Тасаввуф гата 3. 10. Терпимость Хазрат Инайят Хан

Ладомир Родумилов
ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 3.10. Терпимость ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН


Терпимость является признаком развитой души, поскольку душа показывает доказательство своей эволюции в той степени терпимости, которую она проявляет. Жизнь в низшем творении показывает отсутствие терпимости. Тенденция к борьбе друг с другом, которую можно наблюдать у зверей и птиц, показывает причину, лежащую в основе этого, что нетерпимость рождена в их природе. Путем психологического изучения природы и тенденций низшего творения можно обнаружить, что эволюция, происходящая среди птиц и зверей, показывает, что эта тенденция нетерпимости становится все меньше и меньше. Именно элемент любви, развивающийся в их природе, объединяет их, образуя стаи и стада. Та же тенденция нетерпимости иногда проявляется в более отчетливой и выраженной форме у человека. Причина в том, что ответственность человека в жизни выше, у него много трудностей, и он живет в толпе, большей, чем стадо или стая.

За этой тенденцией скрывается удивительнейшая тайна, глубины которой постигает мистик. Мистик, который видит Бога одинаково внутри и снаружи, который признает Бога в единстве и в разнообразии, мистик осознает, что это Тот, кто познал Себя как Единого, кто не знает двух, кто чувствует себя некомфортно и взволнованно, и проявляет бунт, зная, что: «Кроме Меня существует другой». Следовательно, птицы имеют склонность сражаться со своей стихией, и то же самое можно найти и среди зверей. Среди мужчин мужчина — враг мужчины, а женщина — врага женщины. Соперничество, существующее между профессиями, между людьми одного и того же положения и между нациями, показывает одно и то же, а именно то, что один принцип, заключающийся в том, что природа Я через каждое имя и форму восстает против другого, особенно того же имени и формы,  так или иначе. Можно привести тысячу причин нетерпимости. Они тоже существуют, но внутренняя причина одна и та же во всех аспектах нетерпимости. Суфии назвали его Кибрия, что означает тщеславие, тщеславие Того, Кому одному оно принадлежит.

По мере духовного развития человек как бы возвышается над этой естественной склонностью к нетерпимости по той причине, что он начинает видеть, помимо себя и вторую личность, Бога; и он объединяет себя с другим человеком в Боге. Это третья персона, чья любовь или преданность объединяют двух людей. Например, дети одних и тех же родителей любят друг друга, осознавая идею, что они принадлежат одним и тем же родителям. Люди одной нации любят друг друга, думая, что они принадлежат к одной нации. И когда два человека терпят друг друга, думая о Боге как о своем Создателе и поддержке, тогда они более развиты, потому что они могут терпеть любого человека любой страны или расы, любого имени и формы.

Но когда душа развилась еще больше, терпимость становится для нее естественным явлением. Потому что тогда высокоразвитая душа начинает осознавать: «Другой человек не отделен от меня, но другой человек — это я сам». Разделение находится на поверхности жизни, но в глубине жизни я и другой человек — одно целое».

Поэтому терпимость не приобретается в полной мере, если пытаться следовать ей как хорошему принципу. Этому можно научиться, обладая любовью к Богу, достигая познания себя и понимая истину жизни. Не нужно дальше спрашивать о человеке, который, по вашему мнению, духовен. Когда он говорит: «Я терплю все», это, несомненно, является доказательством его духовности.

Перевод: Ладомир Родумилов