de omnibus dubitandum 40. 308

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СОРОКОВАЯ (1689-1691)

    Глава 40.308. МИФ О ВЕЛИКОМ ПОСОЛЬСТВЕ…

январь 1691 г.

    В январе 1691 года Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] прибыл в Англию со свитой в составе тех же 27 человек, с которыми опережал официальное Великое Посольство 1697 года (ОВП), возглавляемое Лефортом на всём протяжении.

    Где было в это время ОВП 1697 и чем занималось без царя неизвестно, хотя абсурд конечно. Скорее всего оно отправилось обратно в Росию еще в октябре 1697 года.

    Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] в 1697 году находился в Москве и как главнокомандующий руководил "русскими" (кавычки мои - Л.С.) войсками на "турецком" фронте. Все донесения в Москву из ОВП 1697 подписывались Францем (Петром) Лефортом.

    Все распоряжения и официальные бумаги из Москвы шли за подлинной подписью и печатью Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)]

    В Англии Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] неоднократно встречался с дядей - Королем Вильгельмом III Оранским, побывал и выступил в Парламенте, посетил множество католических храмов, поговорил с богатыми аристократами и влиятельными людьми.

    О непонятном пристрастии Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] к латинскому богослужению стоит сказать отдельно. М.М. Богословский свидетельствует: «… еще в Москве, до выезда за границу, он сделал неслыханный для московского государя шаг, посетив католическую службу. Путешествуя за границей по Германии и Голландии, он заглядывал в иностранные церкви. Поэтому естественно видеть у него тот же интерес и в Англии».

    Богословский здесь неправ, (но нужно учитывать в каких условиях он это писал) ну не мог руский царь посещать католические службы, тем более в Москве.

    В России, пишет Александр Касаткин, в своей книге "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700 гг." Части 1 и 2 до 1694 года. Глава 4. "Происхождение Петра", - попросту не было латинских храмов до 1698 года (первый был заложен Патриком Гордоном только в 1694 году).

    Однако, какими храмами пользовались иностранцы-католики находившиеся на военной службе у Алексея Михайловича?

    Латинские храмы Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] действительно посещал, но за границей Росии. Он с самого рождения был протестантом и никогда не стеснялся этого и всю жизнь играл роль руского православного царя, а мастером перевоплощения "архиактером" он был непревзойденным.

    В Англии Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] постоянно находится среди епископов. Так, посещая главу англиканской церкви архиепископа Кентерберийского, Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] очень интересовался латинской обрядностью.

    Епископ Бернет пишет: "Он допускает, что иконам не следует молиться». Хорош руский царь, который желает объединения церквей под властью Папы Римского и отвергает православные иконы!

    В долгих беседах с епископами и дядей Вильгельмом III Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] осознал, какую роль сыграла масонская Артель в его судьбе. Благодаря ей он уже дважды провозглашался царём, правда неудачно. Лидеры английских масонов Вильгельм III и знаменитый архитектор Кристофер Рен* готовы были оказать Петру [Исаакию (Фридриху Петеру Гогенцоллерну)] всестороннюю поддержку и на этот раз.

    Сама власть новоиспечённого Короля Англии зависела от судьбы Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)].

*) РЕН, сэр Кристофер (Wren, Sir Christopher) (родился 20.10.1632, Восточный Нойл, Уилтшир, Англия — умер 25.02.1723, Лондон)(см. рис.), архитектор, проектировщик, астроном и геометр, величайший английский архитектор своего времени; Рен спроектировал 53 лондонские церкви, включая Собор святого Павла, а также множество известных светских зданий. Рен был основателем Королевского общества (президент в 1680-1682), его научные работы получили высокую оценку Ньютона и Паскаля.

Понять мировую культуру от Средневековья до наших дней
невозможно, не учитывая огромного вклада в нее масонов.

                Проф. Деймс Стевенс Керл

Вопрос о влиянии масонских идей на область художественной культуры остается малоисследованным в современной научной литературе. То ли по причине полного пренебрежения ученых к этой "неортодоксальной" теме, то ли в силу недостаточности фактического материала, что во многом связано с принятым в масонских ложах правилом секретности некоторых их обрядов, а также принадлежности их членов к Тайному братству вольных каменщиков. Тем не менее известно, что масонами были архитекторы: Кристофер Рен, Джон Соун, Буле, Леду, Уильям Хогарт, писатели: Гете, Джонатан Свифт, Александр Поп, Конан Дойл, Киплинг, великие актеры шекспировского театра: Гаррик и Ирвинг, композиторы: Моцарт, Гайдн, а также Уинстон Черчилль, четырнадцать американских президентов, начиная с Джорджа Вашингтона, и многие крупнейшие деятели культуры и политики, чьи имена, согласно правилам масонства, были скрыты от современников и не дошли до потомков.

Вокруг происхождения масонства существует множество теорий и мифов. Его возникновение в Европе относят обычно к временам Средневековья, когда искусство еще не обрело самостоятельного статуса, а входило в универсальный контекст духовной культуры. Его связывают со строительством здесь огромных соборов, таких как Шартр или Контербери, воздвижение которых затягивалось на сотни лет. На их постройку съезжались тысячи строителей из разных стран, и здесь возникали объединения людей, связанных профессиональными интересами. У этих каменщиков (масонов) были свои обычаи, производственные секреты, своя иерархия, свои обряды посвящения - от ученика к подмастерью и от подмастерья к мастеру.

Возводимые ими соборы были не просто памятниками архитектуры. Это были символы Бога, Истины, Мироздания, открывающие для посвященных глубинные тайны бытия. И чтобы возводить их, эти масоны должны были обладать знаниями, позволяющими проникнуть в тайну Божественного замысла и надмировой гармонии. Наука о строительстве, архитектуре, геометрии виделась им как совокупность сакральных, эзотерических знаний, черпаемых сначала из Библии, а позже - из проникающих в Европу учений Востока, античности, Древнего Египта, Каббалы и прочих таинственных источников. На свою деятельность в пределах человеческих эти каменщики смотрели как на отражение того, что сам Бог, Творец, Великий Архитектор Вселенной осуществлял в масштабах космических, - они создавали порядок из хаоса. Но между таким практическим, как его называют, масонством и его современными формами существует как прямая связь, так и кардинальные различия.

