Четыре через восемь

Сергей Смирнов 7
- Конечно, вахта на танкерах тяжелее, чем на АПЛ, - теребя по-щегольски подобранные усики, рассуждал Валера Корсаев, моторист нефтеналивного  полуторатысячника.
Он сидел на полубаке среди свободных от вахт матросов и наслаждался утренней прохладой, - вот взять хотя бы наш танкер «Эльтиген». Сколько вахтенного времени убиваем на то, чтобы везде заглянуть, прощупать, понюхать? А на подводной лодке только с койки скатился, и мичман сразу дает команду осмотреться в отсеке. И всю вахту только и делаешь, что осматриваешься. И моя задача заключалась в постоянном осмотре вспомогательных агрегатов и дизелей. Главным образом, чтобы поддоны были сухими от масла… А, был у нас мичман Богдан Залещук. Остался на сверхсрочку, в учебке сдал экзамены на «сундука». Нас, годков-старослужащих, этот мичман был старше всего-то года на два, но гонором на адмирала тянул. Вахты наши «четыре через восемь». Для матроса святое дело выспаться, и только боевая тревога или полундра (вода в отсеках, пожар) могут поднять его. Но нет, наш «сундук» выдумал другое. Придирки пошли: не так вахту сдал, грязь оставил в отсеке, через прокладки поддона масло сочится… Все выслуживался перед командиром БЧ, а ведь сам недавно матросом-срочником был.
- Может, правда, масло текло? – недоверчиво спросил рулевой Вася Зубков, - Не бывает, чтобы все гладко было. Техника, как женщина, когда-нибудь да подведет.
И все вспомнили, как недавно танкер под Ждановом едва на мель не сел, зацарапало киль, и вдобавок лаг погнули. Как раз Вася Зубков у штурвала стоял. Оказалось, на передаче повышенный люфт образовался, хотя вроде проверяли, но это техника...  Ваську никто не винил, он объяснительной отделался.
- Вот ты, Зубок, не понимаешь – в пехоте служил, - загорячился Валерка, - все  ремонтные дела и прочее решаются на подводных лодках, когда еще у пирса стоим. В боевом походе не до ремонтов. Всегда выходим в готовности на все сто! А этот Богдан так достал электромеханический отсек! Решили мы его поучить уму-разуму. Как-то раз надо было в авральном режиме дизель на месте перебрать, а после отцентровать с главным валом и запустить перед выходом лодки. Двигатель мы собрали, пришлось молодых карасей припахать. Они надолго запомнили, с чего флотская служба начинается. А с центровкой заминка вышла. Это тонкая работа, со щупами дело надо иметь. Мы, прикинувшись шлангами, доверили это неблагодарное занятие нашему технику-мичману.
 Бедный Залищук сначала зашипел по-змеиному от злости:
- Даю вам пьять минут матросы! И через пьять минут доложить о випонении...
Он так и сяк, а мы в несознанку, дело не двигается. Командир бушует – время отхода приближается, а он тянет и не докладывает в штаб. Мы, старослужащие пятого отсека, напрямую обратились к командиру и попросили заменить Залещука, как не справляющегося со своими обязанностями. Залещука отстранили, а мы сбегали к соседям на дизелюху, откуда привели настоящего опытного техника, который и отцентровал наш вал. Пришлось скинуться и поставить ему на берегу ящик коньяка. Короче, все остались довольны. И от Залещука избавились, и командира спасли, и сами на мель не сели, а после учебного похода нас первых в запас списали. 
Вахты на гражданских судах – всегда беготня. Круглый год в рейсах. Танкер ледового класса и зимой по замерзшим рекам может пройтись, чтобы топливо доставить. Все дело в оплате, отсюда изношенность машин. Только на вахту заступишь, как вдруг топливный насос зачихал, от него закапало, фильтры засорились, а чаще всего прокладки на трубопроводах «горят», не выдерживают температуры и агрессивного воздействия топлива. Берешь лист паранита или резину и вырубаешь прокладку, но надолго не хватает. 
Подводная лодка уходит в поход, отваливая от стенки пирса, и до рейда идет в надводном положении, а дальше уже большую часть времени в подводном на электромоторах. Ее дизеля в основном работают только для захода и отхода.
Мы же, мотористы танкера, ждем прихода в порт с надеждой и тревогой. Судно под разгрузку у стенки только встало, а в машинное тут же бежит стармех со срочной работой. Пока стоим, все нужно успеть сделать. Вот и жмем на всех порах, после чего сразу в душ и в каюту отдохнуть. Вахты «четыре через восемь» никто не отменял.