Кирилл Юрьевич Лавров вторая часть

Борис Пономарев 3
Кирилл Юрьевич Лавров (вторая часть)

В школьные годы Кирилл Лавров, как и многие его сверстники, мечтал стать военным, и после окончания семи классов, в 1941 году, подал документы на поступление в Мореходное училище, но Судьба распорядилась иначе: началась Великая Отечественная война, семья была эвакуирована сначала в Кировскую, а затем — в Новосибирскую область. Ему пришлось в это тяжелое время много работать грузчиком в совхозе, токарем на заводе Народного комиссариата боеприпасов. При этом он все время рвался на фронт, хотя еще и не достиг призывного возраста. Наконец, в начале 1943 года, военкомат положительно откликнулся на его просьбу призвать в действующую армию в качестве добровольца, однако, из-за слишком юного возраста (17 лет), отправили его не на фронт, а на учебу в Астраханскую военно-авиационную школу механиков. Попасть на фронт ему так и не удалось, поскольку война победно завершилась 9 мая 1945 года, а он окончил военную школу позднее — в августе того же победного 1945 года.

После окончания этой школы он, уже в офицерском звании техника-лейтенанта, в течение пяти лет служил в бомбардировочном полку на Курильском острове Итуруп, где готовил к боевым вылетам прославленные пикирующие бомбардировщики «Пе-2» конструкции знаменитого советского авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова, которые вынесли в годы войны на своих крыльях всю тяжесть работы фронтовой бомбардировочной авиации (всего было изготовлено 11247 этих бомбардировщиков). Своему создателю данная боевая машина принесла Сталинскую премию первой степени. А Кирилл Юрьевич за образцовое обслуживание этих самолетов в процессе войны с Японией был награжден медалью «За победу над Японией».

Нужно обязательно сказать о том, что именно на Курилах у К.Ю.Лаврова стала явно проявляться генетическая предрасположенность к актерскому ремеслу. Как вспоминал сам Кирилл Юрьевич, в тех краях в свободное время заняться было нечем, и тогда люди в погонах организовали театр. Это была, естественно, художественная самодеятельность, но достигшая спустя некоторое время весьма значительных успехов. Например, был поставлен спектакль «Русский вопрос» по знаменитой одноименной пьесе Константина Михайловича Симонова, за которую автор получил в 1947 году четвертую из шести своих Сталинских премий. В этом спектакле К.Ю.Лавров удачно сыграл роль Боба Морфи, которого автор пьесы охарактеризовал следующим образом: «Корреспондент одной из газет Херста, 46 лет. Небрежно одет. Никогда не пьян, но всегда уже выпил». Не было ничего удивительного в том, что Кирилл Юрьевич стал в этом самодеятельном театре ведущим актером. В 1950 году он демобилизовался и решил, что свяжет свою жизнь с театром.

В одном из своих интервью он, по сути дела, объяснил и причины, которые привели его к актерской профессии, и успехи, которые выпали на его долю после принятия им решения стать актером: «Я получил немало жизненных уроков. Самый главный из них — человеку предначертано все заранее. И не надо противиться судьбе, она сделает все как нужно. Я совсем не призываю к тому, чтобы пассивно существовать в этом мире, нет. Но на том главном направлении, которое тебе определяет судьба, ты должен быть очень работоспособным, чтобы добиться чего-то. И истинная жизненная позиция совсем не исключается — надо обязательно добиваться того, чего тебе хочется, что ты считаешь верным. Но все равно очень многое предопределено. Я твердо чувствую, что в моей жизни все заранее запрограммировано».

Вернувшись после демобилизации в Ленинград, он начал активно действовать в выбранном им направлении. Попытался поступить учиться в театральные ВУЗы, но ни один из них не принял у него документы из-за отсутствия аттестата зрелости. Однако, он недаром сказал о том, что все в его жизни было запрограммировано: на его счастье, именно в это время в Ленинграде на гастролях находился Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки во главе со своим руководителем Константином Павловичем Хохловым, с которым Кирилл Юрьевич был хорошо знаком еще с довоенных времен, когда он приезжал в Киев к своему отцу, работавшему в данном театре. Он пошел к Константину Павловичу, рассказал ему о своем желании стать актером и попросил взять его в труппу с испытательным сроком. К.П.Хохлов пошел ему навстречу и согласился принять на службу в свой театр на должность артиста-стажера.

К.Ю.Лавров переехал в Киев, где учился актерскому мастерству, выходя на сцену вместе с прославленными артистами этого театра. Большую помощь в становлении как актера ему оказали отец Юрий Сергеевич Лавров и руководитель театра Константин Павлович Хохлов. Очень интересно высказался об его успехах в то время Николай Николаевич Рушковский, выдающийся актер данного театра и кинематографа, Народный артист Украинской ССР: «Блестяще играл Алексея в первой пьесе Розова «В добрый час», которая шла в нашем театре очень хорошо. Это уже было по-настоящему, это было из того, что можно предъявлять. Вот в таких ролях Кирилл формировался как актер».

