Давай закурим, товарищ дорогой

Серж Ювели
       Находясь в служебных командировках в период с 2000–го по 2012 годы на территории Северо-Кавказского региона, да и в период моей контрактной службы, там же, мне приходилось частенько разъезжать по дорогам Чечни, Ингушетии, Дагестана, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, где лично я нашёл подтверждения словам песни Юрия Шевчука: «…чем дальше в тыл, тем жирней генералы…», с небольшим уточняющим элементом от себя…
       …Табак… Естественно, многие предпочитали дымить сигареты с фильтром. Однако, друзья мои, я вам скажу, что это удовольствие на территории проведения КТО (контртеррористическая операция) не из дешёвых. На пачку сигарет «Магна», «ЛМ», «Бонд», «Конгресс», «Парламент», «Кэмэл», «Монте Карло», «Кент», ну и, естественно, «Мальборо» уходило столько же денег, сколько за три пачки «Космоса», «Родопи», «Опала», «Ту-154», «Столичные», или сколько за десять пачек рабоче-крестьянского курева «Луч», «Астра», «Полёт», или пятнадцать пачек папирос «Беломорканал». В условиях войны приходилось курить всякие сигареты и папиросы, что было и есть весьма вредно для здоровья, однако, вспоминая Виктора нашего, так сказать, Цоя: «…но если есть в кармане пачка сигарет, значит всё не так, уж, плохо на сегодняшний день…», чем и руководствовались на территории проведения КТО. «Смолили» всегда и везде. И в специально отведённых для этого местах, в беседках-курилках, и просто «под аргунским орехом», размышляя «под сиянием звёзд» и о сегодняшнем дне, и философствуя о жизни в целом… Вечером и ночью курили осторожно, пряча зажжённую сигарету в кулак ладони, чтобы не видно было предательского огонька, так как именно он не раз становился причиной трагедий, демаскируя курильщика, становясь просто целью для стрелка в ночи. Так, со слов моих коллег, в городе Грозном боевик НВФ выстрелил в автомобиль «Урал», целясь именно в огонёк тлеющей сигареты в ночи одного из бойцов, в результате чего граната от гранатомёта влетела точно в защитную капсулу бронированного автомобиля "Урал"… О жертвах даже не пишу. Напишу одним словом: были…
       …со словом «война» у каждого возникают свои какие-то ассоциации. У меня они, как в песне Николая Расторгуева и группы «Любэ»: «а на войне, как на войне – патроны, водка, махорка в цене…» Правда, махорку никто из моего окружения не дымил, так как хватало с лихвой овальных рабоче-крестьянских сигарет «Луч» и «Астра», регулярно присылаемых нам с гуманитарной помощью. Благо тогда в Челябинске ещё работала Табачная фабрика, которой сегодня тоже нет… Я лично, когда разъезжал по дорогам Чечни и Северной Осетии-Алании, брал с собою эту «гуманитарку» и охотно делился сигаретами с солдатиками на многочисленных блок-постах и секретах по таким долгим дорогам моей молодости, какие проезжал до Моздока и обратно, чтобы проще проехать без нудного особого досмотра спец. военных машин, со сверкой номеров всего находящегося личного вооружения... Что характерно, то после проезда реки Терек, на равнинной части Чечни охотно просили у нас и ракетницы, и сгущёнку, и тушёнку, иногда меняли на штык-ножи от автомата (этого добра у солдатиков хватало)... Но почти всегда в придачу к ракетницам, сгущёнке, тушёнке шли сигареты и нас уже стали узнавать за нашу щедрость, что мужики с Аргуна, пережив такой страшенный теракт, где второго июля двухтысячного года «бабахнуло» около пятисот килограммов взрывной смеси… Оттого и досмотр нашего аргунского транспорта проходил фактически формально, что, собственно, нам было и нужно. Да и вывозить из Чечни что-то лишнее, поверьте, просто чревато. Незачем никому. Во всяком случае, тому, кто ещё не разучился думать головой. 
       Приехав в Моздок (РСО-Алания), сразу заехали на склады ВВ МВД РФ за имуществом, необходимым для обеспечения нашей жизнедеятельности и быта. …ну, заехали – заехали… Что сразу бросилось  в глаза и запомнилось навсегда – нас встретили праздно скучающие «срочники» в новеньких «комках», с «иконостасом» знаков и значков на груди, с кофейно-коричневыми сигаретами «Captain Black» в зубах, излучаемых ванильно-приторный сладковатый оттенок при курении. Один такой воин, старший наверное, распорядился, что сейчас обед и на территорию базы он никого запускать не будет. Однако, на территории этой базы, где и положено находится служебному транспорту, были ещё места и стояли уже автотранспорт ВВ МВД РФ. Тогда один из водителей стоящего на стоянке транспорта смело крикнул: «Да дайте им гранату, они и запустят!!!» …мда… Я, весь в дорожной пыли, в походном варианте «чистоты» подошёл к этому «модному» воину, окутанному сизым сладковатым дымком «Captain Black», демонстративно достал рабоче-крестьянскую сигарету «Луч» и смело предложил поменяться и сигаретами, и местом несения службы с этим Аника-воином, выпуская едко-вонючий дым от своей рабоче-крестьянской сигареты, отрезвляя юнца от его розовых облаков такого сладкого тылового местечка службы. То ли сильно отличались наши сигареты, то ли прошло обеденное время, то ли совесть проснулась в зажравшемся солдатике, но нас пропустили на эти склады и даже загрузили военной амуницией без очереди. Приоритеты ветеранам боевых действий работали. Нам загрузили полевую кухню, баки и посуду к ней, печки-буржуйки, металлические двухъярусные койки, пару палаток и ещё какую-то аппаратуру связи и приборы подавления радиосигналов, и ещё массу полезного оборудования, которое необходимо для выживания именно там, за Тереком, а не здесь, в глубоком тылу, спрятанном в приторно-сладкой дымке сигарет «Captain Black», тем самым элементом той самой пословицы: «кому война, а кому мать родна…».
       …давай закурим, товарищ мой…