И тогда бог создал Кубу... - 14

Юрий Петрович Линник
                КОРАЛЛОВЫЙ ЛЕС БАРЛОВЕНТО.

На рисунке спутниковая карта района Барловенто в Гаване. Источник Интернет

     В октябре в Гаване погода ещё вполне комфортная для пляжного отдыха. Летние грозы постепенно утихают, но море ближе к зиме  становилось беспокойным. По выходным дням  мы с женой продолжали ездить на закрытый пляж Барловенто. От нашего Флореса  до Барловенто километра три. При желании  можно дойти пешком, но мы, разумеется, так не поступали, ибо идти под кубинским солнцем и духоте  приятного мало.  Тем более, добраться туда из Флореса   стало  для нас гораздо проще.  Если из Коронеллы мы добирались на специальном автобусе, который ходил где-то раз в два часа, то во Флоресе  мы могли в любое время выйти на 5-ю авениду и на   рейсовом автобусе добраться до Барловенто. Правда,  если наш специальный автобус доставлял нас прямо до места, то рейсовые автобусы лишь останавливались у  въезда в Барловенто, и высадив нас,  следовали дальше по 5-ой авениде в пригород Гаваны Санта Фе.  А нам оставалось пройти пешком до пляжа около километра.
     Как-то в воскресенье конце октября, мы надумали провести день по обыкновению в Барловенто. Жена запаслась  бутербродами и чаем.  Как обычно, я захватил с собой маску с трубкой и свой подарочный трезубец. Ведь не буду же я  валяться  целый день на надувном матрасе. Выйду на дамбу, огораживающую зону Барловенто от моря, да поныряю в чистейшей морской воде. Глядишь, и порадую жёнушку добычей из окуней и камбалы.
    Если до нашего  переезда во Флорес  походы на дамбу осуществлялись в компании с  бывшим соседом Черкашиным, то после, уже который раз, я проводил время  на дамбе в одиночестве. Теперь, много лет спустя, вспоминая порой свои приключения в море за дамбой, содрогаюсь от своей опрометчивости.  Если вы наберётесь терпения дочитать эту главу до конца, до убедитесь в правоте сказанного, ибо оказался я в тот знаменательный для меня день на волоске от печального исхода.  Возможно, и для Вас этот рассказ послужит полезным уроком.
   В тропическом море нельзя удаляться от берега без напарника, а лучше  быть в группе пловцов. Вообще, море коварно везде, не только в тропиках. В ранней юности  пришлось мне испытать  на себе  его мощь и  неумолимую жестокость,  когда под Лазаревском  бросившись по пустяку в штормовое  море я еле-еле  сумел выбраться на берег. И люди, стоящие на берегу не спешили прийти ко мне на помощь, потому что это было опасно для жизни.  А ещё на море есть такое  коварное явление, как «тягун», о котором многие даже понятия не имеют. Это тихое, с виду незаметное течение от берега в открытое море.  Оно опасно даже при относительно спокойном море. Ничего не подозревая, человек зайдёт в воду, и его потянет от берега. Причём, каким бы  сильным ни  был  пловец, он вряд ли сможет преодолеть  это течение. Довольно часто это страшное явление  проявляет себя на косах  восточного берега Азовского моря и западного Крыма.
      Как бороться с «тягуном», если человек  попал в его лапы?  Во-первых не паниковать и не стремиться, прилагая последние силы,  вернуться   на берег. Это бесполезно.   Во-вторых, надо плыть не против, а поперёк «тягуна», то есть вдоль берега.  Это потребует в разы меньше усилий, чем плыть против. Сам по себе «тягун»  сильный, но не широкий. Его надо, как реку,  пересечь  и спокойно вернуться на берег. Причём рядом с «тягуном» может  быть обратное течение к берегу. Всё просто, надо только это знать. Знание-сила!  Написал -  может, в жизни кому и пригодится.
     Но даже в группе пловцов – охотников за  моллюсками в тропическом море, человек может попасть в критические условия.  Ведь доплыв до дальнего кораллового рифа, находящегося порой в нескольких километрах от берега, все, увлечённые поиском драгоценных раковин, разбредаются в разные сторон. Вспомните, как ходят по лесу грибники – только поодиночке, чтобы  никто не мешал и не выхватывал у тебя из-под носа аппетитные с виду боровички.  Так и здесь, вернее, там на Кубе.
