Этюд Айвазовского

Надежда Родионова 2
Пьеса о любви для чтения

Действующие лица:

Саша Громова, журналист,40 лет
Полина, её племянница 23 года, переводчица издательства, работает дома
Григорий,её муж, чиновник, 25 лет

Действующие лица, о которых в пьесе только говорят:
Елена Громова, мать Полины. Завуч школы, 52 года
Егор, крестник матери Елены, живущий у Громовых с двух лет после смерти родителей. Программист. 35 лет.
Никита Волков, муж Елены. Чиновник обладминистрации, 56 лет
Вадим Горшков, друг детства Никиты,крёстный Полины, геолог, 56 лет

Картина первая
(Современная квартира. Полина лежит на диване с книгой. Звонок. Врывается её муж, который так и не дождался, когда ему откроют дверь.) Гриша: Полька, ты почему никогда мне не открываешь?!

Полина: А почему ты всегда звонишь? У тебя же есть ключи.

Гриша: Это ключи от квартиры,а не от твоего сердца! Что читаешь? Опять никчёмный детектив?!И кого?! Поля, этот господин, который сбежал в Лондон, пишет в соцсетях, что такой страны, как Россия, не должно быть на карте!

Полина: А  какая страна здесь  должна быть вместо России?

Гриша: Об этом он прямо не говорит! Наверное, другие страны, которые ему приплачивают! И что у нас на ужин? Умираю, есть хочу!

Полина: А что же тебя не накормила Оля?!

Гриша: Какая Оля?! Поля, что с тобой?! Тебя как подменили!
Полина: Это ты подменяешь меня Олей! Я всё знаю! Ты эсэмэски перепутал! Писал ей,а послал мне!Даёт ему свой телефон.

Гриша: ( читает) Уехал в порт Оля. Буду поздно. Готовь ужин. Боже мой, Полька! Уехал в порт ОлЯ! Ты не знала, что у нас есть такой порт?! Ты великолепна! Вот за что я тебя люблю!

Полина: А откуда я могу это знать?!Ты мне ничего не рассказываешь! Где был, что делал весь день. А я же не хожу в издательство, перевожу дома. Правда, уже надоели эти детские книжки. С ними сама становишься ребёнком!
Дома только  вчерашний суп. Но ты же вчерашнее не ешь.

Гриша: Сегодня съем! Неси!( Поля вносит на подносе тарелку супа, ложку и хлеб)А правда, что  ваш  Егор  решил участвовать в СВО добровольцем? Он же программист. Их не призывают.

Полина: Он сам себя призвал. Ты же знаешь, что он мне не дядя? Он бабушкин крестник. Бабушка два  года назад  перед смертью рассказала ему правду о  его родителях. Они  33 года назад погибли в аварии в Донецке. А он считал её матерью, маму и тётю Сашу сёстрами. И теперь он говорит что обязан защищать русских на Донбассе. Их  же 10 лет бомбят. Хотя мы все обязаны их защищать. Я не понимаю, почему мы живём, как ни в чём не бывало. У нас бесконечные фестивали, праздники... Подруга сказала, что в Астрахани будут строить и  какую -то грибную базу! Откуда у нас грибы?!

Гриша: Поля, гребную базу! Для гребцов! Вы с подругами, как в лесу живёте..И с Егором  жестоко поступили! Сначала потерял свою семью, потом - ту, что считал своей…

 Полина: Нас он не потерял! Я обожаю Егора! Как и все мы. Мне кажется, это человек будущего. Он каждый день живёт для кого -то, а не для себя. Опекает  после работы ребят, которые были ранены во время СВО, постоянно волонтёрит :   то в детском доме, то в госпитале, то на субботнике. Бабушка долго колебалась, но решила, что обязана ему рассказать правду. Он был, как замороженный…Ему  35 лет, а  до сих пор не женат. Но  теперь повеселел. Кажется, влюбился…

 Гриша: Не в тебя? То -то вы всё обнимаетесь! И ты его обожаешь! Больше, чем меня? Или ты относишься к нему, как к родственнику? Как к дяде, второму отцу? Кстати, как твой отец? Всё по -прежнему?

 Полина: Вот  уж никогда вас не сравнивала. Хотя надо было бы! А отцу лучше. Мама говорила, что он пришёл в себя, к нему поехал следователь.

 Гриша: Ого! Так он может рассказать следователю, кто его огрел по голове камнем! Или кирпичём? Он же его видел! Интересно, кому твой отец мешал? Он же занимался продвижением наших товаров на внешние рынки?

 Полина: Да, кажется. А откуда ты знаешь, что это был камень? Его же не нашли! Я слышала из дома, как отец крикнул :ТЫ ЧТО?! А мама слышала эти слова  из сада…

 Гриша: Вот видишь, говорит, что из сада...А ведь это твоя мать могла бросить камень! Мне кажется,  у них отношения были не очень. И что же ещё это могло быть? Не книга же! От удара  книгой в кому не впадают на месяц!И странно, что из сумки пропали деньги… Имитация кражи? Ведь твой отец хорошо знал убийцу! Он со всеми на «Вы», а ему сказал «Ты»..