Родиной нового масонства была Англия. Толчком для возникновения постоянных масонских лож послужил великий пожар Лондона 1666 года, уничтоживший четыре пятых деревянного города. Гигантский размах строительства по восстановлению столицы привлек сюда десятки тысяч каменщиков, объединенных в гильдии и братства и придерживающихся своих обычаев. Их организацию, символику, обряды заимствовали и положили в фундамент нового, так называемого умозрительного масонства его основатели.

Это новое масонство ориентировалось не столько на мистические учения Средневековья, сколько было связано с новым научным мировоззрением: с открытиями Галилея, Джордано Бруно, Ньютона, а говоря шире - с общим рациональным и либеральным духом эпохи Просвещения. Обычно эти первые масоны встречались в лондонских кабачках и на частных квартирах, где обсуждали масонские дела, отрабатывали ритуалы и принимали новых членов. Это были прообразы будущих масонских лож.

1691 г. В книге Плота «Естественная история Уилтшира» утверждается, что 18 мая этого года в церкви Св. Павла было устроен «великий съезд Собратства Принятых масонов», и «Кристофер Рен был посвящен в братья».
Источник: История масонства в хронологии, 926 – 1917 гг.

Рен был одним из первых джентльменов-масонов Англии (мастером Ложи Изначальных, впоследствии Ложи Древних) и считается одним из родоначальников английского масонства.

После основания в 1717 году Объединенной Великой Ложи Англии масонство начинает пользоваться королевским покровительством. Считается, что все английские монархи, начиная с Георга I (1714-1723) и за единственным исключением Георга V, были членами Тайного братства. В Конституции 1723 года были выработаны основные принципы, цели и ритуалы, обязательные для всех масонских лож.

В 1691 году в одну из ранних лож был принят Кристофер Рен. И вполне естественно, что идеи масонства прежде всего проявили себя в архитектуре.

Строитель лондонского собора св. Павла не был архитектором по образованию. В Оксфорде, где учился Кристофер Рен, главным предметом изучения у него была медицина, но область его интересов выходила далеко за пределы анатомии и врачевания. Она включала в себя астрономию, математику, фортификацию, шлифовку линз, теологические проблемы, которые Рен надеялся решить с помощью математических расчетов.

В 1681 году он становится президентом Королевского научного общества (на этом посту его сменит Исаак Ньютон). Своей славой великого архитектора Рен обязан великому лондонскому пожару.

2 сентября 1666 года загорелась булочная около Лондонского моста, ветер разнес искры на соседние деревянные постройки, и в результате более 13 тысяч домов сгорело и 200 тысяч лондонцев остались без крова. Из 109 действующих церквей 86 было разрушено или сильно повреждено, в том числе и старый кафедральный собор св. Павла.

Еще не успели остыть угли на его руинах, как Рен прибыл сюда для обследования останков и приступил к созданию плана нового собора. В 1668 году началось строительство собора св. Павла по плану Рена. Рен спроектировал его в строгом, идущем от итальянского Ренессанса стиле палладианской архитектуры. Шесть сдвоенных колонн поддерживали антабемент первого этажа, над которым поднимался портик с фронтоном второго; две башни фланкировали здание по бокам, и надо всем этим на высоте 360 футов возвышался огромный купол 515 футов в диаметре.

Строительство продолжалось почти сорок лет, и 20 октября 1708 года в присутствии, как говорится в семейных бумагах Рена, "посвященных масонов", то есть членов Братства вольных каменщиков, его сын, тоже Кристофер, вложил последний камень в купол собора св. Павла. Сам престарелый архитектор уже не мог подняться на такую высоту.

О творчестве Кристофера Рена существует огромная литература, однако о влиянии на него, как и на архитектуру в целом, идей масонства не говорится почти ничего. Известно, что Рен стал членом одной из масонских лож, когда ему было уже семьдесят лет. В 1710 году он занял высокий пост Мастера этой ложи и сохранял его до 1716 года. Имена его друзей и коллег по науке, составляющих вместе с Реном ядро Королевского научного общества, встречаются в списках членов масонских лож в начале XVIII века.

Как архитектор и руководитель всех строительных работ, Рен не мог не быть прекрасно осведомленным об организации, ритуалах, идеях старого, "практического" масонства. В архитектурном наследии Кристофера Рена эти влияния на стиль его построек прослеживаются довольно тяжело. Они проявляют себя разве что в частом употреблении им парных или сдвоенных колонн, составляющих важный элемент конструкции и декора собора св. Павла и многих других его сооружений. В сложной символике масонов парная колонна занимала едва ли не центральное место. Две колонны - Воаз и Яхин - стояли перед входом в храм Соломона, который считался ими прообразом всякой архитектуры, и символизировали активное и пассивное, мужское и женское начала. Но, может быть, эти влияния ярче всего проявили себя в самом рациональном духе реновского классицизма, порвавшем с готикой прошлого и устремленном в будущее.

Островное положение Англии, ее оторванность от общеевропейского художественного процесса сильно тормозили развитие архитектуры этой страны. Во времена Рена здесь еще превалировал дух средневековой готики, в стиле которой строились главные храмы, королевские резиденции и жилые массивы. Однако для нового поколения этот стиль представлялся варварским пережитком прошлого. "Готы и вандалы, - писал близкий друг Рена, архитектор Джон Ивлин, - разрушив греческую и римскую архитектуру, учредили на ее месте фантастическую, бессистемную манеру строительства, которую мы называем современной и готической". И новую архитектуру, считал он, следует освободить от "готического варварства".

Кристофер Рен умер через четыре года после учреждения в Лондоне Великой объединенной ложи Англии и за два до принятия Конституции, обязательной для всех масонских лож.

