Реальный Кавказ и невыдуманный Рим

Галл Гелиа
Реальный   Кавказ и невыдуманный Рим.


Свяще;нная Ри;мская импе;рия(по 1806 годы)
Византи;я – (Восточная часть Римской империи, отюрчена в 20 веке  Ататюрком),  если судить по раскопкам, массовым монетам  -  империи глобального мира,  где  религия Ингушетии, включая нартов, имеют  отношение к религии и  истории упомянутой Римской империи. После проигрыша  протестантам, 16  век, понтифики римских городов, начали  вынуждено обретать христианскую форму бога сына(нового Завета); из которых вышли  иудеи  со своим небесным богом (Ветхий Завет).. (см. видео Александра Таманский, «сказка античный Рим,  выводы, относительно возраста авраамических религии» и поздних взаимодействии Кавказа с Римом)

Ингушский  народ с храмового центра, в религиозных мифах которых есть стержневая программа жизни; «о единстве и борьбе  нартов богоносцев и нартов богоборцев».
 2. Римская версия; По Библии, богоборческое и богославское царства – это две ветви распавшегося на две части единого государства, наподобие того, как распалась на Западную и Восточную империи прежде единая Римская империя.
Е. Сатановский «лингвистические исследования свидетельствуют об контактах  ингушских предков в Малой Азии с предками! римлян». Эней основатель Рима , представляет собой этрусков, пелазгов , предков ингушей. Вергилии  о происхождение родоначальника этрусков Энея.
« Нет, не богини ты сын, и род твой не от Дардана, кручи Кавказа тебя, вероломный, на свет породили». Более того кодекс законов  европейцам дал Один - родоначальник ассов, древнейших королевских династий Европы, пришедший на север со своими сыновьями  с Кавказа. Река Аса, и долина Аса с первыми храмами в Ингушетии. Немецкие историки (протестанты.?) отмечали свидетельства, что и Авраам,  ушел из Галга Ингушетии, что иверы/европейцы из Колха(галга), да и показательна ингушская местность Назрань( Нясар),  Исы мир ему, которую  не могут найти в Галилее. В дальнейшим подобный храмовый центр(без первого храма) обнаружен в старом Иерусалиме/Византии, где храм уничтожен свидетельства отправлены в Ватикан,  дальше современный  Иерусалим, и отдельно родину праотца Ноаха связали в 17 веке с Арменией, назвав гору Масис - Араратом..и тд. 

Пример единства Рима и Ингушетии ; по всей Евразии ( включая Россию и Кавказ) ПРАЗДНОВАЛИ ОДИН НОВЫЙ ГОД, РОЖДЕНИЕ СОЛНЦА ( Г1АЛА/первый, главный/ - СОЛЕ - - ЙОЛА)
День этот торжественно справлялся в Римской империи гораздо раньше христианской реформы Константина Великого. император Аврелиан установил на 25 декабря празднество в честь зимнего солнцестояния, под названием: Dies Natalis Solis Invicti — Рождество Непобедимого Солнца. Блаженный   Августин  называет 25 декабря  праздником  того, кто    Сотворил солнце,  а не  праздником Солнца.

В прошлом ингуши отмечали Новый год  в декабре. Так и зимний праздник начинался 22 декабря, когда прощались со старым годом. Начиналось празднование Нового года вечером 25 декабря. За день до этого ц1ай саг (жрец) извещал о начале праздника, обращаясь поочередно в четыре стороны. Затем во все села шли нарочные с объявлением праздника. Дети, девушки, юноши, мужчины, женщины поздравляли друг друга с началом нового года. Их одаривали подарками.
К началу праздника 12 юношей шли в лес и приносили деревце из дуба (надж), на котором ещё сохранилась листва. Его водружали на снежный холм, воздвигнутый на краю села. Пока несли это деревце, кузнецы били по наковальням молотами, издавая громкие звуки. Юноши несли деревце без остановок и отдыха. Затем деревце поджигали, и оно горело ярким пламенем, озаряя округу. Огонь от него несли в очаг каждого дома, тем самым распространяя тепло на всех и объединяя всех общей радостью. Каждая семья старалась иметь под Новый год хорошее дубовое деревце, и в домах ярко горел огонь, исходящий от него. Надж-дуб согласно народным наблюдениям, горел долго и не угасал. Особо целебными и полезными считались блюда, приготовленные на новом огне. Треугольные лепешки (божольгаш), круглые пироги (тейраш) занимали на столах особое место. Три пирога (кхо1 тейр), нарезанные на четыре части, подобно исходящим лучам, являлись символами солнца в этот праздник, связанный с зимним солнцестоянием.
Месяц декабрь назывался у ингушей «наджг1ой бут», а новогодний праздник — «наджг1ой ц1ей». Празднование длилось три дня.
           РОЖДЕННСТВЕНЫЙ ДУБ ИЛИ ЕЛКА
-----------------------------

