Цыганков Ю. Г. Не сломленный каторгой

Юрий Цыганков
Городок строителей Кайрак-Кум небольшой..Обитатели примелькались, даже лично не знакомые здороваются словно соседи.

А тут появилась  странная личность. Мужичок небольшого роста,сухощавый,беззубый,в чистеньком, но до крайности потёртом пиджаке, в фуражке фасона революционера Кирова.

Обвораживала его  общительность.Заводил разговоры по любому поводу и без оных с продавцами,милиционером, со стайкой детишек,возвращавшихся из школы, строителями.Как будто собеседник смертельно соскучился по людям, а может что-то с головушкой...

Одни вступали с ним в беседу,другие опасливо сторонились.

Оказалось, что странный новожитель городка - плод той самой хрущёвской оттепели,растопившей оковы многих и многих политических лагерников, уже не чаявших обрести свободу.

Мы с ним  сошлись сразу.Шелест его фамилия, Георгий Иванович. В общих чертах о нем уже  было известно, а он нескончаемо добавлял множество подробностей, подтверждая их пожелтевшими, чудом сохранёнными документами, пачкой рукописей и любопытными вещицами.

В гражданскую войну командовал  крупным отрядом в Забайкалье, бился за красных, какое-то время колебался, но окончательно перешёл на сторону революции, боролся, по его утверждению, за лучшую долю.

Кроме коня и маузера пристрастился к чтению. Стал вести дневник,набрасывать заметки об увиденном и пережитом. Решил,что после войны попробует себя в литературе.

Так и получилось. Стал писать. Его рассказы и повести  печатали в толстых журналах. Утвердили редактором астраханской областной газеты, начал кропать  большой роман.
Но в злосчастном  37-м году был арестован, объявлен "врагом народа" и сослан на Колыму.

18 лет каторжного труда на лесоповале и золотоносном руднике. В числе оставшихся в живых был  реабилитирован и обрёл свободу. Предлагали разные места на поселение. Выбрал городок строителей ГЭС в Таджикистане,где  предоставили нормальное жильё.

Удивительно быстро Георгий Иванович восстановил  связи,обрёл новых знакомых.Его часто приглашали на встречи с рабочими, школьниками,в творческие организации.

Появилась Галина,ставшая его женой и помощницей. Мы подружились.

Побывал у  Шелеста  Константин Симонов. Организовали застолье,до глубокой ночи беседовал знаменитый писатель с собратом по перу, который упорно  навёрстывал отнятые   творческие годы.
  Шелест читал свои  хлёсткие повествования.  Особенно впечатлил рассказ о золотом самородке, найденным им на прииске невдалеке от лагеря.Узнав о находке, один из надзирателей решил присвоить золото, пообещав старателю послабление режима и сытую кормёжку.

Но тот на сделку не пошёл, сдал двух килограммовый самородок в законном порядке,
что стоило Шелесту ещё нескольких лет лагеря и половины зубов.

Симонов посоветовал ему написать на основе рассказов киносценарий и обещал помочь запустить его в дело.  Получилось ли - не ведомо.

 Читинцы позвали Шелеста   вернуться на Малую родину. Он уехал и вскоре был избран руководителем писательской организации Забайкалья.

Навестил его, нашёл бодрым и жизнерадостным. Порыбачили славно...

Спустя несколько лет посетил его могилу...