      Как-то, когда я работал на АЭС Хурагуа в провинции Сьенфуэгос, любители подводной охоты собрались съездить    в Тринидад и не на экскурсию,  а понырять за ракушками. Якобы, там  остались нетронутые человеком коралловые рифы, где полно редких моллюсков.  Кстати, изумительные по красоте раковины редких моллюсков стоят больших денег.  Поехали только мужики, но и я записался , хотя в самом городе Тринидаде был, а вот  на берегу не был. От Сьенфуегоса  до Тринидада километров  150 дороги, петляющей  по живописным  склонам горного массива Эскамбрай. Приехали на великолепный  песчаный и   совершенно пустынный дикий пляж Анкон. Несколько человек, включая меня на риф решили не плыть,  когда узнали , что до него, якобы, пять километров.  Остальные -  охота пуще неволи -  экипировались не по-детски и ушли в море. Через полчаса мы потеряли их из виду.
     Погода было превосходная, на небе ни облачка, лёгкий ветерок. Вода изумительная по чистоте, дно песчаное и только в метрах ста от кромки воды появляются   коралловые колонии. Покупались, поныряли, отобедали с ромом. Снова поныряли, один из нас  подбил песчаную акулу чуть больше метра длиной.  Дело уже к вечеру, а наших охотников и на горизонте не видно. А здесь мы заметили, что и горизонта  не стало видно. Потемнело, небо затянуло,  поднялись волны. Мы заволновались – погода ухудшалась.  Уже пора бы ехать обратно, а их нет и нет. Не переставая, во все глаза смотрим в море. Наконец, среди волн замечаем  голову.   Выходит на песок и сразу ложиться. С собой, того, что брал в море, ничего нет. Спрашиваем, мол где добыча? Говорит, всё бросил, иначе бы не доплыл.  Налили рому, повеселел. Где остальные ? Плывут. . . Все?  А бог его знает…   Опять все глаза на воду. Ага!  Появились ещё несколько голов. Выползают на берег такие же, как первый. Кто-то даже сетку с добычей дотащил. Посмотрели – ничего необыкновенного. А первый ожил и рассказывает, что их в море сразу задержали  кубинские пограничники на катере, думали, что диверсантов поймали. Ведь им  в голову не могла прийти мысль, что кто-то с берега сможет вплавь добраться в такую даль. Когда поняли, что русские, покрутили у виска пальцем. Связались с берегом, им ответили, мол, не трогайте их. И со словами  «Locos sovieticos!» (сумасшедшие!) отпустили.
      Один за одним доплывали и валились на песок от изнеможения. Вроде бы все вернулись. Начали считать - одного всё-таки не хватает. Вспомнили, что это молодой  инженер совсем недавно прибывший на строительство АЭС, поэтому его никто толком не знал. Море штормит, темнеет. Кому-то плыть навстречу? -  бесполезно, на волне в трёх метрах не заметишь. Прошло около часа, думали, но всё, не выплыл. Все поникли, не знаем, что предпринять. Связи никакой нет -ближайший телефон в городе.  Это сейчас по мобильнику позвонил – тут тебе и спасатели,  и медики.  Уже перестали смотреть на воду, все молчат. И вдруг кто-то радостно кричит: «Вижу! Плывёт!» Трое сразу бросились в воду ему навстречу. Вытащили еле живого. Дали рому, выпил и сказал: «Всё! Больше за ракушками никогда не поплыву».  Как видите,  даже групповое плавание далеко от берега не гарантирует полную безопасность.  А уж в одиночку  тем более  не стоит рисковать. Так, понырять возле берега и то не дикого. С морем шутки плохи.
