Коржов должен жить

Анатолий Белаш
               
Animum rege, qui nisi paret, imperat.
                Horatius
Управляй своим настроением,
ибо оно, если не повинуется – повелевает
                Гораций
                Я не привык и не люблю читать с экрана, поэтому объемистые произведения в «Прозе» читаю редко. Однако резюме   Александра Коржова привлекло мое внимание к повести «Жил-был Я» , а начав ее читать, уже не мог не закончить, очарованный сочным, нередко ироничным языком, интересным, глубоким содержанием. Читаешь, а будто слушаешь доверительный искренний рассказ умного, с разносторонними интересами человека, который много повидал и пережил. Автор признается: «Я пытаюсь писать с голоса, а уж удалось ли мне это – судить вам».        Сам автор, рассуждая о жанре повести, не относит ее по разным причинам ни к автобиографии, ни к мемуарам, ни к исповеди. Мне кажется, что ее можно назвать романом-откровением, основанным на личных воспоминаниях.  Это роман о жизни и трагедии человека с ярко выраженными чертами экстраверта и эгоцентрика, честного, порядочного, но очень неудобного в общении  «правдоруба». Хотя автор неоднократно подчеркивает, что он нигде не отступает от правды, упоминает действительные имена действующих лиц, а изложение событий дышит искренностью, я  не склонен отождествлять героя романа Коржова с автором А.Коржовым. Во-первых, автор уже не может ответить и поправить меня, а во-вторых, в одной из глав он пишет: «А остальное я расскажу на Страшном Суде». Мы часто режем правду-матку, но умалчиваем о том, о чем говорить не хочется.
               
                Каждая глава повести сопровождается десятками рецензий, часто пространных, с  содержательным разбором произведения. Я прочитал не все, но ни в одной  из прочитанных мною нет сомнений в его художественной ценности. Есть, правда, упреки в затянутости повествования, в трудности чтения, в моральной позиции автора.   Сам автор не раз выражает опасение в том, что некоторые части повести, в частности, о его участии в производственных конфликтах могут показаться скучными.  Мне эти разделы показались очень интересными и напомнили некоторые события советской жизни, свидетелями которых я был.  И  дело не только в этом – я не помню ни одного романа или повести, в которых так ярко и увлекательно рассказывалось бы о производстве, о заводской жизни. 
               
                Героя романа возмущает уравниловка,  царившая на заводе в Александрове, куда он попал по распределению после окончания Воронежского университета: «Самые лучшие из нас по способностям, по отдаче стояли в её  (руководящей силы) мнении максимум на 30 рублей дороже дипломированных бездельников и пустоцветов». Действительно, на мой взгляд, чрезмерное выравнивание оплаты труда было одной из основных причин низкой эффективности советской экономики и, в конечном счете, краха социалистической системы. Коржов не мирится с бесхозяйственностью на производстве, добивается резкого сокращения брака, организует бригадный подряд. При этом идет напролом («да, дерзил я недопустимо, к тому же явно и вслух») и наживает врагов среди начальства завода.  Борьба идет с переменным успехом - несмотря на его неуживчивость, директор завода и часть администрации, заинтересованная в хороших показателях, поддерживает талантливого и энергичного инженера.
   
                Во время работы на Кишиневском заводе Коржов, внеся изменения в технологию производства чипов, добился снижения брака в два раза, но нажил врага в лице зам. главного инженера, которому отказал включить в соавторы его любовницу. Происки своего начальника он с блеском парировал, а вот долговременного давления начальства не выдержал и вернулся в Александров. Описание технологии производства чипов, не понравившееся кое-кому из рецензентов, мне показалось вполне уместным и даже необходимым для понимания сути конфликта и степени возмущения героя романа.

