С миру по нитке - Голяди рубаха...

Сергей Курочкин 3
     Сообщение о голяди на Протве позволяет засомневаться в том, что голядь является этнонимом, особенно в сочетании люди Голяди (с большой буквы). На своей памяти в контексте племени со словом «люди» в Ипатьевской, Лаврентьевской и других летописях, я нигде не упомню его употребления с каким-либо этнонимом. Кроме этого возможны - люди добрые, люди верные, люди "си новы", но никак не люди Литва или люди Чудь, люди Весь. В редких случаях с этим словом употребляются прилагательные принадлежности, как в Ипатьевской (Киевской по сути) летописи: людии Руськоє земли (945 г.), люди Татарьскы" (1257 г.), людие Миндогови (1258 г.), Василковымъ людемь (1259 г.), а в Лаврентьевской летописи (монаха Киево-Печерского монастыря) - "люди Жидовьски" (986 г.). Следует отметить, что народ голядь не упоминается в летописи ни в перечне славянских племён, ни в списке иных племён, населявших Русь или плативших дань. Напрашивается логический вывод: а не имел ли летописец здесь в виду «люди гол;дь» в религиозном значении? Согласитесь, племя бедных людей, зависимых и малоимущих, это как-то звучит в диссонанс представлениям об истории и этике вообще. А где же племя богатых? О среднем классе не рискну. Словосочетание «люди гол;дь» так же загадочно, как для меня - люди русских, что совершенно иное - русские люди, и, столь же непонятно в связи, а кто русский? А без этимологии слова люди (которой нет), изыскания и вовсе становятся для любителя увлекательным путешествием в прошлое. Однако данное предположение лингвистически абсурдно (из-за полного искажения звуковых соответствий), а исторически - маловероятно. Голядь в общепринятом написании - «гол;дь» - звучит «голд». Но оно есть. Чтобы не быть голословным, не пожалеем времени разобраться в этой интересной лингвистической загадке, а иначе и быть не может, пройдём путь от сотворения, но раскроем секрет! Русский язык нам в помощь, чур меня яндекс и словари от наших академиков, у которых корень человек в слове человек, а значения слову люди попросту не существует (версии не в счёт). Итак, начнём с самых первых голых на земле, когда ещё ни русских, ни монголов в природе не было - был Адам без ребра и Ева, творение неземное. С земли ещё никто живым не уходил, с рая обратно не возвращался, тем интереснее оттуда начинать. Всё что не просто - не гениально.

    Чтобы не ходили Адам и Ева голыми за пределами райского сада, творец обеспокоился и пошил им одежды из шкур зверей, и напутствовал словами у калитки, идите и размножайтесь, плодитесь! Что бы хотелось отметить в поучительной истории, как плохо не слушаться старших, так это три момента. Что могло бы означать непослушание на практике, это любому ребёнку известно - следует наказание. И действия шалуньи нам известны, оставим Дьявола в покое, он тут совсем не причём, мало ли что тебе посоветуют на улице дурного? Должна быть своя голова на плечах, касается и Адама, хотя, его я понимаю. Сам люблю инжир, или что они там кушали, да и яблочко на ужин делает сон глубоким и цветным на рассвете, встаёшь как огурчик. Мне за творца волнительно. Он не любил детей? Пытаюсь понять его логику. Изгнание могло означать наказание за непослушание, раз такие умные и самостоятельные (а плод с древа знания съеден), таки, идите и заработайте на хлеб сами... Отеческая забота ли, прослеживается в одеянии? Если он хотел скрыть наготу их, то перед кем? Никого на земле нет, ну ведь реально никого! Ау-у, люди-и-и. И только эхо в лесу. За границей Эдемовой калитки грешную парочку не могли ожидать стыд и срам, и никто не шарахнулся бы в сторону, и лайфак на смартфон поставить было некому. Тогда что? Третья версия будет необычная и доселе не заезженная,  он прятал "голых", как прячут само слово. И у него это получилось, судя по многочисленным версиям о голеди (ни одной верной). А заодно прятал всё, что с ними связано: "гол/голь/голядь". Накинув шкуры, спрятал главное, и версия моя (аксиома пусть) заключается в правильном прочтении слова голый, ибо оно означает идти и бог (и др. значения, сколько языков - столько). Голень - это главный, это часть ноги, а нога чтобы... ходить? Так им и было сказано - идите, идите и размножайтесь (от слова раз), или плодитесь от слова плод (лод), тут надо ещё разбираться (что делать), но дело сделано. Скушал яблочко мой свет, благодарствуй за обед. С тех пор, как верно замечено одним, человек научился летать, ползать, лазать по деревьям и скакать - осталось научиться ходить ... куда и по какой нужде, умолчал. Русский язык настолько Велик и могуч, что можно говорить предложениями, а из дюжины слушателей будет 12 версий - о чём? Но каждый найдёт ответ себе сам. Факт сотворения Творцом голыми остаётся неоспоримым, даже подкрепляется эпизодом кроя и шитья. Благословенное потомство усмотрело в том бедного Портняжку, а некоторые дети - голых королей (А король-то, голый!), но ни разу не задались вопросом, зачем. Отеческое беспокойство понять можно, и отцовские чувства прекрасны, но не испугался ли он? Вкусив запретный плод, дети могут быстро поумнеть, а поумнев, всё разгадают и привет! С земли никто ещё живым не уходил. Захотелось тайны, сжалился? Идите, гуляйте пока молодые. Позавидовал, сожалея. Я не знаю, но факт - одел. Значит, не голые. А что?

