.

А может, не в рыбе дело?
Но раз дело не в рыбе, то почему договор разорвали, раз он и так не работал? Я вижу причину либо в пиаре, о котором я уже написал выше, либо в том, что разорвали бы его и раньше, но как-то забыли про него, потому что он и так не работал. А тут вдруг кто-то на него наткнулся и решил привести юридические дела в соответствие с фактическими.

Ну или дело в британской разведке. Решили денонсировать договор, чтобы не давать возможность англичанам тайно шпионить в российских водах, а также минимизировать британское присутствие в Арктике.

Мои постоянные читатели знают, что в по распределению Хабаровского медицинского института, в котором была военно-морская военная кафедра, три года прослужил на Тихоокеанском флоте на подводной лодке. Полгода наша лодка находилась в ремонте, одним из этапов которого было докование. Рядом с нашей лодкой проходил докование, на первый взгляд, обычный рыболовный траулер. Но только на первый взгляд рыболовный, хотя внешне бросалось большое количество антенн над надстройкой. На самом деле это было судно-шпион, которое под видом рыбаков плавало по морям и океанам. Почему я это знаю? Да просто на этом траулере служил мой однокурсник Слава Домнин, как и я, посланный на флот по распределению ХГМИ. Вот это он и рассказал. 

Вообще-то Славка сильно рисковал, когда уходил в многомесячные плавания. У него была язвенная болезнь, которую он скрывал. Почему, спросите? Просто он очень хотел, чтобы сведения о нем попали в картотеку ЦРУ.  Он был свидетелем, как однажды в океане к их траулеру подошел американский эсминец и на хорошем русском языке с него поздравили одного офицера с рождением у того ребенка, о котором он до этого не знал. И в качество подарка с эсминца вертолетом доставили на борт траулера бутылки кока-колы и журналы «Плейбой». А наши ответили своим подарком, в котором были журналы «Коммунист вооруженных сил» и сухая рыба-таранька. Потом Славка дослуживал на берегу, уволился в запас, работал врачом-реаниматологом и лет 25 назад, увы, умер, якобы от рака желудка.  Но вот есть ли его данные в картотеке ЦРУ, так и не узнал.