Философская беседка. 4. Эстетика Плотина

Александр Ассельборн
Приветствую всех любителей мудрости! В этот раз я решил поговорить о древнеримском мыслителе Плотине. Он жил с 204-го по 270-й годы н. э. Именно этого философа я решил выбрать потому, что у него есть замечательные труды под названием «Эннеады». В переводе с древнегреческого «эннеа» означает «девять». Ученик Плотина Порфирий специальным магическим образом (в пифагорейском духе) систематизировал труды своего учителя. В частности, Плотин был пифагорейцем, поэтому такое деление на 9 (а это – священное число) является очень важным для него. Также он имел взгляды других философских школ. В своей философской системе мудрец решил отразить синкретическое видение мира. Считается, что Плотин является неоплатоником. Хотя, конечно, такой термин является более поздним. Сами представители неоплатонизма себя считали не неоплатониками, а просто платониками. Тем не менее, они все равно переоформили изначальные взгляды Платона.

Сегодня у меня в руках распечатка некоторых страниц перевода избранных трактатов «Эннеад» Плотина под авторством Юрия Анатольевича Шичалина. Это наш современник. Он еще жив. Родился Шичалин в 1950-м году, закончил МГУ. Он специализируется на истории философии. Также, по одному из своих образований, он является филологом. Эта книга была выпущена в 2007-м году в его собственном издательстве «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина».

В данном случае я хочу разобрать VI трактат Плотина «О прекрасном» (он находится в первой «Эннеаде»). Я, как всегда, сначала буду читать некоторые мысли античного автора, а потом их комментировать. Я взял именно этот трактат потому, что сейчас идет март. Недавно был праздник – «Международный женский день» (поздравляю всех дам, кстати ^_^). Я хотел именно в праздничный день записать этот эпизод, потому что очень уж тянуло в такой прекрасный момент поговорить про эстетику. Но не было времени (я был очень занят): все откладывал, откладывал… В итоге, спустя 3 дня, решил все же записать этот выпуск, потому что сердце просило, томилось в предшествующие дни… Так интересно получилось, что я стал пролистывать эту книгу в электронном варианте и наткнулся на этот трактат. Мне такое совпадение показалось символичным, потому что я 8-го марта как раз читал про эстетику.

Итак, давайте рассмотрим эстетические взгляды Плотина. Что же он пишет? «Хотя прекрасное обнаруживается преимущественно в том, что доступно зрению, однако ж оно есть и в слышимом, – и в том, как составлены речи, но также и в музыке, причем во всякой». Здесь мы видим, как Плотин говорит о нескольких видах того, что может увлекать человека, удовлетворять его эстетические потребности. Например, мыслитель говорит про визуальную составляющую прекрасного. Все, что мы видим, нас может порадовать (если, конечно, это видимое не является чем-то уродливым или отвратительным). Также прекрасное есть не только в видимом, но еще и в слышимом (речи искусного оратора, тонкая, изящная музыка).

Мне, например, нравятся многие виды музыки. В последнее время я стал увлекаться древнегреческим и новогреческим языком, пытаюсь их учить (хотя бы немножко), но это плохо получается. Я стал слушать песни на новогреческом языке. Когда сталкиваюсь с классическими философскими работами, часто приходится иметь дело с древнегреческим языком. Поэтому изучать все это мне кажется интересным и необходимым для всестороннего развития личности. Песни жанров поп, рэп, которые исполняют очаровательные девушки, мне очень нравятся. Забавно, что греческое произношение необычно. Оно похоже на испанское. Я думаю, это следует из того, что в Европе долгое время древнегреческий язык был очень важным по своему статусу. Позднее особое значение приобрела латынь. И только после этого популярность стали приобретать новоевропейские языки.

Следуем далее. «Согласимся, напевы и ритмы также бывают прекрасными. Если от чувственно воспринимаемого восходить к горнему, есть также прекрасные обычаи, поступки и нравы, а также науки, равно как и красота добродетелей». Теперь Плотин пишет о возвышенном. Здесь нельзя не упомянуть о его метафизике. У Плотина было представление о божественной триаде: 1) Единое, 2) Ум, 3) Душа. Есть такое понятие, как «эманация». Каждая последующая ступень триады является более плотной, чем предыдущая; в них прекрасность теряется. О Едином мы ничего не можем сказать, потому что оно в абсолютной степени трансцендентно. Это основа нашего бытия. Мир един. Ум уже является более грубым. Он отдален и отделен от Единого. Но Ум все равно выше материи. И еще ниже стоит Душа (иногда ее называют «Мировой Душой»).