    Я когда услышу новое слово из хорошо забытого старого, старюсь припомнить ряд похожих слов по звучанию, чтобы оценить время. Голядь, глядь, гулять, бляdь, что ещё? Идите, гуляйте! Действительно старое, знаю ещё ляд/лёд/лед из корневых значений того ряда, а, изучая топонимику Испании вышел через Толедо на Спящую красавицу и «какого тебе ляха надо?!», но целовать мёртвых неприятно, вернулся к образу - зачехвостилась река... Если кому-то мой любительский подход к изучению русского языка не нравится за длинные и пустые разглагольствования, подскажу, как можно удовлетворить любопытство, можно не тратить драгоценные нервы и время попусту - пропустите три-четыре страницы текста и в самом конце узнаете что означает слово голядь.

    С чего начиналась голядь, мы уже поняли, и чем дело закончилось, немного догадываемся. Их не стало (их убили), голые появились в раннем средневековье и исчезли, но осталась топонимика на земле и в реках (местечковая), ещё в фамилиях и странах. Голицыны, Голландия, а ещё её полно в древнерусской литературе, которую мы не изучаем (даже наоборот! стараемся предать забвению), а летописи столь скудны на голядь, раз-два и обчёлся, там ничего нет. Полно пословиц, но мы их не понимаем: гол как сокол - о чём это и о ком? Первая колОм - вторая соколОм! Имеют ли они отношение к ломать, ломоть и лама? О взаимосвязи букв и слов, и рождении новых терминов нас не учат в школе, как и слушать звуки. Как же быть?

      Проследить весь путь «голых» возможности особой не представляется, ибо монастырскую перепись уничтожили монголы (от слова мон+гол), а могли монахи начудить, выдумать прозвище - Мономах, и пусть его разгадывают, плюс миф о Соломоне в придачу. Но какая-то связь между этими словами существует. Моно - один в номинале, как монета достоинством, он же человек «ман», а могол - большой, великий. Выходим на Большого (Человека), именуемого в шутку Йети - снежного. Почему никто не знает, но есть одна статья о речке Снежеть и, каким боком она соотносится с Онегиным (Пушкина), следует прочесть. Не помешает для понимания классики. Там и про этимологию «Карачев» заодно, и почему ворона каркает, и что значит кара Господня. Но это не всё из бытия предков голяди. Она мне напоминает отвергнутую Татьяну Евгением Онегиным. Больше всего сведений в «Слове о полку», ибо это время соответствует явлению голяди на Двине, Немиге, Днепре, Оке, но кто из Вас читал эту повесть? А если да, то узнал? Буду иногда вставлять цитаты.

    «Были вечи Трояни, минула лета Ярославля — были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрелы по земли сеяше... Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ Княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась. Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть: нъ часто врани граяхуть, трупiа себе деляче; а галици свою речь говоряхуть, хотять полетети на уедiе».

      Смотрите, как представлено время: Були троянські дні, минуло літо ярославське (укр.), то есть дни и лета прошли (эпохами разными), и вот Автор пролистает 7 столетий и мы окажемся в ином времени - «были плъци Олговы, Ольга Святьславличя». Что это слово значит? Очередное открытие века, ибо «плъци Олговы» не полки, как общепринятое: плъци Олговы (болг.) - Плач Ольги (русск., укр.), Олгин плач (серб.), Olgin jok (сл.) - Плач Вольгі (белор.). Символично, что повесть завершается плачем Ярославны. А «пл'ці Олгавы» - Дочь Ольги, Олгина ћерка (серб.) - Дачка Вольга. О том - «Девой ступили на тропу Трояни». Тоже пл'ці(укр.) - плечи, о чём мораль в финале: «...тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы...». Мораль на лицо, тяжело голове без плеча, да и телу без головы - зло (не поздоровится). Повесть написана не простым языком, с повторами, как бы о главном шутя, но с долей правды в шутке. И так весь текст на подстрочнике. Но у нас нет такой задачи, не будем разбирать по косточкам СЛОВО, есть желание окунуться в дух времени и просто пожить в том языке, который мы не понимаем. Почему русские себя называли внуками бога, а время «веци человекомь» в данном случае имеет значение - старац (серб.), Стары чалавек (белор.) - не вырываясь из контекста повести, это надо знать и понимать. Придёт осознание о времени смены Заветов на отдельной территории - при каких событиях. Редко ратников кликают, зато вороны часто кричат (кукарэкаюць - белор.), трупы делят. А вот и голь перекатная - галицы. Прямой перевод с белорусского ошарашит: «Галичане сказали свое слово: хотят лететь в Украину». Сам в шоке (я только копирую), слово «ўедзіе» трактуется как укус змеи (далее по тексту будут «стрикусы»), переводчик объясняется современной терминологией, указывая конкретное место. А насколько он не прав? Если в былинах и сказках Олег погибает от коня своего, от укуса змеи, а дело было в Киеве, куда он сдал коня по совету Перуна, наказав кормить овсом отборным и поить водой ключевой... Более важно для понимания, что вектор атаки сменился с заданного академиками направления ровно на 180 градусов - на запад. Ищите женщину, как бы сказал француз. Сократив показания и расширив рамки обзора: гал ў едзіе (белор.) - девчонка в еде; гал ў едзіе (монг.) - Давай стрелять; гал/гол - «цель» - значение одно из (в том числе и забить гол, есть разные переводы наречий), но! Монгольский язык объясняет, что гол - река. Вот те раз, тише Танечка не плач... А река может быть Великой, как и сам могол (велик, чудесен - перевод), а эти бедные люди голядь, они совсем не виноваты, что родились в эту пору в этом месте, что их обзывают племенем, хорошо хоть не кочевниками (как половцев, жителей Полоцка). Украинских детишек обучают - повесть включена в школьную программу, но обучают политически выверенными фразами, истолковывая в угоду власти. Надо заметить, что в России её попросту боятся, по причине абсолютного не понимания, о чём там. А там о том, как Левобережье воевало с правым берегом Днепра, и костью в горле - Киев, немцы, венедцы, мурома... Крестовый поход и противодействие. Всё как сегодня, только границы другие и Чернигов отошёл под власть Киева. А вот что было девять веков назад.