              Автор – заядлый рыбак и одну из глав целиком посвящает рыбной ловле.  Я сам не любитель рыбалки, и мое участие даже в удачных ловлях для меня лично кончалось фиаско. Никогда мне  не хотелось прочитать любимую Коржовым книгу  Сабанеева. Тем не менее, главу   читал с удовольствием. Она не только о ловле рыбы, она о добром Валере, сволочном рыбинспекторе Барсукове, тверских рэкетирах и других людях, о проказнице лисе, об утином гнезде и матери-утке, о грибах и ягодах, о капризной, но чудесной российской природе. «Что же кроме добычи заставляет нас из года в год выезжать навстречу холодам, комарам , клещам?» - спрашивает Коржов, герой романа. Ответ на это – вся глава, и квинт-эссенция её в заключительном   превосходно написанном разделе «Бесполезная попытка агитации»
 
                Глава о рыбалке делит роман на две части. В первой – любовь и семейные радости, во второй – разлюбовь, потеря семьи и отчаяние. Итальянский писатель  Умберто Эко предупреждает: «Когда влюбленность назревает, нужно очень внимательно смотреть под ноги, куда ступить, чтобы не вляпаться совсем не в то.» Но наш герой экстра-верт, он  склонен сначала действовать, а потом обдумывать свои поступки. Первая жена героя романа Светлана 1(Кузюка) - достойная женщина, любящая и верная жена. Но Коржов, влюбившись без памяти еще в одну Светлану, в Светлану Маленькую, не замечает ее недостатков, изменяет жене и уходит от нее. Ослепленный любовью он  не чувствует вины перед Кузюкой, а ведь, все ее и его знакомые становятся на её сторону.  Слишком поздно он осознает: «Важнее и больнее, что всю жизнь она думала и беспокоилась обо мне больше, чем я о ней». А звоночки-то были. Светлана Маленькая  тянула с разводом с прежним мужем, тянула с новым замужеством, повторяя нашему герою: «Ты мне кто? Ты мне никто.»  «Её, казалось, вполне устраивала продолжавшаяся секс-эскапада, и наши отношения становились все более неопределенными.»  Только рождение Катеньки положило  конец неопределенности.
   
                Главная тема романа трагические взаимоотношения героя со второй женой и детьми, настроенными матерью против отца.Прошло десять счастливых лет, родился сын Сергей. Конечно, были размолвки и мелкие ссоры, но «разве можно было даже помыслить, что мелочи, каждая из которых ничтожна сама по себе, накапливаясь помалу,грозят уже превысить-физики знают,что это такое- критическую массу». И вот случилась «нештатная ситуация. Авария. Я выбираю это слово, потому что в катастрофу так сразу не хотелось верить,,, Я очень поздно сообразил, что Малышка в отношениях со мной не снимала маску почти никогда.» Появился Третий.  Светлана ведет себя точно так же, как  десяток лет назад при разрыве с первым мужем – не расстается с Коржовым и не порывает связи с любовником. Коржов не забывает о прошлом и укоряет себя: «Вспомни, как словами о невиданной любви ты и сам оправдывался и свое прелюбодействие оправдывал.» , но его возмущает двуличность жены: «Я был согласен на симметричный ответ судьбы, адекватное возмездие, но меня зачем-то, и даже без особой изобретательности – еще водили за нос, превращая в шута.»  Коржов страдает, растерян, взбешен и совершает дурные поступки, разрубающие неопределенность.   Дальше следует борьба за детей, перипетии судебных процессов, в которых Светлана Маленькая не гнушается ложью и подлогами, а Коржов, хотя ему и удается их разоблачить, не может добиться права общаться с детьми. «Попытки докричаться до их душ и открыть свою» были безуспешны. Он остается и без жены, и без детей.
          
                Разрыв происходит в тяжелые девяностые годы. Герой романа так оценивает это время: « Впервые будущее никак не зависело от меня, и не дай вам Бог испытать что-либо столь же тошнотворное, как это унизительное ощущение». Разворовывается и разваливается завод, которому Коржов отдал столько сил. Наш герой, как и другие инженеры, остается без работы. «В бодегарды и киллеры, хотя спрос оставался стабильно высоким, «яйцеголовые» в массе своей не проходили из-за возраста, профессиональной книжной подслеповатости и физической хилости. Осваивать профессию брокеров, крупье и сомелье людям, хотя и способным к тонким чувствам и мудреным расчетам, однако страшно далеким от высокого искусства объегоривать , точно было не с руки… Надлежало либо врасти в рыночные (в буквальном смысле) отношения, либо   отмереть, т.е. умереть и опять же буквально».     Наш герой становится снабженцем и постепенно  авторитетным игроком на рынке радиодеталей. Теперь он не нуждается материально, но по-прежнему ощущает свое унижение, бессилие и одиночество.
      