 Полина: Он и с тобой на «ТЫ»...И,кстати,а где ты был в тот вечер? Почему ты сказал мне, что поехал с дачи домой, если соседи уверяют, что тебя дома не было? Они уже в шесть вечера закрыли входную дверь на засов, и ты им не звонил!

 Гриша: Да у Вадима я был, хорошего, кстати,  друга  твоего отца, твоего крёстного. Он устроил после обеда мальчишник. Не хотел его впутывать в эти  допросы — расспросы. Он же уезжает в Индию, а тут ещё и задержат…

Полина: Странно, что об этом мальчишнике не знал отец. А, может быть, крёстный  как раз пошёл к нам звать к себе  отца? Его же до обеда дома не было… Пошёл к отцу, захватил  редкий камешек показать папе.. Он же геолог! Потом они поругались и он его нечаянно  шаркнул по голове. Они же часто ссорятся, хоть и  лучшие друзья. Наверное, потому, что оба до сих пор  любят маму. Крёстный  всё время был с вами или уходил?

 Гриша: Откуда я знаю! Я за ним не следил!У него дача большая.. И почему он живёт один?

 Полина: Не знаю. Он так и не женился. Кажется, у него в юности, до папы  был роман с мамой. Потом он будто бы ей изменил, она в отместку вышла замуж за его друга, то есть за отца...

 Гриша: Наверное, у вас это наследственное! Кажется, ты дружила с  однокурсником, Олегом?  А потом вы поссорились? И ты стала сводить с ума меня… Выскочила замуж, а готовить не научилась!

 Полина: Да, поторопилась! Сначала нужно было присмотреться к твоему отцу! Сын почти всегда копирует поведение отца! А твой отец сказал на свадьбе, что не знает, где у вас  дома находится кухня! Завтраки и ужины твоя мать приносит ему в столовую, обедает  в ресторане.. А мой папа прекрасно готовит! Маме повезло!  Я тогда чуть не сбежала со своей свадьбы. Нужно было сбежать!

 Гриша: Поздно об этом говорить! Размечталась! Вот родится наш малыш и ты научишься и готовить, и крахмалить бельё, и гладить мне рубашки. Я их всегда переглаживаю после тебя! Ты так и не узнала, кто у нас будет?

 Полина: Дочь. Которая будет моей копией. А ты нашёл кому жаловаться на меня! Егору! Он мне всё рассказал!

 Гриша: Что именно он тебе рассказал? Давно?

Полина: Давно. Через месяц после свадьбы. Случайно у него вырвалось.. Или хотел меня предостеречь.Всё же он мой названный дядя. Ты сказал ему, что после женитьбы  мужчины попадают из рук мамы бог знает куда. Ничего, мол, я не умею! Видимо, твой отец считает мать служанкой? А теперь служанкой стала и я? Но я работаю, также, как и ты, правда дома. И даже больше зарабатываю! Надо было тогда мне сразу…

Гриша: Не говори глупости! И вообще пошли в кафе поедим! Я голодный! Напиши мне, что взять! Вон в портфеле блокнот и авторучка! Да, а что мы делаем в субботу? Хотел пригласить тебя на Городской остров.

Полина: Ты сошёл с ума? На остров зимой? Там такой холод! И людей там сейчас нет!

 Гриша: Вот и хорошо, что нет людей. Они тебе ещё не надоели? Кстати, а зачем приехала Саша? Твоя тётя же сейчас живёт в Москве? Переживает за сестру и твоего отца? Интересная у тебя тётя!И почему ты называешь её по имени? Эх, была бы она помоложе!

 Полина: Ну,  какая она тётя...Я всегда её звала по имени. И я всегда подозревала, что ты женился на мне из -за неё! Приходил как бы ко мне, а сам часами говорил с ней!

 Гриша: Но с ней же интересно! Журналистка! Она второй раз не вышла замуж? Помню, как она цитировала чьи -то стихи… Когда б мы жили без затей, то родила бы я детей от всех, кого любила, всех видов и мастей. Молодец!

Полина: Нет, не вышла. Можешь начать за ней  ухаживать!

Гриша: Так я и сделаю! Но сначала избавлюсь от тебя! Задушу в объятиях! ( Обнимает её)Ну, я пошёл в кафе!А ты напиши мне всё -таки список в магазин!

 Полина: Мальчикам списки в магазин пишут мамы, мужчинам — жёны. Что бы вы без нас делали?!А странами руководят мужчины!

Григорий уходит. Полина видит в комнате портфель, открывает его. Удивляется, заметив там книгу, говорит: «Ого! Детектив! Он же никогда ничего не читает! Тем более детективы!» Начинает её листать.  Потом отбрасывает книгу и бросается к телефону.

 Полина: Мама, ты дома?  Ещё на работе, в школе? Потом едешь в больницу? А где остановилась Саша? В бабушкиной квартире? Тогда  я еду туда! И ты  потом приезжай!У меня проблемы с Григорием… Нет, на этот раз не ерунда… Я вся дрожу! Мамочка, мне страшно! Мне кажется, он хочет меня убить, потому что у нас будет девочка, а не мальчик. И вообще он меня не любит, а я всё -таки богатая невеста: и зачем вы мне купили  трёхкомнатную квартиру и машину?! В чём дело? Я нашла у него в сумке детектив! А он детективы терпеть не может. Стала книгу читать, а там герой приглашает жену  зимой   в лес и убивает её. Имитирует несчастный случай — якобы на неё напали бомжи… Нет, я не сошла с ума! Гриша зовёт меня завтра поехать с ним  на Городской остров. Нашёл время для прогулки! Разумеется, я с ним не поеду! Не дура! Но что он тогда будет делать? Я боюсь с ним оставаться одна! Да, мам, Григорий не приезжал с дачи в город, когда напали на отца. Он просит, чтобы я обманула следователя...Как это «оставайся дома»?! Ты меня не любишь!

