Мечтания

Алексей Решетняк
                Идёшь  по  городу,  навстречу  люди. Я  чувствую  как  мимо  меня, мелькает                жизнь  других.      
  Вечер.  Михаил  сидит  за  рабочим  столом,  смотрит  в  окно,  мечтает!    Медленно  над  горизонтом  садится  красное  солнце.  Поджигая заснеженные  макушки деревьев.  Мороз  крепчает.  Мысли  с  разными  предложениями  роятся  в  голове.  Первая,   да и  остальные  предлагали  поехать, посмотреть,  в  любой  город, наконец,  просто  почитать!  Михаил  глубоко  вздохнул,    все  предложения  интересные,  но пенсия  уменьшила  радиус  путешествий.  Жизнь,  в такой ситуации, предлагает  читать,  так  как,  путешествие  и  чтение,  занятия  родственные. Михаил  улыбнулся.  И громко  добавил -  «каждое воспоминание,  возвращает  нас  в  прошлое,  где  происходили   подлинные  события».  И  мы  с  вами,  читатель  поприсутствуем!
       Встал,  подошел  к  полке  с  книгами.  Внимательно  смотрит   на  название книг.   Видит     тоненькая  книжка, взял  ее  в  руки,  читает «Абрамцево», вверху «Государственный историко -  художественный и  литературный музей  заповедник Абрамцево».  В голове возник  вопрос,  почему   поставил  на  полку, не  прочитав?  Надо  исправить  ошибку.
         Раскрыл  книжку,  читает,  если  ехать  на  машине из  Москвы  строго  на  север, по  дороге,    ныне  Ярославской. Посмотрел  в  атлас  дорог.  Видит – проехав  около 40 км,  поворот  налево и еще  16  км.  «Абрамцево».   В голове  промелькнуло,  вспомнил, читал!  Так  по  этой  дороге  сбегал  из   шумной  столицы  в  уединение  своё «Радонежье»  Сергей  Тимофеевич  Аксаков. Чей  литературный  талант  и  свободомыслие   внесли  духовное  начало в  этот чудесный  уголок   земли  русской.
    Хороший  человек.   Читая!   Будем  возвращаться  в  прошлое -  это  1843  год.  Читатель  может  спросить,  как это? Сидя  за  столом и  ехать по дороге?  В Абрамцево?  Что  мы  увидим?  Мы  не  одни.  Подлинность  событий  нам  придадут  воспоминания  литератора  Н. М Павлова.  Садимся  к  нему  в  бричку и едим  в  гости   в    Абрамцево.  Посмотрим на  все  глазами   абрамцевского  гостя,  он  писал: «с  нагорья  открывается  вид  на  речку Воре,  она  извилистая,  местами шириной  в  два конских  прыжка,  а где  у  плотин  шире.  Речка  с  болотистыми берегами.  Вся  в  водяной  траве и  водяных  цветах.  Едем и  вот,  среди  редкого  чернолесья  просматривается    старинная  помещичья  усадьба».  Это  цель  нашего  путешествия.   
      «Радонежье» -  так  называл  Сергей  Тимофеевич   Аксаков  в  своих  письмах  друзьям  и  близким,  что они  обитают  летом  не  где –  ни будь, а в Радонежье, откуда  берёт  начало духовный  оплот  земли  русской.  В  писцовых  книгах  упоминается,  что  здесь  находили спасение  от  набегов   ордынцев крестьяне  из  южной  Руси.
    Как  утверждает народное  предание, именно  в  этих  краях  жил выдающийся  мыслитель   и  просветитель  Древней  Руси,  основатель   Троице -  Сергиева  монастыря  Сергий  Радонежский, многие  века  чтимый  людьми  за  святость  и великие  государственные  деяния.         
       Читатель!   Мы  подъехали,  вышили  с  брички.  Скажешь  быстро?  Ты  прав,  знай,  мечта    может  нас  перенести   в  любую  точку  мгновенно.   Михаил  посмотрел  на  обложку  книги.  Почувствовал  себя   рядом  с   домом.  Что мы  видим! Парадное  крыльцо  с  навесом.  Дом  с  фасада  подлинный,  старинной  постройки. Дом  деревянный  крашеный  по  тёсу.  Ну,  это  нынешние  хозяева  постарались. Дом  был построен  хозяйскими  стараниями первого  хозяина.  Петровского  унтер -  лейтенанта  флота   Фёдора  Головина   в 1768  году,  была  возведена  усадьба, сам  дом, устроены   искусственные   террасы,  уступами,  спускающимися  к  речке  Воре.  Перед  гостями   парадное  крыльцо  с  навесом,  на  нем, сотни  лет,  каждого  гостя  встречал  хозяин.   Поднимаемся,  открываем  двери,  входим  в  широкие  сени.   
