Мишка на Севере

Татьяна Александровна Алимова
Утро выдалось на редкость прохладным, и Жанна наслаждалась приятным ветерком на балконе. Вдруг она услышала голос любимой подруги:
— А я ей тут настукиваю и названиваю, а она на балконе прохлаждается. Давай ко мне быстро, — потребовала Света. Жанка неохотно, но все же поплелась. Светка умела прицепиться как клещ, и устроить все так, как она хотела.
— Бабка в магазин ходила, — сообщила Света.
Она открыла дверь и выкрикивала про бабку, пока еще Жанна спускалась по ступенькам.
— Три часа уже не прекращая трещит про то, как все хорошо там и удобно.
— Где? — спросила Жанка.
— Ты меня слушаешь или нет? — недовольно спросила Света, — заходя с подругой в квартиру.  — В магазине!
— А че там хорошего и удобного? — удивилась Жанна.
— Так я тебя за тем и позвала, чтобы пойти и прознать, что именно.
— Про что? — снова ничего не поняла Жанна.
— Ну ты че, не слышала?
Жанна помотала головой:
— О чем?
— У нас магазин самообслуживания открыли! — выпалила Света.
— Как это? — изумилась Жанна.
И тут как по заказу в комнату к девочкам вошла бабка Марейка и начала рассказ про новый магазин. Она, видимо, была под сильным впечатлением.
— Ты слушай! — прошептала Света. — А я уже все наизусть знаю, она раз пять мне рассказала.
— Жанкя, слышь-ка, — начала бабка Марейка. — Ишть, ящ;
у нас магаз новый открылся! Усе сразу на полках ляжить свободна, красиво так, рядками. Што хотишь, то и бярешь. Сама! — добавила баба Марейка.
— Бесплатно? — обомлела Жанна.
— Жанкя, ну ты дура жеть! — хмыкнула бабка. — Хто табе товар без деняг дасть? На кассу итить нада, тама продахщица сядить. Плотишь ей.

Жанка стояла с открытым ртом, бабка хотела еще что-то добавить, но махнула рукой и, бормоча себе под нос, ушла.
— Молода,  а совсем глупыя, — услышала Жанна в свой адрес нелицеприятное.
— Идитя, чаю дам с конфетами, — крикнула бабка из кухни. — Купила, — сообщила она.
Света и Жанна посмотрели друг на друга и кинулись на кухню.
Бабка налила чаю и выдала по две конфеты «Мишка на Севере».
Девчонки сами не заметили как умяли конфеты, едва пригубив горячего чая.
— Ба, дай еще, — заныла Светка.
— Ишть, яще! Обойдесся! А то можать все сразу табе отвалить! Идитя! На дворе седни благодать така!
— Вот жадина! — Светка была вне себя от злости. — Пошли хоть позырим на это чудо — конфеты на полках.
Жанка не любила сладкого, и ей было вполне достаточно двух конфет, но Света была жуткой сладкоежкой, и ей хотелось еще. Хотя бы посмотреть!
— Я бы килограмм схомячила! — горестно вздохнула она, когда подошли к магазину.


Внутри действительно все было красиво и необычно. Девочки послонялись между полками, все потрогали, понюхали, и дошли до стеллажа с конфетами. «Мишка на Севере» так и манил Свету. Она схватила кулек и сунула его Жанке.
— Ты че? — испугалась девчонка. — Куда?
— Спрячь в колготки, — прошипела Светка.

В тот день Жанка зачем-то вырядилась в красные капроновые колготки. Видимо потому, что тетя Нина их на днях принесла, достала где-то по блату, а все дни жара стояла. А в тот день погода благоволила надеть колготки.
Жанна быстро подняла платье, пока никто не видел, и сунула кулек конфет в колготки.
— Пошли на кассу, — прошептала Светка. — Сделай морду кирпичом и вперед.
Проходя мимо кассы, Света сообщила:
— Я ничего не брала.

Жанку трясло, она вдруг почувствовала, что кулек сползает вниз. От волнения девочка зазевалась, споткнулась и прямо перед кассой растянулась во весь рост. Колготки порвались, несколько конфет разлетелись в разные стороны, остальные просвечивали сквозь капрон.