Набирает другой номер.

Полина: Саша? У меня ЧП! Я еду к тебе, хорошо?

 Картина вторая.

 Саша сидит в позе лотоса и медитирует. Полина сидит рядом в кресле.

 Полина: Саша, мама настоящий зверь! Меня хотят убить, а ей всё равно!

 Саша: Девочка моя, успокойся! Ты, как всегда,  что -то не так поняла. И как ты с такой сообразительностью закончила институт?!Ваше поколение меня поражает.. Ну нельзя читать только детективы, детские книги и фэнтези! Не реви! Лена мне всё рассказала, пока ты ехала. Я позвонила Григорию и спросила, что он сейчас  делает. Он сказал , что едет к другу. Они были в порту Оля с проверкой и там в автобусе перепутали с другом портфели. Поняла? Они у них одинаковые! Вместе покупали! Значит и этот детектив не его! И ты уже забыла, что вы познакомились на Городском острове?  У вас же годовщина знакомства! Ты вообще Гришу любишь?

 Полина бросается  ей на шею.

 Полина: Я не знаю, что со мной происходит. Может быть, у беременных  всегда едет крыша? Не знаю, люблю ли Гришу...Ты лучше скажи мне, что такое любовь! Когда не хочется расставаться? Значит я никого не люблю! Мне хорошо одной. Папа говорит, что раньше о том, чем отличается любовь от увлечения, они узнавали из книг: Красное и чёрное, По ком звонит колокол. А нам хотя бы названия этих книг запомнить! Мы же и «Анну Каренину», и »Войну и мир» изучали по учебнику.
 С Олегом у меня ничего не вышло. Гриша сделал предложение, я за него и вышла! С ним было прикольно. И вдруг больше никто бы не сделал предложение?

 Саш, я во многом не разбираюсь, до сих  пор  не понимаю, например,  почему идёт СВО? Почему нельзя было жить, как раньше? Вот напали бы на Россию — другое дело. Мы бы защищались! Как во время второй мировой!

 Саша: Так тебя что больше интересует? Любовь или СВО? Давай сначала о СВО. С любовью всё ещё сложнее. Поленька, в прошлом веке  всё было иначе. Сейчас войны ведутся по другому. СССР от распада не спасло даже ядерное оружие. А Россию 30 лет окружали военными базами НАТО, хотя тот же Ельцин просил западные страны принять Россию в НАТО! И что? Над ним только смеялись!
А вспомни пьесы Чехова! Если на сцене висело ружьё,оно непременно стреляло. Ну, а тут не одно ружьё — сотни военных баз! Причём производили оружие в капиталистических странах на частных предприятиях, и рано или поздно наступило бы время расплаты  с частниками… А чем платить? Только кусками отвоёванных стран. Украины, России. Их промышленностью, природными богатствами, землёй.. Так что жить, как прежде, мы уже  не смогли бы в любом случае, и со СВО, и без СВО. Ну, а если драка неизбежна, надо бить первым! Пока у НАТО  не так  много  оружия,  танков и самолётов. Так ведь?

 Полина: Я даже знаю, чьи это слова! Значит, где капитализм, там и войны? Спасибо, Саш! Мне всё стало понятнее. А ты приехала только из -за мамы?

 Саша: Нет, не только. Я влюбилась! Ангелы хранители сделали мне очередную прививку от равнодушия! Мне кажется, одним этой прививки хватает на всю жизнь, а другим, как и мне, приходится делать их несколько раз. А тебе, скорее всего , эту прививку делали только в детском саду. Я помню кудрявого мальчика, в которого ты была влюблена в 5 лет…

 Полина: Я тоже  помню Валерку… Жаль, что мы пошли в разные школы. Надо после садика отдавать всех в одну школу! Но нельзя же не выходить замуж! В 25 уже поздновато рожать...Сейчас так много детей с отклонениями у позднородящих…

Саша: Сейчас можно рожать и в 40.У меня в 30 родился отличный мальчишка. Пока   он с отцом. Но это временно. Нужно искать своим мальчишкам хороших отцов! Кстати, в романе Хемингуэя «По ком звонит колокол» говорится об отличном определении любви!  Рядом с мужчиной, которого любишь, земля уходит из под ног. Вот и ищи такого мужчину! И  перестань подозревать Григория во всех грехах, в том, что якобы он напал на твоего отца. Мне твой крёстный  рассказывал об этой их сходке у него, о мальчишнике в день нападения на Никиту.Мы с Вадимом дружим Вконтакте. Гриша и правда был там. Мальчишником они, конечно, называют его условно, все были с дамами, кроме Вадима и Никиты. И Гриша тоже. Не принято у нас в общую баню приглашать жён! С этой Ритой из его министерства у него ничего серьёзного. У этой финтифлюшки уже двое детей от разных мужей. И лучше уж  ему быть с ней — может появиться и другая!А пока от  Гриши земля явно даже не  уходит, а убегает, когда ты  рядом . Я помню, как он на тебя смотрел на свадьбе…
 Хотя, конечно, все эти Риты — это мерзость.. Из -за такой же Риты я ушла от мужа. Но после рождения сына, учти! Не порть ребёнку жизнь! Если решишь разводиться , то только после рождения дочки.

