Перспективы отношений России и НАТО 2

Лев Вишня
Часть 2.
Второй этап наших взаимоотношений с НАТО проходил в период между 2008 (когда мы впервые показали зубы и выиграли небольшую войну в Южной Осетии, небольшими силами, но с большими геополитическими последствиями) и продолжался до 2014 года примерно.
На этом этапе Россия практически смирилась с происшедшим к тому времени расширением НАТО, а на Западе осознали последствия своей ошибке при Клинтоне, когда не решились взять нашу страну в тот самый блок и по той же самой формуле, что была реализована в отношении Восточной Европы. Честно говоря как много тогда стало проще! То что в США не хватило интеллекта на такое элементарное решение «проблемы России», говорит еще раз об их геополитической слабости и неспособности к реальной модерации мира. Они не тянут на единственную сверхдержаву и на поддержку однополярного мира. Определив в качестве «гуронов» некоторое число «тоталитарных» режимов, они все годы с 2000 по 2008 проводили в отношении России «отложенную политику могикан», то есть предполагали нас расчленить и демилитаризовать, но не сразу, а после того, как закончат с Восточной Европой и Украиной. К слову в то время на Украине уничтожение советских запасов вооружений шло полным ходом и под полным контролем кураторов из США. Долгое время в отношении России была стратегия «не видеть», «не замечать» и «ничего не предпринимать», но только угрожать применением адресных санкций и изображать «доверие». В США реально полагали, что одной риторики будет достаточно и об этом шли все их статьи в тот период и даже после знаменитой Мюнхенской речи Путина ничего не поменялось. Молниеносный разгром Грузии в ходе Пятидневной войны да и еще при «хорошем» Медведеве вызвал на Западе своего рода шок. Новая администрация США – Обамы, пошла по пути подкупа России и предложила перезагрузить отношения. Так возникло слово «Перезагрузка».

Суть ее заключалась в постепенном наращивании объединенных усилий по нивелированию взаимных противоречий и банальной сделке:
1) Мы (США) не предпринимаем никаких действий по продвижению наших сил и баз на Восток в Европе.
2) Вы (Россия) не мешаете нашим шагам по другим направлениям (Азия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка).

Формула оказалась удачной и была весьма эффектно закреплена договором СНВ-3, который стабилизировал ситуацию в сфере СЯО, а также перераспределил (частично в пользу России), ядерную триаду. СНВ-3 кстати оказался на редкость выгодным для России, которая тогда еще не могла активно модернизировать свои ядерные силы и столкнулась с глобальным выходом из строя старых советских носителей. Россия не сократила по нему ни одной развернутой боеголовки, более того получила условный «карман» на возможность дополнительного развертывания еще порядка 130 ядерных единиц сверх текущего уровня. Дальше были заключены Лиссабонские соглашения, которые вывели ситуацию на идеи Путина: «безлопастная Евразия от Лиссабона до Владивостока». Т. е. условно говоря между НАТО и Россией наступил временный «мир». Можно сказать, что США попытались своего рода исправить прежнюю ошибку и выделить наконец на подкуп России средства и идеи, ввести своего врага в НАТО и там разоружить. Россия к тому времени полностью разобралась с войной на Северном Кавказе, но у нашей страны по прежнему не было ни сил ни средств для поддержания большой современной армии. На Западе это видели и каких-либо телодвижений в плане усиления Европейской безопасности тогда не предпринималось. Все шло своим путем. Символом возникшей гармонии стал отказ России вносить вето в СБ ООН по поводу операции стран НАТО в Ливии. Кроме того Россия расторгла контракт с Ираном на поставки комплексов ПВО. В свою очередь США и НАТО придерживались равновесной политики на Востоке и провели даже дополнительное сокращение сил в Европе и особенно в Восточной Европе, а развертывание баз США на этом направлении затормозилось на годы. Еще Обама вывел основные силы американской армии из Ирака и активизировал работу на Афганском направлении (что было в то время выгодно для России). Американские базы были также выведены из Средней Азии, куда заскочили в далеком 2001 году. Были свернуты также программы по поддержке демократии в странах бывшего СССР, а на развитие ОДКБ и ШОСа, США просто закрыли глаза.

Но это мирное равновесие было последовательно разрушено двумя событиями:
1) Поддержкой Россией Сирии и Башара Асада путем блокирования в СБ ООН любых антисирийских деклараций.
2) Кризисом, связанным со «Списком Магницкого».

