Про старое рассказ 4

Жека Никитин
                Про старое рассказ 4

                Продолжение

                «Резолюция последнего (московского) съезда Советов выдвигает, как первейшую задачу момента, создание «стройной организации» и повышении дисциплины. В решениях съезда подчёркивалась необходимость централизма, отмечалось, что связи центральных органов партии и её различных территориальных организаций должны строиться по принципу иерархической подчинённости. Было принято решение о создании единых структур партийных и государственных, административных и территориальных органов.  Естественно, централизация потребовала и создания центра. На этом съезде было избрано политбюро – высший руководящий орган партии, задачей которого являлось общее руководство политической работой. Эта группа фактически создалась практикой и лишь её узаконили.
                Для руководства всей организационной работой партии съезд принял решение об учреждении Организационного бюро. Оргбюро распределяет силы. Политбюро ведает политикой. Вскоре выяснилось, что важнейшей оперативной задачей Оргбюро является распределение партийных кадров, подготовка и осуществление назначений и перемещений. Однако, не менее важным была и другая его задача - правильное распределение руководящих кадров государственных, хозяйственных органов.
                Вторым органом в сфере оргработы, являлся Секретариат ЦК. Однако, его влияние было в тот период менее значительным, и он располагал меньшим аппаратом. В 1919 году, Пленум ЦК избрал секретарями двоих. Весной 1920 года, Пленум избрал, уже троих секретарей ЦК, в их деятельность входило исключительно руководством ЦК. Постепенно сложилась такая практика, что вопросы, которыми занимался по должности один из секретарей, перестали относиться к функциям Оргбюро. По этим вопросам решения принимались на основе консультаций трёх секретарей. Таким образом, Секретариат всё больше брал на себя решение важных вопросов руководства.
                Задачей Секретариата постепенно становились разработка пунктов повестки дня заседаний Политбюро, подготовка различных консультационных материалов, а также подготовка решений. Он рассылал решения в низовые организации и решал кадровые вопросы. В течение 1920 года Секретариат существенно укрепил связи центра и низовых организаций.
                Они приобрели каждодневный характер, и этот механизм работал достаточно чётко.  Таким образом, Секретариат, постепенно расширяя зону действия, увеличивая количество взаимосвязей по всей стране, увеличивал и свой кадровый состав. Это происходило не заметно и только в какие -то, моменты приходилось рассматривать фактическое состояние, узаконивали результат. Партия, как авангард пролетариата, проникала во все предприятия народного хозяйства, учебные заведения, научные организации и т.д. и от них, как обратная связь, получала информацию и, естественно, при необходимости, влияла на их путь развития.
                Как мы уже обсуждали, в Секретариате стало три секретаря. В процессе работы их, потребовалась необходимость поставить над ними координатора. В результате появилось решение, создать должность главного, т.е., Генерального секретаря. Ко времени избрания Сталина Генеральным секретарём, секретариат был уже большим и весьма влиятельным органом. После октября 1917 года Ленин говорил, что партия выполнила поставленные задачи завоевания власти, теперь главным является развитие народного хозяйства. Потому он и принял на себя функции Председателя Совета Народного Хозяйства.
                У Ленина не было комментария по поводу его оговорки, что партия, выполнив свою главную задачу: завоевала власть и передала её в руки рабочего класса и должна уйти на второй план.  На первом плане должна стоять организация государственная – в виде главы государства, в чьих руках находится всё народное хозяйство, кто отвечает за государство в мировом обществе, за состоянием жизни народа, за оборону государства, за защиту своего народа.  А создавая должность Генерального секретаря, он видел в нем, именно, координатора, обобщающего политическое состояние в стране, заданного в формулах политической партии коммунистов, то есть, как - контролирующий орган партии, охраняющий нормативы завоёванных прав революцией; поиски совершенства социализма и их разработка; связь с зарубежными политическими партиями. А также Координатор был подотчётен съезду партии.