Уже первыми представителями нового, "умозрительного" масонства были люди, противостоящие церковному и государственному догматизму. Они не стремились создать новую религию, они просто отстаивали веротерпимость и хотели объединить представителей разных политических взглядов и вероисповеданий с общей целью: способствовать социальному прогрессу. Предреволюционная атмосфера XVIII века в Европе была благоприятной почвой для распространения масонских идей, и до сих пор неизвестно, то ли Французская революция позаимствовала у масонства лозунг "Свобода, Равенство и Братство", то ли масонство переняло его у революции.

Во Франции и Германии масонские ложи возникают как грибы после дождя.

Согласно мифологии вольных каменщиков, первым архитектором на земле и, следовательно, их прямым предшественником был строитель Ковчега библейский Ной, в которого сам Великий Архитектор Вселенной вложил знания геометрии и математики, а одним из главных символов их профессии был циркуль.

Сам Исаак Ньютон посвятил целый трактат расшифровке "божественной геометрии" храма Соломона в Иерусалиме, как он описан в первой книге Царств Ветхого Завета. Симметрия, строгость, простота форм - это еще со времен Кристофера Рена стало символом веры многих архитекторов нового поколения.

Крайние формы таких идей воплотились в творчестве двух архитекторов времени Французской революции - Леду и Булле. О Леду известно, что он был членом масонской ложи; о Булле таких сведений не сохранилось, но влияние на его работы масонства не вызывает сомнений. Так, его проекты памятника Ньютону представляют собой гигантский шар, окаймленный тремя рядами вечнозеленых деревьев и встроенный в строгий квадрат глухих стен (в другом проекте - в их полукружие).

Ясность и простота форм неоклассицизма сочетается у Булле с мегаломанией мавзолеев императорского Рима.

В следующие два столетия масонство в Англии из архитектуры, где девять из десяти профессионалов были масонами, перекочевало в такие профессии, как полиция, юриспруденция, медицина, в которых преобладание масонов было очевидно. Сложнее обстояло дело с художниками. Уже в Конституции 1723 года были сформулированы основные принципы, определяющие поведение масона внутри Ложи и в личной жизни. Это:
"1. Братская Любовь, что означает в том числе уважение и терпимость к мнениям других;
2. Помощь, причем не только масонам, но и другим людям (Не отсюда ли Англия по праву часто именуется страной филантропии? – Л.С.);
3. Правда, что означает стремление самому достичь высоких моральных стандартов и тем самым влиять на других".

На последнем, то есть на стремлении к личному самосовершенствованию, и основаны философия и мораль масонства, "закутанные в аллегорию и иллюстрируемые символами".

При необычайно широком распространении масонства среди самых разных кругов английского общества его принципы и идеи не могли не влиять на характер искусства и на творчество конкретных мастеров. Но кто были эти мастера - члены Тайного братства вольных каменщиков?

И еще один важный момент. Членом масонской ложи в Англии мог быть мужчина (женщины сюда не допускались) любой концессии - христианства, магометанства, иудаизма, буддизма - и любых политических взглядов, но на заседаниях ложи строго запрещалось обсуждение политических вопросов. Масонство здесь четко отделяло себя от политики.

Так верили вольные каменщики, и их представления прямо совпадали с мировоззрением председателя Королевского научного общества.

Со временем места этих встреч превращались в ложи, их руководители - в Мастеров или Хранителей, а традиционные орудия каменщиков - циркуль, мастерок, молоток, фартук и пр. - стали использоваться как символы точности, мастерства, совершенства. В конце XVII века в Лондоне действовали по крайней мере четыре такие масонские ложи.

Всех масонов, также и за пределами Великобритании, объединила созданная в 1717 году Великая Ложа Англии.

Англия по праву считается родиной масонства. С начала XVIII века масонство широко распространяется на Британских островах. Как пишет исследователь этого вопроса профессор Джеймс Керл: "Англичане того времени считали собор восьмым чудом света не только по его грандиозности, но и из-за сроков его возведения. Если строительство знаменитого собора св. Павла в Риме длилось сто двадцать лет и после Микеланджело в качестве ведущих архитекторов сменилось тринадцать человек, то св. Павел в Лондоне был построен в три раза быстрее и под руководством только одного человека".

Во время строительства собора и после его завершения Реном был построен в Лондоне целый ряд выдающихся зданий: госпиталь для ветеранов войны в Челси, Королевский приют для престарелых моряков в Гриниче и там же - здание обсерватории, новые интерьеры и постройки в комплексах королевских дворцов и т.д. Много лет он занимал важный пост королевского генерального инспектора строительства, и под его надзором проходила реконструкция Лондона. Им и его учениками была построена большая часть церквей на месте разрушенных пожаром. Он пользовался славой первого архитектора Англии.

И все же на старости лет Рен горько сетовал на Карла II, который отвлек его от научных исследований и вынудил "все свое время отдавать мусорной работе". Он предпочел бы остаться врачом.

Во всем этом уже ощущалось дыхание грядущей эпохи - эпохи Просвещения с ее веротерпимостью, рационализмом, стремлением к социальным преобразованиям.

В 1673 году он был возведен в рыцарское звание. Ранняя академическая карьера и научные исследования. Рен был сыном ректора, младшим ребенком в семье и единственным мальчиком, с очень плохим здоровьем. Еще до того, как Кристоферу исполнилось три года, его отец был назначен деканом Виндзора, и семья Ренов поселилась в окрестностях двора. Интеллектуалы при дворе Карла I способствовали развитию у мальчика интереса к математике.

В 1642 году жизнь в Виндзоре была прервана гражданской войной. Дом декана подвергся разграблению, и декан был вынужден уйти в отставку и поселиться сначала в Бристоле, а затем в загородном доме своего зятя Уильяма Холдера в Оксфордшире. Рен был отправлен в Вестминстерскую школу, но провел довольно много времени в обучении у Холдера, проводя эксперименты по астрономии. Он перевел на латынь работу Афтреда о солнечных часах и сконструировал различные астрономические и метеорологические устройства. Общее направление его исследований проходило в области астрономии, хотя в 1647 году, после встречи с анатомом Чарлзом Скарбургом, он всерьез занялся и физиологией.