И тут администрация Обамы допустила первую критическую ошибку. В ситуации когда глобальное примирение со самым страшным геополитическим противником была уже почти достигнута и даже поправка Джексона Вэника была отменена, Обама совершил откровенно дикий поступок, проплаченный частной компанией (Hermitage Capital Management) – ввел новые санкции вместо прежних, т. е. откровенно плюнул России в лицо. Уровень коррупции в США носит весьма драматический характер, он очень часто приводил к участию США в войнах против национальных интересов, например вся история с Вьетнамом, Сомали или вторжение в Ирак - все конфликты были пролобированны теми или иными коорпорациями и промышленными группами, причем не самыми крупными, например Ирак лоббировала Halliburton Company, Harken Energy и банк Goldman Sachs. Ответные действия на всех уровнях дали старт новой конфронтации и в итоге принцип «что нельзя победить, то нужно купить» - оказался отброшен. Вот с этого момента и началось собственно говоря возрождение России в плане ее повторной индустриализации в ситуации возобновления противостояния с Западом.
Но «Список Магницкого» был только первой ошибкой Обамы, второй стала поддержка майдана на Украине и попытки любой ценой протолкнуть для Украины договор с ЕС. Понятно дело, что Путина такое не устраивало и угроза в перманентно нестабильном государстве, где покупалось все и вся (это как раз об Украине, а не о России), приход к власти абсолютно антироссийского и при том нестабильного режима, перечеркивало всю 25 летнюю работу россиян на данном направлении.
Последовали действия антимайдана, а когда стало ясно, что США могут развязать против России на Украине полноценную прокси-войну – уже Крымская весна, а после и события на Донбассе. Россия была вынуждена пойти по пути наименьшего сопротивления поскольку к глобальному противостоянию с США и НАТО в режиме прокси-войны наша страна тогда была просто не готова (к слову США тогда могли элементарно обрушить наш валютный рынок и не на проценты, а в разы, кроме того – де факто обрушили рынок нефти).
В ответ Россию вывели из Большой восьмерки (кстати абсолютно бессмысленное образование, ради которого Ельцин в свое время готов был пожертвовать хоть чем), ввели санкции третьего уровня, попытались обвалить наш валютный рынок (см. выше). Воздействие чисто экономического плана оказалось весьма ощутимым (оно было примерно в 5-6 раз выше по своим последствиям, чем аналогичное уже в 2022-2024 годах). В ответ на это Россия убедила Украину заключить Минские соглашения и заморозить конфликт на Донбассе. После Россия внезапно зашла в Сирию, в ситуации, когда силы Башара Асада находились уже на гране разгрома и даже иранские прокси или Хезболла не сильно могли помочь.

В геополитическом плане это был изумительных ход, практически удар под дых США и их гегемонии:
2) Россия получила непотопляемый авианосец в самом важном для США регионе – Ближнем Востоке. Можно сказать, что Ближний Восток для США даже важнее чем Европа, поскольку именно там происходит ценообразование на нефть и любое сырье.
3) Россия получила возможность неограниченно развивать свое влияние на Африку, Азию и в любом направлении, используя сирийский плацдарм, заключать договора на размещение баз и войск. Кроме того резко возросли экономические связи страны, что практически нивелировали потери, связанные с санкционным ударом 2014-15 годов.
4) Россия защитила своего союзника, а вот США своих союзников практически бросили (ну кроме курдов, которых едва не бросили). На востоке к таким вещам относятся очень внимательно. Не удивительно, что по результатам этой войны отношение даже со стороны ранее неприязненно относившихся к нам режимов в Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ резко изменилось в положительную сторону.
5) Россия закрыла антироссийские исламские проекты, которые в случае чего могли получить мощное развитие как на Кавказе, так и в Поволжье. С этой войной в самой России практически наступил межконфессиональный мир.
6) Россия сумела дистанционно удалить с поля боя самые антироссийски настроенные элементы из числа наших ваххабитов и пан-туранцев. Все они были перебиты на поле боя, но дистанционно, а не в прямом контакте.

В результате удалось одержать победу малыми силами и малой для нас кровью. Не стоит объяснять, что если бы все эти боевики, кто был уничтожен в Сирии и Ираке вернулись к нам обратно, то вполне могли бы перезапустить Кавказскую войну или вызвать глобальную нестабильность.
Для США сирийская компания привела не только к пересмотру их положения на Ближнем Востоке, но и к общей деградации их сил и возможностей там. В итоге даже спровоцированный союзом США и Садовской Аравии кризис цен на нефтяном рынке провалился как стратегия. Сами саудиты постепенно перешли в антиамериканский лагерь и примерно в этом же направлении движется сейчас и Турция.
Период до 2022 года можно определить как наращивание противостояния и деформация однополярного мира, который собственно и рухнул окончательно после 24 февраля 2022 года. Промежуточным итогом тут стал выход США из Афганистана и полный крах всей политики в Центральной Азии. Туда же идет и путч в Казахстане, который был нейтрализован бескровной операцией сил ОДКБ.

Итак в отношении России и НАТО прошли уже четыре периода:
1) Дистанционная нейтрализация (Клинтон и все до 1999 года).
2) Игнорирование (Буш и все между 1999 – 2008).
3) Подкуп (Обама в период с 2008 по 2014).
4) Попытка нейтрализации силами санкций и дистанционного прокси противостояния (Все что шло от 2014 по 2021).

Все четыре этапа последовательно провалились. Остался только один шаг и он был очевидным: это была ПРЯМАЯ прокси-война, которая сейчас и идет.

продолжение:
http://proza.ru/2024/03/14/166