Из истории Благовещенской церкви хутора Сетраков

Чирков Александр
В 1843 году Высокопреосвященный Игнатий, архиепископ Донской и Новочеркасский, назначенный на эту должность 17 октября 1842 года, во время поездки по церквям своей епархии сделал вывод: «на больших расстояниях станичных юртов существует очень мало приходских церквей, и рассеянные в отдаленных хуторах казачьи общества не имеют возможности исполнять, как должно, христианские обязанности, священнослужители также не могут посещать и назидать прихожан своих в правилах святой веры». [1, c. 3-4]

Архиепископ Игнатий ходатайствовал перед Священным Синодом о данной проблеме  Донской епархии. Синод поддержал проект Донского Архиепископа об увеличение числа приходских церквей в Области войска Донского и предоставил ему право сообщить о нем войсковому начальству «для доведения на рассмотрение высшего военного начальства». [1, c. 4]

13 мая 1852 года на основании высочайше утвержденного положения Военного совета была разрешена  постройка православных молитвенных домов в отдаленных от  станиц  хуторах войска Донского. Но положение содержало ряд определенных требований, а в частности:
«1) дозволить постройку православных молитвенных домов в тех многолюдных хуторах, которые по отдаленности от  станиц  лишены возможности исполнять христианские требы, и где по местным обстоятельствам представится в том надобность, с тем:
а) чтобы молитвеннее дома строились на собственные средства хуторских жителей,
б) чтобы о всяком подобном предприятии сообщаемо было от войскового начальства епархиальному архиерею для зависящих с его стороны распоряжений по правилам церковным,
в) чтобы молитвенные дома, по устройству, приписываемые были к местным приходским церквям как для совершения священно - церковным служителями богослужения, так и для наблюдения за порядком и благочинием по уставу православной церкви. [1, с. 5]


Жители хутора Сетраков в разные периоды времени были прихожанами двух приходов - храма Собора Пресвятой Богородицы построенной в 1835 году в слободе Греково – Степановка. А после постройки 1858 году двух престольной Покровской церкви в хуторе Мешков были переведены и причислены к её обету.

 
 Казаки устали от мытарств, длинных и утомительных дорог к церквям, к которым они были приписаны и хотели иметь храм Божий в своём хуторе. Постоянно растущее население хутора позволяло выполнить требования положения Военного совета о православных молитвенных домах в многолюдных казачьих хуторах.

9 сентября 1863 года на общественном сходе казаки огласили свой приговор, который в качестве прошения было передано духовному начальству:

«В нашей многолюдной Мигулинской станице три хутора, в которых мы постоянно живем, стоят далеко от станицы и церквей. По причине сей, мы со своими семействами лишаемся возможности бывать часто в церкви, особенно в праздничные дни. Случается нередко многим умирать без исповеди и причастия и самих покойников, во время весеннего разлива воды и зимнего холода с бурями и непогодами, трудно перевозить для погребения на церковные кладбища.
Вот это повергает нас в душевное прискорбие, тем более  что молодые люди из наших семейств, за неимением церкви воскресные и праздничные дни, свободные от работы  невольно предаются разгульной жизни, соблазняются питейными домами, размножившимися повсюду.
А через это, нравственность их, с раннего возраста может уклониться в худшую сторону и повести к религиозному охлаждению.
Во устранение такового дальнейшего зла, мы старейшины семейств, заявили горячее желание иметь церковь божию из числа наших трех хуторов,  - в Сетраковском, стоящим на самом Московско – Тифлиском тракте.
В этих трех хуторах наших имеется до 1300 душ обоего пола своих жителей, а равно торгующих здесь постоянно дворами, питейными заведениями и другими товарами ремесленников и чернорабочих.
Впоследствии такого заявления нашего архипастырского благословления Вашего преосвященства и разрешения Войскового начальства ныне предпринимается нами постройка по утвержденному плану фасада Молитвенного дома во имя Благовещения Пресвятой Богородицы». [2, л.16]

Под прошением было поставлено 365 подписей казачьих фамилий.