Рен готовил эксперименты Скарбурга и создал модели, демонстрирующие работу мускулов. Уже в эти ранние годы стало заметно желание Рена подойти к научным проблемам при помощи визуальных средств. Дошедшие до нас чертежи Рена выполнены весьма профессионально, и его модели, думается, были не менее элегантными.

В 1649 году Рен отправился в Уодхемский колледж Оксфорда где он стал студентом, оплачивающим свою учебу, этот статус предоставлял ему некоторые привилегии, в 1651 году он получил диплом Британской академии. В то время парламентское правительство провело в Оксфорде большую чистку наиболее консервативных элементов. Появились новые люди, многие из которых обладали большими способностя ми и особыми интересами в “экспериментальной философии”, о которой так красноречиво возвестил научный философ сэр Фрэнсис Бэкон.

В 1653 году Рен стал членкорреспондентом академии и стипендиатом-исследователем колледжа ОлСоулс и начал период активных исследований и экспериментов в Оксфорде, который завершился лишь после его назначения в 1657 году профессором астрономии в Грешемколледже Лондона.

Через год после смерти Оливера Кромвеля и последовавшей вслед за ней политической суматохой колледж был занят военными и Рен вернулся в Оксфорд, где, скорее всего, он находился во время событий, приведших к восстановлению на гроне Карла II в 1660 году.

Он вернулся в Грешемколледж, где была возобновлена научная деятельность, и где интеллектуалы предложили создать общество “содействия физико-математическим экспериментальным исследованиям”.

Получив покровительство восстановленной монархии, эта группа стала Королевским обществом, Рен был одним из наиболее ее активных участников и автором преамбулы устава общества.

В 1661 году он был избран профессором астрономии в Оксфорде, а в 1669 году назначен инспектором по проведению работ для Карла II.

Достигнув возраста 30 лет, и испытав себя во многих направлениях, он все еще не нашел сферы деятельности, в которой мог бы получить полное удовлетворение.

Одной из причин обращения Рена к архитектуре, возможно, стало почти полное отсутствие серьезных архитектурных течений в Англии того времени. За десять лет до описываемых событий скончался архитектор Иниго Джонс.

Во всей Англии было не более полудюжины людей, обладавших достаточными познаниями в архитектурной теории, но ни одного способного донести искусство строительства до интеллектуального диапазона мысли Королевского общества, то есть представить архитектуру искусством, достойным научных исследований. Здесь для Рена открывалось целое поле деятельности, в котором, если бы ему была предоставлена возможность, он мог бы доминировать; поле, в котором интуиция физика и искусство изготовителя моделей вместе способствовали бы созданию произведений огромного размера и сложной конструкции.

Эта возможность ему представилась в 1662 году, когда он проектировал Шелдоновский театр в Оксфорде. Этот театр, подарок лондонского епископа Шелдона своему старому университету, был задуман как театр в классическом смысле, где могли бы проводиться университетские церемониалы. Проект театра следовал классической форме, вдохновленной древним театром Марцелла в Риме, но его крыша была покрыта деревянными фермами, таким образом, комбинируя классический подход с эмпирическим модерном, что отчасти характеризовало взгляды Королевского общества. Возможно, в это же время Шелдон обратился к Рену за консультациями по поводу обветшалого и почти заброшенного Собора святого Павла в Лондоне. Таким образом, Рен оказался бесповоротно вовлечен в строительные проблемы. В этот момент ему весьма необходимо было глубокое изучение традиций европейского классицизма, и он воспользовался подвернувшейся возможностью, отправившись с английским посольством в Париж.

В 1665 году архитектура при дворе Людовика XIV достигла вершины своего расцвета. Строительство дворца в Лувре приближалось к завершению, и были начаты работы по реконструкции Версаля. Великий скульптор и архитектор Бернини, находившийся в то время в Париже, разрабатывал проекты восточного фасада Лувра, и пожилой итальянец позволил Рену просматривать его эскизы. Во французской столице Рен мог видеть и многое другое, включая куполообразные церкви Вальде Граса и Сорбонны и множество восхитительных замков в непосредственной близости от Парижа.

Весной 1666 года в Оксфорде он выполнил свой первый проект купола Собора святого Павла, который был принят 27 августа 1666 года. Однако через неделю большой лондонский пожар превратил две трети Сити в дымящуюся пустыню, превратив древний Собор святого Павла в руины. Рен в то время, скорее всего, находился в Оке форде, но эта новость, столь невероятно значимая для его будущего, тут же позвала его в Лондон.

В период между 5 и 11 сентября он точно установил область разрушений и разработал план восстановления Сити, учитывая новые тенденции строительства, представив этот план Карлу II. В этом плане было отражено знание Реном Версаля и его осведомленность (посредством гравюр) с Римом времен Папы Сикста V. Другие архитекторы также представили свои планы, и 13 сентября король провозгласил о намерении принять новый план Лондона. Однако все планы остались лишь на бумаге из-за большого числа проблем, связанных с инспектированием, компенсациями и перераспределением.

В 1667 году был принят закон о реконструкции, который позволил лишь расширить некоторые улицы, установил стандарты строительства новых зданий, наложил налог на уголь, прибывающий в Лондонский порт, и предусмотрел восстановление нескольких важнейших зданий.

В 1669 году скончался королевский инспектор по проведению работ, и Рен был назначен на его место. В декабре он женился на Фейс Когхилл и переехал в официальную резиденцию инспектора в Уайтхолле, где проживал до своей отставки в 1718 году.

В 1670 году был принят еще один закон о реконструкции, который повысил налог на уголь и таким образом предоставил средства на восстановление Собора святого Павла, церквей в лондонском Сити и установление памятной колонны, посвященной Большому пожару.