      Первое летописное упоминание о голяди относится к 1058 году, когда это племя было разбито киевским князем Изяславом Ярославичем. Проходит сто лет. В следующем упоминании под 1147 годом сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий пошёл с войском на Новгород Великий, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел воевать Смоленскую волость. Святослав принял это предложение и захватил часть земель, заселенных голядью — «…и шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве…». В 12 веке они - «люди Голядь» - с большой буквы и летописным языком величая, а много ли племён удостоены такой чести, именоваться (вятичи, радимичи, уличи) - с большой буквы? Племя - общность, связанная родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием (в последнюю очередь - этническая и социальная). Милости прошу в Южную Америку, там и ознакомьтесь с «этносом» или Иисусом в сохранившихся от цивилизации племенах. Мало того (или более того!), члены общества голяди представлены как «люди», а есть ли упоминание людей племени северян, древлян, полян, а хоть и вятичей? Нет, а Голяди - есть, что наводит на мысль, а племя ли это? Это, знаете ли, рассуждения уже из области борьбы света и тьмы, добра против зла. На чьей стороне были Юрий Долгорукий и сын его Андрей Боголюбский (если убит был в Москве, а памятник на коне у мэрии), очевидно, на стороне сил добра и РПЦ с менталитетом советских и российских политологов и историков. Вот только в обозримом времени образы перевернулись сто раз и стали с ног на голову. Россияне стали русскими и москалями, а Киевская Русь - начало всех начал, обратилась в хохлов (с «галичиной»), обратилась в Украину, власть которой, как и вся прозападная свора - русских не любит по неизвестной причине. А вот, пожалуйста, корни тянутся издревле, надо только разглядеть отношения между предками и причину, за что? За ресурсы таки да, но начинают с церквей. Сложнее всего разглядеть «голь перекатную» в перевёртышах собственного сознания, отдавая отчёт в том, что историю писала религия, у которой нет объяснений почему, но есть слово надо.

      Изначально бы, надо определиться, кого представляла голядь и что эти люди делали на Оке? Коли ареол их расселения представлен Калугой и окраиной Москвы (центр пятна на учебных картах) и кем был Святослав Ольгович, отправленный походом на голядь? Насколько это можно, из источников ознакомиться с временем и событиями, проистекающими на земле. А уж потом обратиться к размышлениям и значениям слов. А вопросы самые простые. Чем голядь мешала выше озвученным князьям, и почему людей надо было убить? Они насельники из местных или приезжие и в чём, так сказать, квартирный вопрос состоял в это время, по самому большому счёту, если потомство Иафетово разругалось внутри себя? О голяди известно мало, Нестором «племя» не представлено. Перевод Д. С. Лихачева: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». В названии звучит надежда, то есть откуда ноги растут, мы узнаем! Но. К сожалению, откуда Русь пошла и как возникла - Вы ничего не узнаете из письма старца (в академическом переводе), а обман пошёл уже с названия - ни о руси, ни о земле мы там тоже ничего не узнаем. А о голяди там вообще - ноль сведений. Видимо, лингвист и религия - одного поля ягода и язык у них - Lingua, один. Вот вам и этимология слову религия.

      Вот такой краткий экскурс от потопа, чтобы не создалось мнение у Читателя, что не долюбливаю я балтов или голядь. Раз история строится по летописи, давайте просто посмотрим, есть ли там это племя? Даже два племени - голядь и балты (чтоб два раза не ходить). Я понимаю, что вся история вымысел и вымысел на 99%, но есть тот один, ради которого стоит её почитать. «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет». Напомню, что ковчег по легенде остановился на горе Арарат, ныне Масис турецкий и пошла делёжка земли не в пользу христиан, ну совершенно очевидно для каждого у кого голова на плечах. А голова, глава и главный одного корня с голядью (её носит на плечах человек, чтобы в неё есть). «Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ» - далее следует рассказ кто и где жили-были. «В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым». Понятно, что тут ничего не понятно, и, что такое русь - есть отдельные статьи по разбору текста ПВЛ своими и внятными словами с оригинальными знаками препинания, не противоречащими смыслу изложения. Голяди тут нет - есть похожие названия на букву г, но звук другой - «галичане». Потом все они (все перечисленные), видимо, от делать нечего и скуки ради, решили выстроить «столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его (недотёпы какие-то, я не выдержал просто). И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле». На этом сказка не кончается. «Спустя много времени сели славяне по Дунаю... От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели...». Русь встречается неожиданно крупными мазками по полотну художника, вот первое знакомство: «Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары ... а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима ... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра». Ни фига себе племя - русь - всем странам и королевствам бы так жить (города и флот морской). Земля от моря и до моря с эпицентром Валдая на месте исчезнувшей Гипербореи, помеченной крестом Великих русских рек, проистекающих из Оковского леса. После печальной истории о братьях, «Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались», рассказ о племенах и Руси продолжился не по-родственному откровенно. «И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

      Что из этого можно почерпнуть полезного, так это отсутствие упоминания о голяди, с большой или малой буквы неважно, но нет её в числе данников и вообще в племенах, как и балтов. Но! как могли данники (чудь, весь, меря) призвать варягов и те пришли всем родом русь, если они ей платили дань? Равносильно мне написать письмо в Кремль с просьбой сделать меньше налог на бедных и отобрать у попов мерседесы. Возможно, это предыстория и ситуация на обильной земле не застаивалась - рассказ продолжится, в 859 году меря принимало участие в призвании, а в 862 году - нет. Зато приняли участие кривичи, а меря наоборот, воевали с варягами-русью. Кто говорил по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, довольно большая территория. Напомню, что восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы. Ещё из летописи отмечу предлог - «на Руси» (не в Руси) написано, и Русь - с большой буквы. Жители Полоцка - племя половчане - ещё не стали кочевниками и половцами.