Не зря Кирилл Юрьевич утверждал о том, что все в его жизни предначертано Судьбой. Во всяком случае, работа с Константином Павловичем Хохловым очень быстро помогла ему стать прекрасным актером, да и сам Народный артист СССР К.П.Хохлов, будучи выдающимся театральным режиссером, актером, педагогом, тоже вскоре понял, какой великолепный талант скрыт в этом, казалось бы, начинающем артисте без какого бы то ни было театрального образования. 

К.П.Хохлова очень ярко охарактеризовал Владимир Александрович Нелли, известный украинский театральный режиссер и актер, Заслуженный деятель искусств УССР: «Как это важно, когда во главе театра стоит человек высокого вкуса, строгих принципов, творческой честности, мастер, которому верят его соратники и подчиненные, а он верит им, и обе стороны отдают свои силы, уменье, время и способности общему, нужному для государства, для народа делу! Сколько в этом радости, гордости, счастья и настоящей пользы!. Константин Павлович обладал выдающимися режиссерско-педагогическими качествами… Каждый спектакль К.П.Хохлова утверждал единый стиль театра, укреплял ансамбль, содействовал росту актеров, настойчиво превращал труппу в единый коллектив театра имени Леси Украинки».

В 1954 году Константина Павловича Хохлова перевели из Киева в Ленинград на должность главного режиссера Большого драматического театра имени Максима Горького. И он привез с собой на работу в руководимом им театре Кирилла Юрьевича Лаврова. Это еще раз говорит о том, насколько проницательным и прозорливым был Константин Павлович, а также и о том, какой степени мастерства уже достиг к тому времени Кирилл Юрьевич. Данный театр стал на всю жизнь родным домом для К.Ю.Лаврова, в нем он проработал более пятидесяти лет. К великому сожалению, К.П.Хохлову не удалось долго возглавлять БДТ, он умер первого января 1956 года.

После его кончины руководителем театра был назначен известный ленинградский театральный режиссер Георгий Александрович Товстоногов, который обновил репертуар, распустил половину труппы и, самое главное, привнес свои принципы работы с актерами. Кирилл Юрьевич, опасаясь увольнения в связи с отсутствием у него актерского образования, сам решил уйти из театра, тем более, что его пригласили на работу в Ленинградский театр комедии. К его большому удивлению, Г.А.Товстоногов предложил Кириллу Юрьевичу остаться в БДТ и сыграть в новых постановках.

К.Ю.Лавров уже в сентябре 1956 года исполнил одну из главных ролей в спектакле Г.А.Товстоногова «Шестой этаж». Затем он сыграл ряд ролей в спектаклях «Когда цветет акация», «Метелица», «В поисках радости». Настоящая слава пришла к нему после того, как в марте 1959 года в БДТ Георгием Александровичем был поставлен спектакль «Пять вечеров» по одноименной пьесе талантливого драматурга Александра Моисеевича Володина, ставший настоящим событием театральной жизни. В этой постановке Кирилл Юрьевич исполнил одну из главных ролей — создал образ студента Саши. Спустя некоторое время Большой драматический театр стал считаться одним из лучших театров страны.

А теперь, я думаю, наступило время для временного переключения внимания читателей на участие Кирилла Юрьевича Лаврова в съемках любимых в нашей стране кинофильмов, поскольку он входил в плеяду самых легендарных и востребованных киноактеров. Его дебютной работой в кинематографе стала роль каменщика в фильме «Васёк Трубачёв и его товарищи», героико-приключенческой ленте, поставленной в 1955 году режиссером Ильей Абрамовичем Фрэзом на киностудии имени Максима Горького по одноименной повести Валентины Александровны Осеевой. После выхода в прокат данного фильма, Кирилла Юрьевича стали довольно часто приглашать на киносъемки, но длительное время предлагали только второстепенные роли.

Первым по-настоящему серьезным стало приглашение на съемки двухсерийного художественного фильма «Живые и мертвые», создаваемого в 1964 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Александром Борисовичем Столпером по первой части одноименного романа Константина Михайловича Симонова, в роли старшего политрука Ивана Петровича Синцова, корреспондента военной газеты. Премьера фильма состоялась 22 февраля 1964 года. В кинотеатрах нашей страны его посмотрели более сорока миллионов зрителей. В 1967 году по второй части романа («Солдатами не рождаются») А.Б.Столпер снял продолжение — фильм «Возмездие».

Конец второй части (окончание в третьей части)

Борис Пономарев