Агония зверя. Часть вторая

Андрей Грачев 2
18 марта в районе Пиллау погиб новый командир 10 отряда, оберлейтенант Карл Урзельманн. Он был подбит в бою и разбился на вынужденной. Примечательно, что этот пилот раньше был бомбардировщиком, потом переучился быстро на истребителя, да ещё и стал командовать отрядом. Его предшественник, Штайнеке, как мы видели, тоже не был таким уж великим асом и организатором, но назначение Урзельманна показывает, что дела у немцев были совсем уж плачевные. Ведь Урзельманн и как бомбардировщик не был особенно ничем примечателен. Сбили аса пилоты 3 ИАК, и самым реальным претендентом на победу известный ас Зиборов Василий Михайлович из 72 гиап, который в ходе боя на крутом вираже поймал ведущего вражеской группы и поджёг его. Советские документы отмечают весьма прямолинейные и невнимательные действия немецких истребителей в тот день при отражении ударов по аэродромам, в ходе которых и сбит командир 10 отряда, и это не мудрено, ведь опытных пилотов у немцев здесь почти совсем не осталось. А некогда элитный 10 отряд совсем уж ослаб. Урзельманн на момент гибели не имел ни одной победы на счету.

26 числа эскадра потеряла последнего аса в том месяце: погиб фельдфебель Йоханн Мербелер из штабного отряда, имевший 8 побед на счету. Его сбил знаменитый ас Алелюхин Алексей Васильевич из 9 гиап. Сработало радионаведение, были обнаружены фв-190, совершавшие вылет на охоту. Пара Ла-7 9 гиап вышла на перехват, Алелюхин обнаружил вражескую пару и, зайдя со стороны солнца, вполне в немецкой манере атаковал ведущего, сбив его с одной атаки. Он сбил в ходе вылета и ещё один фв-190. Эти победы стали последними в его славной карьере. Ведомым его в том вылете был ещё один великолепный ас - Амет-Хан Султан.

3 апреля был сбит в районе Вены оберфенрих Ханс Гюнтер Кох из II группы. Он имел 15 побед на счету. Несмотря на скромное звание, это был опытный воздушный боец, переживший ряд сложных боев с западной авиацией. Сбил его лётчик Батаров Михаил Фёдорович из 611 иап на Яке-3 во время прикрытия наземных войск.

7 апреля немцы потеряли замечательного аса, командира штабного отряда лейтенанта Вилли Хюбнера, имевшего 62 победы на счету и большое количество уничтоженной советской техники. По немецким данным, он был сбит прямым попаданием зенитного снаряда в районе Нойкурен. Стоит, правда, отметить, что списание на огонь ЗА потерь значимых асов в тот период стало для люфтваффе обыденностью. В данном случае и место потери вызывает удивление, поскольку Нойкурен был ещё в руках немцев и советская армия, хотя и приближалась к нему постепенно, но была ещё достаточно далеко. Своя зенитная артиллерия могла бы сбить немца, но есть ещё одно "но" - над Нойкуреном не было зафиксировано активных боев. Так что активно она работать не могла. И ещё один фактор. В тот день наиболее активные бои шли в других местах Пруссии, и именно там работала вся немецкая авиация, пытаясь помешать налетам. Кстати, без особого видимого успеха.

Не исключено, что Хюбнер был сбит именно в воздушном бою, и есть один довольно подходящий эпизод. Вечером группа 790 иап сопровождали группу штурмовиков в район Кенигсберга. Немцы сначала пытались атаковать истребители, но без особого успеха. Грамотно маневрируя, советские пилоты смогли отразить атаку. На отходе от цели два фв-190 рискнули атаковать одну из пар штурмовиков. Ла-7 были отвлечены боем, о осталась пара Шишулина, которая продолжала страховать штурмовики. Шишулин Андрей Георгиевич, пилот очень опытный, не растерялся. Он находился сбоку от Илов и значительно выше, поэтому немцы его пару не заметили. Кстати, вполне немецкая манера сопровождения. Заметив, что ведомый фв-190 несколько отстал, он отсек его очередью, и тот тут же, бросив ведущего, спрятался в облака. После этого, круто спикировав, Шишулин уничтожил ведущего, который настойчиво продолжал преследовать "Илы".

Почему именно в этом бою мог был сбит Хюбнер? Штурмовики атаковали пункт Нойхуфен, который мог в немецких документах превратиться в Нойкурен по созвучию. Далее - Хюбнер был спец по штурмовикам, и описание боя в принципе позволяет думать, что атаку проводил достаточно опытный ас, чего не сказать про его ведомого. Атака шла как раз после того, как Илы отработали по цели, то есть, вероятно, немецкие зенитки ещё работали, и был некоторый риск попасть под их огонь. Ведомый, как мы видим, явно оплошал и подставил опытного немецкого аса, своего ведущего. И, видать, решил списать его гибель на те самые пресловутые зенитки. Есть ещё одна косвенная зацепка: в 129 иад не было принято особо сильно завышать успехи. Её пилоты в накрутках не замечены. Шишулину вполне хватало квалификации для такой успешной атаки.