В этом контексте я хочу отметить интересную биографическую особенность Плотина. Он пренебрежительно относился к вещественному. Когда его ученики спрашивали: «Кто твои родители? Откуда ты родом?..» – он старался отмалчиваться, считал, что все эти материальные аспекты жизни неважны. Здесь мы видим развитие в Плотине платоновских идей («тело – темница души»). Несмотря на то, что Плотин был обеспеченным человеком и ближе к старости ему часто отдавали детей на воспитание (он их полностью содержал и не брал плату за свои труды), мудрец все равно был скромным человеком в своей повседневной жизни (например, мало ел, пища его была проста). Меня очень удивляет, как такой богатый, знатный, уважаемый человек мог вести себя так аскетично. Здесь же он пишет про некоторые прекрасные обычаи, поступки, нравы. Мы видим, что Плотин в данном случае уже подходит к этике, говоря про красоту добродетели. (Это смежный вопрос этики и эстетики.) Также он пишет про науки, что они бывают такими, которые могут удовлетворить людей, если последние пожелают ими заниматься.

Давайте еще почитаем. «А есть ли что более высокое, нежели это, – покажет само рассуждение. Итак, чем является то, что и тела заставляет казаться прекрасными, и слух – склоняться к звукам как к прекрасным? И то, что относится к душе, – в каком смысле прекрасно? Так ли обстоит дело, что все прекрасно благодаря одному и тому же прекрасному, или же в теле – одно прекрасное, а другое – в другом?» Здесь Плотин высоко отзывается о человеческом разуме. Он разбивает человеческую сущность на несколько подразделений. Это знаменитый платоновский ход. С одной стороны, Плотин рассуждает о теле как о чем-то обособленном, с другой – о душе (будто это что-то другое).

Здесь вы должны определиться с вашим мировоззрением. Есть, например, материалисты, натуралисты, физикалисты (можно эту группу людей по-разному назвать), которые считают, что в религиозном смысле души нет, а есть только тело. Психику такие специалисты трактуют как материальный субстрат. Люди же религиозные зачастую считают, что есть у человека что-то дополнительное, не только тело. Например, в иудаизме, христианстве, исламе это называется «душой». В рамках христианства есть дихотомисты (с греческого «делители надвое»), которые разделяют структуру человека на душу и тело, и  трихотомисты (с греческого «делители натрое»), которые отдельно выделяют еще дух.

В буддизме дело обстоит совершенно иначе. Буддисты считают, что такого понятия как «душа» нет, потому что бытие в своей основе изменчиво, в нем нет ничего постоянного и бесконечного, а понятие души (в индуистком смысле этого слова) предполагает вечность существования. У буддистов своя онтология. Например, они делят любое живое существо на 5 скандх (с санскрита «куч»): 1) рупа (тело), 2) ведана (перцепции), 3) санджня (распознавание по сходствам), 4) самскара (опыт, воля, склонности), 5) виджняна (различающее познание). Когда существо умирает, эти 5 скандх в соответствии с его кармой (с санксрита «деяние») перекомбинируются, и получается новое существо (животное, бог, демон, человек и т. д.). На других учениях так подробно мы не будем останавливаться. Лучше продолжим разбирать писание Плотина.

«Согласимся, что многое прекрасно не само по себе, то есть не от своей основы, например, тела, а по причастности; тогда как другие сами суть та или иная красота, например, существо добродетели». В этом фрагменте прослеживается учение Платона об идеях. Также можно сказать, что в каком-то смысле Плотин является фаталистом, а не волюнтаристом. То есть, согласно этой цитате, человек в своей жизни зависит от воли Рока, сам же неспособен на нее как-либо серьезно повлиять.

Следующий фрагмент. «В самом деле, одни и те же тела то представляются прекрасными, а то нет, – поскольку быть телами – это одно, а быть прекрасным – другое. В таком случае, что еще присутствует в телах? – Согласимся, что, прежде всего, нужно рассмотреть это». Я здесь чувствую легкое плотиновское пренебрежение к телам, но пока он это еще не высказывает и считает, что все-таки иногда тела могут быть прекрасными, а иногда – ужасными. Думаю, здесь еще он имеет в виду человеческое настроение. В большей степени это характерно для женщин, но и для особо чувствительных мужчин тоже. Скажу лично про себя. Этот день (11-е марта) был солнечным. Так как сегодня солнышко меня радовало своим вниманием, то я наслаждался теплой погодой. Утром было очень холодно (– 15 градусов по Цельсию), днем стало гораздо теплее (– 3 градуса по Цельсию). А вчера у меня было ужасное настроение, особенно вечером. Почему я специально разделил женщин и мужчин? У женщин перепады настроений встречаются чаще, потому что их организмы функционируют по особым циклам, во время которых происходят специальные химические реакции.

Вот такое я вам хочу сегодня предложить рассуждение, касающееся древнеримской эллинистической философии. Домашнее задание в этот раз будет следующим. Ознакомьтесь подробнее с биографией Плотина, поскольку она очень интересная. Почитайте про неоплатонизм, его представителей (учеников Плотина Ямвлиха, Порфирия). Не буду вам говорить читать про Платона, потому что о нем сделаю отдельный эпизод в будущем. (Это важнейшая персона философии!) Мы идем с вами не в хронологической последовательности, поэтому такой хаос идей будет возникать постоянно. Спасибо за внимание! Было приятно поболтать! Желаю успехов вам в познании бытия и замечательного весеннего настроения.

Дата записи эфира: 11.03.2024.
Дата письменного оформления эпизода: 13.03.2024.