 Увидев, как опростоволосилась ее подруга, Света, что есть мочи рванула из магазина. Бедная кассирша взвыла:
— Держите девчонку, она воровка!
Один из покупателей бросился за Светой, а кассирша схватила Жанну.
Когда привели Светку, Жанна сидела в подсобке, размазывала слезы по щекам и уже успела выложить все о себе: имя, фамилию, адрес, номер школы, место работы мамы.
— А вот и еще одна! — доложил парень, который догнал Свету и привел ее в магазин, как она ни кусалась и ни брыкалась.
— Так значит, вы вдвоем решили ограбить магазин? — грозно спросила строгая женщина, которая уже все расспросила у Жанки.
Светка притворно выпучила глаза и замотала головой:
— Я не знаю эту девочку! — выпалила она. — Первый раз ее вижу.
Жанна чуть не задохнулась от такой наглости и хотела было что-то возразить, но Света незаметно сделала ей знак, и Жанна захлопнула рот.
— Почему тогда ты убежала? — в растерянности спросила женщина.
— Домой торопилась, у меня бабушка, знаете какая строгая! — Света закатила глаза.
— А зачем в магазин приходила? — не унималась женщина.
— Так посмотреть, — пожала плечами Света, — весь двор гудит. Магазин новый, самообслуживание.
Женщина, похоже, совсем растерялась.
— Ну коль так, можешь быть свободна, — промолвила она.
Света хмыкнула и ушла, а Жанна осталась.

Через полчаса к магазину подъехало такси, из него торопливо вышла Нина. Она беспокойно озиралась вокруг.
— Тетя Нина, — подскочила к ней Светка, которая все правильно рассчитала и стояла около магазина в полной уверенности, что вызовут Жанкину маму. Так и произошло.
— Тетя Нина, — снова обратилась она к женщине. — Это я во всем виновата. Не знаю, что на меня нашло.
— Света? — удивленно спросила Нина, словно впервые видела девочку. — А ты почему… а Жанна… объясни толком, что случилось. Я ничего не понимаю.

Света быстро изложила маме своей самой лучшей подружки, что случилось.
— Я не знаю, что на меня нашло. Но недавно я слышала, как папа с кем-то говорил по телефону и сказал: какой дурак! Теперь впаяют по полной. Групповая. А если бы взял все на себя, то в два раза меньше срок был бы. Тетя Нина, — взмолилась Света, — я правда-правда так испугалась, что нас в тюрьму посадят. А сейчас мне так стыдно, что Жанку из-за меня одну посадят, — и Светка заплакала.
Нина обняла девочку:
— Света, воровство — это действительно преступление. То, что вы сделали — это очень, очень плохо, и Жанну я не оправдываю. Тоже виновата. Ты здесь посиди, а я пойду узнаю, как там дела.

Нине хотелось сказать девчушке, что их не посадили бы в любом случае, потому что они еще очень маленькие, но тут Света и сама об этом сказала.
— Я знаю, что во взрослую тюрьму нас не посадят, но есть же колония. Надежда Ивановна нам как-то рассказывала об этом. Да я и сама книжку читала, — девочка опустила голову.
Нина обняла ее и проговорила:
— Хорошо, что ты все поняла.
— Тетя Нина, а Жанна меня простит? — с надеждой спросила она.
— Мы попробуем ей все объяснить, — тетя Нина прижала к себе девчонку, потом резко отстранилась от нее и решительным шагом направилась к магазину.

Время тянулось так медленно, что Свете казалось, будто прошел уже целый час. Она нервно ходила взад-вперед недалеко от магазина. Но Нины не было всего пятнадцать минут.
Когда в дверях появилась зареванная Жанка со своей мамой, Света бросилась к подруге. Девочки обнялись.
— Прости меня! — прошептала Света.
— Мне мама все объяснила, — успокоила Жанна подругу. — Я не обижаюсь.
— Так, гражданки несостоявшиеся малолетние воровки, — улыбнулась Нина. — Никогда и никому об этом. Это наш секрет. Понятно?
Девочки быстро закивали.
— А теперь к нам, — сказала Нина и взяла девочек за руки.
Светка знаком спросила у Жанки: «зачем к вам? Песочить будет?»
Жанка пожала плечом: «не знаю!»

Дома Нина вынула из сумки кулек и опорожнила его в вазу. Девочки восхищенно смотрели на разноцветные обертки самых разных конфет! Каких там только не было! «Мишка на Севере», «Мишка Косолапый», «Белочка», «Красная Шапочка» и всякие другие.
— Ешьте! — строго сказала Нина.  — До отвала! Чтоб воровать перехотелось на всю жизнь! И дай Бог, чтобы все проблемы в вашей жизни заканчивались также приятно: килограммом конфет. Но помните, что и сладкого можно до смерти обожраться!

Татьяна Алимова