Агония зверя. Часть третья

Андрей Грачев 2
JG77.

Эта эскадра, гремевшая в 41 и 42 году на Восточном фронте, к тому времени уже представляла собой зрелище довольно жалкое. Долгие бои на западе выкосили большинство опытных пилотов этой эскадры. И в 45 году, когда эта эскадра снова очутилась на Востоке, она была тенью самой себя. Конечно же, она очень уступала по количеству асов и 52, и 51, и 54 эскадре. Ведя бои в небе Силезии, эскадра несла большие потери, но долгое время это были потери новичков или малорезультативных пилотов. Так продолжалось до 7 марта, когда эскадра потеряла в бою не просто аса, а своего командира, знаменитого майора Эриха Лайе, имевшего 121 победу на счету. Правда, это было случайное столкновение, как установил Каминский, с Яком-9 из 100 окрап. На сей раз советские и немецкие документы единогласны.

18 марта был сбит лейтенант Герхард Старосте из 12 отряда, имевший 7 побед на счету, однако и он сбит не истребителем, а огнём ЗА. В данном случае тоже немецкие и советские данные совпадают. Первого аса - унтерофицера Горальски, советские истребители сбили лишь 8 апреля в небе Силезии. Причём неизвестно, в каком отряде он служил (III группа), неизвестно его имя, известно только, что он сбил 20 самолетов, причём 19 из них в 45 году. Очевидно, сбит он был в бою с лётчиками 10 ИАК, благо 77 эскадра постоянно затыкала именно эту дыру фронта - чешский участок, где действовала 8 ВА. Участок этот считался второстепенным.

Бой, в котором, видимо, сбит был Горальски, протекал так. Шестёрка Ла-5фн 180 гиап сопровождала штурмовики. Немецкое звено бф-109, маскируясь облачностью, решилось на внезапную атаку на штурмовики. Причём сделало это над целью. Однако советские пилоты тоже отреагировали оперативно, отбив атаку. Расторопнее всех был Кузин Николай Иванович, который быстро зашёл в хвост ведущему второй пары и сбил его. Мало сомнений, что этим лётчиком и был Горальски.

А 22 апреля в районе Остравы был сбит командир 1 отряда опытный лейтенант Карл Кюдорф. На счету этого аса было то ли 18, то ли 21 победа (данные разнятся). Почти все он одержал на западном фронте. Это был ветеран ещё боев в небе Франции в 39 году. Этот ас сбил целых 5 четырёхмоторных бомбардировщиков! По мнению немцев, его сбили советские зенитчики. На сей раз это, по советским данным, было совсем не так. Два звена 111 гиап на Ла-7 сопровождали штурмовики. В их составе были прекрасные, опытные асы. Прямо над целью немцы атаковали группу, которую сопровождал Раздобудько Григорий Аркадьевич. После первой атаки Раздобудько один из самолетов врага оказался сбит, но остальные продолжили бой. Было подбито два штурмовика, но, к счастью, успешно дотянули до посадочных точек. Самого Раздобудько атаковал "мессер", но ведомый Раздобудько, знаменитый ас Гнидо Пётр Андреевич, обстрелял его, подбил. Немец вышел из боя, но Гнидо догнал его и добил. Ведущего второй пары, Чаброва Михаила Степановича, тоже атаковал "мессер", но успешно сработал Мухин Фёдор Максимович и сбил его.

Другая группа штурмовиков тоже была атакована. Заявлено было две победы, но в целом немцы работали грамотнее, проводя короткие атаки из облачности и не ввязываясь в долгий бой. Хотя штурмовики не понесли потерь, но был сбит лётчик Подобедов.

В общем, из описания этого боя понятно, что сбил Кюдорфа именно Гнидо, благо он был и самым опытным из всех. В целом, бой этот любопытен. Нельзя не отметить настырные и в целом толковые действия "алых сердец", а также любопытное построение 111 гиап, где Гнидо, самый опытный пилот, был ведомым ведущего группы. Такое "гибкое построение" давало возможность надёжно страховать ведущего группы и позволяло быстро перестраиваться в бою. Иногда подобное построение применяли финские пилоты.

