Предпочтения системы. Произвол

Армен Григорян
Решил (в который раз!) поучаствовать в одном конкурсе. Госслужба, солидное место, стаж позволяет, знания – тоже. Два раза уже сдавал экзамены – по письменному тесту 93 процентов из ста, но не проходил собеседование.

 – С такой биографией могли бы в другое учреждение поступить на работу. У нас вам будет тесно, – прикинулся идиотом один чинуша во время устного экзамена. Действительно, например, пишу я стихи на четырех-пяти языках. Так почему же мне не пойти устроиться на работу в министерстве сельского хозяйства или в министерство здравоохранения? Вот там развернусь! Воспарю!

 – У нас все на карьерном росте зиждется, – с радушием сердобольного палача вещает другой, – а вы к нам поздно пришли. Лет через двадцать-двадцать пять карьеру закончите коллежским советником.

 – Меня это не смущает, – парировал я, – главное для меня – работа по профессии, о которой упоминает мой диплом о высшем образовании. К тому же, закон о службе в вашем ведомстве предусматривает, в качестве поощрения, присвоение внеочередного классного чина. Аж целых два раза…

– Ну, во-первых, это касается самых лучших, – раздраженным тоном осадил меня один грузный обладатель тяжелого взгляда, массивных надбровных дуг и квадратного подбородка, – во-вторых – практика эта – редкая.

Галдеж, перестрелка взглядами, из которых сквозят недовольство и мат. Куда девались деликатные, дипломатичные фразы и тщательно подобранные слова?

– А вот у вас будет начальник, которому двадцать шесть, – пробует смутить меня еще один горе-чиновник, – как вы станете повиноваться его указаниям?

– А чьим распоряжениям мне следовать, – удивляюсь я, – как не моего непосредственного начальства?


В этот раз я решил вновь попытать счастье, потому что в списке вакантных мест обнаружил место, полностью подходящее для меня – требовался диплом вуза одной европейской страны. Да и должность была повыше, чем те, на которые я претендовал прежде.

Не тут-то было. Звонок.

– Здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Вас из аттестационно-экзаменационной комиссии беспокоят. Скажите, вы заявку подавали на такую-то должность?

– Да.

– Там стаж нужен, три года, по крайней мере.

– Он у меня есть – я посылал вам сканы моей трудовой книжки.

– Да, но… Смотрите – там написано – вы работали в частной компании и занимали руководящую должность. Но компания занималась оказанием общественных услуг. В вашей трудовой книжке не указано – вы только управлением занимались или сами работали с клиентами?

– Вам же стаж нужен, он у меня есть. Я как с клиентами работал, так и сотрудников нанимал и увольнял.

– Тогда вы должны нам послать еще договор, заключенный между вами и компанией.

Человек, который разговаривает со мной по телефону, работает в отделе кадров. Более того, это не мелкая сошка. Тем не менее, косит под дурачка. Не может он не знать, работая в таком отделе, что пятнадцать лет назад, когда я работал заместителем, договора еще не составлялись. Да, так было. Человека принимали на работу, делали соответствующую запись в трудовой книжке. А закон о заключении трудовых договоров в данной сфере был принят гораздо позднее. Это вопрос к законодателям и политикам.

– Вы же отлично знаете, что в указанный в трудовой книжке период времени не заключали трудовые договора.

– Разве? Ну… Тогда….Мммм… Вы, это, пошлите нам новое заявление. Просто укажите, что претендует на другое место.

– Знаете, меня другие должности не интересуют.

– Тогда пошлите заявление, что отказываетесь от участия в конкурсе, – как бодро зажуржал голосок сотрудника отдела кадров – сбагрить, побыстрее, пока я сам даю подобный повод.

– Я пошлю вам заявление в ближайшие три часа.

– До свидания.

– Всего хорошего.

Менее чем через два часа я отослал заявление об отказе от участия.

– Интересно, кого они прочат на ту должность? – рассуждаю я.

Перебираю в памяти знакомых, товарищей, приятелей. Нет, «иных уж нет, а те далече».

И вот, сегодня – список тех, кто сдавал письменный тест.

Вот они – нужные имя и фамилия. Петрус Медикофф. Старый лис. Нас познакомил коллега. Я поручил Медикоффу закончить один проект. Вечером, накануне дедлайна, он сообщил мне, что не может закончить проект. Представляете, что я пережил? Хорошо, что с самого начала доверился интуиции, а не искреннему взгляду голубых лживых глаз, которые нравились пожилым женщинам – перестраховался, нашел нужных людей, сдали проект вовремя.

Потом Медикофф пропал с радара. Несколько лет назад я обнаружил его в одном представительстве за границей. Референт.

Значит, решил перестать быть на побегушках. А поскольку лучше брать своего, чем пришлого, то и не грех придраться к несуществующему договору.

Но, может, Медикофф лучше меня разбирается в деле? Да нет. Во-первых, с тем же успехом вместо него могли взять ветеринара, химика или ландшафтного дизайнера. Настолько далека специализация Медикоффа от должности, на которую он метит.
Во-вторых, если у меня – полноценный диплом иностранного вуза, то у него – сертификат подготовительной программы. Несколько лет против пары недель. Улавливаете разницу в знаниях? В-третьих, язык, который необходим для работы на конкретном посту, я знаю лучше. Опубликовал на нем более десятка статей на исторические и политические темы, стихи и прозу. Медикофф же настолько опытный переводчик, что после совещания в одной компании председатель совета директоров сказал ему:

– Жаль, что вы родным владеете хуже, чем иностранным. Хотя, я не знаю данного языка. Может, вы и им плохо владеете?

И он пройдет этот конкурс – хотите – поспорим? Помните, я упомянул о пожилых женщинах?


Когда очередной бюрократ станет проповедовать идеалы равенства и добросовестного подхода к работе, спросите его: кого он предпочтет взять на работу? Нового кандидата с улицы, незнакомого, потому – потенциально опасного или того, кто, хотя бы, месяц поработал в стенах конкретного учреждения. Пусть – в качестве старшего помощника младшего дворника. Только пусть бюрократ ответит искренне, а не в страхе быть пойманным на слове. После честного ответа спросите только о том, что он думает о непотизме, кронизме, фаворитизме и кумовстве.