Восстановительные работы в Лондоне в то время проходили в довольно высоком темпе. Сам Рен не имел никакого отношения к этим восстановительным работам. Время от времени он давал советы властям Сити по самым значительным проектам, но не участвовал в проектировании жилых зданий и офисов в Сити, так как был королевским инспектором, работающим в Уайтхолле, а не чиновником лондонского Сити. Собор святого Павла и церкви Сити не попадали автоматически в сферу королевских работ, хотя и существовала давняя традиция королевской ответственности за Собор святого Павла.
В 1670 году первые церкви были фактически восстановлены. Восемьдесят семь церквей были разрушены пожаром, но некоторые приходы были объединены, так что была построена лишь 51 новая церковь.

Хотя Рен нес личную ответственность за все эти церкви, нельзя считать, что каждая из них построена по его собственному проекту. Сохранившиеся эскизы показывают, что зачастую эти полномочия передавались другим архитекторам, и лишь несколько церквей было построено по проекту Рена. Однако несомненно, что Рен был инициатором всех этих проектов и некоторые из церквей явно построены под его влиянием.

Строительство Собора святого Павла.

В то время как строились эти церкви, Рен медленно и кропотливо создавал проекты для Собора святого Павла. Первоначальная стадия разработки проектов представлена “первой моделью” 1670 года, которая в настоящее время находится в хранилище собора. Этот проект был принят, и началось разрушение старого собора. Однако к 1673 году проект многим стал казаться чересчур скромным, и в ответ на критику Рен представил проект, поражающий своим великолепием. По этому проекту был изготовлен деревянный макет, и “Великая Модель” до сих пор хранится в Соборе святого Павла.

Однако проект не смог удовлетворить собрание каноников и мнение духовных лиц, и Рен был вынужден отойти от идеала и заключить компромисс с традиционным искусством.

В 1674 году он представил довольно посредственный классико готический компромиссный проект, известный как “Разрушенный проект”, который был тут же принят королем, и в 1675 году началось строительство собора.

Затем произошло нечто довольно загадочное. Собор, который Рен начал строить, мало чем напоминает проект, одобренный королем. На месте строительства возникало тщательно продуманное и великолепно детализированное здание. Главными принципами Кристофера Рена были внецерковность (при обязательном условии веры в Высшее Существо) и аполитичность.

Конечно, любой член Ложи в своей частной и профессиональной жизни мог быть и политиком любых убеждений, и проповедником своей религии, но на масонских собраниях обсуждение вопросов веры и политики было строго запрещено. И когда французская Великая Ложа Востока в 1870-х годах отбросила в своих ритуалах всякие ссылки на Высшее Существо и начала втягиваться в политику, она была немедленно информирована, что, пока эти изменения не будут отменены, английское масонство не признает ее законной.

Уже 11 сентября он вручил его королю Карлу II. Это был план не только нового собора, но и новой столицы. Рен предлагал снести все как поврежденные, так и сохранившиеся постройки большей части средневекового Лондона и на их месте возвести новый город. Вместо стихийно сложившейся запутанной схемы узких улочек план Рена предполагал прямолинейную разбивку новых районов на четкие кварталы, отделяемые друг от друга широкими проспектами. Этот новаторский план в Англии не был осуществлен. Но через 130 лет и в пяти тысячах километров от Лондона в Америке план Рена был положен в основу планировки Вашингтона и других американских городов.

Математика, считал Рен, есть ключ ко всем проблемам - все сотворенное может быть выражено в числах и, по его словам, "архитектура своим существованием целиком обязана математике". И не только Рен признает бытие Великого Архитектора Вселенной. Своей задачей масоны считали работу по усовершенствованию общества, чего можно достигнуть прежде всего путем личного морального самосовершенствования. Человек, считали они, вступивший на этот путь, представляет собой дикий необработанный камень. И как прежние каменщики, шлифуя каменные глыбы, возводили из них дворцы и соборы, так масонство из обработанных человеческих блоков должно построить единый Храм Человечества или Храм Духа. А что могло служить более точной аллегорией для создания лучшего общества, чем строительство реального здания? И естественно, что влияние масонских идей прежде всего проявило себя в архитектуре. Считается, что в XVIII-XIX веках девять из десяти английских архитекторов принадлежали к Тайному братству.

Но когда он познакомился с масонством и вступил в контакт с членами братства? И тут мы вступаем в область предположений и гипотез, часто не подтверждаемых фактами.

С этого момента почти все Великие мастера ложи были герцоги, графы, принцы - будущие английские короли, и это, естественно, привлекало к масонству высшую английскую аристократию и деловые круги. Идущие отсюда пожертвования составили финансовую базу масонства, и это позволило им осуществить одну из своих главных функций - благотворительность. Масоны построили широкую сеть больниц, школ, домов для престарелых и помощи нуждающимся.

В 1694 году была закончена каменная кладка хоров, параллельно возводились и другие части здания. В 1697 году в соборе прошла первая служба, хотя у здания по прежнему не было купола. Когда строительство собора продолжалось уже 22 года, некоторые лица в правительстве начали считать, что оно слишком уж затянулось. Для того чтобы ускорить его, выплата половины жалованья Рена была приостановлена до завершения стройки. Рену в то время исполнилось уже 65 лет.

Собор был достроен в 1711 году. 79-летний Рен подал прошение о выплате задерживавшейся части своего жалованья, и она была ему полностью выплачена. Строительство собора продолжалось в течение 35 лет под руководством одного архитектора.

Все эти годы Рен являлся архитектором не только Собора святого Павла и церквей Сити, но был также руководителем королевских работ и, таким образом, ответственным чиновником всех строительных расходов королевской казны. У него были способные подчиненные, которые могли взять на себя рутинные обязанности, но многим все же приходилось заниматься ему самому, включая контроль над развитием строительства в Вестминстере и прилегающих к нему районах.

Приблизительно в 1674 году Кембриджский университет решил строить здание сената для почти тех же целей, что строился в свое время Шелдоновский театр. Рен подготовил эскизы, но проект был заброшен. Глава Тринити колледжа, поддерживавший этот проект, был разочарован, но он убедил руководство колледжа предпринять строительство новой библиотеки и нанять Рена для составления проекта. Здание библиотеки, спроектированное Реном, впечатляло своим классицизмом. В нем даже не было намека на стиль барокко, который в то время преобладал в Европе, и здание можно было принять за строение в стиле неоклассицизма, распространенного столетием позже.

