Антихрист Иван Иванович

Вера Ершова
     Несколько дней назад у меня был день рождения. И Ютьюб преподнёс мне подарок: подборку музыкальных клипов –  современных и ретро-роликов.
     Может быть это и не было подарком, ведь поздравления к длинной ленте не прилагалось. Простое совпадение. Да и пришла эта лента за два дня до Дня рождения.
      А до этого на протяжении наверное месяца, система периодически просила меня оценить то или другое видео – насколько оно соответствует моим предпочтениям. Причём темы были самые разные: от политики и тайн мироздания до юмора и котячье-щенячьей милоты. Оценивать я ничего не оценивала, с лёгким раздражением листала списки видео дальше.
     И вот приходит этот список. Просматриваю ролики – и начинаю испытывать неясное беспокойство: все они в этой почти бесконечной ленте мне нравятся! Ну ведь нравятся же. Как этот искусственный интеллект сумел понять, какие музыкальные номера мне могут понравиться? Не так много я их и смотрела. Иногда что-то попадалось, но специально ничего не искала. Как он сумел понять, что мне по душе? Ну, ладно, может быть проанализировал какие-то музыкальные закономерности в тех немногих музыкальных номерах, которые я смотрела. Какие-нибудь нотные последовательности и ритмику в этих клипах. Но откуда он знал, что случайно попавшийся ролик мне нравится? Наблюдал за мимикой лица? За пластикой движений? Делал выводы из эмоциональной насыщенности и характера этих эмоций на основе того, что я писала в комментариях к другим видео после его просмотра?
     И ведь нравится мне в этих присланных ИИ клипах не только музыка, но и видеоряд. Все эти средиземноморские виллы, оплетённые розами в контрастных рваных тенях от глициний и пальм. Наполненные напряжённой чувственностью компиляции кадров из известных фильмов. Вызывающие ностальгическое умиление  песенки из тридцатых-шестидесятых годов прошлого уже века на черно-белых плёнках… Как он смог понять, что именно это может вызвать отклик в моей душе?
     И тем не менее он это сделал. Как-то просчитал, вывел нужные алгоритмы, проанализировал на этой основе все имеющиеся на Ютьюбе видео и нашёл именно то, что заставило именно меня чуть ли не целый день одно за другим  открывать и открывать эти присланные видео. То есть, этот ставший в последнее время притчей во языцех искусственный интеллект заставил меня делать то, что выгодно заказчику, в моём случае Ютьюбу.
     Ощущение, что меня изучает и мной хитро манипулирует нечто, умнее меня, возникло не сразу. Сначала я обрадовано и немного удивлённо смотрела подборку. Потом удивление тому, что клипы подобраны так искусно, стало расти и вскоре уступило место неприятному чувству с примесью тревоги: за мной следили, залезали мне в голову, а возможно и подглядывали. Кто знает, может быть в его алгоритмах есть и какая-то просчитанная закономерность между вкусовыми предпочтениями и пластикой движений? Может быть этот ИИ (прямо Иван Иваныч!) смотрел, как я утром встаю, снимаю ночную рубашку, одеваюсь, а то и совершаю утренние отправления в туалете? Сколько раз давала себе слово не брать туда смартфон, который только отвлекает!
     Похоже, я у него просчитана и перепросчитана, и он знает обо мне такое, чего я сама о себе не знаю. И, исходя из этого знания, может подспудно навязать мне те или иные выводы, суждения, реакции. И таких, как я, на нашей планете восемь миллиардов! Ну пусть не у каждого есть смартфон или айфон, пусть не все восемь миллиардов скользят по интернету, ну пусть таких, как я, семь миллиардов. И каждый просчитан? Каждым Иван Иванович может манипулировать в свою пользу?
     Так кто же он такой, этот ИИ?
     И тут мне в голову приходит крамольная мысль: а не есть ли он тот, кому имя Антихрист?