      Стоп!   Зная,  что  к  ним  в  гости  любил  приезжать   Н. В. Гоголь.   И как вспоминал  писатель  Павлов, что «нигде  не  видели  Гоголя   таким  хохлацким  веселым  и нараспашку,  как  в доме  Аксаковых.  Шутник  был.  Бывало,  наберет,  в  приусадебном  парке  вдоволь  грибов. Зачем?  Николай  Васильевич подкладывал их на  дорожку,  по  которой обычно  прогуливался   Сергей  Тимофеевич.  А  потом наблюдал  его  восторг  и  удивление».
        Гоголь  подолгу  жил в  светлой,  просторной  комнате  в  мезонине,  специально  для  него отапливаемой  даже  в  погожие  дни.  Благодаря  заботам  хозяев,  Гоголь,  всегда  страдающий  от  сырости  и  холода.  Он  не  кутался  в  шарфы. Много  гулял,  читал,  писал.  А вот и  яркий  пример  его работы.
       Мы,  с вами  мой  читатель.  Для  сравнения  картины увиденной  в  пути  Павловым, повторим   тот  же  путь с  героем  гоголевского  романа  «Мертвые  души» Чичиковым. Мне  кажется, Чичиков  ехал  по той  же  дороге,   что  и  Павлов. Упустим  подробности жизни Чичикова.             Читаем! « С  громом  выехала  бричка   из -  под   ворот  гостиницы  на  улицу. … Чичиков   вдали  узрел  полосатый  шлагбаум,  давший  знать,  что мостовой,  как и  всякой  другой  муке,  будет  скоро  конец; и  еще несколько  раз ударившись довольно крепко  головой о кузов». А нам  хорошо ехать,  сидим ровно,  не  трясет.               
       « Бричка  выехала  на  мягкую   грунтовую   дорогу. … Едва  только ушел  назад  город, … по  сторонам  дороги;  кочки,  ельник, низкие жидкие  кусты  молодых  сосен.  Обгорелые  стволы  старых  деревьев.  Попадались вытянутые   по  шнуру  деревни,  постройкой  похожие  на  старые  кладеные  дрова,  покрытые   серыми   крышами  с  резными  под  ними  украшениями в  виде висячих, шитых узорами  вытиральников (полотенца)».  Дорога  та, а  картинка  намного  чётче. 
       Перелистываем  страничку,  читаем. « Аксаковы,  одни  из  главных  почитателей Н. В. Гоголя.     В  Абрамцеве,  Гоголь  решился  в  один  из  вечеров  впервые  прочесть   вслух  отрывок  из  тома  « Мертвых  душ».  Аксаковы  приготовились  слушать  с  некоторым  опасением,    Сергей  Тимофеевич,  как  он  позже  признался: « боялся  после  многолетних  духовных  метаний  автора  услышать  «что -  ни будь недостойное  прежнего  Гоголя».
    Читаем!  «Чичиков вылез  из  брички, … на  крыльце  его  встречал  Манилов,  оба  приятеля  крепко  расцеловались. …  А  вот  короткая  зарисовка – в  продолжении  пока  они  будут  проходить  сени …  несколько,  но  попробуем  … сказать  о  хозяине  дома».
     Даже  сейчас,  чувствую,  читатель,  как  тогда   Аксаковы  напряглись. 
    ….   Читаем  « … и – словом  у  всякого  есть  свое, … тут  автор  должен  признаться,  что подобное  предприятие очень  трудное.  Гораздо   легче  изображать характеры большого  человека;  там  просто  бросай  краски  со  всей  руки на  полотно,  … но  у  Манилова не  было, … говорит   мало  и  большей  частью,  размышляя,   думал, … о  чем  он  думал,  тоже  разве  богу  известно».
      Видимо  все  это  Аксаковы  прослушали  и  поняли,  страхи  оказались напрасными,  продолжение  романа  было  достойно  гоголевского  таланта.  Картина природы  удалась, простор,   взглядом  не охватить.  Россыпь  домов  вдоль  дороги.  Все  точно   описано.  Герои?   Это  автор по - своему  написал.   
        Сергей  Тимофеевич  работал  в  усадьбе  над  рукописями  книг  «Семейной  хроники»,  «Записки ружейного охотника  Оренбургской  губернии»,  читаемые  всеми  с  восторгом   «Записки  об  ужении рыбы».  Успех  записок  объясним:  это  глубокое  наблюдение  за природой.   
