Кирилл Юрьевич Лавров первая часть

Борис Пономарев 3
Кирилл Юрьевич Лавров (первая часть)

Я очень люблю песни советских композиторов, поэтому в своих повествованиях, количество которых уже превысило 200 наименований, неоднократно обращался к описанию творчества таких превосходных композиторов-песенников, как И.О.Дунаевский, В.П.Соловьев-Седой, М.И.Блантер, Б.А.Мокроусов, Н.В.Богословский. А.И.Островский, Ю.С.Милютин. Мне очень дорога память о выдающихся поэтах-песенниках, таких как В.И.Лебедев-Кумач, А.И.Фатьянов, М.В.Исаковский, М.Л.Матусовский, Е.А.Долматовский. Никогда не забывал о том громадном удовольствии, которое получал при прослушивании замечательных песен в исполнении таких профессионалов высокого уровня, как Л.О.Утесов, К.И.Шульженко, В.А.Козин, И.Д.Юрьева, М.В.Михайлов, Г.П.Виноградов, И.Д.Шмелев, Р.В.Сикора, В.А.Бунчиков, В.А.Нечаев, Н.И.Дорда. Л.Г.Кострица. Р.М.Бейбутов, В.А.Канделаки, Г.К.Отс, И.Д.Кобзон, Л.В.Лещенко, Б.К.Закиров, В.К.Кикабидзе, Н.Г.Брегвадзе.

Как известно, если человек талантлив, то почти всегда он талантлив во многих ипостасях, поэтому я неизменно восхищался тем, как невероятно талантливые артисты исполняют советские лирические песни. К числу таких горячо любимых мной актеров и актрис принадлежали М.Н.Бернес, Л.П.Орлова, Н.А.Крючков, В.В.Серова, М.И.Жаров, Л.В.Целиковская, В.Д.Доронин, В.К.Трошин, Л.М.Гурченко, А.А.Миронов.

По этой причине для меня вовсе не было удивительно то восхищение, которое обуяло меня, когда мне впервые удалось увидеть фильм-концерт «Голубые города. Песни Андрея Петрова», созданный в 1985 году на киностудии «Лентелефильм» режиссером Александром Аркадьевичем Белинским по собственному сценарию. В этом фильме мне была по душе прекрасная музыка композитора Андрея Павловича Петрова, я с удовольствием слушал его песни, которые исполняли замечательные певцы и певицы Н.П.Караченцов, М.С.Боярский, Э.С.Пьеха, Э.А.Хиль, Н.Г.Брегвадзе, И.В.Понаровская, И.В.Муравьева, Л.П.Сенчина. Но главной причиной моего восторга при просмотре данного фильма-концерта стало совершенно потрясающее исполнение двух песен А.П.Петрова Кириллом Юрьевичем Лавровым, который осуществлял в нем и роль ведущего.

В начале фильма-концерта он спел песню «Голубые города», написанную на стихотворный текст поэта Льва Валериановича Куклина, которую все мы до этого знали по прекрасному исполнению Э.А.Хиля:
«Снятся людям иногда голубые города,
У которых названия нет».
В конце фильма-концерта К.Ю.Лавров спел «Песню о друге», написанную для кинофильма «Путь к причалу» на стихотворный текст поэта Григория Михайловича Поженяна, которую в том фильме, как известно, исполнили актеры Валентин Юрьевич Никулин и Бруно Вернерович Оя, а на эстраде широкое признание публики получило сначала ее исполнение Эдуардом Анатольевичем Хилем, а затем — Олегом Андреевичем Анофриевым:
«Друга не надо просить ни о чем,
С ним не страшна беда.
Друг мой, третье мое плечо,
Будет со мной всегда.
Ну, а случится, что он влюблен,
А я на его пути.
Уйду с дороги, таков закон,
Третий должен уйти».
К.Ю.Лавров исполнил эти песни несколько иначе, чем все те исполнители, которых я перечислил выше. Иначе — не означает, что хуже или лучше. Кирилл Юрьевич исполнил их превосходно, доказав, что если бы он продолжил выступать на эстраде в качестве профессионального певца, то явно стал бы чрезвычайно любимым зрителями и в этой ипостаси.

