Девчонка из девяностых. Глава 9

Анна Смоленкова
Глава 9
Семейно-школьная

Юлька выпрыгнула из автобуса и потопала задубевшими ногами, чтобы согреться. И почему Икарусы такие холодные? На дворе стояла поздняя осень. Городок встретил Юльку голыми деревьями, страшно качающимися в темноте, замерзшими лужами и такой непривычной после Москвы тишиной. Фонари на Централке не горели, и Юлька в полной мере ощущала себя сбежавшим зеком, пробирающимся, как мышь, в тайное убежище.
Был вечер вторника, и только вчера мама в 5 утра собирала огромные тяжелые сумки с едой, а в 6 папа посадил ее в автобус. Решение сбежать из института было импульсивным и стремительным. Юлька приняла его сегодня после лекций, сидя в столовой с одногруппниками, которые дружно тяжко вздыхали, скучая по дому. Только их дома были далеко, а Юлькин – в двух часах от метро Юго-Западная. В тот момент в ее голове пролетела молния, она воровато посмотрела на часы и со скоростью компьютера, который она ненавидела после сегодняшней лабы, высчитала, что успевает на последний автобус.
- Ты куда? – воскликнули парни, когда Юлька резко вскочила из-за стола.
- Домой, - ответила Юлька с решимостью человека, идущего на амбразуру.
Что скажет родителям – она не думала. Ехала себе радостно в автобусе, как будто так и надо. И только когда она ступила на родную остановку, до нее стал доходить смысл сделанного, но дороги назад не было. Топая к дому, она судорожно придумывала оправдания, но ни одно из них не выдерживало никакой критики.
«Мама, я ничего НЕ ПОНИМАЮ в этих предметах!» Нет, так не позволяла сказать ее самооценка отличницы, хоть и изрядно пошатнувшаяся.
«Мама, мне НЕ НРАВЯТСЯ все эти предметы». Ну, мало ли что может не нравиться! Кто сказал, что высшее образование дается легко?
«Мама, я бросаю институт!». А вот это вообще самый неподходящий вариант. И вот почему.
Юлькины родители представляли собой классику жанра – военный и учительница. Более того, они являлись тем советским поколением людей, которое не знало слов «не могу» и «не хочу» и всегда доводило начатое до конца. На первом месте было Дело, потом семья и всякие там личные желания (а у советских людей вообще оставалось на них время?). Более того, мама работала в милиции в отделе по делам несовершеннолетних. Представляете, какая это ответственность для несовершеннолетних, проживающих в ее квартире? То бишь для Юльки с сестрой. Маму знал весь городок, можно сказать, она была лицом военной части, представителем совести и чести в законе. Ее дети должны быть образцовыми! Юлька старалась. Например, школу невозможно было пропустить ни по какой причине. Что бы у тебя ни болело, если нет температуры и ты можешь хотя бы сидеть, то должен присутствовать на занятиях. И точка.
Все школьные годы Юлька мечтала заболеть. Других способов пропустить школу не было, но, как назло, с иммунитетом у нее было все в порядке. «Это потому, что ты родилась в тайге!» – гордо говорила мама. Однако пару раз Юлька все-таки отхватила заслуженный отпуск.  И даже бьющие от высокой температуры молотки в голове не омрачали ее радости от пропущенных уроков и ощущения свободы…
Сегодня не было ни температуры, ни болей в животе и голове – абсолютно никакого оправдания. На ногах она стояла хорошо, в глазах был здоровый блеск. А врать Юлька не умела.
Уже подходя к подъезду, она неожиданно вспомнила, как однажды собиралась бросить музыкалку. По наивности она думала, что мама не следит за ней и предоставляет свободу выбора. Одно пропущенное занятие по сольфеджио (это худший предмет, бывшие ученики музыкалки меня поймут!) осталось незамеченным, однако второе «преступление» - урок по специальности -  мама с сестрой пресекли в самом зародыше. Когда настало время Х, они забеспокоились, почему Юлька никуда не одевается. В этот момент впервые в жизни (а Юльке исполнилось уже 10 лет) в нее вселился демон молчания, который подсказал ей не отвечать ни на какие вопросы, потому что если вступить в переговоры, то «враги» могут победить. Более того, тот же демон, оценив Юлькин небольшой вес, предложил лечь на пол. Если бы дома был папа, такой фокус не прокатил бы – он бы просто вынес Юльку на руках и передал в объятия Эвтерпы (давайте, лезьте в интернет). Сидящего или лежащего на диване ребенка можно хоть как-то доволочь до двери, а лежачий малолетний «преступник» считает себя в относительной безопасности.