      А вот современная трактовка из сети пользования: «Голядь (др.-рус. гол;дь) — балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков, в верховьях реки Протвы, левого притока Оки, между землями вятичей и кривичей». Это как? Это когда лист из летописи уже не вырвать, надо сочинить свой и вставить клином промежду известных племён, но не от строительства башни, а веком так, XI-XII-м. Сверим часы - это время приходится на час сочинения монахом летописи. А где они были тысячу лет? Вот поэтому столп и недостроен оказался, по причине голядь сачканула. Если Нестор и подзабыл, что могло быть в IX веке, триста лет назад, то осветить свой век-то, мог бы без лукавства. А «согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков», то это каким - источникам? ссылки нет, но благодаря которым, возникло «балтоязычное племя». Господа, да это просто чушь, чего не было в природе - сделали на бумаге. И языка такого нет, могу утверждать вполне сознательно, разве в стиле Пушкинского Балды. «По реке плывёт топор из села Кукуева» - из этой же серии мои статьи - о "балтизации топора", потому что балт - "топор" в переводе, каменный век и начало всех начал в христианской теологии. Перевод прямой и буквальный всех славянских наречий, а татары запомнили - балта (топор), хоть на Балтике не проживали.

      Наверное, не вошедшим в летописание при жизни летописца, нужно было как-то так обозвать себя, смешав горячее с зелёным, но чтобы ручку золотили. Можно ли смешивать сведения из монастырских летописей с письмом древнерусской литературы? Вопрос из этой же области: галичина и галицы - это голядь? Если есть 72 языка, созданные Господом, они помогают людям жить в мире, или это специально вброшенная феня, разобщить? Некоторые слова на литовском и латышском языках имеют совершенно разное значение с эстонским (молчу про русский и российский). А солянка из трёх «Курляндий» стала именоваться балтийским языком? Оригинально. С другой стороны, они же не могли взяться из небытия; в принципе, они же есть и называются странами Прибалтики (то есть - Притопории). А что написано пером - топору не вырубить. Голядь явилась не с пустого места, что отметить важно: «Относится исследователями к так называемым днепровским балтам. Археологические следы дискуссионны. Этноним считается тождественным названию прибалтийских галиндов». Написано профессиональным языком. И чушь эту - объяснить даже не стараются, но успех развивают до Днепра и за Оку дальше. Расширяя территорию, представляют и три неизвестных (как три в одном), и возникает законный вопрос, а галичина, галинды, галицы, она ли -  гол;дь? Ни языка, ни археологических находок - из совершенного бескультурья, да из грязи в князи? Вспомним цитату из древнерусской литературы о «галицах», которые на «уедье» завсегда готовы, как хищники на поверженную кем-то добычу (доклевать, обглодать кости) и сказано это Автором повести «Слова о полку», прямым потомком династии Ольговичей. Для понимания, что происходило в это время на земле - отвлечёмся, хоть это и трудно себе сегодня представить, но Левобережье Днепра было заодно (включая верховья Днепра и Западную Двину с Полотой и Витьбой) в противостоянии, начавшимся крестовым походам Рима. В итоге длительной борьбы князь Игорь - вступил в Киев - по Боричеву (с иконой Пирогощей) и с дружинами курскими, стародубскими, белгородскими, которым помогали полоцкие князья, прозванные половцами-язычниками с лёгкой руки киевского академика. Читая аннотации к тексту повести, диву даёшься, для кого они писаны? Так извратить историю могли только люди подневольные или дико озлобленные на весь мир и вся. Как правило, все наши уважаемые классики - дети попов, ксендзов или раввинов. Отфильтровать что в их расставленных сетях довольно сложно. Но продолжим, Святославу был приказ - голядь убить. Должно быть, она сильно насолила.

      Святослав Ольгович (в крещении Николай; 1106-1164) — князь новгородский, курский, стародубский и белгородский, новгород-северский, туровский, черниговский, сын Олега Святославича (Гориславича). Активный участник княжеских междоусобиц на Руси, несколько лет провёл в ссылке в Византии, долгое время воевал с Владимиром Мономахом и его сыновьями. По результатам Любечского съезда получил владение в Новгороде-Северском (а его братья Давыд и Ярослав — в Чернигове и Муроме). За Олегом Святославичем закрепилось прозвище «Гориславич». Его потомки в летописях и историографии именуются Ольговичами (ольгОвичами - так правильно). На монетах «Гориславич»  изображён в полный рост, в длинном одеянии с «державой» в правой поднятой руке, в левой руке - копьё. Надпись столбиком: ОЛЬГЪ - под протянутой правой рукой, словно колонной подпирает кисть руки, поддерживая шар (державу), увенчанный шестиконечным крестом. То, что шар имеет объём заметно по светотеням барельефа, это не плоский блин (к недоумению моему, зачем гибли учёные средних веков в инквизиции). Слово - ОЛЬГЪ - «это верно» (такой перевод слова ольгъ). Что тут можно ещё патриотического  вставить, таки не иудей по вере однозначно, и по имени Олег - не скандинав и не индеец племени, ведь имя означает - ВЕРА - это верно. Состоит термин: О - это, плюс + льгъ (звучит лыга, лага). Прямые переводы -  лжец, брехун, Лажов, хлус. Хлус напоминает хлюста (Христа) из бывших сект. Лажов напоминает - Лжедмитриев, которых было множество и фамилию Лалов, которую никак не могут перевести, хотя с испанского языка - любовь. Пришло время любить друг друга. Лжец - это который лжёт и ложит (Палеолог?), чтобы свято место пусто не было. Однако у нас - кладёт, чтобы смысл в изложении не выскочил случайно - не стал блаженным. Слово брехня до боли знакомое, это когда люди врут как собаки, чтобы их отличить от котов, или иной этнической помеси. Брехун - корня хун/хан (плюс божественный реверс), ныне наиближайшее ему значение сленга - лайки ставить. Тоже балалайка, лайнер, лай, лайфак. И «это верно», потому что сила в правде, а держит Олег Землю в правой руке, деснице. И это не только Десна - сна/сына речка может быть левым притоком, но и Туросна от сна - бычок тура. В словах всегда заложен смысл, иначе и представить невозможно, что предки несли чепуху и бессмыслицу. А главная балка в срубе - лага - чисто случайное название, как и Калуга и Луганск с речкой Лугой. Название «Бежин Луг» для романа писатель Тургенев, проживая на Оке, подобрал чисто случайно, бросая кости... Если с языка болгарского, Олег означает «старина», «пожилой человек» - древо. А теперь сравните слово Волга и Болгария - волгарей объединяет корень «олг/ольг». Тема другой статьи, об этимологии Олег, Ольга, Волга - явно не от Хельги, зачем язычникам дурить голову масленицей? Продолжим ложить за батю его, дабы не закапаться в брехне академической. Что есть о лжи в повести? Есть:

      «Тiи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ уже лжу убуди, которую то бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь Грозный — Великый Кiевскый». Игорь и Всеволод братья, князья Новгород-Северские и Курские пробудили ложь, которую приспал отец их. Восстали против. Обратите внимание, что прозвище «грозный» - существовало за 4 века до царя Ивана Васильевича. А из обращения к брату узнаём родовое прозвище: «О руская земле! уже зашеломянемъ — еси, Длъго!  Нось мркнетъ, заря светъ запала, — мъгла поля покрыла, щекотъ славiй успе, говоръ галичь убуди — Русичи Великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а Князю славы». Имя - Длъго - корня «лъг», только что разобрали (ветвь ольгОвичи), так Игорь обращался к своему родному брату Всеволоду Буй-туру, князю Курскому. Вот и подтверждение - ответ следующей строкой: «Дремлетъ  въ поле Ольгово хороброе гнездо, далече залетело, не было нъ обиде порождено, ни соколу, ни кречету, ни тебе чръный воронъ!».

      Без понимания, кто такой Святослав («Гориславич»), кто Олег (монету имеющий), вряд ли можно понимать и слово голядь. Достоверное значение прозвища, что бабка надвое. Начало может означать гору, окончание -вич: родство с вятичами, радимичами - всеми русичами. Гора любви, а голядь - зло голимое. Вот славяне и дерутся до сих пор. А если гора не идёт к Магомету - Магомет идёт к ней, что и случилось в годы раскола церкви и раскола единства славянского - Константинополь пал в 1453 году. Без понимания глубинных процессов, проходивших на земле, вряд ли поймёшь не только что такое голядь/голд, но и почему употребляем слово слава по разным причинам. От отцов православия ответа не дождёшься, читай статью, ссылка ниже, что значит название веры.

      Супруга - дочь половецкого хана (как и у Долгорукова), тем неожиданней будет сравнить оба прозвища, каким боком руку и сыр объединит голядь. Олег ходил на Чернигов и Киев с половцами в помощь своим дружинам призывал их, а историки ошибочно считают жителей Полоцка кочевниками, выдумывая всякие небылицы. Цитата из википедии: «В 1079 году брат Олега Роман Святославич во главе половецких войск вторгся на Русь» - чушь и бред, ибо Ольговичи - те же Ольгердовичи через столетия (памятник Ольгерду в Витебске). У Переяславля киевские правители заключили с половцами мир, и «на обратном пути в степь» (!) те убили Романа. Типичное поведение религиозных фанатов. Религия и Вера - разные вещи. Самого Олега в том же году схватили лица, названные в летописи «хазарами» и отвезли в Константинополь. Что, зачем и почему - никто не знает. Но вернулся Олег на Русь и сразу в столицу, уже женатым на знатной гречанке Феофано Музалон. Помог освободиться из плена, так сказать, в мае 1081 года Алексей I Комнин. Забегая вперёд скажу, что Елена Глинская, будущая княжна Московии - мать Ивана Грозного - рода Комнинов. Подобного рода цитаты: «Половцы же начали воевать окрестности Чернигова, а Олег не возбранял им, ибо сам повелел им воевать. Это уже в третий раз привёл он поганых на землю Русскую, да простит ему Бог грех его, потому что много христиан загублено было, а другие в плен взяты и расточены по землям» - воспринимать стоит с юмором, смотря кого считать христианами в религии и погаными в вере. «Сам женатый на половчанке, воспитывавший в своей семье сына половецкого князя Итларя, в 1107 году Олег женил одного из своих сыновей (согласно Василию Татищеву — Святослава, в летописях имя княжича опущено) на дочери половецкого князя Аепы». Как это понимать? Равно как и свадьбу в продолжение династии Ольговичей - правнука Владимира Игоревича женили на половчанке Свободе. Владимир - сын Игоря Святославича, героя похода 1185 года, широко известной повести. Правнук тому Олегу (полное название повести - о полку Игоревом, внуке Олеговом). И опять тот же самый случай под копирку - Игорь попадает в плен, после чего свадьба сына. Но! - самое что интересное в этой трудной повести в финале её, как удельный князь после того как положил дружину костьми, проиграл битву, стал Князем Земли Русской. Это как? Как можно получить, такое повышение по чину? И от кого. Что-то в этой истории, как и всей нашей, мягко говоря, не вяжется. Александр Невский был женат на княжне полоцкой, брат Андрей - на галичанке Дубраве. «Уже и бог у вас не русский? - из романа Югова Ратоборцы - даже слушать и то противно!». А не вяжется то, что сказать советским академикам в эпоху Союза правду голимую было не просто и для здоровья граждан, и для жизни своей опасно (Лихачёв отсидел в Норильлаге, потом был допущен до кормушки с орденами). А правда она всегда на поверхности. Ничего не поменялось. Правда в том, что воевали между собой - соседи по реке Днепр и притокам, да по Оке с Волгой, да по Ладоге и по Волхову. Крестовый поход. Какие уж тут кочевники? Святослав стал на Новгородское княжение - княжение стало открыто оппозиционным Киеву, можно считать началом Новгородской республики. «Вскоре Святослав женился в Новгороде (по версии В. Н. Татищева — на дочери новгородского посадника Петрилы). Новгородский епископ Нифонт отказался венчать жениха и невесту. Венчал их «свой поп» в Николо-Дворищенском соборе: оженися Святослав Олговиць Новегороде, и веньцяся своими попы у святого Николы; а Нифонт его не венця, ни попом на сватбу, ни церенцем дасть: глаголя: «Не достоить ея пояти». Что это может быть, если не религиозные распри 1136 года?