      Это я сейчас такой "вумный", а в  тот день,  не успели  приехать и расположиться, как я, даже не окунувшись, быстренько надел футболку, подхватил  свои скромные причиндалы  для ныряния  и бегом на дамбу. Супруга же удобно устроилась в тени роскошного дерева возле столика в кресле-качалке и, принявшись со своё любимое вязанье, всё-таки успела в догонку прокричать: - «Долго не будь, я же волнуюсь . . !»  «Ла-а-дно!» Целую неделю я  мечтал об этой минуте, потому спешил на встречу с подводным  миром.  От закрытого  пляжа, где мы отдыхали по выходным дням, до дамбы  метров двести, но надо переплыть  двадцатиметровый  судоходный канал, куда я бросился  и махом его преодолел – так спешил. Дальше пересёк разделявшую канал и дамбу пустынную полосу, которая ранее, была, видимо,  морским дном, потому идти по ней босиком быстро не получится. Вот и дамба. Она не высока, внутренняя сторона её пологая, и  взобраться на гребень  не    требует  особых усилий. 
       Поднявшись  на гребень  дамбы,  замер на минуту,  наслаждаясь  открывшимся видом. Море  величаво спокойное, лишь небольшая рябь смущает его  лик. Здесь у дамбы сквозь кристально прозрачную лазурь проблёскивает отражённым солнечным светом  песчаное дно. Далее от берега  лазурь густеет, переходя постепенно в ультрамарин. Направо  дамба уходит  на километр, но  метрах в двухстах  появляются серые бесформенные и хаотично  разбросанные в воде  надолбы,  полоса которых,   простирающаяся вдоль  дамбы  до её оконечности, постепенно увеличивается. Я уже знаю, что это разрушенные  морским прибоем мёртвые коралловые отложения. Насколько их вид неприятен  глазу, настолько неприятно и даже опасно нахождение среди них. А уж  во время  неспокойного моря и прибоя они смертельно опасны для всего живого. В том месте в воду уже не зайдешь и уж тем более выйдешь из неё.  Кубинцы их называют «собачьи зубы», уж точнее не скажешь. 
     Погода по стать моему настроению. В  конце октября уже появляются  деньки с комфортной погодой – не так жарко и душно. Вот такой же денёк  выпал и  на сегодня. Волнения на море практически отсутствует,  и видимость под водой великолепная, как в аквариуме. Не так часто бывает такое.   Потому я, стараясь не терять  попусту драгоценное время для общения с подводным миром, быстро надел маску с трубкой, прицепил на пояс  сетку для добычи и, прихватив   трезубец спрыгнул с уступа дамбы в воду.  Рядом с дамбой глубина не превышала полутора метров  и постепенно увеличивалась  в сторону моря. Отплыл от дамбы с полста метров, где   глубина  достигла  трёх-четырёх  метров.  Для меня  это   оптимальная глубина, с точки зрения  видимости с поверхности через маску мельчайших деталей дна и   его обитателей. На этой глубины наблюдается наиболее оживлённая  жизнь подводных обитателей. Ну и частое ныряние  а  на такую глубину не представляет особых трудностей.  Песчаное дно  здесь усеяно коралловыми валунами разного размера, так называемыми «мозговиками». Их грязно- беловатая поверхность  испещрена бороздками, похожими на поверхность мозга. Каждый такой «мозговик», особенно, крупный, метр и более  в диаметре, окружённый  разнообразной подводной флорой  фауной как бы является  центром  интенсивной жизнедеятельности подводных существ.  Мелкие рыбёшки  богатейших расцветок и форм хаотично  снуют вокруг этого валуна. На теле  «мозговика»  имеются норки, в которых прячутся  молодые мурены и только их, пока ещё не такие ужасные,  мордочки торчат, как из оконцев, наружу.  Вот как раз  под такими  валунами и прячутся  некрупные морские окуни, предмет моей непритязательной подводной охоты.
      Под одним из  крупных «мозговиков»  заметил  две  довольно большие и толстые плети, покрытые шипами, по виду которых было не трудно догадаться, что это чьё-то оружие и трогать их руками нежелательно. Они как бы выходили из под валуна и, раскинувшись в разные стороны, покоились на песке.   Хотя  раньше мне такое не попадалось, но догадался, что  под  валуном укрылся  лангуст. Усы его, более сантиметра толщиной или не поместились в норе, или он, так же, как и я,  охотился, поджидая жертву.  Это мне здорово повезло, потому что  старожилы - охотники как-то говорили, что лангусты на дамбе не попадаются. А мне попался. Признаюсь сразу, не добыл я его  –  спрятался чертяка глубоко под валуном. Да и, как  потом меня просветили бывалые подводные охотники,  брать лангуста  желательно вдвоём и иметь при этом палки, а на руках брезентовые рукавицы – голыми руками его не схватишь. Один палкой гонит лангуста  из под валуна,  а  напарник поджидает с противоположной стороны и хватает его  за усы  руками в рукавицах и в сетку. Сразу с полкило вкуснейшего, белого мяса, похожего  на мясо креветки.