Кирилл Юрьевич Лавров, актер и режиссер театра и кино, Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР, кавалер многих государственных наград, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, депутат Совета Союза Верховного Совета СССР, глава Союза театральных деятелей СССР, президент Международной конфедерации театральных союзов, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, а также Российской академии кинематографических искусств «Ника», художественный руководитель ленинградского Большого драматического театра имени Георгия Александровича Товстоногова, гений театральной сцены и звезда кинематографа, интеллектуал высочайшего уровня, не имел актерского образования. Все его образование, на основании официальных данных, включало в себя семь классов средней школы и два года обучения во время Великой Отечественной войны в Астраханской военно-авиационной школе механиков (1943-1945 годы). И все. 

Постараемся понять, каковы были причины столь удивительно успешной карьеры К.Ю.Лаврова. Мир знает англоязычную фразу «self-made man» — человек, достигший успеха в результате его собственного труда (обычно путем самообразования). Таких умопомрачительно удачливых людей в мире было не очень много, но они имели место и в нашей стране, это можно сказать о Якове Борисовиче Зельдовиче, советском физике-теоретике, трижды Герое Социалистического труда, академике, докторе физико-технических наук, профессоре. Официально он высшего образования не имел, но в связи с особыми талантами был принят в аспирантуру, стал кандидатом, а затем и доктором наук. Являлся одним из создателей атомной и водородной бомб в СССР. Был невероятно многогранным ученым, занимался физикой горения и взрыва, детонацией, ядерной физикой, астрофизикой и космогонией.

Таким же гением, но из совсем другой профессии, был Илья Григорьевич Эренбург — писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик (французский и испанский языки). Обладал невероятно мощным умом и быстрой реакцией, а также своего рода прозорливостью (предугадал немецкий и итальянский фашизм, а также американскую атомную бомбардировку Японии). Был непревзойденным мастером антифашистской пропаганды. Учился в 1-й московской гимназии, был в 1907 году исключен из шестого класса. На этом закончилось его официальное образование. Так что мы можем смело считать, что Кирилл Юрьевич Лавров был таким же природным гением, как Я.Б.Зельдович и И.Г.Эренбург, только из актерской профессии. А теперь попытаюсь пролить свет на некоторые моменты его биографии.

Родился он 15 сентября 1925 года в Ленинграде, в актерской семье, имевшей дворянские корни. Его отец Юрий Сергеевич Лавров работал в Большом драматическом театре и в Театре имени Мейерхольда, а дед по линии отца, Сергей Васильевич Лавров, был в свое время директором гимназии Императорского человеколюбивого общества, убежденным монархистом. Мать Кирилла Юрьевича, Ольга Ивановна Гудим-Левкович, происходившая из древнего дворянского рода Лыкошиных, служила чтецом в театрах и на радио. 

Учился Кирилл Лавров во Второй школе Володарского района, шла обычная жизнь, но с 1 декабря 1934 года она для всей его семьи круто изменилась. В этот день в Ленинграде произошло убийство руководителя ленинградской парторганизации, члена Политбюро и секретаря ЦК ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова. Сразу после этого убийства вышло постановление президиума ЦИК СССР, в котором предписывалось дела по обвинению в государственных преступлениях рассматривать в ускоренном порядке, без адвокатов, ходатайства о помиловании не принимать, смертные приговоры приводить в исполнение немедленно после их вынесения.

Обстановка в городе на Неве стала накаляться буквально с каждым часом, начались репрессии против политических противников, в число которых попали и люди, имевшие в своей родословной дворянские корни. Родители Кирилла приняли совершенно разумное решение уехать в Киев, где никто ничего не знал об их пресловутых корнях. Там Юрий Сергеевич Лавров пошел на службу в Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки, так как он был очарован этим городом еще со времен гастролей в нем мейерхольдовского театра, к тому же руководителем данного театра служил Константин Павлович Хохлов, с которым он работал раньше в Петрограде. Сложившиеся обстоятельства помогли Юрию Сергеевичу найти свой театр на всю оставшуюся жизнь. Впоследствии Ю.С.Лавров стал одним из ведущих актеров, а потом и художественным руководителем Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки, Народным артистом СССР.

Кирилл остался в Ленинграде с бабушкой. Судьба все расставила по своим местам: родители Кирилла расстались. Много лет спустя, в своих воспоминаниях, К.Ю.Лавров написал: «Они поступили как-то мудро, и главным образом это была заслуга мамы, что я всегда знал — у меня есть отец; он у нас бывал, он меня навещал, о нем всегда говорили в семье в очень благожелательных тонах, и для меня он был фигурой достаточно авторитетной. Однако наши встречи были нечастыми. Отец много ездил». 

Конец первой части (продолжение во второй части)

Борис Пономарев