Хлеб наш насущный даждь нам днесь

Марина Северчанская
Рис.: Молитва «Отче Наш»,
данная в Заповедь самим Иисусом Христом
в Нагорной проповеди (Мф. 6:9, Лк. 11:2)



В Библии хлеб разный, кроме хлеба, как пищи для тела, это:

 
хлеб, который был у Адама на все время, символизирует приобретенные в Эдеме достижения, пока Адам не возвратится назад в свою землю (Быт 3:19);
 
хлеб Первосвященника Мелхиседека, благословившего Авраама от Бога (Быт 14:18)— священный труд, который традиционно передается от первосвященника к избранному первосвященником;
 
хлеб как материнское благословение Ревекки и как отцовское благословение Исаака от Бога сыну своему Иакову (Быт. 27: 17,28) — символ передачи взрощенных и воспитанных качеств по роду, которые наследуются из семьи, передаются «из рук в руки», т.е., лично и добровольно;
 
хлеб в Вефиле по обету Иакова и жертвоприношению для реализации своего предназначения, полученный родовым племенем от Бога (Быт. 28: 20,22) — символ того, что служение Богу начинается добровольно, с жертвенностью, с ответственностью за род, за народ, за будущее будущих поколений;

хлеб как отдельная отрасль экономики, обеспечивающая нужды народа и приносящая прибыль израильскому колену Иосифа в Египте (Быт. 42:6) — символ того, что торговля должна быть бескорыстной, исходя из необходимости и получения прибылей;

хлеб тучный как характеристика богатства и успешности Ассира (Быт 49: 20) — символ того, что хороший достаток не должен быть самоцелью, потому что дается для решения каких-то задач;

хлеб квасный как любое приобретение впрок, при мирной жертве благодарной — символе мирного труда, оцениваемого с благодарностью о возможности вложения усилий и ресурсов, инвестируемых для будущего благополучия;
 
хлеб с елеем — символ благословенного обретения, достижения, возможности, везения, преимущества, которые кормят;

хлеб Богу — труд священников, их священническое служение — это жертва Богу, за которую священники получают хлеб Бога, посему приносящий такую жертву сам должен быть свят (Лев. 21: 6, 21-22), хлеб священный (1Цар. 21:4);

хлебом называется особое имущество в праве домовладения в священнической среде (Лев. 22: 11-13) — символ особенного устройства быта, взаимоотношений в доме, формирования особого священнического опыта, передающегося по наследству;

хлеб дорожный как символ негодности и бесполезности вложенных усилий для будущего жизненного Пути (сухой и заплесневелый) (Нав. 9: 5,12);

хлеб нежатый — символ незаконченного дела, прежде времени оконченного жизненного Пути, это нереализованные возможности и ошибочно растраченные ресурсы (Суд. 15:5);

хлеб пресный как обозначение ограничения своих потребностей, отказа от излишеств при очень важном судьбоносном событии, так было в подготовке исхода из Египетского вассалитета по Договору Моисея с Богом (Исх 12: 15);

хлеб и плоды для пищи отрокам — то, что старшее поколение оставляет потомкам, будущим поколениям (2Цар. 16:2);

хлеб опаленный — это расточительство, потеря имущества, обесцененный труд, нет поддержания традиций и исполнения заповедей отцов, когда все прахом пошло (4Цар. 19:26);

Хлеб ангельский — не для человеческого употребления, а предназначен для сложного и неизвестного испытания чревоугодием, прихотями и желаниями (Пс. 77:25);

хлеб печали для тех, кто живет в унынии, зависти, в мести, в гневе, в обиде (Пс. 126:2);

хлеб беззакония у тех, у кого бесполезная, ничего не значащая жизнь, лишенная смысла и радости, никому нет дела до такого человека (Притч. 4:17);

Есть также «хлеб утаенный» (Притч 9: 17,18) и «хлеб, приобретенный неправдою» (Притч 20:17) — такой хлеб едят мертвые души, люди пропащие для Бога и общества.


Молитва «Отче наш», заповеданная Иисусом, исходит от хлеба с Неба:

хлеб с Неба, который орошает (одождяет) Бог:
«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю (мы просим: ДАЖДЬ) вам (НАМ) хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно (ДНЕСЬ, каждый день отличается от других дней — только Бог знает и решает Сам, что на сегодня для нас насущнее всего, чтобы поступать по Закону), сколько нужно на день (НАСУЩНЫЙ), чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет...» (Исх 16:4) — когда без малейшей червоточины и сомнения доверяем Богу, то и поступать будем по закону Его, поэтому в молитве просится помощь в вере и собственное слово как обет через жертву прощения и оставления грехов: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

И завершаем молитву личным духовным подвигом и стягом этого подвига: «Яко Твое есть Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Царь Соломон учит, что для человека всегда есть самое важное в жизни, что важнее всего другого: «суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не дай мне, питай меня насущным хлебом» (Притч. 30: 8). Ведь завтрашний день не наступит без сегодняшнего дня, и от сегодняшнего исхода дня зависит будущее. Поэтому Иисус поясняет смысл важности момента, что «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

У каждого человека хлеб свой, который он собирает во время жатвы в пищу свою (Притч. 6:8). И молитва «Отче Наш» как компас на правильный Путь, в котором «даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих».

Кто просит у Бога только еду, то сыт будет, «ибо всякий просящий получает» (Мф.7:7), но с пустой душой и окруженный ложными ориентирами, потому что сам ничего не видит и не понимает, куда идет и с кем идет, и что ждет его впереди, пока не споткнется.

«Хлеб преломления» — сама Суть Спасителя и плоды труда, и «хлеб Жизни» — это остающаяся по приятию от Хлеба преломления природа от божественного духа, напитывающаяся от самого Бога через Сына и Святого Духа — это спасение и вечная жизнь души*, приятая от Христа и напитающая всякого, в него верующего, что является из символа «умножения хлебов» — умножением спасенных душ — сути Христианства.

* не у всех людей душа остается живой при жизни тела, и не все души после выхода из тела живут вечно. 

Поэтому и русская поговорка «Хлеб — всему голова» сначала — для ума, после уже — о пище для тела.


@