                В романе немало публицистических отступлений. Они связаны с повествованием либо событийно, либо простым совпадением во времени действия романа и общественно значимого события. Многие из этих отступлений найдут как приверженцев, так и критиков.  Неоднократно в романе говорится о _несостоятельности советского социализма, приводятся примеры его экономической ущербности, с которыми сталкивается герой. Он так оценивает   систему: «Принципиально расточительная  и разорительная, так что надежды на лучшее можно было связывать только с ее погибелью.»
      Я жил и работал в этой системе 60 лет в различные фазы ее развития, видел ее пороки и так же, как Коржов ,отказывался от вступления в КПСС, но считаю, что последовательное реформирование позволило бы исправить недостатки и сохранить преимущества системы. Реставрация капитализма отбросила страну на много лет назад.
      
                Крайне отрицательно оценивает Коржов период правления Никиты Хрущева. Его вообще не любит большинство современников за его нелепые инициативы, а больше всего за прекращение выплат по облигациям внутреннего  займа. Я был свидетелем последствий повышения налога на домашний скот, когда по степи возле Ленинабада бродили табуны ишаков, которых дехканам  содержать стало накладно, помню «бульдозерную выставку» и кукурузную вакханалию. Но разоблачение культа Сталина, какими бы мотивами  Хрущов ни руководствовался, реабилитация жертв репрессий и возвращение их из лагерей, последовавшая оттепель, массовое переселение людей из коммуналок в отдельные квартиры – все это несомненные плюсы хрущевского периода. Не знаю, как все остальное, но оттепель Коржов признает: « Мы оказались недостаточно взрослыми, чтобы погреться в оттепель. Нам ее не хватило».  Даже такое нелепое нововведение как разделение властных структур на сельские и промышленные в некоторых случаях было полезно. В Ленинабадской области рудники и геолого-разведочные зкспедиции территориально относились и подчинялись Матчинскому и Аштскому райисполкомам и райкомам КПСС, для которых они были чуждыми предприятиями. После хрущевской реформы их все подчинили городу Кайраккуму, что было гораздо разумнее. Когда вернулись к территориальному принципу, подчинение рудников и экспедиций Кайраккуму сохранили.  Это все не в упрек автору, он, ведь, объясняет: «Не делаю попыток объять необъятное. То есть попытаться эту самую эпоху масштабно изобразить.»
      
                Есть в романе высказывания, которые трудно объяснить и назвать разумными и взвешенными. Рассказывая о замечательной, но платной школе, в которой учились его и Светланы Маленькой дети, он говорит:  «Родителям следует отказаться от предрассудка, согласно которому одеть чадо, накормить, скопить, наконец, приданое должны родители, а вооружить знаниями – долг казенной и бесплатной школы.»  Это при том, что едва ли наш герой состоялся бы как  талантливый инженер и творческая личность, не будь бесплатными интернат и университет,  в которых он учился.
 По моему глубокому убеждению, будущее детей не должно зависеть от материальных  возможностей и нематериальных способностей родителей. Среднее и высшее образование должны быть бесплатными.
 А вот это убеждение героя: «Медицину я напрочь игнорирую», нужно ли комментировать? Задамся лишь вопросом: не потому ли он из-за цинги (в Карелии !) лишился зубов? Коржов часто иронизирует, нередко лукавит. Не всегда поймешь причину противоречий в его суждениях.  С одной стороны -  «Жить не успел, а теперь уже не хочу». «Недоумеваю, почему при подведении итогов нет положенного, вроде, чувства глубокого удовлетворения. Недоумеваю, почему, зная наверное, что моя жизнь практически завершилась, я не испытываю такой же уверенности, что она состоялась.»  И в то же время, обращаясь к детям, утверждает – «Разве вправе  считать свою судьбу недостаточно счастливой человек, который всю жизнь не только делал, что ему нравилось, но и смел никогда не делать того, что ему поперек натуры.»
      