Полина: Ну, а теперь расскажи , в кого наша очаровательная и независимая Саша влюблена! Неужели  рядом с тобой есть  гуру, которым ты можешь восхищаться?! Всё же любви без восхищения, наверное, не бывает. Я,например, точно не смогу потерять голову от Григория. Он не глуп, даже умён, но он же не может создать ничего нового! Это по сути аппарат по производству детей и переработке еды, чужих распоряжений и шуток. Он попивает, колется,  прикалывается — и это вся его жизнь. Но всё это безобидно в маленьких дозах. А если с возрастом увеличатся и дозы? А ведь увеличатся! Но жить даже  с начинающим  наркоманом - это всё равно что ехать в лифте с сумасшедшим. Мало ли что придёт ему в голову! И всё моё окружение это такие же, как и он.
 Вот наш Егор другой. Это какой-то инопланетянин. Может быть, он и правда с другой планеты? Мы же ничего не знаем о его родителях! Их знала бабушка, которая не зря же согласилась быть крестницей Егора,а потом взяла к нам, когда его родители погибли в автомобильной аварии. Отец у него был художник, мать журналист, да? Кстати, ты давно видела Егора?

Саша :  Он меня встречал...Очень изменился! Потрясающим стал мужчиной!Я же запомнила его мальчишкой… А теперь красив, начитан, прекрасное чувство юмора, а это признак ума, подтянут.. И, похоже, всё в его жизни также подтянуто до уровня. Я уже наслышана от твоего крёстного и сестры о его волонтёрской деятельности, работе. Как я поняла, он пишет книгу, увлекается философией, живописью...Рада, что я живу в Москве, а он тут. Точно потеряла бы голову, если бы не мой виртуальный роман! Несмотря на нашу разницу в  возрасте, на то, что относилась к нему всю жизнь, как к младшему  брату! Неужели дамы его тут не одолевают?!У него есть Прекрасная дама?

Полина: Он от всех дистанцируется. Даёт понять, что занят, но кем — неизвестно. Ну, а народ традиционно причисляет одиноких мужчин  к геям. А тут ещё Егор часто бывает у одинокого крёстного, твоего друга  Вадима! Понятно, что на обоих смотрят косо, но, кажется, это им и надо. Всё же дамы бывают назойливыми и просто вешаются на одиноких интересных мужчин. И вот ведь что поразительно: публично все осуждают голубых, но голубых из шоу бизнеса любят! Ты можешь объяснить этот парадокс?

Саша: Не могу! Сама удивляюсь! Видимо, талантливым людям можно быть, кем угодно! Хоть голубым, хоть зелёным или фиолетовым...
Да, Полюшка, не потерял ли тебя  Григорий? Всё же пока он твой муж , а в перспективе  вечный  родственник как  отец будущего ребёнка. Не нужно портить с ним отношения. Ты ему позвонила?

Полина: Он обрывал телефон. Но не могу я так сразу отойти. Я сказала ему, что приеду домой завтра. Но я буду уже другой. Эта  книга  из портфеля со сценарием убийства неугодной жены меня всё же перевернула.
 А тут ещё твой рассказ о Рите. Разумеется, я отправлю его на месяц на карантин в другую спальню. Как бы не заразил чем- нибудь меня и будущего ребёнка. Потом — минимальные близкие  контакты для здоровья. Вот не понимаю я тех, кто рыдает о том, что муж пошёл налево, спрашивает, чем она была плоха. Или казнит его презрением, словами  о какой -то измене...Как будто бы жена — это Родина и он преступник. Любому парню, если он не болен,  льстят новые победы. Они же по природе завоеватели, охотники. Мужчина вполне может любить жену и при этом изменять ей. Когда я выходила замуж, я была к этому готова. Но когда изменяют с дамой, как говорится,  с низкой социальной ответственностью, это чревато возможным заражением. Верно ведь? Поэтому я и отправлю Гришу на карантин! Хотя, может быть, я так спокойна, потому что не люблю его? Но когда малышу будет годик, развод! Однозначно! Замужем побыла, ребёночка рожу! Но пусть и он с ним повозится, узнает, чем пахнут пелёнки,больше любить  потом будет. А теперь жду рассказа о твоём романе, Саша! Ты всегда уводишь меня от него в сторону!

