О совести

Владимир Пащенко 1
В Евангелии Господь призывает Своих апостолов на проповедь.

Так же и нас, хотя прошло уже 2 тысячи лет, Господь призывает к вере в Него. Это не всегда происходит напрямую, хотя иногда это и происходит в виде каких-то экстренных обстоятельств и явлений. Большинству из нас Господь открывается в нашей совести и через жизненные обстоятельства, которые ставят нас перед выбором, как нам жить - по-новому или так, как мы жили. Эти внушения совести и новые обстоятельства бывают очень неприятными для нас, сокрушительными, рушится привычный ритм жизни.

Начинается выбор совести. И если мы этот выбор совести совершаем в пользу Евангельских заповедей, наша жизнь выходит на новый виток развития, перед нами открывается какая-то перспектива.

Но бывает, человек этот голос совести заглушает, и тогда в нем ломается что-то очень важное.

Зачастую этот выбор длится не то чтобы одну минуту. Бывает, состояние выбора длится несколько лет. И от того, как человек этот выбор совершит, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Если в человеке голос совести ломается, то будущую жизнь он проходит в крайне печальном состоянии. Он становится безчувственным, неспособным реагировать эмоционально на что-то, что происходит вокруг.


Он теряет в этой жизни возможность понимать некоторые вещи. Он логичен, интеллектуален, но чего-то он не видит, в чем-то он слеп.


Но где грань между шизофренией и тем, когда мы видим призвание Божие? Ведь некоторые люди делают дикие вещи, попадают в секты, отрезают головы, говоря: "Нам так сказал Бог".

Один святой говорил что Бога мы видим не напрямую, а через соразмерность бытия. Если человек читает, вдумывается, слушает свою совесть, то со временем он начинает видеть гармонию этого мира, начинает видеть свою душу.

Прп. Петр Дамаскин говорил, что способность видеть промысел Божий в мире - это уже некая ступень нашего духовного развития, но первая ступень совершается в покаянии.

Если человек привыкает по-честному смотреть на свои грехи, разбираться в своей совести, то со временем Господь даёт ему способность что-то видеть в окружающем мире. Возможно, эта способность - какой-то физиологический аспект. Известно, что один из отделов головного мозга - медиальная префронтальная кора вырабатывается, когда человек старается вдумываться в свои поступки, совершает саморефлексию, иногда встаёт на точку зрения других, относится к другим с пониманием (по сути, это любовь).

И когда человек начинает разбираться в своей совести, честно, без утайки понимать, где была его ошибка, принимать это, тогда око ума не замутнено. Тогда он может разобраться в каком-то сложном историческом процессе, видеть следы промысла Божьего в мире, в истории.

Но если человек на первом уровне духовного развития начинает лгать самому себе, отказывается признавать за собой ошибки, ломает в себе голос совести, то, естественно, и в истории он уже не сможет ничего увидеть. Многие авторы писали, что способность понимать мир коренится в способности человека видеть самого себя.

Естественно, когда человек начинает видеть соразмерность бытия, он уже не обманется какими-то ложными знаками.

Среди православных людей есть такие, которых можно назвать "православными толкователями". Пролетела птица - это неспроста!

Люди начинают придумывать знаки, которые оправдывают их слабости. Для стороннего наблюдателя это все дико. Это может довести до болезни.

Но когда человек слушает свою совесть, видит соразмерность бытия, он понимает... Как если видишь картину целиком: где мазок гармонично ложится, а где не мазок - а просто клякса.

Тогда мы начинаем разбираться, случайно то или иное событие или это действительно промысел Божий. Человек который слушает свою совесть, не обманется.


Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил: "Глас Христа - Евангелие".

Да, экстремальные ситуации и видения тоже играют свою роль. Но если хотите разобраться в жизни, в первую очередь надо ориентироваться на Священное Писание.

Бог дал нам некое откровение. Пытаясь исполнить заповеди Божьи, мы входим в особое состояние, где наши страсти начинают угасать, и наш ум приобретает способность видеть духовные первоосновы мира, и тогда все в жизни становится понятно: где промысел Божий, а где наши страсти. Господь даёт особое внутреннее видение состояния своей души. Если мы не живём по Евангелию, то мы запутываемся в знаках, ложных откровениях и становимся жертвами своих страстей, потому что наши страсти начинают использовать какие-то знаки, чтобы толкнуть нас на путь погибели...

            Иеромонах Прокопий


   От себя добавлю: кто не ищет Бога, тот потеряет себя...