                У многих на тот момент было мнение, что Сталин, косвенно провозгласил себя наследником Ленина и присовокупил и управление народным хозяйством, распределив по отделам   секретариата ЦК ответственными за народное хозяйство.  А позднее, брежневская конституция, закрепила это, сказав, что КПСС – правящая партия. Только рассматривая текущие партийные документы я всё больше и больше не соглашался с такими мнениями и ниже постараюсь объяснить это.
                Однако, чтобы не отвлекаться от темы продолжим. Создавая систему управления государством, Ленина всегда беспокоило ряд вопросов, связанных с качеством труда.  У него всюду всплывают слова: учёт и контроль. Создаётся комиссариат контроля, вводятся партийные «советники» в советские органы (не гласно), а как «подкрепление», затем поиски вопроса: как контролировать работу правительства – цель одна, чтобы был труд не только честным, но и качественным. В руководящих партийных кругах, немало возникало вопросов, направленных на повышение эффективности управлений. Они возникали потому, что практика работы ставила множество вопросов, ещё «не освоенных», что и заставляло изобретать новые отряды исполнителей, контролёров. Всем казалась очевидной необходимость создания контрольного правительственного органа.  Согласно предложению Сталина, была проведена реорганизация Народного комиссариата государственного контроля. В результате это незаметное учреждение было преобразовано в орган, осуществляющий контроль над всем правительственным аппаратом.
                8 марта 1919 года, на заседании СНК Сталин представил проект декрета о проведении реорганизации. Проект был утверждён всеми инстанциями, ВЦИК назначил его народным комиссаром госконтроля (позже Рабоче-крестьянская инспекция). В сентябре 1920 года на 9-й партконференции было принято решение о введении контроля и в партии, а в марте 1921 года на 10 съезде партии состоялись выборы Центральной контрольной комиссии.  Особой задачей этой комиссии был определён контроль над проведением чистки, то есть устранению из партии чуждых элементов.  В ходе чистки за год численность партии была сокращена до 260 тысяч человек. Эту работу выполнял Секретариат ЦК, то есть, круг полномочий этого органа был дополнен ещё одной важной функцией, расширивший его влияние.
                Вот так постепенно формировался Секретариат после революционного времени. Это формирование оказалось в руках человека, который хорошо видел в этом центре координации решения задач, точку опоры административно- командного управления государством. Просматривая резолюции, решения партии, я ни разу и нигде не встретил какого - то предложения по организации различных структур в строительстве государства или общественных организаций, из опыта зарубежных стран. Всё это делалось не спонтанно, а эмпирически доказывалось временем.
                В конце 1950 года с подачи ЦК ВКП(б) представитель французской компартии в секретариате Коминформа на заседании этого секретариата предложил важные мероприятия по расширению функций Коминформа при координации действия компартий, напоминавшие прежний Коминтерн, с его централизацией деятельности компартий.
                В этот период Сталиным вынашивалась еще одна идея в этом же направлении: учреждение поста генерального секретаря Коминформа. Было предложение на заседании секретариата в декабре 1950 года вынести решение о назначении Генерального секретаря Коминформа. В том же декабре месяце Сталин предложил при личной встрече Тольятти этот пост, от которого тот отказался. Вплоть до смерти Сталина не состоялось ни одного нового совещания Информбюро и даже секретариата Коминформа, которые должны были происходить раз в три четыре месяца. Что же случилось? По догадкам Агабекова – это могло быть решением Запада. Информбюро был сильнейшим раздражителем для Запада и фактическое свертывание его деятельности, которое произошло в 1951-1953 годы, работало на смягчение международной напряженности.