 Саша: Я дам тебе почитать нашу переписку в мессенджере Вконтакте. Это лучше рассказа, это роман в письмах. Мы же пока так и не встретились. То я была  занята, то он… Да и страшно было встречаться в реале. И я, конечно,  не сразу  узнала  что Митя живёт в Астрахани! Вконтакте я Кира Орехова, москвичка. Аккаунт без фото. Всё же я публичный человек, работаю в «Коммерсанте». Не хочу светиться. О том, кто я такая, знал только Вадим. С  ним  у меня  всегда была постоянная связь  в соцсетях. Нас же в юности даже хотели поженить, пока я не вышла замуж за другого. Да и понимала я, что он однолюб, любит  только мою сестру. А Митя  год назад увидел мои комментарии  на странице  Вадима и предложил дружить. Вот и додружились!

 Полина: Интересно! Но сначала покажи фотографию Мити! Он похож на  дедушку? Говорят же, что девочки всегда влюбляются в мужчин, которые похожи на их отцов, а мальчики на матерей! Кстати, Егор почему -то похож на нашего деда!

 Саша: Вот тут облом. Митя вообще не выставляет в соцсетях фотографий. А мне страшно  было спрашивать. Хотя сейчас уже всё равно. Пусть он будет безногим карликом! Какая разница? Это Митя!

 Полина : А твою фотографию он так и не  видел?

 Саша: Увидел, но не сразу. Полгода назад поставила на стену своё удачное фото в  горах. Уж очень хорошо я там  получилась! Митя  лайкнул. Правда, после этого он месяц не выходил на связь. Наверное, думал, что я моложе! Он на пять лет  младше. Ему 35. А потом письма стали приходить пренежные, как никогда. Наверное, он что -то для себя решил. Так что в переписке у нас роман и настоящая любовь. Но пока никаких договорённостей. И мой приезд в Астрахань — сюрприз для него. Он написал, что идёт  в воскресенье на органный  концерт  в наш костёл. Будет играть знаменитый габоист из Большого театра, Иван Паисов. А я знаю, где Митя всегда сидит, он писал: справа на банкетке, лицом к органу. Кстати, и я там всегда сидела. Вот тогда и познакомимся!А пока я для него, как и для всех в соцсети,  Кира Орехова. Крепкий орешек! Хотя, возможно, и он не Митя Боровский! Ты не представляешь, сколько у нас общих интересов! Мы можем говорить часами! Он писал, что у него во  дворе растут  берёзки. И окна выходят на берёзовую рощу! Вот сядем в его берёзовой роще в беседку..

 Полина: И  у Егора в новой  квартире окна выходят на берёзовую рощу…Хотя, наверное, сейчас у многих во дворе берёзы. Самое чистое, нежное дерево, оно так питает энергией!

 Саша: Да что ты мне всё время сегодня говоришь о Егоре?! А этюд Айвазовского у него в комнате не висит?! Подлинник Айвазовского между прочим! Митя недавно мне о нём написал. Он говорит, что Айвазовский для него  лучший проводник в Астрал.

 Полина: Какой -то морской этюд висит.. Кто не любит море. А об Астрале завтра мне расскажешь? Вот не понимаю я, как туда заходят, но  главное — как выходят. Можно же и там остаться?

 Саша: Легко можно там остаться. Многие и остаются. Поэтому без гуру, без учителя лучше глубоко не медитировать. Это как передоз с наркотиками, путешествие в один конец. Многие сильные наркотики тоже переносят в блаженный Астрал, но уже навсегда, выбраться оттуда люди не могут, сердце не выдерживает. Поэтому я не понимаю наркоманов. Ну зачем пичкать себя химией, если можно заняться йогой, а потом и медитацией,  и испытывать  гораздо более сильное  наслаждение, которое к тому же безопасно!

 Полина: Согласна. И медитировать меня научишь? Ну, давай скорей твой смартфон! Буду читать вашу переписку, а то передумаешь! Ой, извини, мама звонит.
 ( идёт в другую комнату)

 Мам, как ты там? Егор уезжает?! Куда?! Он же обещал завтра прийти к  нам, Саша приехала.. А ты не знаешь, что за морской этюд висит у него в комнате? Он мне так понравился! Что?! Это подлинник Айвазовского?! Откуда он у него?! Ах,  крёстный  дал на время отъезда в Индию на хранение...Семейная реликвия Вадима..Понятно! А ты не знаешь, много ли у астраханцев подлинников Айвазовского?! Вот я тоже думаю, что ни у кого, кроме Егора, их сейчас  нет...Что? Погулять с собаками Егора, пока он не вернётся? Не проблема! Я заеду к тебе завтра за ключами! Пока,  мамуль! Я рада, что папе лучше!

( возвращается в комнату к Саше)

 Саша, выручай! Егору завтра нужно будет срочно уехать на две недели. Ты не погуляешь завтра утром с его собаками? Я не смогу. У него две овчарки. Но будешь гулять, смотри под ноги! У нас больные люди взялись травить ядом  бездомных собак. Разбрасывают отраву и во дворах, и на дороге. И в голову им не приходит, что отравиться могут и домашние псы, и кошки, и птицы.. Да и дети могут схватить что -нибудь во дворе. Хотя голова у них скорее для декора… А в голове пустота. Погуляешь с ними, потом — душ и смотреть   мультики! Или передачи о животных, спортивные, ага? Они их обожают!

