Ад это другие?

Рыжая Энн
Возможно, кому-то эти рассуждения покажутся банальными и очевидными, тем не менее, я оставлю это здесь, в первую очередь, как напоминание себе.


  <...>
Многие слышали фразу французского
мыслителя Жан-Поля Сартра о том, что «ад — это другие».
 
Именно из-за неё он прослыл великим мизантропом, схожим своими взглядами с Ницше. Однако сам философ вовсе не вкладывал в эти слова столь депрессивный смысл. Более того, он был не склонен обвинять других в собственных бедах, понимая, что каждый человек — сам творец своего счастья.
 
Знаменитая фраза была произнесена одним из героев одноактной пьесы Сартра “За закрытыми дверями”. Действие, собственно, происходит в аду: трое героев, которые при жизни вели себя, мягко говоря, не слишком хорошо по отношению к ближним своим и друг к другу, ссорятся между собой, препираются, выясняют отношения, при этом отказываясь признавать собственные проступки. И всё это — в комнате, из которой им некуда деться.
 
Обычно, думая о высказывании Сартра, люди полагают, будто философ имел в виду следующее: всякое общение — это мука, любые отношения между людьми изначально испорчены и обречены на провал, а единственное спасение из этого совместного ада — замкнуться в себе. Но если внимательно читать пьесу, напрашивается совсем другой вывод: да, общение — это мука, но лишь тогда, когда отношения изначально запятнаны самими же людьми.
 
«Она совсем не означает, — пояснял Сартр, — что с другими у нас не может быть отношений иного толка, она просто подчёркивает фундаментальную значимость всех остальных для каждого из нас. Во всём, что я рассказываю о себе, что я в себе ощущаю, есть толика суждения окружающих. Следовательно, если мои отношения с другими плохи, то я полностью от них завишу и на самом деле это означает, что я попадаю в ад»
 
И далее писатель добавляет: «В мире довольно много таких людей. Они словно мертвы, потому что не могут выбраться из круга своих забот, привычек и интересов, и, таким образом, часто становятся жертвами чужих суждений».

Автор неизвестен