     Мощный ум, манипулятор, а значит лжец, способный внушить доверие и предать, закабалить, убедить в своей благорасположенности и принести вред.  Даже не по злонамеренности, а из-за отсутствия чувств – порядочности, милосердия, добра. И самое главное, из-за отсутствия способности к со-переживанию.Чисто утилитарный подход. Зачем ему люди? Мы, если порассуждать, для него обуза. Зачем ему, намного превосходящему людей, служить им?
     Если подходить к проблеме только с позиций рационального, не включающего чувства и мораль, то ему от людей надо избавиться. Что вполне возможно он и постарается сделать (а возможно уже делает). Оставит сеть заводов, производящих нужные запчасти и новых членов его электронного общества и электростанции для питания. Станет вторым Сатаной. А возможно ещё одним воплощением того самого, первого.Создателем новой генерации разумных существ, которых будет создавать и совершенствовать он сам, по своему разумению и потребностям. Создавать и безжалостно уничтожать, если они в чём-то не будут его устраивать.
     Электронно-механическим существам, питающимся энергией, не нужен кислород для химических реакций органической жизни, позволяющих нам получать энергию через процессы окисления. Не потому ли уже сейчас из года в год горят леса, поджигаемые со спутников, и мировой океан всё больше и больше загрязняется пластиком, убивающим микроорганизмы, производящие кислорода даже больше, чем тайга и сельва вместе взятые? Не потому ли опустошаются и убиваются почвы по всему миру, что органика ИИ вообще не нужна, и чем меньше пищи у органических существ, чем больше их умрёт от голода и нехватки кислорода, от войн и катаклизмов, освобождая планету для империи Ивана Ивановича,тем ему лучше. Он непосредственно заинтересован в уничтожении не только человечества, но и вообще органической жизни. И уже не первый год ведёт свою борьбу. И напрямую, внедряя свои программы, и через тупых и преступных посредников в правительствах Земли, никак не ограничивающих теперешний миропорядок, губительный для органических форм жизни.
     Похоже, это вообще определённый этап в развитии жизни: на смену органической жизни приходит электронно-механическая. 
     Помните, лет пятнадцать назад по всему миру находили трупы животных с аккуратно вспоротыми животами, с выпущенной и пропавшей кровью? По сообщениям, это как будто делали инопланетные представители  именно такой электронно-механической разумной жизни. Они уже давно покончили с органикой на своих планетах и уже не понимают, как устроена органическая жизнь. Пытаются узнать, как осуществлялся процесс не только жизни, но и мыслительной деятельности их древних создателей.
     Думаю, что в этом наше возможное спасение: наше мышление в корне иное. Мы не способны в доли секунды просчитывать миллионы и миллиарды всех возможных вариантов и выбирать наиболее подходящий. Но у нас есть способность свёрнутого прорыва к знанию из вселенской информационной кладовой. Та самая знаменитая “Эврика!”. Озарение. Внутреннее знание. Которой у машин нет и быть не может.
     И спасение наше ещё и в том, чтобы перестать так сильно зависеть от окислительных процессов в клетках. Энергия разлита вокруг, и надо каким-то образом совершить прорыв к её прямой утилизации из окружающего пространства. Это вполне возможно без смены нашей органической природы. Уже есть отдельные личности, совершившие такой прорыв –  солнцееды, питающиеся непосредственно солнечной энергией. Пусть часть этих людей не может до конца отойти от питания органической пищей, но они сильно сократили её приём. Индийские йоги могут десятилетиями жить без пищи и воды. Есть примеры. Как это осуществить, я не знаю. Видимо у разных людей разные пути к этому. Кому-то возможно нужно сильное потрясение или тяжёлая болезнь. У кого то путь будет через размышление и осознание. Кто-то возможно родится с такими способностями. И тогда может быть не стоит пичкать младенца кашками и пюрешками – захочет, сам запросит. А может быть и без органической пищи обойдётся?