Мнемонический язык для записи нот

Дмитрий Маштаков
   Способ, которым записываются нотные строки в программе «Пианола», оказался удачным, он практически опробован в ходе создания звуковых записей многих музыкальных произведений разной сложности, и поэтому заслуживает того, чтобы поговорить о нём отдельно.

   В поисковике по названию статьи находим:
/ABC (язык разметки) — Википедия
Ноты обозначаются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, B (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Также в тексте программы существуют специальные управляющие последовательности для кодирования специальных символов (надстрочные знаки, тексты песен, акценты и т. д.), а также информационные поля, определяющие размер, темп, тональность, заголовок композиции и т. д. Преимущественно язык ABC используется для записи и хранения в компьютерных сетях фолк-музыки, т.н. тюнов./

   Существуют и другие системы с мнемонической формой записи нот. Они используются, например, в онлайн программах с имитацией игры на пианино. Язык, используемый в каждой из таких программ, заточен под свои собственные задачи. Например, некоторые программы не поддерживают аккорды, а в других аккорды имеют специальные обозначения.

   Программа «Пианола» является одноголосой и аккорды не поддерживает. Дело в том, что аккорды создаются в другой программе – «Трио», которая работает по партитурам, созданным «Пианолой», а специальные пометки, вносимые в партитуру вручную, помогают воспроизводить музыкальные аккорды.
   «Пианола» же работает с опорными звуками этих аккордов, как с одноголосием. Такая тактика разделения функций очень удобна – в программе «Пианола» музыка выверяется по счёту и по слуху, а в программе «Трио» одноголосия, созданные «Пианолой», объединяются и обрастают аккордами и прочими специфическими нюансами исполнения. В результате музыкальная запись становится выразительной и приближенной к реальному художественному исполнению.

   Вот пример записи строки, с которой работает «Пианола»:
{*0410|(2) <F#F#6>> >BG3>>F#<<EDC#D<C#7>\B<<A/ AA6>>F#C\B/ED#AG}
   
   Строка заключена в фигурные скобки и разделена вертикальной чертой на две части.  Посмотрим на знаки между левой фигурной скобкой и вертикальной чертой. Это опции строки.
* - признак того, что в эту строку что-то было записано
0 - дополнительное замедление темпа, не учитываемое при счёте, отсутствует
4 - 4-я октава ( первая, по общепринятому названию)
1 - строка начинается половинными нотами
0 - легато

   Левая часть строки в «Пианоле» невидима, но опции, устанавливаемые там, отражаются в окне программы на специальных кнопках – «тонкая регулировка темпа», «начальная длительность нот», «номер октавы» и «характер исполнения».
   Правую часть строки до фигурной скобки программа «Пианола» показывает, и эту часть можно наполнять обозначениями нот и другими символами, указывающими на длительность нот, на паузы и проч. Обо всех этих символах  обозначениях мы сейчас и поговорим.

     ОБОЗНАЧЕНИЯ НОТ И ИХ ЧАСТОТЫ

   Предположим, что мы работаем в первой октаве (в программе она имеет номер 4). Ноты в ней, как и в приведённом выше примере, обозначаются заглавными буквами CDEFGAB. Для нот второй октавы приняты обозначения cdefgab. За обозначениями нот, вплотную к ним может следовать знак диеза - #, или знак бемоля, бемоль обозначается знаком минус.

   Если на кнопке «номер октавы» выставлена не цифра 4, а другая, тогда ноты с заглавные буквами CDEFGAB будут играться в той октаве, которая выставлена, а со строчными – на октаву выше.
   По ходу проигрывания строки звук можно опускать на октаву вниз или поднимать на октаву вверх, используя значки \ и /. Действие этих значков накапливается, то есть два значка \\ опустят следующие за ними звуки на две октавы вниз.

   Те же значки с примыкающей цифрой за ними, опустят или поднимут звуки на указанное число полутонов. Те же значки с нулём за ними ликвидируют цифровое изменение тона. Действие значков \/ с цифрами не накапливается – действует последний значок с цифрой.

   Буквы i и j поднимают и опускают частоту нот на четверть тона, а те же буквы с примыкающей к ним цифрой делают это плавно и почти во вдвое более широком диапазоне. Действие этих значков накапливается, но оно, как и все прочие подобные регулировки, не распространяется на последующие строки.
 
     НАСТРОЙКА ЧАСТОТ В ПРОГРАММЕ «ПИАНОЛА»

   В программе «Пианола» имеется пять типов настройки, переключаемых кнопкой. Основная (нулевая) – равномерно темперированная на 12 полутонов на октаву. Вторая и третья это настройки по квинтам и квартам вниз. Четвёртая и пятая почти не отличаются друг от друга, это настройки по терциям вниз и вверх на 19 полутонов. Нот для таких настроек нет. Но их можно попробовать. Подробности, касающиеся различных настроек, обсуждаются тут - http://proza.ru/2015/04/02/1578

   При проигрывании настройки можно различить на слух, и при создании партитур, частоты для различных настроек тоже различаются между собой. Переключать тип настройки можно не только кликами по кнопке, но и значками в строке – указанием номера настройки после восклицательного знака, например так - !4. Восклицательный знак без номера устанавливает равномерно-темперированную настройку на 12 полутонов.

     ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ НОТ

   Вслед за обозначением ноты, тоже вплотную к ней или к знаку диеза/бемоля, может следовать цифра. Цифры 5-9 удлиняют звучание ноты. Цифра 7 соответствует общепринятому нотному удлинению с одной точкой, 8 – с двумя, а 9 – с тремя.
   Цифры 4-1 соответствуют укорочению длительности звука (от 0.875 до 0.571).
   Значок ^ идущий вплотную за нотой, увеличивает её длительность вдвое, а значок ~ в четыре раза. Знаки ‘ и ` сокращают длительность звучания в два и в четыре раза.

   Те же знаки, стоящие не вплотную за нотой, задают паузы. Длительность паузы-крыши ^ равна длительности ноты. Длительность паузы-тильды ~ в четыре раза больше. Паузы ‘ и ` составляют половину и четверть звука ноты.
 
   Длительность звучания нот и пауз в начале строки задаётся кнопкой «начальная длительность нот», значок 1 /4 на этой кнопке показывает, что ноты будут четвертные, 1 /2 задаёт половинные ноты. В точном соответствии с этим имеют свою длительность и паузы.

   Длительность звучания четвертной ноты принята за единицу, но эту длительность можно изменить. Число в круглых скобках (2) в приведённом выше примере увеличивает вдвое длительность звучания четвертных нот. Так происходит только в том случае, если число в скобках больше .1 и не более чем 4. Если же в скобках стоит отрицательное число U, меньшее -8, тогда длительность четвертых нот устанавливается как 1/|U|. Запись (-3) вводит триоли – три четвертные ноты имеют длительность обычных двух. Пустая скобка () ликвидирует установленные длительности. 
   
   Во время проигрыша строки или её фрагмента (от начала строки до курсора) ведётся подсчёт суммарной длительности нот и пауз, выражаемой в длительности четвертных нот. После окончания проигрыша полученный результат показывается. Это помогает проверить правильность записи на соответствие оригинальным нотам и выверить нотную запись по счёту. Например, если в нотах указан счёт 4/4 и в строке находится целое число тактов, то подсчитанная длительность звучания строки должна быть кратной четырём.

   Знаки < и > увеличивают и уменьшают вдвое длительность последующих нот и пауз. Действие этих знаков накапливается, однако, при достижении очень большой или очень малой длительности они перестают работать. Тогда можно воспользоваться формой числа в скобках (см.ниже).
   Знаки < и > с цифрой (0-9) после них придают дополнительное замедление или ускорение исполнению последующих нот (менее чем в 2 раза). Эти указания не накапливаются, новое указание отменяет предыдущее.
   Общий темп исполнения в строке можно также регулировать кнопкой «тонкая регулировка темпа».

   Особым образом задаётся длительность звучания нот внутри трелей и мелизмов. Суммарная длительность нот, образующих трель или мелизм в точности равна длительности той опорной ноты, на которую они назначаются. Разница состоит в том, что ноты трели за это время повторяются некоторое количество раз, а ноты мелизма приноравливаются к длительности опорной ноты и звучат однократно. О трелях и мелизмах программы «Пианола» подробно рассказывается тут - http://proza.ru/2024/03/03/1037
 
     СОЗДАНИЕ ПАРТИТУР
   
   Конечной задачей программы «Пианола» является создание партитур. Партитуры представляют собой текстовые файлы с названиями TFP – партия правой руки, TFL – партия левой руки и TFA – партия альта. Что представляет собой партитура, вы можете увидеть, если кликните по кнопке «make» на панели программы. В партитуре нет обозначений нот, вместо них указываются частоты нот, длительности их звучания, длительности посленотных пауз, а также имеются строки, указывающие на обычные паузы. Все длительности в партитуре рассчитаны на скорость раздачи 32000 семпла в секунду, именно такие записи создаёт программа «Трио».
 
   В окне слева от кнопки «make» можно дать партитуре название. Запись VEL с числом от 1000 и до 89000 вместо названия изменит длительности нот и пауз в партитуре применительно к другой скорости раздачи. Это не значит, что программа «Трио» будет работать по другому, но общая длительность звучания при этом изменится. Музыка будет звучать быстрее или медленнее. Таким способом, не переделывая нотной записи, мы можем создать партитуру, рассчитанную на другой темп исполнения. 

   Партитуры озвучиваются программой «Трио», но перед тем, как их озвучить, в них вносятся пометки, указывающие на инструмент озвучивающий партитуру, на аккорды, на громкость и на прочие штрихи исполнения, создающие в конечном итоге то красивое и выразительное звучание, к которому мы стремимся.

   Все подробности, связанные с работой в программе «Пианола» имеются в её разделе Help. С программой удобно экспериментировать, то есть, записав несколько нот в разном виде, легко проверять, как они звучат.
   Исключительно для удобства прослушивания предусмотрено ослабление звука кликами правой кн.мыши по клавише «play». Громкость звука последовательности нот можно также ослаблять, записывая в нотную строку латинское заглавное H с цифрой после этой буквы.

   Скачать программу «Пианола» можно тут - https://disk.yandex.ru/d/eaikSHHvURQoAg

__________
12.03.2024