Конечно, это только наша версия, на окончательную истину мы не претендуем, так как нам неизвестны не точные обстоятельства последнего вылета аса, ни время. Но, пожалуй, и такая версия событий не исключена.

Ну, а последним погибшим на Востоке асом JG51 был оберлейтенант Хельмут Цим, очень опытный пилот, имевший 20 побед на счету, участвовавший ещё в боях над Англией в 40 году. Видимо, он командовал одним из отрядов II группы и погиб южнее Вены в бою с Яками-3 9 апреля. Сбил его великолепный ас 611 иап Чурилин Алексей Павлович, как отмечено в документах, в ходе недолгого боя на виражах.

Что мы можем сказать по итогам? Все эти бои объединяет одно и то же. Постоянно именно советские пилоты владели инициативой в бою, либо первыми атаковали, либо своевременно реагировали на атаки врага и втягивали его в бой на виражах. Уйти на вертикаль, как раньше, враг уже не мог, так как Як-3 и Ла-7 догонял его. Приходилось принимать советские условия. Мы всё же находим некоторых асов в JG51, которые и в этих условиях умудрялись пополнять счета. Тот же Хюбнер, пока его не сбили. Очень известны Йостен и Брендель, победы Йостена мы разбирали подробно. Немецким асам было трудно ещё и потому, что теперь им не хватало "чувства тыла", то есть хороших ведомых. Взять те же бои, где были сбиты Хюбнер и Кальден. В обоих случаях немцы списали потери на огонь ЗА. Но есть нечто общее. Оба раза ведомые прозевали атаки советских истребителей, повели себя беспечно, подставив известных немецких асов. Не мудрено, что они списали потери на ЗА. Конечно, в Рейхе за подобные просчёты не отправляли стрелками на штурмовики, как в советских частях, но тоже ведь вряд ли могли поощрить. А самое главное - позор. То есть, опытные немецкие пилоты не могли себе найти хороших ведомых.

JG52.

Если ареной действия JG51 была Померания, Пруссия и Венгрия с Австрией, то I и III группы JG52 работали в южной Польше, а II - в Венгрии и затем в Австрии. JG52, с одной стороны, сохраняла в составе большое количество асов, с другой - очень уж сильно они завышали успехи. Была у эскадры и другая слабость - отсутствие "среднего класса", то есть асов-чернорабочих. Поэтому, хотя формально превосходство JG52 над другими эскадрами в этот период не вызывает сомнений, но фактически больше неприятностей советским пилотам приносили именно пилоты JG51.

Потери асов JG52 тоже были велики, при этом они их столь же охотно списывали на огонь ЗА. Первая из них понесена 22 января в районе Фереб - сбит был лейтенант Бруно Штайнс из 6 отряда, имевший 5 побед на счету. В составе звена он атаковал группу Яков-9 611 иап. Ведущий звена, знаменитый ас Хельмут Липферт, смог сбить одного из пилотов - Вербовицкого, но Штайнсу повезло меньше. Он попал в прицел одного из молодых пилотов, Семена Афанасьевича Мазухина, и был сбит. Мазухин до этого побед не имел.

27 января в районе Ополе (Оппельн) был сбит лейтенант Леонард Фэрбер, командир 3 отряда, имевший 35 побед на счету. Мы посвящали его гибели статью. Немцы пытались списать эту потерю на огонь МЗА, хотя по советским данным сбит он, как мы говорили, пилотом 104 гиап Николаем Николаевичем Киреевым. В тот же день, о чем мы также упоминали, было сбито два пилота 5 отряда - фенрих Ханс-Йоахим Кавиг, имевший 3 победы, и унтерофицер Ханс Теме, имевший 24 победы. Эти потери ошибочно датированы 28 января. Ошибки в датах потерь в тот период стали в эскадре обыденным делом, в целом ряде случаев мы видим по сопоставлению с советскими документами, что потери были понесены в другие дни. Напомним, что Теме и Кавиг погибли в бою с 179 гиап, советские пилоты видели падение только одного самолёта, который пошёл на счёт Кононенко Никиты Никифоровича, штурмана полка.

30 января эскадра потеряла выдающегося аса оберлейтенанта Хайнриха Фюлльграббе, адьютанта эскадры, имевшего 65 побед. Он был сбит огнём МЗА при штурмовке танков. На сей раз истребители на эту победу не претендуют.