 Саша: Легко! Но жаль, что Егор уезжает, мы мало пообщались А ведь года два не виделись. И мне показалось, что он как -то напряжён. Да, и о собаках. Читала, конечно, об астраханских новациях в соцсетях. Чиновники разворовали деньги, выделенные для питомников и приютов, а собаки  оказались крайними. И люди всё же у нас странные. Ну  как можно  не понимать, что псы разумные существа?! Не уметь с ними общаться  это  всё равно что не уметь плавать. Это такое же несчастье. Как можно лишать себя такого наслаждения?! И вот что поразительно: говорят, что собаки  набрасываются на людей, несколько человек в стране от них погибли. Жаль их безусловно. Ну,а сколько человек в стране каждый год тонут?  Сотни! Так  давайте поставим на берегах рек заборы и запретим плавать! Или пересушим реки! А сколько  детей и взрослых гибнут каждый год в автомобильных авариях! Тысячи! Так давайте пересаживаться на телеги!

Полина: А как бы ты предложила избавиться от бездомных собак?

 Саша: Да я об этом тысячи раз писала и в соцсетях, и в СМИ! Нужно принять поправки в федеральный закон об ответственном отношении к животным, разрешающие строить вольеры при воинских частях, колониях, детских домах, домах ветеранов,  школах. Там, где собаки нужны, где они будут согревать людей своей любовью. В школах нужно изучать собачий язык. Мы учим иностранные языки, а с теми, кто живёт рядом с нами тысячелетиями,  разговаривать не умеем. Полин, тебе опять звонят. Мама? Что она говорит?


 Полина (слушает, по телефону, что ей говорят): мама  говорит, что  летом поедет в Индию к  Вадиму! А  лицо счастливое -счастливое! Посмотри на её глаза! Я её такой никогда не видела!(Показывает смартфон)

 Саша: Значит она простила, наконец, Вадиму  измену?  Молодец! 23 года обижалась!

 Полина: Нет! Не простила! Отец в больнице, оказывается, признался, что крёстный  ей  не изменял, он это придумал. А Вадим  пожалел его и не стал рушить  их  брак. Да  и  мама говорит, что Вадиму тогда было не до личной жизни, в экспедиции погибли люди, два года шло следствие. Вот дела! Видимо, эта травма так повлияла на отца. Да и  крёстный  от его постели  не отходил, пока он был в коме. Мама приезжала к нему реже. Кстати, маме сказали в больнице, что никакой опухоли у отца нет…Он совершенно здоров. Ему делали МРТ. Но мы с мамой ни о какой опухоли не знали.. Ты знала?

Саша:  Знала, конечно, от Вадима. Как это нет опухоли?! У него была последняя стадия рака, уже пошли метастазы.. От операции врачи отказались. Как во время МРТ могли не увидеть опухоль! Но вам с мамой Никита  просил ничего не говорить. Он просто хотел уехать с Вадимом в никуда, чтобы   не быть никому обузой. До Индии добраться, конечно,  не надеялся, думал, что осядет в Волгограде в хосписе. Поэтому и деньги снял, которые пропали. Для хосписа на три месяца… Сейчас позвоню Вадиму...И спасибо, что  сказала о следствии… Позвоню  и следователю! Он обещал держать меня в курсе расследования  этого нападения на мужа сестры. (набирает номер, изумлённое лицо.) Не может быть! Почему вы прекратили дело? Как это нет состава преступления?! Человек месяц был в коме!( Включает громкую связь)

Следователь: Да, состава преступления нет. Это был несчастный случай. Ваш сосед по даче, астроном, хотел показать ему необычный камень, осколок метеорита, как ему показалось, который лежал под деревом. Отец  низко нагнулся,  а в это время сосед приподнял камень.
Он, кстати, и вызвал скорую. Но общаться с полицией не стал, испугался. Ну, а сумку с деньгами подобрал бомж, которого ваш отец подкармливал. Мы его нашли. Все деньги он вернул. И какое дело тут можно возбудить? Соседу под 80, он даже сумку с деньгами не увидел. Бомжу — тоже. Ваш отец от претензий отказался. Кстати, его скоро выпишут, он абсолютно здоров. Его друг, Вадим, кажется,  приносил в больницу какие -то снимки, говорил, что у больного рак. Но никакого рака во время МРТ не обнаружили. А это же самое надёжное исследование. Так что не знаю, что и думать… Вряд ли друзья стали бы разыгрывать врачей. Видимо,  удар  вызвал сильный стресс и организм стал перестраиваться..Пусть теперь врачи с этим разбираются! А учёные думают, куда делся этот метеорит...Он как сквозь землю провалился!

 Саша: Полька! Ура! Твой отец здоров! А  врачи лично мне  говорили, что он больше трёх месяцев не проживёт. Я боялась, что ты проговоришься… А  сестре  он  запретил говорить о болезни. Любит он её очень.

 Полина: Здорово, конечно. Но я не понимаю, почему папа сказал маме, что  в юности оболгал Вадима, своего друга...Ведь теперь мама уйдёт от него к Вадиму! Уже едет с ним в Индию! И как Вадим мог все эти годы дружить с отцом, который испортил ему жизнь…И почему папа предложил именно ему быть моим крёстным...

 Саша: Эх, Полина! Наверное, это только верующие люди могут понять. Вадим верит в Бога. Вот он и простил твоего отца давным -давно. Знал, что Бог его  накажет и жалел. Бог и  наказал — раком.  А когда Никита покаялся - опухоль сдулась. Говорят, что так бывает.