В 1681 году в Оксфорде декан церкви Христа пригласил Рена завершить строительство главных ворот колледжа. Нижняя часть ворот была построена по проекту кардинала Вулси в декоративном готическом стиле. Восьмиугольная башня по проекту Рена иллюстрирует его уважение к готическому стилю и его личную точку зрения на этот стиль. Его отношение к готическому проектированию было последовательным и оказало влияние на готическое строительство в 18 веке.

В 1682 году Карл II основал королевскую больницу в Челси для престарелых ветеранов королевской армии. Идея строительства такой больницы, несомненно, была заимствована у Людовика XIV, построившего в 1670 году Дом инвалидов, но здание по проекту Рена, завершенное в 1685 году, весьма отличается от своего прототипа.

В 1685 году скончался Карл II, и во время недолгого правления его брата Якова II, внимание Рена было приковано главным образом к Уайтхоллу. Новый король-католик потребовал построить новую часовню; кроме того, он заказал новую художественную галерею, зал для совета и апартаменты на берегу Темзы для королевы. Все это было построено Реном, но впоследствии было уничтожено в огне уайтхоллского пожара в 1698 году.

Сохранилось немного сведений о личной жизни Рена после 1669 года. В 1673 году, в год изготовления им “Великой модели”, он был посвящен в рыцарское звание. Первая жена Рена умерла от оспы в 1675 году, оставив ему малолетнего сына Кристофера (другой их сын скончался в младенчестве). Его вторая жена Джейн Фицвильям, родившая ему дочь Джейн и сына Уильяма, умерла в 1679 году.

Все эти годы он продолжал заниматься научными исследованиями. Он по-прежнему оставался центральной фигурой Королевского общества и был его президентом с 1680 по 1682 год. Рен проявлял достаточную активность в общественных делах и избирался членом парламента в Виндзоре в 1680, 1689 и 1690 годах, но каждый раз отказывался от своего места в парламенте. После революции 1688 года, которая свергла с трона Якова II, Рен стал главным архитектором Вильгельма Оранского.

Уильям III (Вильгельм Оранский) и Мария II оказалась самыми активными строителями из монархов. Им не нравился дворец Уайтхолл, и в 1689 году Рен работал над проектами двух новых дворцов: один в Кенсингтоне в предместье Лондона, другой в Хемптонкорте, в 24 км от него, вверх по Темзе. Кенсингтонский дворец являлся перестройкой старого дома с новыми дворами и галереями. Он не является лучшей работой Рена, но южный фасад здания украшен великолепной кирпичной кладкой. С другой стороны, дворец в Хемптонкорте стал крупным проектом Рена — полная перестройка дворца, начатого Вулси.

До нашего времени дошли первые проекты Рена, в которых он впервые предстает как архитектор дворцов. Однако было решено разрушить лишь половину старого дворца, и проект Рена был значительно сокращен. Тем не менее он привнес в него множество новшеств и уникальное использование английских строительных материалов. Хемптонкорт построен из красного и коричневого кирпича и портлендского камня, которые великолепно сочетаются между собой.

Известный теоретик архитектуры Александр Раппопорт считает, что реновский план перестройки Лондона - первый в Европе план постройки города на пустом месте - повлиял на планировку строящегося Санкт-Петербурга. Когда в 1698 (1691 – Л.С) году Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] I посетил Лондон, у него уже созревал план строительства новой северной столицы. Царь очень интересовался архитектурой. Для себя и своей свиты он снимал имение близкого друга Рена, архитектора Джона Ивлина, внимательно осматривал новые постройки, в том числе и Кристофера Рена. Возможно (хотя данных об этом не сохранилось), он встречался и с самим Реном и наверняка видел его план перестройки Лондона - первый в Европе план постройки огромного города на пустом месте.

В 1694 году умерла королева Мария, король упал духом, и строительство дворца в Хемптонкорте было приостановлено. За два года до своей смерти королева задумала строительство королевского госпиталя для моряков в Гринвиче. Первые планы строительства были выполнены Реном в 1694 году, работы начались в 1696 году, а строительство всех зданий госпиталя было завершено лишь через несколько лет после смерти Рена.

Гринвичский госпиталь был последней крупной работой Рена и единственным комплексом зданий, работы над которым продолжались после завершения Собора святого Павла в 1711 году. Королева Анна предоставила ему дом в Хемптон корте, кроме того, у него был лондонский дом на улице Сент Джеймс, в котором слуга Рена обнаружил своего хозяина мертвым в кресле после ужина. Рен был похоронен с большими почестями в Соборе святого Павла, могила была прикрыта просто надписанной плитой черного мрамора. Впоследствии его сын разместил на близлежащей к могиле стене надпись, которая стала одной из знаменитейших надгробных надписей: “Читатель, если ты ищешь памятник, оглянись вокруг”.

Рен скончался в возрасте 91 года, значительно пережив эпоху, которой принадлежал его гений. Даже те, кого он обучал и которые многим были обязаны его гению, уже не были молоды. Созданная этим поколением школа барокко находилась под огнем критики нового поколения, которое отбросило репутацию Рена и начало подражать предшествовавшему ему Иниго Джонсу. Архитекторы 18 века не могли забыть Рена, но они не прощали ему тех элементов его архитектуры, которые казались им неклассическим и Церкви оказали самое сильное влияние на позднюю архитектуру. Во Франции, где английская архитектура редко оказывала сильное влияние, Собор святого Павла все же не мог быть проигнорирован, и церковь святой Женевьевы (теперь Пантеон), строительство которой было начато в 1757 году, имеет подушку капители и купол, весьма схожие с этими же элементами в Соборе святого Павла. Ни один архитектор, которому приходилось строить здание с куполом, не мог не использовать образцы Рена, и в мире существует бесчисленное множество вариаций подобного купола, от Исаакиевского собора (1840-1842) в Санкт-Петербурге до Капитолия в Вашингтоне, округ Колумбия (1855-1865).