Это был первый протест в жизни очень послушной и уже вполне взрослой (!) девочки. Никто и предположить не мог, что такое возможно! Ситуация была поистине революционной, поэтому мама от неожиданности просто онемела. Тогда дело в свои руки взяла старшая сестренка, которая с ловкостью умелого психолога привела ревущую на полу Юльку, раскинувшуюся в форме морской звезды, в более-менее годное состояние, одела и довела за ручку до дверей ада – в музыкальную школу. До конца урока оставалось 10 минут.
- А что я скажу учительнице? – прохрипела Юлька опухшими от слез горлом и носом.
- А ты ничего не говори, - вдруг сказала сестра, - стой и все. Сестра знала, о чем говорит: она протрубила в этих стенах 7 лет.
«И, значит, давно знала про демона молчания!» - вдруг поняла сегодняшняя Юлька, стоя у дверей своей квартиры с бешено стучащим от воспоминаний сердцем.
***
Когда Юлька, замирая от страха, зашла домой, мама с папой стояли в коридоре с испуганными лицами. Неожиданный звук ковыряющегося в замке ключа поздно вечером заставил их подлететь ко входной двери и придумать по дороге тысячи страшных мыслей. Мама со скоростью звука проводила итерацию всех возможных мировых катастроф, которые могли бы привести ее дочь на порог дома в такое время.
- Ты чего? – вместо приветствия пролепетала мама.
«Таааак. Значит, никто тут не рад собственному ребенку», - подумала Юлька и постаралась сказать как можно более бодрым голосом:
- Я приехала!
- Это что такое? – наконец, пришел в себя папа. – А ну-ка назад!
- Куда назад? – беспомощно заметались Юлькины глаза.
- Назад иди. На остановку!
- Па, я на последнем приехала!
- Ну и что! Иди и жди утреннего автобуса.
- Не пойду! Я замерзла! – в Юльку постепенно начал вползать забытый демон. Она упорно стояла в коридоре. Сняв перчатки, она стала дышать на замерзшие руки, чтобы согреть их. Папа посмотрел с жалостью.
- Завтра уедешь на первом автобусе! – заключил он и ушел на диван смотреть телик.
- Юля, что случилось? – осторожно спросила мама.
Юлька начала раздуваться от подступивших слез и скупо ответила:
- Ничего. Просто соскучилась.
- Ты же только вчера уехала! Когда ты успела соскучиться?
На этом лимит Юлькиных объяснений был исчерпан. Она чувствовала себя воздушным шариком, надутым до предела, и любое сказанное вслух слово могло бы выступить для него в качестве иглы. Плакать при всех в случае взрыва ей не хотелось, и тогда она схватила в охапку любимую кошку и использовала старый прием: легла на свой диван и решила молчать до упора.
Родители не стали накалять обстановку еще сильнее и оставили Юльку в покое. Типа: ну и пусть пролежится, все равно мы правы.
***
Розовая лампа, пианино, гитара, магнитофон, куклы, фотографии… Юлька лежала, рассматривая свои любимые вещи, уткнувшись в теплый кошачий бочок, а в душе клокотал океан. Волны гнева накатывали и разбивались о тишину.
«Как сказать о том, что я хочу бросить институт, ну как?!»
Перед сном, успокоенная кошачьим мурчанием и уставшая от молчания, она подкралась к маме и попыталась договориться. Юлька боялась папу, но все равно собиралась поступить по-своему, поэтому маму она решила взять в союзники.

- Ма, можно я завтра не поеду в Москву?
- Как не поедешь?!
- Ну, можно я хотя бы один денек дома посижу?
- Ты на выходных два дня сидела. Что сейчас-то случилось?
- Не хочу учиться… - Юлька попыталась приблизиться к опасной теме, но тут же получила отпор:
- Чтоб я этого больше не слышала.
- Давай, хоть не на первом автобусе. А? – Юлька постепенно сдавала свои позиции.
-  В общежитие, что ли, не хочешь? - Мама замолчала: если девочка-отличница выкидывает такие номера, то это неспроста. Может быть, надо дать ей передышку? - Хорошо, побудешь один день дома, но чтобы это было в последний раз.
- Лааадно. Ты с папой договоришься?
- Договорюсь.

- Тоська, ты помнишь, как нам с тобой раньше было хорошо? – вздохнула Юлька, укладываясь спать и запихивая кошку под одеяло, как в детстве.
- Помню. Мне и сейчас хорошо, - муркнула кошка.
- Конечно. Для тебя ничего не изменилось. Спишь, когда хочешь, и ничего не учишь, - с завистью сказала Юлька.
Тоська довольно зажмурилась.