                Нельзя не остановиться еще на одной стороне жизни героя романа. Больно читать и трудно понять, как и почему талантливый и деятельный инженер, разносторонне образованный человек, умница не может обрести себя, предается отчаянию и постепенно спивается. Он не скрывает - «То общепринятое средство, которое было когда-то аперитивом и универсальным катализатором задушевного общения, а потом в течение долгих лет служило хоть плохоньким снотворным и обезболивающим, теперь становится единственно доступным средством от безвыходного одиночества». Читающий растерян, ему  не понять, ведь, водка –  не средство от одиночества, это его причина!  Сам Коржов говорит, что попытка совместить бутылку с творчеством кончается неудачей – «Все написанное таким способом оказывается вообще никуда не годным» «Катализатор задушевного общения»? Не я, Коржов приводит слова Рэя Брэдбери «о той дали, которая разъединяет людей ещё больше, когда они выпьют, но в иные минуты кажется им самим близостью.»   А о чем говорит опыт нашего героя? Вновь начал в 2006 году торговые операции на Митинском рынке, «отодвинул  на потом, на  второй план водку и – ожил! Жизнь стала опять наполняться смыслом и содержанием, т.е. вещами безвозвратно, кажись, потерянными.» Тем не менее, он признается: «От спиртного в любых количествах меня давно уже не мутит – втянулся, алкоголик в последней стадии, если верить специалистам… Пить и курить не бросил и не брошу ни по какой причине, кроме, разумеется, самой естественной.» Поневоле думаешь, что не горе он топит в вине, а горе служит ему оправданием пьянства.  Он искренен, он говорит правду, он сам верит, старается верить , что несчастен, что выхода нет, потому и пьет.  Немало строк посвящено анализу причин, приводящих сначала к невинной выпивке, а потом к пьянству – пьянство окружающих в его детстве, студенческие веселые попойки.  Все перечисленное верно, но должно служить не оправданием, а предупреждением тем, кто оправдывает свою привычку – слишком часто она оборачивается зеленым змием, душащим хорошего отца, талантливого инженера и писателя. 
   
                Один из рецензентов назвал героя коржовского романа «героем нашего времени» А, что? Пожалуй,  верно, если в том же, смысле, как и у Лермонтова Печорин - герой. Тем более верно, что события в романе Коржова разворачиваются на фоне исторического перелома, глубоко отраженного в судьбе и мыслях героя. «Пытаюсь о себе, а получается о времени…точнее о себе во времени». Точно!  О себе во времени.
    
                Многие рецензенты пишут о затянутости романа, о том, что его трудно читать. Мне тоже показалось, что слишком много повторяющихся эмоциональных обращений  к детям с рассуждениями об отрицательных чертах характера Светланы Маленькой, о беспамятстве Кати и Сергея. Ничего не вносят ни в развитие сюжета, ни в понимание характера героев десяток писем героя Светлане в роддом. Скучна и необязательна хроника рыбной ловли в главе без номера. Реализация оригинального авторского замысла с обращением лжи Светланы против нее самой в виде третьего сна в главе 11 показалась мне неудачной. Сон длинный, реалистичный, непохожий на сон. Непонятны объяснения Коржова с Артемом Ферье. Он пишет ему : «Вы почему-то уклонились от предложенного мною диалога, поэтому не знаю ответа на  поставленные мною вопросы.» А читатели не знают и вопросов - строки, обращенные к Ферье непонятны и излишни.
 
                Являюсь ли я понимающим героя, «в унисон настроенной душой». Нет, пожалуй. Этого я сказать не могу, но это не значит, что роман-откровение не вызывает у меня сочувствия герою. Я считаю роман выдающимся произведением не только в масштабах «Прозы», но и среди современной русской литературы.  Так случилось, что почти одновременно с произведением А.Коржова я читал воспоминания Окуджавы и основанные на воспоминаниях рассказы  Сергея Довлатова. Роман Коржова произвел на меня, по крайней мере, не меньшее впечатление, чем произведения признанных мэтров современной русской литературы. Надеюсь, что найдется умный издатель, готовый рискнуть и опубликовать прозу А.Коржова, хотя дело это не простое. Роман нуждается в сокращении и серьезной редактуре, неизвестно, как поведут себя названные своими именами персонажи романа, на кого возложена охрана авторства. Может быть, стоит начать с опубликования отдельных глав романа. В любом случае, он не должен затеряться среди многочисленных опусов сайта.
                Коржов должен жить.