          Итак, ближе к теме, последнее летописное упоминание голяди относится к 1147 году (основания Москвы), когда на «племя» совершил поход Новгород-Ссверский князь (Большая Россиийская Энциклопедия). Следующее упоминание голяди - косвенное в предположении: «В 1248 году на Протве погиб владимирский князь Михаил Хоробрит, брат Александра Невского: «И Михаиле Ярославичъ московский убьенъ бысть от Литвы на Поротве». Предполагается, что целью похода литовцев на Протву (под Москву) было привлечение родственной им голяди к набегам на южные земли Владимирского княжества. По мнению академика В. В. Седова, «Литва на р. Протве в середине XIII в. это — безусловно потомки голяди». Осталось разобраться, что за литва и что за голядь с балтами? Первое упоминание в 1058 году - второе в 1248 году и вся история «племени». А в 1326 году хронист Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга, описывая на латыни завоёванные орденом земли и племена, упомянул Галиндию вместе с её обитателями галиндами, указав, что она расположена где-то в южной Пруссии.  На этногенез мощинцев оказали славянские племена киевской культуры? Самые первые упоминания об этом племени есть у Птолемея около 150 года н. э. среди других племён, населявших Прибалтику (но не голядь, хотя буквы г и л есть). Верховный бог балтов - Триглав. Опять на конце - лав/лаф, как в имени Святослав и в названии правосЛАВие. Можно предположить, что «три-г-лав» и есть тот самый змий злодей католик (с ликом кота). А православие - прославление права - «на руку» Олегу (см. чекан монеты). С любовью, так сказать, не отрицая, ибо это невозможно. Ольга - язычница и Святослав сын её язычник, совершенно не от Хельги и Свендеслейфа. Всё наоборот. Доказательства в топонимике земли и в Византийском хронографе. Олег указан за 10 лет до призвания Рюрика - Первым князем земли русской в 852 году. Ольговичи отслеживают свою историю (см. Слово о полку) «от веков Трояни», то есть с 4 века н.в., когда они «Девой вышли» на эту тропу.

      «О, Руская земле, уже не Шеломянемъ еси! — се ветри, Стрибожи внуци, въютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы.» - Этой строкой представлен противник русской земле. Бог Стрибог изображался в виде бородатого деда, прозвище Стрый, старый. Совпадает со значением имени Олег (старый, пожилой человек). Стрибог повелевает всем, что имеет отношение к воздуху. Это не только ветер, но и птицы, всё, что в воздухе и даже луки и стрелы. Он может управлять погодой, однако, если сравнить его с богом Перуном, в гораздо больших масштабах. Легко догадаться, что особым почётом он пользовался среди людей, которые серьёзно зависели от ветра (морские путешественники, купцы). В любом случае, известно, что его братья - Даждьбог и Семаргл, не менее почитаемые славянами божественные сущности. В старину считали, что любое проявление погоды связано если не с этим божеством, то с его детьми и внуками. Внуки Даждьбожии (солнечные) схлестнулись с внуками Стрибожьими (ветра).

      О боге Триглаве вскользь. Статуя бога трехглавая была убрана золотом. Жрецы утверждали, что три главы - символ власти бога над тремя царствами - небом, землёю и пеклом. Гора же под таким названием - Триглав - существует, имел счастье там побывать - в Словении у озера Божие за долиной «Семиозерья», недалеко от столицы Любляны. Наполняет озеро водопад, из этого озера вытекает река Сава с притоком Мерятинка и впадает в Дунай, где столица Сербии Београд. Господь Саваоф сохранился на фресках старых монастырей, под куполом у храмов Илье Пророку. Мерятинка - приток Туросны у города Клинцы (Брянская обл.), ещё приток Иордань (ныне Ардонь и село образованное на берегу «блюстителями древлего благочестия»). Саваоф - в музее г. Ветка (Беларусь) и бог в произведении «Александрия Сербская». Культ Саваофа поддерживали христы до 20 века вплоть в чине управителей и культурных деятелей России, я о них писал в статье о племенах, ссылку укажу внизу. Сава Морозов, например, имя сохранилось до наших дней. Как и любовь в слове словене, не путать со славянами в массе их. Говорят, что и орёл был трёхглавый, да одну снесли.

      Историк Анастасия Володина в своей научной статье «Проект ученого путешествия по России З.Я. Доленги – Ходаковского в первой четверти XIX века» отмечает: «З. Я. Ходаковский в ходе путешествия составлял «Сравнительный словарь» географических названий, надеясь, что этим «откроет поле для размышлений археолога, географа и историка» и сумеет убедить их в достоверности своих выводов, которые сводились к следующему: в дохристианскую эпоху поселения формировались вокруг городищ, в которых Ходаковский видел, прежде всего, языческие святилища. Во встречающемся повторении одних и тех же или схожих географических названий во всем пространстве России и в других славянских землях исследователь усматривал некую систему, согласно которой строились святилища и поселения возле них. Само название «славяне» Ходаковский истолковывал, как «славящие своих богов» и считал, что оно служило обозначением принадлежности к языческой религии». Спасибо Ходаковскому, в своих изысканиях он напоминал о великих границах территории, занимаемой в древности славянами. Тут видится и другое, если человек-путешественник современник Пушкина не объясняет сути слов, то сходи он сейчас на Елагин остров в Петербурге на Масленицу - не то ещё напишет. А рассуждать о Клинских кривичах, не представляя значения слова (клин - ребёнок), лучше не пытаться. Потому что топонимика «клИнцы-дети» занимает обширную территорию России, Украины и Беларуси. Это то, о чём мог писать Тургенев в романе «Отцы и Дети», то самое из чего состоит Библия. А Карл Маркс увидел в ней Первый Интернационал - неисповедимы пути Господни. Перед тем, как рассуждать о носителях гаплогруппы R1a, проверьте козыря в рукаве, ведь читается эта шифровка: «Р-один-а». Товарищ Ходаковский назвал голядь 14-м среди прочих племён, наверное, по той причине, что число 13 не счастливое, или его происхождение не давало душе покоя, или он чуял ветер перемен накануне восстания декабристов. Кто бы знал. Некоторые значения прямо про него:

      "...прост. то же, что голимый; голый, чистый, неприкрытый  — Всё, что он говорит — правда галимая, зуб на мыло, мы вместе там были. Ездили много раз и в деревню по галимому бездорожью, и на рыбалку, и на охоту, и на дачу. Внедорожник для хулигана: Terrano II // «Хулиган», 15 июля 2004. Перен., прост., бран. плохой, омерзительный. Черти галимые, отмороженные, без стыда и совести. Андрей Ростовский, «По законам волчьей стаи», 2000 г. Или жарг. дрянной, никуда не годный. Оценили действенность этого метода и кидалы: некоторые из них пользуются НЛП для того, чтобы попытаться впарить тебе галимый товар, уговорить отдать свои бабки лохотронщикам или подарить квартиру какой-нибудь секте. НЛП-гайд // «Хулиган», 15 декабря 2003 г.

      Племя ли это? Третий раз себя спрашиваю. Пишут что да, то есть родня по крови и по духу (надо так понимать). Повторю: «Голядь (др.-рус. гол;дь) — балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков, в верховьях реки Протвы, левого притока Оки, между землями вятичей и кривичей. Относится исследователями к так называемым днепровским балтам». Дальше повторение, что «археологические следы дискуссионны, а этноним считается тождественным названию прибалтийских галиндов». И не мудрено. Не вставая с этого дивана, я уже проживаю в третьей стране, был человеком советским, потом русским, потом стал россиянином (графу №5 из паспорта упразднили). Национальности не стало, есть гражданство РФ. Но бывал в Галисии - в Испании есть такое «племя» до сих пор. Галисия - автономное сообщество на северо-западе Испании, омываемое Атлантическим океаном. В кафедральный собор столицы региона Сантьяго-де-Компостела, где хранятся мощи библейского апостола Иакова Зеведеева, ведёт паломнический Путь святого Иакова. Скалистый мыс Финистерре, одна из самых западных точек Испании, считался римлянами краем света. Испанцы вообще большие открыватели, побывав под маврами 7 столетий колонией, осознали, что работать необязательно, на то есть рабы. И открыли Новый свет, заодно изгнав евреев, чтобы не возвращать долги (старый анекдот). Про ту Галисию и дивизию «Галичина» я знаю больше, чем про свою голядь на своей земле - это и заинтересовало...

       А. И. Соболевский сравнивал этноним голядь с лит. gala «сила», лит. galingas «сильный, могущественный». Опять же, через га, не го. Вероятно, «голядью» называли данное племя соседи-славяне. Сами же его представители звали себя «галиндами». Археологи соотносят его с так называемой мощинской культурой, существовавшей с IV по VII век. Литовский языковед Витаутас Мажюлис связывал название прусского племени галиндов с не сохранившимся гидронимом Galinda (galvis - «пруд на месте старого речного русла или рукава реки). Академик Топоров видит непосредственных предков голяди в носителях почепской и мощинской культур (по-видимому голядь — последний осколок огромного массива днепровских балтов, которые столетиями занимали обширные территории вдоль среднего течения Днепра, бассейн Десны, верховья Оки и т. д. После расселения славян к концу 1-го тысячелетия н. э. голядь оказалась между землями вятичей и кривичей, которые её частично ассимилировали). Как она там оказалась, «между» и с какой целью, неужели, добровольной ассимиляции? Вошли клином по маршруту движения на восток. Маршрут движения галиндов в южном и восточном направлении отмечен, кроме прочего, «голядскими» топонимами, в том числе на правобережье Припяти (Голядин, Голяда), в брянско-орловской полосе (Взголяжье, Голяжи, Голяжье), в Подмосковье (реки Голедянка, Голяди севернее Москвы). Замечаю, что маленькое пятно южнее Москвы, помеченное «голядь», постепенно занимает в топонимике чуть ли не всю площадь России и Беларуси с Украиной. «По мнению географа Е. М. Поспелова, название деревни Голяди Дмитровского района Московской области объясняется тем, что отдельные группы голяди могли жить в более северных районах, чем бассейн реки Протвы». Как это понимать, и причём тут географ? Хотя, историю Украине сделал археолог, а России - филолог. Удивительно. И продолжение: «В ситуации проживания народности в иноязычном окружении чаще всего происходит образование географических названий на основе этнонима. В этих условиях этнические названия позволяли выделить объект среди окружающих его. Непосредственная связь названия деревни с этнической принадлежностью её основателей может подтверждаться топонимическим окружением: рядом протекают реки Лама, Яуза, Нудоль, названия которых имеют бесспорно балтийское происхождение. Также в Клинском районе существовала деревня Голяди, в советское время переименованная в Папивино». Могу добавить, что озеро Лама есть в Заполярье, в ста верстах от Норильска, я там тоже купался - голым. Я голядь? А ещё говорят, гол как сокол, спешит как голый в баню. Чтобы бы это могло бы значить? Если на карте их нет и в летописи их нет. И в науке нашей - тишь да блажь, как в стихоложестве литературном на почве культурного позора. Последствием совместного проживания балтов и славян на территории московской области, по всей видимости, являлся то, что Литва и Польско-Литовской княжество вплоть до 17-го века претендовали на эти земли. Как известно, многие боярские и княжеские роды были из Литвы. А род матери Ивана Грозного, Елены Глинской была родом из мест, граничащих с голядской Десной.

