Иоанн Святогорец

Новосельцев Григорий Петрович
Иоанн Святогорец, известный также как Мтацмидели, Ивер, Великий, был одним из основателей и игумена грузинского Иверского монастыря на Афоне. Он был отцом преподобного Евфимия Святогорца и сподвижником преподобного Иоанна-Торникия (Чордванели).

В миру его имя было Абулхерит, и он происходил из знатного княжеского рода, связанного с грузинским царем Давидом III Куропалатом. В молодости Иоанн был известным и прославленным воином, но почувствовав огонь любви Христовой в сердце, он оставил свой дом и семью и вступил в монастырь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни. Позднее он пребывал в монастыре на горе Олимп в Вифинии, где тайно служил при мулах и выполнял низкие и презренные работы в смирении.

Узнав, что его малолетний сын был отправлен в Константинополь в качестве гаранта союза между Тао-Кларджетским царством и Византией, Иоанн отправился в столицу Византии. Встреча с византийским императором Романом II произошла с большими почестями, так как Иоанн был зятем известного вельможи Абухарба Чордванели. Он обвинил своего тестя в предательстве и попросил разрешения забрать своего сына с собой.

В греческой повести также упоминается случай, когда мальчик в присутствии царя выбирал, останется ли он с отцом или с дедом.
После возвращения в Вифинию, Иоанн осознал, что все узнали о его высоком происхождении и воздавали ему почести как греки, так и грузины. Он взял с собой сына и несколько учеников и пришел на Афон к преподобному Афанасию Афонскому, который основал Великую Лавру в 963 году. По "Житию", мать преподобного Афанасия родом из Колхиды, что объясняет их быструю духовную дружбу. Иоанн Святогорец встречался с византийским императором Никифором II Фокой, который посещал Афон, и это позволяет определить период его пребывания в Великой Лавре между 963 и 969 годами (по некоторым источникам, 965 годом). В Лавре Иоанн служил поваром. Как только стало известно о нем в империи, в Лавру стали приходить грузины, желающие следовать его примеру. Грузинская община начала расти, но Иоанн не хотел, чтобы он и его соотечественники оставались на иждивении преподобного Афанасия. Согласно хрисовулу, полученному Иоанном после 969 года от византийского императора Иоанна I Цимисхия, годовой доход от острова Лемнос передавался Великой Лавре на содержание грузинов. Эта информация содержится в акте пожертвования преподобного Афанасия от 13 декабря 984 года.

В начале 970-х годов в монастырь пришел грузинский полководец Торникий Чорчанели, который желал следовать духовному примеру своего родственника Иоанна Святогорца. По одной версии, он был шурином Иоанна Святогорца, а по другой - его племянником с материнской стороны. Торникий постригся в монашество под именем Иоанн с благословения преподобного Афанасия. В полутора километрах от Лавры были построены келлии Иоанна Ивера и церковь во имя святого Иоанна Предтечи. Грузинские монахи, подвизавшиеся там под руководством Иоанна Святогорца, продолжали подчиняться игумену Великой Лавры. В рукописи Ath. Iver. georg. 16 упоминаются Иоанн Святогорец и семь грузинских монахов, и к 979 году, возможно, они и составляли грузинскую общину, которой руководил преподобный Иоанн.

Жизнь грузинской общины изменилось после восстания Варды Склира (976-979 гг.). Венгар Феофано, мать малолетних византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII, обратилась за военной помощью к грузинскому царю и отправила письма преподобным Афанасию, Иоанну Святогорцу и Иоанну-Торникию, просив их посредничества. Иоанн-Торникий не хотел покидать Афон и вернуться на военную службу, но преподобные Афанасий и Иоанн Святогорец смогли убедить его сказав, что возьмут всю вину на себя. Иоанн-Торникий и грузинский полководец Джоджик были поставлены во главе 12-тысячной грузинской армии Давидом III и союзниками Варды Фоки во второй битве при Панкалии 24 марта 979 года и одержали победу над Склиром. Часть военного добычи Иоанн-Торникий передал царю, а оставшуюся сумму золота (более 1,2 тысячи литров) отдал Иоанну Святогорцу.
Так как на Афон пришли многие рясофорные и прославленные монахи, а также воины и светские лица, которые стремились подвизаться на Святой Горе, было решено построить грузинский монастырь с имеющимся финансированием. Иоанн Святогорец, который предпочитал отшельническую жизнь, не одобрял основания монастыря, который стал центром грузинской общины на Афоне. Однако из уважения к преподобному Иоанну-Торникию и для удовлетворения потребностей грузин, он согласился на строительство. Иоанн Святогорец был избран игуменом и духовником нового монастыря. Деньги, полученные в качестве военных трофеев, были использованы для строительства кафоликона монастыря, церкви Пресвятой Богородицы, а также для постройки монастырских помещений и приобретения владений в Македонии.
Иоанн Святогорец играл важную роль в духовном развитии своего сына, Евфимия, обеспечив ему отличное грузинское и греческое образование. Однако Евфимий заболел серьезно, и Иоанн молился о его скором излечении, после чего Евфимий выздоровел с Божьей помощью. После этого Иоанн заметил, что речь Евфимия стала беглой и ясной, и решил поддержать его в переводе книг Священного Писания с греческого на грузинский язык. После смерти Иоанна-Торникия, Иоанн Святогорец собирался отправиться в Испанию, но его планы оказались известными императору, который убедил его остаться в монастыре для продолжения управления им.
Некоторое время спустя Иоанн Святогорец заболел подагрой "и многие годы, распростертый, лежал на одре и терпел сильнейшие боли". Согласно Житию, он принял эту болезнь с радостью, считая ее "сокровищем весьма великим и царским даром". Он передал управление делами монастыря своему сыну, который, хотя и старался заниматься переводами книг Священного Писания, "покорился ему и, покуда тот оставался в живых, послушно управлял... и не предпринимал ничего без его указания". В Житии цитируется письмо Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, направленное ранее подвижникам, проживавшим в Великой Лавре, а затем переехавшим в отхраеклесию грузинским монахам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелидзе). Они просили их вернуться на Афон, чтобы помочь прп. Евфимию в переводах книг.

