О фильме Печальная баллада для трубы

Евгений Чернецов
Шедевр испанского режиссера Алекса де ла Иглесиа "Печальная баллада для трубы" хочется не обсуждать, а просто признаваться ему в любви, потому что он для меня, как прекрасная женщина, к которой меня неудержимо влечет. Режиссер любящий клоунов и Испанию решил совместить цирк и гражданскую войну на своей родине и у зрителей возникает странное ощущение, когда смешно от ужаса. В этой картине переплетены пафос, гротеск, абсурд, смех, злость, насилие, кровь, смерть.

Начало сразу шокирует и захватывает - два клоуна смешат детей в осажденном фашистами Мадриде, который подвергается бомбежке. И тут боевые действия переносятся прямо на арену. В цирк врывается командир республиканцев из дивизии легендарного Энрике Листера с остатками своего отряда. Он выстраивает циркачей в шеренгу приказывает раздать им оружие, в том числе и клоунам. На всех винтовок не хватает, акробату дают мачете, и он на это скептически смотрит. Командир отдает винтовку клоуна акробату, а тому дает мачете. И тут клоун просит немного времени, чтобы переодеться, но командир ему говорит, что он будет клоуном с мачете, который порежет всех ублюдков. И под крик "Вперед, друзья! Убьем фашистов!" начинается кровавый бой. И клоун с мачете, крича и улыбаясь от ужаса рубит головы молодым фашистам, которые от такого зрелища в полной растерянности. Но тут его ранили в ногу, он упал, опомнившиеся солдаты направляют на него винтовки, но полковник, приказывает сохранить ему жизнь. Он уважает отвагу противника и ждет благодарности за проявленное милосердие. Клоун ничего не сказал, только пустил полковнику в лицо струи слез и глумливо улыбается. Полковник зловеще говорит, что дальше клоуну будет не до смеха, намекая на то, что жизнь его будет так болезненна, что он будет мечтать о смерти, как об избавлении.

Диалоги в этом фильме просты, полны черного юмора, от них идет мороз по коже, рот искривляется в улыбке и смерть уже не страшная а смешная. Кто-то, конечно, обвинит создателей этого фильма в глумлении над жертвами войны. Можно ли заставлять зрителей смеяться над смертями совсем не вымышленных героев? Большинство людей, именно смеется, когда республиканцы кричат перед расстрелом: "Да здравствует республика!", а циркач кричит: "Да здравствует цирк!". С одной стороны чувствуешь ненависть к фашистам, жаль республиканцев и этого циркача, но становится смешно. А потом в сердце растет презрение к тем, кто пытается всех запугать своей жестокостью, и уважение к тем, кто смеется над смертью, и хочется проявить в критической ситуации такую же отвагу.

Полковник не хочет расстреливать клоуна, решает отправить его строить крест в долине павших и даже разрешает ему поговорить с маленьким сыном. Клоун говорит ребенку, что не надеется выжить на каторжных работах и его сын не сможет быть клоуном после того, как его мать умерла, когда он был ещё младенцем, а отец умер в неволе. Когда сын немного подрос, клоун говорит ему, что единственный для него способ стать счастливым клоуном - это месть фашистам. И сын пытается устроить его отцу побег, но всё идет не по плану из-за полковника, который убивает клоуна при побеге, но сын клоуна скидывает полковника с коня, тот падает на что-то острое и теряет один глаз. И заключенные не могут сдержать смех, когда видят грозного полковника с одним глазом, который материться из-за того, что мальчишка всё-таки сбежал.

Через много лет сын клоуна решает стать грустным клоуном. Он располнел и тоска в его глазах на фоне полноты действительно кажется многим окружающим комичной. И тут он встречает веселого клоуна, который разговаривает с ним очень жестко, смешон и добр он только на арене с детьми, а в быту брутальный и жестокий. Все в том цирке его боятся, даже владелец цирка, перед ним заискивает, потому что знает, что его предприятие разориться без лучшего клоуна. Между двумя клоунами тут же начинается конфликт, который из быта переходит и на сцену, и представления из-за этого становятся более смешными и острыми. Двух клоунов объединяет то, что, если бы они не были клоунами, то они бы стали убийцами.