Если подвести итог, мы видим, что, хотя общие потери "червовых" были велики, но потери асов были небольшие. Дело тут, пожалуй, не только в том, что этих асов в целом было у эскадры не так много. Недостаток личного состава эскадра компенсировала прекрасной дисциплиной. Мы помним, что это была едва ли не самая дисциплинированная эскадра из всех, что воевали на Востоке. Даже эти бои показывают, что эскадра всё ещё была серьёзным противником, асов сбивали в упорных боях. Да и противостоять эскадре пришлось очень хорошо организованной 8-й ВА. В этом противостоянии эскадра проявила себя вполне достойно.

JG3

Ещё одна в прошлом могучая эскадра восточного фронта в 45 году снова столкнулась с Советскими пилотами. Однако она выглядела весьма жалко не только по формальному составу, но и по боевым качествам. Она понесла ещё более тяжёлые потери в боях против западной авиации, чем JG77, показав себя хуже всех остальных на этом фронте. Слишком уж большой крен в сторону тактики внезапных атак не мог не сказаться на западе, где такая тактика была абсолютно не выгодна. И теперь эта эскадра действовала крайне неуверенно. Использовались её самолёты в районе Померании.

Первые потери пилотов на востоке в 45 году эскадра понесла 25 января, сбиты были два пилота 9 отряда в районе Шлохау (Члухув), причём одним из сбитых был командир отряда, хауптман Херберт Зайденберг. Его потерю списали на огонь ЗА. Так оно на сей раз и было: в тот день пилоты 4 ВА не претендовали ни на какие победы. Примечательно, что Зайденберг не был асом. А вот 27 числа эскадра потеряла аса фельдфебеля Курта Клеменса из 8 отряда, имевшего 6 побед на счету, все на западе. Он тоже сбит огнём ЗА.

Первым асом из состава JG3, которого сбили советские истребители, был фельдфебель Ханс Кляйнхен из 15 отряда, имевший 6 побед на счету. Причём сбил три летающих крепости. Он погиб 19 февраля в районе Штаргард в бою с "Кобрами" 67 гв иап. Точно установить, кто его сбил, затруднительно, так как были заявлены 7 побед, в частности по две победы заявили Алексеев Валентин Петрович и Шевелев Павел Фёдорович.

В последующие дни эскадра периодически теряла пилотов, но среди них не было асов. Только 27 апреля был потерян хауптман Герхард Коалл, имевший 37 побед на счету, многоопытный ас и командир IV группы. Он был сбит на фв-190 во время вылета на штурмовку в районе Анклам. Немцы уверенно причиной назвали огонь ЗА, а по советским источникам в указанном районе группа Яков-9 149 иап обнаружила фв-190, идущие на небольшой высоте, и атаковала их. Было заявлено три победы, но, судя по всему, Коалла сбил командир советской группы, Пересумкин Пётр Петрович, очень опытный ас.

Ну а 1 мая был сбит последний ас, фельдфебель Зигфрид Кюттнер из 14 отряда, имевший точно не установленное количество побед, но он сбил точно 5 "летающих крепостей". В том же бою погиб и его напарник Рааб. Поскольку место их гибели неизвестно и от 4 ВА заявок на победы нет, то, возможно, эти пилоты сбиты в районе Берлина, но определить их победителей непросто. Вероятно также, что их сбили союзники.

В общем, JG3 отчасти повезло. Она действовала на направлении далеко не основном. Здесь ей противостояла 4 ВА, которая уступала большинству советских воздушных армий на заключительном этапе Войны и по техническому оснащению, и по качеству личного состава. И бои здесь были не столь ожесточённые, да и основную тяжесть их несла на себе 51 эскадра, которая разрывалась между Кенигсбергом, Данцигом и Штеттином. JG3 была на подсобных работах. Она и среди новичков потерь понесла меньше большинства эскадр, поскольку была избавлена от необходимости "затыкать дыры" в воздушной обороне телами своих неопытных пилотов. Самые страшные дни эскадры были уже позади, когда она несла огромные потери, отражая налёты союзников на Германию.