Третья  картина (квартира Полины и Григория)

Звонок в дверь. Григорий идёт открывать. На пороге Полина с новой причёской, в новой Сашиной куртке.

 Гриша: Ты что звонишь?! Трудно открыть?! И что это за куртка у тебя? Сашина?

 Полина:А у тебя новый дезодорант? Рита подарила? Поэтому и звоню: а вдруг она ещё не ушла?!

 Гриша: Понятно. Просветили. Надеюсь, что ты всё правильно поняла.

 Полина: Не волнуйся! Думаю, что и ты меня правильно поймёшь. Сейчас к нам придут гости, поможешь мне накрыть на стол. Но вечером перенесёшь свои вещи в гостиную. На месяц. Ты на карантине. Нам нужен здоровый ребёнок.

 Григорий: Слушаюсь! Какой тон! Это что -то новое! Ты изменилась!

 Полина: Естественно! Теперь такой  я буду всегда! Нас уже двое: я и ребёнок. И это ещё не всё. До родов — никаких Рит, Маш и Оль. Мне нельзя волноваться. Потом  живи, как хочешь. Об этом будет время поговорить. Учись готовить. Вспомни, где у нас кухня. У меня начинается аллергия на запахи. И ищи подработку. Я  всегда получала больше тебя, но теперь не смогу много  переводить. И да.. К нам придут Саша  с Егором. Кажется, у них начинаются новые отношения. Надеюсь, ты  сможешь  говорить с ними  нормально, без сарказма?

Григорий: Буду учиться!( иронично) А где у нас  кухня? Сделать тебе кофе? У нас не прохладно? Тебе принести плед?

Уходит варить кофе. Звонок. Поля открывает дверь сияющей Саше. Обнимаются.

Полина: А где Егор? Неужели всё -таки уехал?!

Саша: Нет, что ты! Митя решил зайти в ваш магазинчик, а я вот с тем, что уже купили. Решила помочь тебе всё разложить! Ой, постоянно путаюсь и называю Егора Митей! Нужно придумать ему новое имя! Мий, Мой, Миг, Мир?

 Полина: Мне нравится Мир! А ты написала Миру список  продуктов, которые  нужно купить?(Улыбается.)

 Саша: Мите список не нужен! Он всё знает сам. Новые люди! Побольше бы таких!

 Полина: А почему этот новый человек чуть не сбежал от тебя?

 Саша: Но не сбежал же! Говорит, что испугался разоблачения… Того, что не сдержит своих чувств. Оказывается, я всегда была для него самым главным человеком в жизни и он переживал, что я отношусь к нему, как к ребёнку. И боялся, что я так и считаю его ребёнком. А год назад он открыл в соцсетях родную душу, Киру Орехову. И только через полгода, увидев фото, понял, кто такая Кира Орехова. И тебе спасибо, Поль.. Если бы не ты! А ты когда поняла, что Митя — это Егор? Ты постоянно мне говорила вчера о Егоре! Я даже решила, что ты в него влюблена!

Полина: Конечно, влюблена! Он в садик меня водил! Но, наверное, я всегда интуитивно чувствовала, что вы похожи, вы должны быть вместе. Это мне, видимо, ангел -хранитель нашёптывал! (Улыбается.) А до тебя когда дошло, что Егор  это Митя?

 Саша: Только у этюда Айвазовского! Когда я поняла, что это подлинник. Митя же писал, что это фрагмент его «Лунной дорожки». А потом  подошла к окну, а за окном та самая беседка среди берёзок, о которой он рассказывал.
 Каюсь, включила ноутбук, а там в сообщениях его письмо мне. И тут вошёл Егор! Оказывается, он забыл выключить утюг и вернулся!А теперь думаю: выключили ли мы с ним вообще этот утюг?! Нам уже было не до него!

 Полина: Вот удивительно! Всё крутится вокруг этого этюда Айвазовского! Возле этой картины Егор уже не показался тебе ребёнком. Он  стал писать тебе более нежные письма, когда Вадим отдал ему этот этюд на хранение. Мама  часто навещает Егоркиных  псов, любит она их, и говорит, что этюд  у него уже месяца три, и это  теперь её  любимая картина! И вот  она вернулась к своей первой любви, к Вадиму!

 Саша: Видимо, любовь заразительна! Или это проделки наших ангелов -хранителей. ( Улыбается.) Надо же им как -то направлять нас в нужную сторону! Я тоже об этом сегодня думала! Даже позвонила Вадиму, спросила, откуда у него это чудо, подлинник Айвазовского. Он же немыслимо дорог, а Вадим не миллионер. А он сказал, что это семейная реликвия,и эта картина всегда сохраняла любовь его прадеда из Феодосии, его деда, отца. А он о ней забыл, она лежала лет 20 на антресолях после его переезда на новую квартиру. И вот полгода назад он её достал, вспомнил свою семью, своих родителей. Всё же семья это наше всё, это наши корни.

 Полина: Ой, даже жутковато становится...Как раз полгода назад  крёстный  заявился к нам  с цветами. Сказал, что у его мамы день рождения, а она любила моих родителей. Может быть, мама простила его уже тогда? Мне даже захотелось написать об этой истории книгу, хватит переводить чужие!