     Я потихоньку двигался вдоль дамбы, но после лангуста  больше ничего не попадалось.   Так  увлёкся подводным пейзажем, что уже давно не поднимал голову из воды, чтобы осмотреться.  А заплыл уже довольно далеко и, когда поднял голову, то  увидел,  что нахожусь  как раз напротив «собачьих зубов», о которых рассказал выше. Раньше я никогда не заплывал так далеко. Надо возвращаться.  Но тут мне стали попадаться   дотоле невиданные мною странные кораллы. Они,  словно деревья, росли со дна. Вначале попадались  небольшого роста – с метр. Подводная картина резко изменилась, и я оказался в удивительном подводном лесу. И чем дальше я заплывал, тем он становился более величественным,  подводные коралловые гиганты становились  выше, стволы толще.    По форме  они  были  как настоящие деревья с монолитным  стволом  и ветвями-отростками.  Видимо, их десятилетиями наращивали колонии микроорганизмов, стремящиеся забраться выше к солнечному свету. Увлечённый созерцанием этого чуда,    совершенно забыв  про  охоту,  я  плыл  и нырял  в чаще этого волшебного кораллового леса. Чем дальше я плыл, тем выше они становились, тем интереснее и красивее становилось это чудо природы.  Их верхушки почти достигали поверхности воды, не доходя до неё с полметра. Я уж забыл, что пора возвращаться. Постепенно  становилось глубже, но я, не погружаясь глубоко,  двигался   пока хватало воздуха в груди меж каменными стволами, с изумлением  осматриваясь по сторонам.
     И тут я увидел  крупную, похожую на торпеду рыбу, которая вела себя странным образом – она просто стояла без малейшего движения. Вначале мне вообще показалось, что это  неживой полузатопленный предмет, но форма его показалось знакомой. Конечно же,- я вспомнил наше  посещение  Гаванского океанариума на 3-ей авениде сразу же по прилёту в Гавану, когда я долго наблюдал за такой же крупной  морской особью с  угрожающе  торчащими по сторонам пасти длинными зубами.  Вот мы и встретились, правда, теперь между нами нет толстого стекла – мы на равных.  Это знаменитая барракуда. К  тому моменту мне уже было известно, что барракуды, не смотря на свирепость характера, на людей не нападают, особенно в одиночку. Но, якобы, были случаи нападения стаи на обессилевшего или раненого человека.  Барракуда, без малейшего движения, не проявляя мало-мальского  беспокойства и попыток удалиться,  пристально наблюдала за мной.     Её вид и поведение мне показались настолько грозным, что я опешил – каково это первый раз встретиться, что называется лицом к лицу, с таким известным  и грозным морским хищником.   Стало ясно, что она  хозяйка  этого волшебного леса , а я случайно забредший «гость».  Мне даже показалось, что она, словно, стражник, непоколебимо стоит  на некой границе, за которую мне вход воспрещён.  А много лет спустя, вспоминая ту подводную встречу,  думаю, а не была ли она проявлением  высшей силы, останавливающей меня, потому что я и так зашёл слишком далеко, а мне предстояли тяжёлые испытания, о которых в тот момент я не подозревал. Чуйка моя  или, как хотите, здравый смысл под  воздействием   необычного природного явления,  притупился. А тут, так некстати ещё вдруг потемнело. Подводный лес из сказочного  превратился в угрожающе мрачным, и чары его с меня  вмиг спали.