Акробатка, любовница веселого клоуна начинает заигрывать с грустным клоуном. С одной стороны ей нравится, когда веселый клоун берет всё в свои руки, занимается с ней жестким сексом, хозяйничает в цирке, с другой стороны ей нравятся романтические свидания с грустным клоуном и задушевные разговоры с ним, пока веселый напился, с кем-то подрался и отсыпается. Как многие женщины, она хочет совмещать двух непохожих мужчин, чтобы они друг друга дополняли. Она не может решиться остаться с кем-то одним из них, хотя и знает, что они убьют друг друга. И грустный клоун не смотря на свою нерешительность запрещает веселому клоуну бить акробатку, и тот его избивает так, что он попадает в больницу. Но только он приходит в сознание, сразу бежит обратно в цирк, не смотря на травмы. И там он видит, как его возлюбленная наслаждается соитием с веселым клоуном. Он хватает трубу, и лупит своего соперника ей по лицу, будто играет на ней печальную балладу. Уродует его до неузнаваемости и убегает, от перепуганной возлюбленной, которой злой грустный клоун совсем перестал нравится.

Грустный клоун живет голый в пещере в лесу, ест сырое мясо упавшего в яму оленя, но в этом лесу охотится одноглазый полковник, и он узнает в голом пухлом человеке мальчишку, лишившего его глаза, по медальону на шее. Полковник не хочет убивать клоуна, решил его сначала помучить, заставляет его изображать собаку, и таскать дичь на четвереньках, когда к нему в гости на охоту приезжает Франко. И Франко осуждает друга за жестокость, подзывает клоуна, снимает перчатку и хочет его пожалеть, погладить, а клоун его кусает за ласкающую руку. Диктатор, запрещает полковнику убивать клоуна, и тот ждет, пока каудильо уедет из его замка, чтобы расправиться с клоуном. Но тот, запертый в подсобном помещении с помощью каустической соды и утюга гримирует свое лицо на вечно, делает себе странный смешной наряд, и приводит всех в такой шок, что они, зазевавшись позволяют себя убить, когда диктатор уезжает.

Изуродованный веселый клоун не может работать дальше, дети его боятся, да и акробатка не хочет его больше видеть. Слабым и сломленным он ей не нравится. Цирк разоряется, а в новостях сообщают о страшном грустном клоуне, который терроризирует всю страну. Его даже подозревают во взрыве адмирала Бланко. Он случайно появляется на месте взрыва, и спрашивает у настоящих террористов, из какого они цирка. Но ему не нужен адмирал, ему нужна акробатка, которую он похитил и в этом ему помогли другие работники цирка. И они оказываются внутри огромного креста в долине павших. Злой грустный клоун акробатке тоже не нравится. Но потом появляется ещё и веселый, который всех подряд начинает убивать. В финале акробатка прыгает с креста и разбивается, пока два клоуна пытаются друг друга убить, их арестовывают и они рыдают по своей возлюбленной. А директор цирка, наблюдавший всю эту драму, говорит, что его страна неизлечимо больна. Да ещё и циркач мотоциклист решает полететь на своем мотоцикле и всех спасти, но вместо этого разбивается об каменный крест, в который врезался

После этого фильма я огляделся вокруг и подумал о том, что жизнь - это цирк, в котором одни люди грустные клоуны, а другие веселые, и веселые зло подшучивают над грустными, и страдания грустных вызывают смех и улюлюканье толпы. Есть стереотип о том, что все дети очень милые и добрые, но это на самом деле исключение. Ведь большинство детей любят цирк, в котором одни люди мучают животных, заставляя их делать то, что им не свойственно, другие мучают свои тела, рискуя их покалечить, и венчают всё это клоуны, веселый садист и грустный мазохист. Я помню в раннем детстве, когда меня привели в цирк в первый раз, веселый клоун рвал грустному зубы, и я, как впечатлительный ребенок, захотел этот ужас остановить, у меня началась истерика. В общем в цирк я долго не ходил, и попал туда только в средних классах школы, и мне этот тупой, грубоватый юмор совсем не понравился. Но в тридцать лет я посмотрел этот фильм и вдруг меня тронули клоуны за живое, и я стал иначе смотреть на цирк.

Любителям штампованного предсказуемого позитивчика такое, конечно, не понравится. Но с помощью штамповки невозможно и победить свой страх и ужас пред жизнью, можно лишь заслониться от этой жестокой жизни сладенькой картинкой, и стать легкой добычей для хищников, как страус, спрятавший голову в песок или куда-то ещё, где тепло и темно, хотя и дышать нечем. Именно смех помогает нам победить страх, который нас калечит, пусть этот смех будет и злым, пусть он будет и над чужим страхом и унижением.