Существует дарственная запись от 10 ноября 996 года, которую, на имя Иоанна Святогорца, дал его духовный сын Захария, бывший мандатор (офицер) и сын Михаила. Захария пожертвовал имение на острове Лемнос, включающее в себя ферму, 10 домов, мельницу, виноградники, пахотную землю, пастбища и скот, преподобному и Великой Лавре [9].

Преподобный Афанасий Афонский назначил Иоанна Святогорца эпитропом Великой Лавры перед своей смертью (ок. 1000) [10].

К 1005 году численность монашества монастыря превысила 200 человек.

Преподобный Иоанн Святогорец скончался 14 июня 1005 года и был похоронен в кафоликоне Иверского монастыря. Преподобный Евфимий построил над его могилой церковь во имя святых Архангелов (ныне Всех Святых).

В своем письменном завещании, которое цитируется в Житии, преподобный назначил Евфимия настоятелем Иверского монастыря, а после его смерти - преподобного Георгия Строителя, чтобы традиция передачи управления монастырем преемникам была сохранена.

В предисловии к переводу Толкования святого Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, преподобный Евфимий рассказал о роли Иоанна Святогорца в его образовании и выборе духовной сферы, а также привел список книг, которые он перевел при жизни Иоанна Святогорца. В течение долгого времени Иверский монастырь назывался также "Лаврой Ивера" (;;;;; ;;; ;;;;;;;), в честь Иоанна Святогорца Иверского.

Преподобный Георгий Святогорец, настоятель Иверского монастыря (1044-1056 годы), переместил мощи Иоанна Святогорца, преподобного Евфимия и преподобных Иоанна-Торникия, Арсения Ниноцминдского и Иоанна (Грдзелидзе) в южную часть нартекса кафоликона и приказал зажигать три вечные лампады рядом с гробом. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей Иоанна Святогорца и других преподобных.
Сообщение о жизни и подвижничестве святых отцов наших Иоанна и Евфимия было создано прп. Георгием Святогорцем между 1042 и 1044 годами. Ранние версии текста сохранились в различных рукописях XVIII века, а также в Афонском сборнике 1074 года и рукописи 1713 года. Информация о Иоанне Святогорце также содержится в других источниках, таких как "Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца" Георгия Мцире, "Сказание об Иверской иконе Божией Матери" и принадлежащая Василию Багратисдзе синаксарная редакция Жития прп. Евфимия. Также имеется сочинение греческого автора "Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах" и сборник документов Иверского монастыря, изданный в 1985-1995 годах. Иоанн Святогорец также упоминается в актах и "Книге агап Афонского Иверского монастыря". В разных средневековых грузинских календарях память Иоанна Святогорца отмечалась разными датами, но в результате ошибочного отождествления с другим святым, память была перенесена на 12 июля.

Литература
Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.);
Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца // Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.);
То же // Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 180-214;
То же // ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207;
Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 313-331;
Георгий Мтацмидели (Святогорец), прп. Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве // ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105;
он же. То же, загл. изм.: Житие Блаженных Отцов наших Иоване и Эптвиме и известие достойного жительства их, написанное убогим Гиорги иеромонахом / Пер. с древнегруз.: свящ. И. Зетеишвили // Символ. 1995. № 34. С. 357-374;
1996. № 35. С. 281-301;
Василий Багратисдзе. Житие Евфимия Святогорца [синаксарная ред.] // ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340;
Аристакeс Ластиверци. Повествование вардапета Аристакeса Ластиверци / Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67;
Actes de Lavra. Р., 1970. Vol. 1. P. 19, 41-45;
Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев / Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.);
Acte de donation [N 6] // Actes d'Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe si;cle / Ed. J. Lefort, H. M;tr;v;li et al. P. 135-140;
Acte de donation [N 11] // Ibid. P. 172-175;
Описание груз. рукописей: Афонская коллекция / Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.);
La vie de Jean et Euthyme / Trad. B. Martin-Hisard // Martin-Hisard B. La vie de Jean et Euthyme et le statut du monast;re des ib;res sur l'Athos // REB. 1991. Vol. 49. P. 85-142;
Бердзенишвили Н. Агапы Афонского Иверского мон-ря. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.);
Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. P. 147;
Lefort J. Histoire du monast;re d'Iviron des origines jusqu;au milieu du XIe si;cle // Actes d'Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe si;cle / Ed. J. Lefort, H. M;tr;v;li et al. P. 5-10, 15-23, 30, 32-38;
Martin-Hisard B. La vie de Jean et Euthyme et le statut du monast;re des ib;res sur l'Athos // REB. 1991. N 49. P. 67-142.
Хаханов А. С. Рукопись с агапами 1074 г. афонского Иверского мон-ря. Тифлис, 1901. С. 187-201 (на груз. яз.);
Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 355-357.
Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 234-235;
Метревели Е. Очерки из истории афонского культурно-просветительного центра. Тбилиси, 1996. С. 107-145 (на груз. яз.).
Использованные материалы
Н. Т.-М. Н. Сулава. "Иоанн Святогорец" // Православная энциклопедия, т. 24, с. 605-608
https://www.pravenc.ru/text/471496.html