      Подняв голову из воды, я уже не обнаружил солнца – небо затянуло тучами, ничего хорошего  не предвещающими.  Как быстро произошла смена погоды, я почему-то вспомнил в этот момент  барракуду. Теперь я её не вижу, но она где-то подо мной и это чувство  меня напрягло.  Прикинув расстояние до места, где я обычно с помощью толстой проволоки выбирался из воды на дамбу – с полкилометра не меньше, уж было поплыл. Но, глянув  в сторону моря, не на шутку встревожился. Прямо на меня с моря быстро надвигалось  нечто невообразимое и пугающее иссиня черного цвета с  абсолютно, как мне показалось, белоснежными бурунами.  Шквал ещё не достиг меня,  а вода подо мной уже заплясала, то поднимаясь громадным бугром, то опускаясь, обнажая при этом   верхушки каменных деревьев. В голове мгновенно и ясно  сложилось незавидная ситуация, в которой я оказался. До дамбы напрямую около пятидесяти метров.  Даже если я   сумею преодолеть их невредимым, то  подоспевший шквал меня просто размажет на  «собачьих зубах». Да из этого каменного леса мне никак не удастся выйти невредимым! То же самое если пытаться выплыть из леса  вдоль дамбы, ведь заплыл я далеко в лес, и  меня порвёт об эти  острые верхушки кораллов.
      Я нырнул, чтобы оценить возможность  продвижения под водой – со дна поднялся песок и донные отложения, видимость прескверная. Да и болтает там тоже изрядно, мимо меня проскочили несколько довольно крупных булыжников. Конечно,  с аквалангом можно было  бы невредимо передвигаться вдоль дна, но, увы, у меня только маска и дыхательная трубка.    Получалось, что выхода нет, вернее, выход оставался один -  выйти из леса, двигаясь вдоль дамбы, но шансов мало, потому что я  уже сейчас с трудом уворачивался  от ужасных каменных  пик, а шквальная волна уже была совсем рядом. От этой  ясно понятой безысходности  мне стало не по себе, внезапный приступ парализующего  страха завладел моим сознанием.  Ещё каких-то несколько минут  назад я наслаждался прекрасным подводной сказкой, а сейчас меня окружает  страшная реальность, из которой я не вижу выхода.  Как быстро, почти молниеносно, всё поменялось.  Но, видимо,   ангел мой, не поставил  на мне крест. В голове вдруг  проклюнулась ясная мысль,  и не просто мысль, а, словно,  подсказка чёткого плана действий.  Я посмотрел   на приближающуюся  волну, как не страшна она, но моё спасение  идти на  неё  и  как можно быстрее плыть от, казалось бы, спасительного берега.  С каждым метром   глубина будет расти,  и острые верхушки кораллов меня уже не достанут. А дальше, продвигаясь вдоль берега,  повернуть к нему  напротив места, где я смогу выбраться из воды. Это выход, пусть тоже страшный, но единственный.  Медлить нельзя ни секунды. С трезубцем пришлось расстаться, не до того.  Заметив образовавшийся   на секунду  проход меж двух кораллов а бросился в него. Немного не рассчитал и меня протянуло спиной  по ветке коралла. Конечно, почувствовал, но надо мной нависла первая  волна шквала и, нырнув под неё, я усиленно фактически вслепую  пробивался  сквозь неё дальше.   Вынырнул, хлебнув воздуха, нырнул под следующую, каждое мгновение ожидая столкновение с  коралловым стволом. Но, видимо, волна всё таки поднимала меня, спасая от  фатальных встреч.
      Чем дальше уходил от берега, становился более спокойным и уверенным в своих силах. Волны становились покатыми, что позволило их преодолевать без ныряния. Ну вот пора и поворачивать. Волна уже не била мне в лицо и подталкивала к берегу. Но когда я приблизился к  дамбе, то понял, что моя борьба со стихией не завершена. Картина  перед моим взором  открылась  не менее устрашающая, чем  над коралловым лесом. Волны одна за одной с силой обрушивались на  дамбу. После наката волны  вода мощным водопадом низвергалась обратно. Выбраться на дамбу и удержаться на уступе  казалось делом просто невозможным. Мне же, пока я не попытаюсь высадиться на дамбу, ничего не угрожало. Я просто болтался  на волнах невдалеке, стараясь при этом  удержаться от того, чтобы волна против моей воли  не захватила  меня и не размозжила о бетон.