 Саша: Почему бы и нет? За 9 месяцев можно написать роман!

 Полина: Осталось уже  шесть  месяцев! Надо спешить! Саш, ты будешь главной героиней! Вот скажи мне, что такое жизнь? Зачем мы живём? Не именно мы, а вообще?

 Саша: Говорят, что жизнь это экзамен. Но если это так, то все мы последний экзамен сдали!И Егор, и ты, и Лена  с твоим отцом, и я. А вот у Гриши будет переэкзаменовка! Кстати, у него, кажется, и кофе убежало. Не сбежишь ли и ты?

 Полина: Вполне возможно! Если любовь заразительна, то и я должна скоро влюбиться! Вокруг же одни влюблённые! Надо напроситься к Егору в гости и посидеть у этюда Айвазовского (смеётся) И сходить в картинную галерею!Подлинников Айвазовского там скорее всего нет, но есть подлинники Левитана, Куинджи, Поленова. И пора сходить в театр! Мы там не были целый месяц! Любите ли вы театр так, как люблю его я?!
 
 Саша: Очень люблю! Мне даже кажется, что и вся наша жизнь - это спектакль, который кому-то показывает Бог. И сценарий уже написан. Нам нужно только не подвести. Сыграть так, как нужно. Как от нас ждут.

 Полина: А как нужно?

 Саша: Митя об этом хорошо писал. Вот, читай: «Мне кажется, что жизнь это короткая командировка на Землю, чтобы научиться любить. Любить всех людей, не только родных. Но как родных, всем сердцем, такими, как есть».

 Полина: Вот для Егора, наверное, жизнь и правда командировка.. Как для всех ангелов...

 Григорий входит с кофе.

 Григорий: Вы ждёте кофе? А вот и оно! Или он? Ох, уж этот русский язык! От русского языка и русских одни сюрпризы. Вы слышали, что наша Госдума принимает закон о негодяях? Скоро все, кто против СВО полетят с работы и у них будут конфисковывать имущество!И я, наверное, стану начальником отдела! Поплавский постоянно твердит в своём ТГ-канале, что в Украине уже не осталось нацистов, всех поубивали и пора заключать мир. Какой мир?! Так говорит наша пятая колонна! Надо их давить, наступать, брать Киев!

Саша: Прости, Гриш, но я бы в первую очередь убирала с госслужбы вот таких ретивых патриотов. Поплавский дискредитирует армию, руководство страны? Он изменил Родине? Он перечисляет деньги странам, которые направляют Украине оружие? Нет? Почему же ты причисляешь его к пятой колонне?! И что ты о ней знаешь? Меня всегда поражало, как соседи доносили на соседей перед второй мировой, надеясь вселиться в их квартиры. И ведь вселялись! А сотни репрессированных шли добровольцами на фронт и умирали за Родину, не держали ни на кого зла, понимая, что ошибки неизбежны и их арест — та самая ошибка. Ведь без ревизии командного и руководящего состава, наверное, в те годы было не обойтись, потому что многие ненавидели советскую власть, Сталина. Ну, а понимание, что без России не стало бы и русских, славян, евреев пришло потом, когда стало известно о немецких концлагерях. Вы только подумайте: и там шло соревнование за то, чтобы сжигать в день как можно больше людей! И не выполнивших план начальников лагерей наказывали!

Полина: Да уж, Григорий, рано ты радуешься, что станешь начальником отдела. И, кстати, это же Поплавский предложил друзьям и другим волонтёрам отправить  мобилизованным астраханцам свои новые тёплые вещи, палатки, спальные мешки? О них писали в соцсетях! Я и тебе предлагала отнести им  нашу новую  палатку, спальные мешки, а ты сказал, что обойдутся без нас. Пусть их обеспечивает государство.

 Григорий (обиженно):Вот и напиши об этом в соцсетях! Пусть говорят, что я против СВО! Многие, наверное, уже так и думают!

Саша: Не ссорьтесь, ребята! А где же Егор? Магазин же рядом? А то мы оставили машину у вашего подъезда, Егор пошёл без неё.

 Гриша: россиянам  недавно  увеличили пенсии и пособия  и они принялись сметать продукты в магазинах. А потом будут их выбрасывать, потому что всё же портится . Наверное, в магазине очередь.

Полина (подходит к окну):А вон он идёт! С каким -то кудрявым  парнем...Несут пакеты. И кажется, я  его знаю.. Сейчас позвоню Егору! ( берёт телефон). Егор, вас встретить? А с кем ты идёшь?( включает громкую связь)

Из трубки слышится: Поля, это твой старый знакомый! Он вызвался мне помочь донести пакеты, я тут столько всего набрал! Он мне сказал: «Я вас узнал! Вы приходили за Полей в садик!» Представляешь?!Запала ты в душу этому Валере, раз он и тебя, и меня  запомнил! Отличный парень! Тоже работает программистом, как и я.

Полина: Егор, скажи Валерке, что я его тоже помню и приглашаю в гости! Мы вас ждём!

(Смотрит на Сашу.)
Саша, этюд Айвазовского работает!

Надежда Родионова
Астрахань
январь 2024г.