- А ты знаешь, какая у меня теперь физика?! Вот я раньше думала, что она сложная. А теперь понимаю, что в школе было легко. Никогда бы не подумала, что физика – такой не точный предмет. У нас не физик, а философ какой-то. Предположим то да предположим сё…
- Ты гладь меня, не останавливайся, - Тоська решительно ткнулась головой в Юлькины руки.
- Представляешь, у меня тройбан с минусом за последнюю лабораторную по сварке.
- Да ну, - лениво удивилась кошка.
- Но самое удивительное не это, а то, что я этому рада!!! Потому что пересдача и недопуск к сессии гораздо хуже тройбана.
- Харэ. Закругляйся с нытьем. - Кошка зевнула. – Врубай нашу.
Юлька потянулась к магнитофону, перемотала на любимый медляк, выключила свет и нажала на волшебную кнопку Play, которая работала лучше любого психолога.
***
Утром Юлька проснулась и не поняла, где она. Потом вспомнила вчерашний вечер и посмотрела на часы: 9 утра. Ура!!! Значит, мама договорилась, и папа не стал отправлять ее в Москву на 6-часовом автобусе. Конечно, ведь она весит целых 50 кг, и ее не так просто теперь сдвинуть с места. Порадовавшись, что на лекции сегодня идти не надо, Юлька призадумалась: она не знала, что делать со свободой. А как вообще жить дальше? Может, вообще больше дурацких лекций не будет? Позавтракав, она поиграла на пианино в удовольствие (вопреки старым страстям), побренчала на гитаре, оделась и пошла…. в школу!
Вот, где все ясно и понятно! Хоть на один день забыть дурацкий институт с его фрезами и станками.
В те времена у школы не то что домофона – забора не было! Никаких охранников и пропусков. Можно было приходить, как к себе домой. Юлька вообще не чувствовала необычности ситуации, и ей было все равно, что о ней подумают учителя и ученики. Она даже не придумала, что скажет. Просто ноги принесли и все.
Как жаль, что любимая учительница по русскому уехала, тогда бы вообще не было вопроса, куда идти. Поэтому Юлька для начала направилась к классной. Дождалась перемены и нагрянула в свой бывший класс - кабинет истории. Классная знала, что Юлька поступала в историко-архивный, но провалилась, дежурно поинтересовалась, как учеба и как общага. Во время разговора Юлька не могла избавиться от ощущения, что Елена Николаевна считает ее ущербной, потому что она поступила в вуз не первой величины да еще технического направления. Короче, разговор не склеился, и звонок на урок показался спасительным.
Юлька сникла и бесцельно побрела по коридорам родной школы. В это время мимо пробегала вечно опаздывающая Татьяна Ивановна, учительница английского. Она зацепила глазом Юльку и резко остановилась:
- Какие у нас гости! Здравствуй, Юля.
- Здравствуйте, Татьяна Ивановна, - искренне обрадовалась Юлька. - А я решила в школу зайти – соскучилась!
- Слушай, так это здорово. У меня сейчас 11 класс. Заходи к нам. Устроим внеплановый классный час, - и не дав Юльке опомниться, англичанка потащила Юльку за собой.
***
- Ребята, это Юля Маслякова, она в прошлом году закончила школу, учится в техническом вузе и заглянула сегодня к нам по старой памяти. Я думаю, всем было бы интересно узнать про студенческую жизнь из первых уст.
Татьяна Ивановна усадила Юльку за свой стол, а сама села на последнюю парту и приготовилась внимательно слушать.
По Юлькиной спине пробежал озноб - как-то неприятно неожиданно без подготовки оказаться на сцене. Дрожащими губами она назвала название института и факультета и хотела провалиться под землю, но старшеклассники не собирались валить ее, как на экзамене. Наоборот, посыпались довольно конкретные вопросы. Постепенно Юлька расслабилась и даже попробовала вставить парочку хитрых профессиональных слов, не знакомых школьникам. Взглянув на свою аудиторию, она заметила произведенный эффект и почувствовала себя увереннее. Обалдели даже мальчики. «То-то же!» - удовлетворенно подумала Юлька.
***
Возвращаясь на следующий день в Москву, Юлька думала о том, что родители со своей советской закалкой в очередной раз победили, показав, что обратной дороги не будет, как с музыкалкой. При следующем бунте существовал реальный риск ночевки на остановке.
Но был и положительный момент: ей понравился эффект, произведенный познаниями в технической сфере на мужской пол.
«А может, не все так плохо?»
Случайность ли это или мудрость родителей? Уступив Юльке победу в сражении за один учебный день, они выиграли целую войну за Юлькино высшее образование.
***
На следующий год первого сентября в стенах института она увидела одну из учениц того 11-го класса, у которого была на уроке.
Так ли случайна была та поездка, если она оказала влияние на судьбу другого человека? А на Юлькину судьбу?