                Свидетельством изменения курса КПСС в международном коммунистическом движении в сторону либерализации явилась разработка новой программы Коммунистической партии Великобритании «Путь Британии к социализму». В ней впервые, кстати, задолго до 20 съезда КПСС выдвигался лозунг мирного парламентского пути к социализму. И сохранение значительного частного сектора в социалистической Великобритании. Такие, в сущности, социал - демократические идеи, ранее отвергавшиеся как предательство коммунизма, не могли быть выдвинуты без одобрения Сталиным. О том, что он относился к этим идеям положительно свидетельствует и опубликование этой программы в 1951 году в журнале «Большевик». Важным свидетельством усилий советского государства по смягчению международной напряженности в этот период явилась предложения по возобновлению торговых связей с капиталистическими странами, резко сократившиеся вследствие действий западных государств, надеявшимся таким образом замедлить укрепление экономики и обороной мощи СССР.
                Долгое время Советский Союз лишь обличал эти усилия и гордо заявлял, что они бесполезны в силу возросшей мощи СССР и его союзников. Никаких заметных усилий по их возобновлению он не предпринимал. И только в начале 1952 года произошел в этом отношении заметный сдвиг.
                По инициативе СССР было созвано международное экономическое совещание, в котором приняло участие около 500 делегатов, преимущественно бизнесменов, из 49 стран. Этому совещанию была предложена программа крупных закупок товаров, преимущественно потребительского назначения, не входящие в запрещенные для экспорта списки, из развитых и развивающихся стран, которая должна была заинтересовать нуждающихся в новых рынках бизнесменов. Понятно, что для расширения торговых связей нужна была подходящая политическая атмосфера и в то же время она создавала эту атмосферу.
                Но настоящим прорывом во внешней политике явилось предложение СССР по германскому урегулированию, пожалуй, острейшей международной проблеме этого времени и в последующем. СССР, еще недавно приложивший огромные усилия по формированию ГДР, выразил готовность осуществить объединение Германии на основе всеобщих выборов, при которых поражение коммунистов было очевидно, в обмен на нейтралитет Германии. Целью этого предложения было недопущение вооружение Германии в рамках НАТО, но цена была предложена поистине гигантская - уступка одного из крупнейших и ценнейших союзников. Западные страны и ФРГ отвергли это предложение, но это не могло отменить важность предложенной уступки, приписываемой впоследствии Берии в 1953 году. В связи с тем, что в западной и российской литературе подвергаются сомнению искренность этих предложений Сталина уместно привести высказывания одного из наиболее осведомленных в этом вопросе людей видного советского дипломата В.С.Семенова, бывшего в начале 50 годов политическим советником главнокомандующего советскими войсками в Германии, приведенных в его не предназначенного для публикации дневнике, изданном только в 2004 году. Вспоминая об этом периоде уже в 1964 году В.С.Семенов приводит высказывание А.И.Микояна о позиции Сталина: «Он не верил, что мы там останемся. Он верил и не верил. У него были две установки. Даже если бы мы не удержались в Германии, это было бы величайшей победой для России. Понимаете! Но не для коммунистов». И далее он пишет о Сталине, что он «хотел использовать Германию как предмет борьбы, но не был уверен, что сможет удержать эту позицию. Берия вел ту же линию, но только хотел форсировать ее летом 1953 года».
                Наконец, были внесены серьезные изменения в информационное освещение положения в западных странах. В конце 40 - х и начале 50 - х годов оно носило в СССР поистине злобный и бесцеремонный характер, не было такого оскорбления по отношении к лидерам и политической системе этих стран, которая была бы излишней или чрезмерной. И эта пропагандистская работа хорошо вписывалась в общую враждебную атмосферу взаимоотношений этих стран, создавало у советского населения ненависть к этим странам, совсем не лишнюю на случай военного конфликта.
                И вдруг летом 1952 года советские журналисты за рубежом получили строгое указание смягчить освещение внутреннего положения в этих странах, не допускать оскорблений в адрес их лидеров, прекратить участие в антиправительственных демонстрациях в этих странах. Начали расширяться международные культурные и спортивные контакты с капиталистическими странами, которые после войны сдерживались из опасения вредного воздействия западного образа жизни на советских граждан.
