Исторические этапы психологии как науки

Ава Ли
Исторические этапы психологии как науки.

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Часть 12.
Бла;го – одно из имён Бога, связанное с таким Его сущностным свойством, как благость.

Великие философы - такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие - обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.
Психология развивалась в 2-х направлениях:
1.ФИЛОСОФСКОЕ. Философов всегда интересовали проблемы человека. В своих научных трудах они ставят и обсуждают такие вопросы, как природа человека, его отличие от животных, возможность познания человеком себя и окружающего мира, сущность человеческого сознания и мышления, проблемы счастья, одиночества и многие другие. Эти проблемы они решают на обобщенном, логико-умозрительном философском уровне. В процессе зарождения психологии в недрах античной философии первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая наличие души как причину жизни, дыхания, познания и т.п. В наше время используется понятие «психика» вместо понятия «душа». Психика – высшее свойство мозга, которое заключается в способности отражать внешний мир.

Зарождение психологии шло в недрах античной философии, которая представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII века до н.э. вплоть до VI века н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно, а черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.

Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие.

2.НАУЧНОЕ (развивается самостоятельно всего 150 лет). Предмет психологии касался души, сознания, поведения. Психо - «Душа», Логия - «Наука». Первые психологические знания в рамках науки о душе – первые идеи основаны на преклонении перед Богом. В античной психологии четко определены 2 линии: а) Идеалистическая линия – Платон создал учение об идеях – душа это нечто идеальное, душа регулирует наше отношение с окружающем миром; тело и душа взаимосвязаны. б).Матеарилистическая линия – Демокрит создал основы атомоместического направления – человек создан из атомов, следовательно душа из атомов; человек смертен и – душа смертна.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Время безоговорочного подчинения церкви и с другой стороны бурное развитие искусства. Психология в это время приобретает характер мистики.

История Средних веков охватывает длительный период: с 5 по 16 в. и первую половину 17 в. Церковь берет на себя оценку истины. Перестает существовать природоведение, ибо все естественное предается анафеме. Появляются профессора мистики и каббалистики, процветают алхимия, астрология. Важнейшим институтом религии была церковь. Средневековье вошло в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви, удушения мысли, мрачного аскетизма. В области культуры господство церкви выразилось в том, что наиболее распространенным жанром литературы были жития святых, типичным образцом архитектуры — собор, в живописи преобладала икона, в скульптуре — персонажи Священного Писания. Но и в индивидуальном сознании религиозная истина выступала для каждого человека регуляторным принципом его картины мира.

Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Основоположник христианской философии Августин Блаженный (354 — 430), вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа. Августин погружается во внутреннюю жизнь, говорит о ее глубине и богатстве человеческой души.

Основы средневекового общества окончательно сформировались в Европе в IX—X вв. Христианская Католическая религия пронизывала собой и регламентировала все сферы и стороны человеческой жизни. В это же время формировались и ведущие направления средневекового философствования — схоластика и мистика. Оба они были вариантами религиозной философии, поэтому для них непререкаемым был авторитет Священного Писания, а Бог представал исходным ориентиром для всяческих рассуждений и осмыслений.

Различие между схоластикой и мистикой состою в разном отношении к возможностям человеческого разума в вопросах Богопознания. Схоластика считала, что, хотя с помощью разума Бога познать невозможно, человек должен в полной мере использовать возможности разума, поскольку он способен привести к грани, с которой открывается сфера созерцания сияния Божьей славы. Последнее достигается только верой, но к названной границе приводит ум. Поскольку самым надежным и самым эффективным средством разума есть логика, то первым признаком схоластики является использование логики в Богопознании. Мистики же настаивали на том, что рассуждения только вредят христианскому благочестию, поэтому в поисках путей приближения к Богу следует полагаться на чувства, веру, любовь и самоотречение. Следовательно, в основе деления лежит различное толкование соотношения веры и разума в деле Богопознания.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – возрождается наука (возвращает нас к тому, чтобы научным путем доказать истину). В 1590 году немецкие схоласты (Гоклениус и Коссман) ввели термин – ПСИХОЛОГИЯ. С 16 века возникают теории, что предметом психологии является не только душа, но и сознание. Идея Декарта - психика человека не только душа, но и сознание. Что существует два первоначала, две разные субстанции: для души и для тела. Этот подход получил название – дуализм. Поскольку процессы, которые происходят в душе и теле, рассматривались как параллельные и независимые друг от друга, в психологии появилось понятие психофизического параллелизма. Декарт ввел понятие – «рефлекс», «сомнение», «мысль».

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к середине XIX в. он был пересмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И.М.Сеченов, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не привело ее к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х годов XIX в. ведущим остается самонаблюде;ние — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

В середине 19 века (30-е годы) превращение психологии в науку. Основатель – немецкий ученый Вуд. Его труд – «Очерк по теории восприятия». Он считал, что психология должна быть экспериментальной наукой и создал первую лабораторию и главным предметом изучения считал сознание. А затем стал считать, что психология должна изучать человеческий ДУХ. Ученые не пришли к единому мнению что должна изучать психология и возник кризис. Основу для кризиса заложил Вуд, т.к. то экспериментальная психология, то психология духа. ДУМАЮ, К ТАКОМУ ВЫВОДУ ОН ПРИШЕЛ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, проводившихся в лаборатории. И уже это дает основание утверждать, что развитие психологии пошло по ЛОЖНОМУ ПУТИ!!!

Новые открытия в познании психики человека не позволяют объяснить факты душевного состояния с точки зрения модели психологии В.Вундта. Это метод мировой психологической мысли, объясняющий динамику психических процессов изучением умственной деятельности и познания. Этот метод не может быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в.

Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса.

Таким образом, с середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию? Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.

31.01.2024 г. Евангелия Роуз