9 февраля погиб лейтенант Аугуст Рикхофф из 2 отряда, имевший 35 побед. Якобы тоже от огня зениток в районе Вроцлава. По советским данным, в ходе налёта на аэродром Ламсдорф группой 40 и 41 гиап были обнаружены два бф-109, идущих на малой высоте. Тут же их атаковал ведущий страхующей пары - командир 40 гиап Шварев Александр Ефимович. Как часто бывало, ведущим страхующей пары был именно командир полка. Ведомый Шварева отстал от него и, заблудившись в облачности, напоролся на четверку фв-190, с которыми вынужден был принять бой, впрочем вышел из него без ущерба для себя. Шварев продолжил атаку в одиночку и, спикировав на ведущий бф-109, сбил его. Весьма вероятно, что пилотом этого бф-109 и был Рикхофф. Поскольку аэродром был близко, он смог дотянуть до него и посадить самолёт на брюхо, но выжить не смог. Учитывая сильную облачность в тот день, мы можем предположить, что немцы не видели этой атаки.

После этого эскадра до апреля не теряла своих асов. Зато 9 апреля был сбит не просто ас, а входивший в элиту лейтенант Фридрих Хаас из 4 отряда, имевший 74 победы на счету. В районе Штоккерау он был сбит в коротком бою с Яками-3, попытался спастись с парашютом, но зацепился за стабилизатор и погиб. Мы рассказывали про этот бой в одной из статей. Немецкого аса сбил Григорий Степанович Евтушенко из 659 иап.

Ну а последним сбитым на Востоке асом JG52 и вдобавок самым результативным из сбитых в этот год был командир 11 отряда лейтенант Герхард Хоффманн, имевший 130 побед. Его гибель покрыта массой загадок. Начнём с того, что по некоторым данным он был сбит 12 апреля, по другим - 11 апреля, и всё-таки вторая версия считается предпочтительнее у историков. Разные есть данные и по поводу обстоятельств его гибели. То ли подбит огнём ЗА, после чего умер, то ли в воздушном бою, то ли вообще столкнулся с ведомым Рихардом Гайгером, причём погибли оба. Примерно понятно, что он вдвоем с Гайгером совершал вылет на помощь гарнизону Вроцлава и во время этого вылета и был тяжело ранен, а Гайгер и вовсе не вернулся.

Если смотреть по логике, то попадание под огонь ЗА маловероятно, ведь такой опытный лётчик едва ли стал бы лететь низко, в зоне досягаемости зениток. Ещё менее вероятно, что зенитки сбили сразу двух немецких пилотов. Столкновение в воздухе по причине небоевой тоже маловероятно. Выходит, стоит искать воздушный бой.

Очень похожий бой мы находим. В тот день сразу две пары 69 гиап на "Кобрах" совершали около 12 часов вылеты в районе Бреслау. И обе обнаружили одновременно пару немецких истребителей, которые шли на высоте около 2000 метров. Их опознали как фв-190, однако надо учесть, что день был достаточно облачный. "Кобры" шли выше. Как отмечено, сначала атаковал ведущий первой пары, опытный ас Филатов Семён Алексеевич. Он атаковал сзади и сверху и с первой очереди сбил немецкий самолёт, из него выпрыгнул парашютист. Ровно в то же время атаковал ведущий другой пары, Иван Прокопьевич Антонов, и тоже видел, как атакованный им самолёт загорелся, но падения не наблюдал. Однако на основе показаний станции наведения эту победу ему тоже засчитали.

Кажется, станция наведения видела именно падение самолёта, который был атакован Филатовым и который пилотировал, скорее всего, как раз Гайгер, поскольку Хоффманн с парашютом не прыгал. И в таком случае Антонов поразил именно самолёт Хоффманна. На это указывает и описание: он видел, как самолёт подожжен, но падения не увидел. В общем-то, все обстоятельства и место дают нам возможность довольно уверенно предположить, что именно так всё и произошло. Серьёзные повреждения от пушки "Кобры" немцы легко могли принять за повреждения огнём ЗА.

В общем, если подвести итог, то мы видим, что JG52 досталось в 45 году крепко. Потери целого ряда элитных асов, конечно же, сказались на её боеспособности. Причём почти все победы одержаны опять же с позиции силы советских пилотов: либо внезапными атаками в стиле самих немцев, либо в бою на виражах. Этот бой пилоты JG52 продолжали тщательно избегать, в отличие от пилотов JG51. Немцы всё ещё старались действовать своими фирменными неожиданными ударами, но тактика эта работала всё хуже. Отметим, что JG52 ещё и не повезло воевать в основном против отлично организованной 2 ВА. Опять же, недооценивать врага не стоит: несмотря на все трудности, немцы на этом участке успевали наносить всё же приличные потери советским пилотам, в том числе и известным асам. Вероятно, выборку самых серьёзных потерь советских асов в 45 году мы тоже сделаем.