                Крупным событием в этой области явилось участие СССР впервые в Олимпийских играх, которые до того СССР игнорировал из-за опасения вредного воздействия на спортсменов. Свидетельством изменения подхода советского руководства к международным делам явился Конгресс народов мира в Вене, состоявшийся в декабре 1952 года. Вот как пишет об этом Конгрессе один из руководителей движения за мир Илья Эренбург: «Жюлио Кюри и другие руководители движения хотели, чтобы Конгресс народов мира был шире и представительнее конгрессов сторонников мира. В письме итальянскому либералу Нитти, Жюлио дал гарантии, что участники конгресса смогут свободно изложить свою точку зрения. В отличие от Парижского и Варшавского конгрессов, ораторов, критиковавших Советский Союз, выслушивали спокойно, многие даже аплодировали, в некоторых из таких речей говорилось о чрезмерно воинственном тоне Вышинского, об отказе от поисков компромиссов, о подтексте пражского процесса.
                Впервые много говорилось о мирном сосуществовании, о культурных связях .. в тексте обращения к народам не было резких обвинений .. напоминал многие резолюции, принятые ООН единогласно  семь или восемь лет спустя».
                И наконец, венцом и теоретическим обоснованием этого нового курса во внешней политике явились ответы Сталина на вопросы группы главных редакторов ведущих американских изданий, с которыми, он давно не общался. В нем Сталин заявил: «мирное сосуществование капитализма и коммунизма вполне возможно при наличии обоюдного желания сотрудничать, при готовности исполнять взятые на себя обязательства, при соблюдении принципов равенства и невмешательства во внутренние дела других государств». Термин мирное сосуществование в советской политической лексике не применялся до этого времен, он сросся в сознании советских людей с инициативами первого после сталинского 20 съезда, в обстановке начавшейся разрядки международной напряженности. Оказывается, его ввел, впервые с 1920 годов, вновь не кто иной как Сталин, которого почти единодушно считают сторонником самого жесткого внешнеполитического курса. Для такого курса нужна другая политическая терминология и, конечно, действия этих двух последних сталинских лет.
                Предполагаемое изменение роли аппарата коммунистической партии в советской политической системе. Наиболее важным элементов начавшегося процесса изменения (или перестройки) советской системы явилось частично осуществленное, частично и в большей степени намечавшееся Сталиным изменение роли аппарата коммунистической партии в советской политической системе. Этот аспект политических изменений получил в российской постсоветской литературе наименьшее внимание. Пионером в привлечении внимания к этому аспекту политических изменений по справедливости должен быть назван Юрий Мухин. В своей книге «Убийство Сталина и Берии» он подробно изложил свою версию причин убийства, по его мнению, Берии и Сталина.
                Они, по мнению Юрия Мухина, хотели отстранить партийную номенклатуру от власти, и она в ответ их убила. Рассматривая источники, близкие к правительственным, видно, что Сталин в последний год жизни вынашивал планы радикального сужения влияния партийной номенклатуры на политическую жизнь СССР. Это видно уже перед войной и в годы войны и в послевоенный период, когда роль партийного аппарата в управлении страной изменилась по сравнению с предшествующим периодом.
                Многочисленные факты указывают на то, что эта роль существенно сократилась, в частности в области управления экономикой ввиду выявившейся неэффективности дублирования деятельности государственного аппарата и непосредственного доминирования уже в мирное время партийного аппарата. Он уже задумывается о разделении управления и передачи власти государственным органам, а партии передать контролирующие функции, но не успевает это осуществить в виду своей смерти.
                Хотя Хрущёв после его смерти, обвинявший его в сосредоточении власти в единых руках – в сущности возобновил то единоначалье, от которого Сталин стал отходить понимая его вредность.

 
Продолжение следует