Однако полного согласия и понимания о судьбе и месте будущего храма между жителями трех хуторов, - Вяжинским, Ольховским и Сетраковым, упоминаемых в прошении не было.Причта Покровской церкви хутора Мешкова, не желая терять существенную часть своих прихожан, аргументируют своё несогласие:

Из письма Его Преосвященства Иоанну Архиепископу Донскому и Новочеркасскому и кавалеру от хутора Мешковского Мигулинской станицы Покровского молитвенного дома священнослужителей:

"Со  времени поступления в наш приход хутора Сетраковского отчисленного от слободы Степановки Грековой все требы, и обряды выполнялись по приглашению.
Жители хуторов Вяжинского и Ольхового против постройки храма в хуторе Сетраковом, желая его иметь в Ольховом, так как  он является сосредоточением этих хуторов, и отказались жертвовать на постройку. И так как хутор Сетраков в отдалении от этих хуторов и по прежнему желают принадлежать приходу  Покровского молитвенного дома. 
При  таком разногласии жители хут. Сетраковского без согласия хуторов Ольховского и Вяжинского и еще до разрешения постройки Молитвенного дома подрядили на устройство одного подрядчика – купеческого сына Иоякима Варфаломеевича Чесалина за неимоверно дорогую цену – 15700 рублей серебром, кроме различных продуктов, которых в договоре, более чем на 1000 рублей серебром. Таким образом, такая подрядная сумма не скоро может собраться. Мигулинское станичное общество отказало просителям в пособии из станичных юртовых доходов, а по книге для сбора пожертвований, выданной в конститории, еще в начале прошедшего 1864 года до настоящего времени собрало только 700 рублей". [2, л.18]



Данные обстоятельства не смогли пошатнуть ни веру, ни желание жителей хутора Сетраков осуществить задуманное и довести дело до конца.

Доброхотных приношений  книга на построение  молитвенного дома была получена 18 марта 1864 года есаулом Андреем Липодаевым. [2, л.12] Собранная сумма в 700 рублей в начале 1864 года, в 1866 году превратилась в сумму, позволившей начать строительство храма.


1866 году было начато возведение здания Благовещенской церкви  хутора Сетраков. [3] Строительство молитвенного дома производилось по предоставленному чертежу, составленному инженером Посновым. [2, л.12-14] Итоговая сумма затрат на постройку деревянного на каменном фундаменте одно престольного храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы обошлась церковному обету в 15000 рублей серебром. [3]

25 августа 1870 года на  прошение к Архиепископу Донскому и Новочеркасскому и кавалеру ЕГО Высокопреосвященству  Платону были получены разрешения вести церковные службы. [2, л.18]


Так началась новая страница в истории казачьего хутора и духовной жизни её жителей.

Первым священником нового храма в хуторе Сетраков  стал Михаил Макаров. [4, с. 646] А 21 ноября 1971 года в сан священника был положен студент Донской семинарии Андрей Байздренков и направлен на службу к  Благовещенскому молитвенному дому хутора Сетраков. [5, с. 244] Батюшка Андрей Алексеевич служил Благовещенской церкви  и жителям её прихода более двух десятков лет. [6, с. 122]

И стал единственным священником в истории этого храма,  кто занимал эту должность на протяжении такого длительного времени.


Следует обратить внимание, что жители Вяжинского и Ольховского хуторов, так и не стали прихожанами Благовещенской церкви. Зато церковь стали посещать жители поселков, возникших после разрешения продажи войсковой земли иногородним жителям.

По клировой ведомости за 1899 год в число прихода, кроме хут. Сетраков входили следующие поселения: Куцаев, Морозов, Берестки, Данилина балка, поселяне Жеребцова (балка Егорова) [7, л. 144}


По клировой ведомости 1912 года в приходе церкви значится четыре населенных пункта, 318 домов и 2360 жителей.

Здание деревянное на каменном фундаменте с колокольней, крепка и покрыта железом. Караулка саманная. По штату священник и псаломщик. Домов церковных не имеется. Священник нанимает квартиру, псаломщик живет в собственном доме на казачьей земле. Церкви принадлежит церковно-приходская школа. Школа деревянная на каменном фундаменте, покрыта железом и рассчитана на 50 учениц, с квартирой для учительницы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Кириллов А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX в./ Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 8. Новочеркасск: Частная Донская тип., 1908.  436 С.
2.ГАРО Ф. №226. Оп. №2. Д. 5553.
3.ГАРО Ф.226. Оп. 2. Д. 5988.
4.Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск, 1871, выпуск № 21.
5.Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск, 1872, выпуск № 8.
6.Сизенко А. Г. Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в. - 1918 г. Часть I (Азов, Александровск-Грушевск, Нахичевань, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Донецкий округ, 1-й Донской округ, 2-й Донской округ): фактографический справочник. — Ростов н/Д: Рост, гос. строит, ун-т, 2012. 614 С.
7.ГАРО Ф. 226. Оп. 3. Д. 10385.