     Блестящие  образы,  которые  воспроизведены  точно  и  с  любовью.  Сергей Тимофеевич  и  сам  любил  зачитывать готовые главы  друзьям и  близким,  потом  ждал их  оценки и совета.   
      Н. В.  Гоголь   писал: « что никто  из  русских  писателей не умеет  описывать  природу такими сильными и  свежими  красками  как  Аксаков».
     -  Когда  заканчивал  Аксаков   свои  «Записки …».  В  ту  пору   блестящие  надежды  подает   молодой  писатель  И. С. Тургенев  «Записки  охотника».  Между  писателями почти  30  лет  разница.  Тургенев  дважды  навещает  Аксакова  в  Абрамцево.  Они  подолгу  беседуют  друг  с  другом. В  первом  номере «Современника» за 1853 год  Тургенев  публикует  статью,  о «Записках  ружейного  охотника» … в  которой,   пишет: «Когда  я  прочёл  главу о тетереве,  мне показалось,  что лучше тетерева  жить  невозможно….  Если  бы тетерев  мог  рассказать о  себе,  он  бы,  я  уверен,  ни слова  не  прибавил к  тому,  что  о  нем  поведал Аксаков».   
  В  Абрамцево наезжают и  порой  живут там - актер  М. С. Щепкин,  критик и  историк литературы  С. П. Шевырев,  многие  другие. 
    С  годами Сергей  Тимофеевич  страдал  от  наступающей  слепоты.  Даже  потеряв  зрение,   сидя  в  деревянном  кресле,  диктовал  дочери  Вере свои сочинения.
        17 октября 1857  года  Сергей  Тимофеевич  Аксаков,  уже  почти  слепой,  измученный  болезнями,  но  всё  еще бодрый  душой,  покидает  своё Абрамцево «свой  тихий сельский  дом», не зная ещё  сам,  что  навсегда.  В  тот  день он  диктует, Вера  запишет  стихотворение  об  осени,  где  всегдашний его  прозаический  талант  сливается  с  поэтическим  ритмом и  наблюдательностью: «Опять дожди,  опять  туманы,/ И  листопад,  и  голый  лес,/ И потемневшие  поляны, / И низкий, серый  свод  небес./ Опять  осенняя  погода!/ И  мягкой влажности  полна,/   Мне  сердце  веселит  она:/ Люблю я это  время  года».    
     С. Т. Аксаков проживет  ещё полгода. Но  присутствие  С. Т. Аксакова еще долгие  годы  будет  ощущаться  в абрамцевском  доме.    
         Дом  сохранился  благодаря следующему  хозяину  Савва Ивановичу Мамонтову.  Он его в 1870  году  купил  у  дочери  писателя. Мамонтов С.И. -  человек  прогрессивных  взглядов,  тонкий  ценитель  изящного   искусства.  Меценат,  щедро  тративший средства на помощь  молодым  художникам,  сплотивший вокруг  себя  целую  плеяду  русских  мастеров  живописи  и  ваяния.  Был  душой творческого  объединения,  вошедшего  в  историю  русского   искусства  под  названием  «Абрамцевский  художественный  кружек».  В  него  входили – И. Е.  Репин, В. М. Васнецов  в  Абрамцево написал  портрет  Репина,  этюд Абрамцево 1884 г.   М. В.  Нестеров  написал  картину «Видение  отроку  Варфоломею», М. А.  Врубель  удивил  всех  - украсил  майоликой   скамью  в  парке. В. В. Серов  написал  портрет  Веры  Мамонтовой, он  сейчас  висит  в  столовой  дома.  В  историю  отечественного  искусства  портрет  вошёл  под  названием               « Девочка  с персиками»  1887г.    Посетило  этот  дом,  ещё  много  авторов.  Все  эти  художники  жили и  творили в Абрамцеве.     Сейчас  таких  меценатов  нет.   Но  это уже  другая  история. 
         Бережно   сохранена  в  нынешнем  музее  обстановка   кабинета Сергея  Тимофеевича, характерная для  последних    лет  его  жизни.  Если  вы  посетите  этот  дом, задержитесь  у  портрета  С. Т.  Аксакова  (художник И. И. Крамской  1870).  Прислушайтесь,  я  уверен,  вы  услышите  раскатистый    заразительный  смех  Сергея  Тимофеевича, хозяина  дома.  Вспомните его  последнее  стихотворение,   которое  он  произнес   в  добром  расположении  духа.
  Михаил  поставил  на  полку  книжку.  Вот  мы  и  приехали домой! Побывали  в  интересном  месте -  это  плюс.  Не были  на  свежем  воздухе – это  минус.