      «Голядским следом также является характерное московское наречие на А - типа масковскай=московский (по-литовски Москва — Маскавас). Аканье в русских наречия считается наследием литовских племён, характерно также и для Беларуси, имеющей еще большее литовское влияние». Удивительные вещи творятся, ну честное слово. А почему - рассадник буквы А на нашем огороде - не Беларусь? У них и гора - гара, тем более, если славяне вышли с Припяти? И у речки этой два притока - оба Горынычи, один с а, второй с о, а что Литва? Если литвин - внук Ольгердовича защищали Москву (князь Остей в 1382 году), известный пример, а ещё более яркий - Куликово поле. Дмитрий Ольгердович (брянский князь) и Андрей Ольгердович (полоцкий) с бренками выиграли битву, когда на Москву напал кто? Не-е-е-е, не монголо-татары, а князь Дмитрий Храбрый на пиру сказал прямо, братья, на нас Русь идёт! Айда, братья на севера! И пошли дружины от Коломны на юг. Читайте внимательно текст, а не аннотации лжеучёных, хоть они с Дома Пушкина в Санкт-Петербурге, хоть института любого московского. Литва - клок земли на балтийском побережье с языком жемайтов - это не племя, это теология, это как слово литература - какой она гаплогруппы? Литвин и литовец - разные понятия, а делопроизводство в ВКЛ вели на славянском языке. Я косил траву литовкой, неужели стал литовцем? Выше по тексту привёл пример - лiто и лето - одно слово и летописи сестра. К «литве», как букве-литере  и отношение - ностальгическое, как у россиянина к Руси. Ни первое, ни второе - не племя, но культура сохранилась посредством языка. Удивительная трансформация - «голь перекатная» - это о бедности? А торговали янтарём с Римом, было дело прибыльным и богатым? Голову надо на плечах иметь мудрецам, освещающим пословицы, ибо она тоже от слова гол, а не мяч футбольный, чтоб её пинать (как девочку). Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, от этого этнонима произошло также русское - голяда - в значении «нищий, бродяга», под влиянием слова голый. Макс Фасмер чудак ещё тот, он забыл расшифровать слово голый, и не чисто голый (без штанов), а номиналом - какой монеты бродяга? У нас нищий только один, кому с мира по нитке - голому рубаха. На копейку ничего не купить, она - есть! Номинальная фигура речи, как и цент. По-балтийски «galas» означает «конец, край». Существует даже версия, что в стремлении дойти до границы (какой-то), потомки голяди дошли до Голландии и даже испанской Галисии. Ну, это перебор. Объясняю почему - в то время не было футбола, поэтому и гол в ворота ещё не забивали, потому что Галя на воротах не стояла. С академиками, русского языка не знающего, надо только так общаться. Галька речная была и гололедица весенняя, эти были бесспорно. Таким образом, можно проследить этимологическую связь: голый - холодный - не потеет (труп), а перед погребением его моют, поэтому голый - святой holy (святой в смысле чистый). Если живой и чистый выйдешь на улицу с плакатом, я святой голядь, и лоб крестом осенишь, уже достаточно. Но могут отправить на освидетельствование за не санкционированное выступление. Не дай бог узнают, что прозвище Темучин - главный бог - голень, лишат компота на обед.

    Голимый (также галимый) - вполне литературное слово, не грубое, в словаре под ред. Ефремовой имеет пометку "местное". Значение - не имеющий каких-либо примесей, добавлений; неразбавленный, чистый; достигший предела; полный, совершенный». Иначе как сказать, если голимых много? - Голень. Можно и голытьба, но переводчик выдаёт - голень. Старинное слово голядь в написании  гол;дь (лат. metam/aurum - цель/золото)  звучит - голд. Вот некоторые переводы прозвища - значения слова от соседей:

гол;дь (белор., кирг.) - цель, цел, циљ, cilj,  cilj - цель;
гол;дь (белор.) - bramka (пол.) - это ворота, но и - цель;

гол;дь (укр.) - голень (буквально), а звучит голд и по-английски, и по-сербски злато, но читается: го лад/это лад;

гол;дь (монг.) - основной, галоўны, главни, g;;wny, glavni;
гол ;дь (монг.) - главный ;ј (главный и);
Гол ень - река, вот и всё (буквальный перевод в 4 слова)
гол - речка, почему русские города приписывались к воде (к рекам, источникам)

     Есть такая строка в повести: «А злата и сребра ни мало того потрепати!», так в ней не о металле. О детях. Если оттолкнуться от религиозных прозвищ, то балт - топор/балда - это Ветхий Завет, голядь - Новозаветное слово, представляет католиков. Балты давно уже занимаются тем, что "подгоняют" топонимику под себя. Надежды юношей питают. И написал я по этому поводу уже не одну сотню статей. Слово голядь звучит "голд" - в значении - идти и злато - сформировано от "гол" (река), бесспорно. Идти по воде - это Библейское выражение - это и гладь, и поток, см. что бы это значило в  статье «Вятичи, родимичи, русичи и Ходовая яма».

          Спасибо.
          14.03.2024, Санкт-Петербург

О племенах на Земле
http://proza.ru/2024/02/26/1100
Вятичи, родимичи, русичи и Ходовая яма
http://proza.ru/2024/02/15/1311
Православие - Я тебя люблю - значение слова
http://proza.ru/2024/02/26/1670
Карачев, Снежеть, Costa Blanca
http://proza.ru/2024/01/10/66
Русское Слово о полку Игореве
http://proza.ru/2016/01/30/127