Лишь в 20 веке наследие Рена перестало быть мощным и иногда противоречивым фактором в английском архитектурном дизайне. Последним крупным архитектором, который, по его собственным словам, работал в стиле Рена, был сэр Эдвин Лутиенс, скончавшийся в 1944 году. С фактическим устранением исторических влияний в современном строительстве изучение работ Рена усилилось в фундаментальном плане. Основанное в 1923 году к двухсотлетию смерти архитектора Общество Рена издало 20 томов работ Рена, последний из которых был опубликован в 1943 году.

Источник. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

Первая Великая Ложа

По мере роста числа лож возникала необходимость координировать их деятельность. Поэтому в Лондоне в 1717 году четыре ложи объединились и создали своеобразный орган надзора, Великую Ложу, ежегодные собрания которой привлекали повышенное внимание общества и превращали орден в динамично растущее движение.

В Англии между 1737 и 1907 годами в братстве состояли шестнадцать принцев и четверо из них стали впоследствии королями. С объединением оперативных и признанных масонов в единое братство масонство приняло ту форму, в которой оно существует и сегодня.

От оперативного масонства оно переняло строительные инструменты, степени, отражающие уровень посвященности членов лож в масонские тайны, секретные слова и знаки, при помощи которых масоны узнают друг друга, обязанность трудиться и многое другое.

Считается, что последним Великим Мастером оперативного масонства был английский архитектор Кристофер Рен, построивший собор Святого Павла в Лондоне. В течение восемнадцати лет, пока шло строительство храма, он посещал расположенную неподалеку ложу Святого Павла.

О его мастерстве дает представление такая история. Когда собор уже был построен, городские власти обратили внимание на то, что в центральном пространстве храма нет колонн, которые поддерживали бы огромных размеров потолок. Кристофер Рен убеждал, что колонны не нужны и потолок не обвалится, и приводил в качестве доказательства свои расчеты. Однако ему не поверили и распорядились подпереть потолок собора колоннами.

Рен выполнил это требование, но возведенные им колонны не достают до потолка, между капителями и самим потолком есть пространство. Эти колонны, не подпирающие потолок, стоят и сегодня, являясь символом высочайшего мастерства зодчего и обычного недоверия властей к достижениям наук.

С годами масонство совершенствовало свою организацию. В 1723 году в Англии была опубликована "Книга Уставов", написанная шотландским священником Джеймсом Андерсоном. Этот документ провозглашал, что представители различных религиозных течений должны суметь объединиться в дружественной атмосфере ложи для спокойного обсуждения новых идей. "Хотя в древние времена масоны принимали вероисповедание той страны, в которой они находились, теперь же представляется целесообразным принудить их перейти в ту Религию, где все люди придут к взаимному согласию, оставив при себе свое частное мнение; то есть следует быть добродетельным и искренными людьми, людьми благородными и честными, как ни были бы различны их названия и убеждения", - говорилось в "Книге Уставов". С тех пор терпимость и непредубежденность стали законом, свято соблюдающимся в масонских трудах. Типографским способом "Уставы" были изданы в Америке в 1734 году Великим Мастером Бенджамином Франклином в Филадельфии.

Очень быстро масонское братство пустило корни по всему Европейскому континенту. В конце 30-х годов XVIII века ложи существовали в Бельгии, России, Италии, Германии, Швейцарии. В 1735 году в Париже действовало 5 лож, к 1742 году их число возросло до двадцати двух, а через сорок пять лет, накануне Французской Революции, число масонов достигало 100 тысяч.

Масоны и Церковь

Католическая церковь наблюдала за быстрым распространением масонства. Масоны быстро создали свои собственные ритуалы, историю, легенды и иерархию, которые являются неотъемлемой принадлежностью официальной религии. Уже в 1738 году папа Климент XII выступил с первым и очень яростным обличением масонства.

В своей энциклике он повелевал отлучать от церкви всех католиков, прошедших обряд посвящения в масонское братство. Папа объявил, что приносимая масонами клятва хранить секреты братства является угрозой священности исповеди и власти церкви, выступал против сотрудничества с людьми, исповедовавших отличные от официальной церкви убеждений.

По всей Европе гражданские власти начали выполнять предписания, накладывая на масонов штрафы и даже подвергая их пыткам. Преследованиями со стороны католической церкви не исчерпывались гонения на масонов. Почти сразу после официального открытия Великой Ложи в Лондоне в 1717 году в газетах стали регулярно появляться "разоблачающие" сообщения о масонстве.

Масонов обвиняли в союзе с антихристом, утверждали, будто на закрытых собраниях проходит разнузданные оргии. В 1735 году были запрещены собрания голландских лож из боязни, что члены братства принимают участие в политических интригах. Аналогичные запреты последовали в Швеции в 1738 году и в 1745 году в Швейцарии.

Идеология и символика

Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует.

Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий. Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как к «Великому Строителю Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии.

Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришел в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства в начале XVIII века, и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства, делается акцент на обязательном монотеизме.

Масонство не является самостоятельной религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов.

Символика и терминология масонства ведет начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе, которые были первыми братьями движения.

Известны следующие самые значимые символы:
- Колонны Б:. и Я: (Прототипом символа являются две колоны притвора Первого Храма царя Соломона);
- Ступени (Могут изображаться между колонн);
- Мозаичный пол (Шахматного типа. Цвет черно-белый — ячейки раскрашены как на шахматной доске; или все ячейки белые, разделяемые сеткой линий черного цвета);
- Циркуль и наугольник, отвес, уровень, резец и молот, камень грубый и камень совершенный, мастерок, фартук (Толкуются масонами в символическом смысле и используются для изложения масонской нравственно-этической системы);
- Книга Священного Закона;
- Лучезарная Дельта.

Общепринятым символом масонства является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная дельта», как он называется в масонстве. Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных. Еще до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора). Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность.

- Одним из символов масонства также является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так называемой Легендой о смерти мастера Хирама — тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей, и так далее. В масонстве широко используется Библейский рассказ о строительстве Храма Соломона.
 
