Откуда уши торчат

Олег Бучнев
Из книги "Корреспондентские застольные"

Взбудораженные горожане на Троицкий мост плотно, по троллейбусному варианту набились. Вдоль набережных — и того хлеще. На пляже Петропавловской крепости яблоку негде упасть. Чуть ли не у каждого из нетерпеливых зрителей фотоаппарат. А что, кстати, все зрить-то собираются, чего ждут? Так не секрет: крейсер революции ждут — «Аврору». Её, откровенно говоря, в городе с революцией ныне мало кто увязывает. Просто крейсер. Просто гордый боевой корабль великого города. Просто один из символов его. Из брендов, как теперь принято говорить. Электромагнит для туристов.

«Аврору» поведут в док. На капитальный ремонт. И неравнодушные хотят это видеть. Да уже одно то, что невские мосты будут разведены днём, — тоже не самое рядовое событие.

…Я далеко не так лёгок на подъём, как во времена лейтенантской юности, но… Не смог пропустить столь колоритное действо, даже пребывая в пенсионной зрелости. Приехал к Троицкому мосту пораньше, чтобы занять хорошую позицию. Фотоаппарат у меня с пятидесятикратным оптическим зумом. Всё должно получиться. Два часа томительного ожидания, и я вижу, как заволновался народ на мосту и набережных, как величаво пошёл вверх чёрным прямоугольником пролёт Троицкого. Вон уже и мачты корабля видны. А вот и САМ.

Грозен, несмотря на более чем почтенный столетний возраст. Идёт на буксире, сопровождаемый белоснежными скорлупками катеров и яхт, прогулочных теплоходов, катеров речной полиции, моторными лодками. Взмахивает медленно и степенно Благовещенский мост пролётами-крыльями, и они застывают в высшей точке взмаха. Какое феерическое зрелище!

Люд городской, во множестве великом пребывающий, приветствует корабль. Кто «ура!» кричит, кто флажками-триколорами машет, кто — красными питерскими, с перекрещенными якорями. Питер — град морской. Здесь любят флот вообще и любят «Аврору» в частности. Вот какая-то экзальтированная дама со слезами на глазах и в голосе, взывает, как к живому существу:

— Возвращайся, «Аврора»!

Кто-то от переизбытка чувств тянет дурным голосом: «А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!» Даже не скажешь, что на одной ноте. Что-то явно вне нотного стана человек исполняет.

Я быстро фотографирую всё подряд. Людей, мосты, Неву, живописно усеянную малыми и прочими плавсредствами, уважительно провожающими крейсер к месту ремонта.

Дожидаюсь, когда трубы боевого корабля окажутся точно в створе разведённых пролётов Благовещенского моста и делаю несколько снимков подряд. Должны, по моему разумению, неплохо получиться. Во всяком случае, композиционно. А то ведь, как ни крути, почти против солнышка приходится фотографировать.

Эмоциональный подъём запредельный. И местное телевидение тут же работает, вздыбившись стрелами специальных кранов с замершими на решётчатых площадочках операторами. Вот уж у кого идеальный круговой обзор. Другое дело, что зябко там, на верхотуре.

Я приехал домой и тут же начал через компьютер просматривать, что у меня получилось. А ведь неплохо, ей-богу! Там, где в мостовом створе, вообще шикарно вышло. Как раз по телевизору идёт репортаж про «Аврору». Уже не прямой, естественно. Потому что приехал я вечером, догуляв вместе с городом стихийный праздник.

И тут, слышу, диктор говорит:

— …этих молодых людей уже задерживали раньше, когда те поднимались на крышу и шпиль Кунсткамеры. А теперь они забрались в переднюю трубу крейсера. Причём один из возмутителей спокойствия был одет в белый заячий костюм…

Я стал просматривать снимки в режиме увеличения. И точно! Вот они, уши, из трубы торчат. Вернее, две головы. Одна чёрная, а другая белая, с длинными заячьими ушами. Если знать, то рассмотришь. А если не знать? Но кто-то ведь рассмотрел, да ещё и вживую!

Признаться, не помню, наказали авантюристов или нет. Но помню, что сразу стал им завидовать из всех сил. Что бы там с ними ни сделали (не расстреляли же!), а они видели Питер из трубы движущегося великого крейсера. Они видели всё так, как НИКТО в мире никогда не видел. Они, если хотите, прокатились на всемирно известном бренде. И вот этого у них уже не отнять. И вот это уже вряд ли кто-нибудь повторит. То есть, получается, как бы одобряю, что ли? Да бог его знает, если честно. Но… Какое, однако, нетривиальное, какое великолепное приключение!
Ну почему не мои уши торчали из «Авроровой» трубы?!

А вернули «Аврору» на место через два года. Без меня! Был в отъезде… В отпуске! Время которого вольные пенсионеры определяют себе сами. Не угадал. Со временем-то. Какая досада!

С другой стороны, когда приехал домой и посетовал, что не застал это грандиозное событие, сын успокоил, рассказав подробности. Крейсер революции провели к месту стоянки глубокой ночью, без помпы. И поснимать, видимо, не слишком бы получилось. Белые ночи были уже не совсем белыми. А слепящий свет многочисленных прожекторов и вовсе заставил бы и не мечтать о фотографировании, если ты не профессиональный фотограф с профессиональной аппаратурой.
А знаете что? Всё равно: какая досада!