      Болтался и думал, как же мне попасть на берег. После того, как мне  каким-то чудом, знать не без божьей помощи, удалось невредимым вырваться из когтей кораллового леса, я был совершенно спокойным. Тем более, у меня в голове  уже имелся запасной вариант. Он в общем относительно безопасен, но для его исполнения потребуется  много времени и сил. Сил у меня хватало – в тропиках вода тёплая и прекрасно держит человека на плаву. Но меня на пляже Барловенто ждала жена, ждала и волновалась, ведь погода резко сменилась, а меня нет и нет. По сути моё возвращение с охоты должно было состояться  с полчаса назад.   Дамокловым мечом висел надо мной  жёсткий цейтнот.  А вариант этот я уже опробовал  сразу после приезда на Кубу.  С товарищами мы  проплыли  до противоположного  конца  дамбы и  вернулись в Барловенто      по судоходному   каналу. Об этом я уже рассказывал выше.
     Наблюдая за набегающими на дамбу  волнами, я заметил, что одни волны обрушиваются на уступ дамбы, а другие, которых гораздо меньше, поднимаются аж на самый гребень.    И тут меня осенило – а если  верхом на большой волне  заехать прямо на гребень.  Для этого надо выбрать такую волну и, оседлав,  отдаться её воле.  Начал считать волны. Оказалось на семь –восемь обыкновенных приходится  одна две больших, достающих до гребня дамбы.   Некоторое время я наблюдал за прохождением больших волн, все они  гребнем поднимались на вершину дамбу, где уже не было уступов и, потеряв силу, сразу опускались на нижний уступ. Как раз то, что мне надо.  Собрался, что называется, в кулак и приступил к выполнению своей филигранной  задумки.
     Пару раз, оседлав волну, всё  же до точки невозврата покидал её. Казалось мне, что она не такая сильная, как  надо.  И вот, идёт очередная, и тут  мне   внутренний голос,  словно, прокричал: «Она , она, то, что тебе подойдёт, как нельзя лучше! Не прошляпь её!»  Волна действительно была мощной, и мощь её была тихой, почти без буруна. Она была просто красавицей.  Ну как не поверить ей. Возможно, она  была единственно такой на сотню уже прошедших  волн. И приняла меня она легко и понесла плавно,  даже, как мне показалось, ласково. Я летел и уже видел, что приземлюсь на вершине дамбы.  Волна бережно опустила  меня на спасительную землю и тихо ушла вниз. Господь милый, просто сказка какая-то невообразимая!   Это ощущение полёта на гребне волны, полностью отдавшись её воле,   я не могу забыть  спустя много-много лет.
    Жена, конечно же, ругала меня.  Я, разумеется, виновато оправдывался, тем, что любовался на дамбе  бушующей стихией. Если бы она только знала, что я  каким-то чудом еле унёс  задницу  из лап этой стихии.  Она внезапно притихла и стала спешно собирать наши  пляжные вещи. Потом, глянув на меня изучающе,  неожиданно  спросила:
 - А где же твой трезубец?
 -  Да я его на дамбе припрятал, чтобы не носить  туда-обратно,  - соврал я, а сам подумал:  «Нашла что вспомнить. Я уже с ним окончательно распрощался. Рыбу ловить буду только с береге».
- Ты знаешь, я тебе хочу сказать одну вещь, - и помявшись немного, словно стесняясь или  подыскивая слова, добавила, -  В общем, я на втором месяце . . .
- Не понял! Что значит на втором месяце?
-  Дурашка! У нас будет ребёнок!
Вот это новость! А  то "трезубец, трезубец!  Где трезубец?" Трезубец по праву достался Нептуну. Не мог он, всемогущий повелитель морей и океанов, вынести того, чтобы кто-то орудовал в его стихии таким же трезубцем, как у него.С ним шутки плохи. Похоже,он и подстерёг меня в коралловом лесу, наслав  средь ясной погоды неистовый шквал, и успокоился, лишь заполучив мой  трезубец.    Зато какую замечательную весть я получил в обмен на трезубец. Да и что он из золота выкован, что ли, трезубец этот? Простая железяка!