Источник: История масонства. Часть 2.

В жизни Кристофера Рена большую роль сыграло Провидение. Вряд ли бы он смог стать архитектором,  если бы не казнь короля Карла I — Кристофер должен был унаследовать место настоятеля собора в Виндзоре, которое занимал его дядя, Мэтью Рен, епископ Илийский. Однако нет худа без добра – реставрации монархии через 10 лет и личная благосклонность Карла II позволили Рену получить место королевского инспектора по строительным работам, хотя у него и не было специального строительного образования. Скорее, архитектура была для профессора что-то вроде хобби, которому он предавался со всем пылом своей души.

Немногим известен тот удивительный факт, что сэр Кристофер Рен был вовлечен в планы по перестройке собора Святого Павла еще до того, как разразился Великий Пожар.

Работая над чертежами своего утопического Лондона, Кристофер Рен поместил в самом его центре собор Святого Павла, от которого лучами должны были расходиться улицы. Старый готический собор собирались перестраивать, и Рен должен был представить свой вариант проекта.

За 6 дней до пожара на Пуддинг-лейн он представил проект собора, согласно которому вместо шпиля должен был быть купол, увенчанный продолговатым каменным ананасом более чем 60 футов высотой. Диковинный фрукт к тому времени только-только появился в Англии, и Рен был поражен его совершенной формой.

«Ананасовый дизайн», как его стали впоследствии называть, отсутствует на дальнейших проектах перестройки собора (тем не менее, диковинным фруктам, хотя и выполненным в гораздо меньшем размере, все же нашлось место в архитектурном ансамбле собора: ими украшены колокольные башни).

Однако после Великого Пожара собор уже не пришлось перестраивать, его надо было строить заново. Провидение постаралось и расчистило дорогу для создания шедевра великому Рену. Спустя три года после пожара он был назначен королевским архитектором, однако строительство нового собора началось только в 1675 году и стало для Рена делом всей его жизни.

Собор Святого Павла был первым новым собором Англии, построенным после реформации. Рен, вдохновленный архитектурными шедеврами Парижа, который он посетил в 1665 году, берет на себя смелость отступить от тех традиций, согласно которым английские церкви строились на протяжении веков.

Карл II даровал архитектору титул рыцаря еще до начала работ по возведению нового собора как знак особого доверия. Старый храм лежал в руинах, и Рен приказал разрушить остатки старых стен при помощи таранов и пороховых зарядов.

Летом 1675 года был заложен первый камень нового храма: по просьбе сэра Кристофера один из рабочих наугад выбрал камень из груды щебня, оставшегося после расчистки строительной площадки. Камень оказался осколком старинного надгробия, на котором было выбито по-латыни: RESURGAM («Я восстану снова»).

Основной западный фасад собора из белого портлендского известняка с резными барельефом, изображающим обращение в веру святого Павла, обрамлен двумя башнями. В левой (северной) башне расположено двенадцать колоколов, в правой (южной) — часы и Большой Том — крупнейший колокол в Англии весом более 16 тонн, который звонит только по умершим членам королевской семьи, епископу лондонскому, декану собора Святого Павла и лорду-мэру Лондона (правда, при условии, что он умер на рабочем месте).

Рен предполагал, что часы будут и на северной башне, однако они так и не были установлены — вместо них на ней красуются лишь небольшие круглые отверстия.

Купол собора, увенчанный крестом весом в 700 тонн, считается вторым в мире по величине после собора Святого Павла в Риме. Комитет, принимавший проект Рена, желал, чтобы собор доминировал над окружающими постройками — огромный, как Ноев ковчег, он должен был плыть над Лондоном. И действительно, только купол собора вкупе с крестом весят больше, чем целый «Титаник». Однако, чем больше размер купола, тем солиднее и массивнее должно быть основание, и если снаружи такая постройка выглядит вполне гармоничной, то внутри обязательно чувствуется диспропорция.

Рен, будучи ученым, гениально решил эту проблему: он возвел внутренний полукруглый кирпичный купол с отверстием диаметром 6 метров, через которое проникает свет из фонаря, заливая собор. Опорой для каменного фонаря весом в 800 тонн служит кирпичный конус, а над конусом по замыслу архитектора был возведен второй, внешний купол — деревянный каркас, покрытый свинцовыми листами. Ложный второй этаж собора был создан для того, чтобы замаскировать массивные контрфорсы, которые поддерживают стены нефа и купол.

Наверх ведут 365 ступеней — по количеству дней в году: все же Кристофер Рен был профессором астрономии. 259 ступенек — и вы попадаете на Галерею Шепота. Трюк с двумя куполами сделал возможной уникальную акустику: если приложить ухо к стене галереи, то, несмотря на 34 метра ширины, можно расслышать слова, сказанные шепотом с противоположной стороны. 378 ступеней, или 54 метра, ведут на Каменную Галерею, а на высоте 85 метров, или 530 ступеней, расположена Золотая. Как награда за подъем — фантастический вид на Лондон. Удивительной красоты роспись купола на мотив жития святого Павла, выполненная сэром Джеймсом Торнхиллом. В северном трансепте собора – знаменитая авторская копия глубоко символичной картины Холмана Ханта «Свет Мира», оригинал которой хранится в Оксфорде, в колледже Кибл. На картине — Иисус Христос, стучащий в дверь человеческой души, в дверь, у которой нет ручки, которая заросла колючей ежевикой, и открыть ее можно только изнутри… Богато декорированный алтарь собора: круглые позолоченные мозаики в византийском стиле, изображающие птиц, рыб, зверей и растения. Резной корпус органа. Отделанный мрамором интерьер центрального нефа. Много воздуха и красок в отличие от традиционных готических соборов Британии. Строго, величественно и монументально. «Я строю на века» — так говорил Кристофер Рен.
Последний камень фонаря над куполом собора был уложен руками сына Рена, в присутствии своего отца, главного архитектора, тридцать пять лет спустя после начала строительства великого Феникса.