В древней Ингушетии рождественский Дуб, как в Древнем Риме( Галлии, Этрурии,), затем с принятием христианства в древнем Риме ;  Дуб меняют на Елку  ....
время 25 декабря был днём Рождения Солнца, День Бога Сатурна, символом которого была сосна.
 Сатурналии были отголоском обычаев Этруссков, которые были учителями первых римских учителей…
В борьбе с языческими традициями в Риме – Римская Католическая церковь указом установила, чтобы рождение Христа,  впредь отмечать в день 25 декабря – день древнего римского праздника рождения СОЛА (имя бога-солнца).

Издревле у разных народов сложились свои культы деревьев:
Йоль — ночь солнцестояния, самая длинная ночь в году. Йольское полено или Рождественское полено - древний ГАЛЛ кельтский обычай сожжения тяжёлого чурбана во время декабрьского солнцестояния.
В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба.
-----------------------------------------------
КОЛЯДА.     ГАЛЬ-ЕРДА праздник из ТАРТАРИИ ???
До крещения Руси повсеместно использовался Коляды Дар – календарь, в котором летоисчисление велось от Сотворения мира в Звёздном Храме.
Обряд «Тянуть Коляду на дуба» и традиции ткачества признаны нематериальным культурным наследием Беларуси.
Оказывается, встречать зимние праздники в древности  начинали  уже 24 декабря – именно в этот день стартовали Коляды.
СОЛСА СЫН СЕСКИ НОРМАННЫ РИМА - НАРТЫ В ГОРАХ КАВКАЗА ..
Согласно  НАРТИЧЕСКОЙ  -   НОРДИЧЕСКОЙ  версии
-----------------------------------------------------
 Жреческие союзы ( католическое миссионерство в горах Кавказа это только продолжение былого жреческого. Ингушское жречество известный древний центр!, и  не было изолированным, что закреплено в мифах и нартах)
Солсбери - имя, город, утес, графство, ингушский вариант Солса имя бери - всадник, рыцарь. / Солса Бери Инг.Пхьагал Бери/
Солса - гебаг1 - жезл командира с орлом. Солсбярий - рыцарь Солнца/Сол/см Солсбери и сассиНах - sassenach в Англии/
Сеск - полугодие, дружина в одну центурию, в инг легендах 63 легионера, охрана купцов, миссионеров?!
 легионеры с Нар - река, в Др Риме, жители сабиняне, гайлга(ираландцы), этруски родственные нахам) (т1е - над, приставка, к сближению?! другой пример Теркийс т1е над рекой Терек). Нарты оставили следы по всем дорогам торгового пути, имеют этимологию на ингушском языке.
«Лет четыреста назад из галгаевских обществ пришли вооруженные люди, европейцы (фиренг), и поселились близ Галанчоджского озера. На горе, лежащей на южном берегу его, они выстроили церковь, обнесли ее каменною оградой… Постройка церкви сопровождалась большими затруднениями и препятствиями со стороны горцев… но несмотря на то, церковь была воздвигнута, и тогда, прибавляет предание…..европейцы  удалились опять тою же дорогой, чрез Галгай.»

«кресты на боевых башнях ингушей и еще ряд знаков, оставленных на склепах и храмах, щиты – позже нашли отражение в культуре Тамплиеров. Распятие на Голгофе». Вероятно так называемая реставрация призвана для уничтожения последних следов.?

«Рассматривая работу английского исследователя   Чарльза Валланси, (о совпадении базовых слов ирландцев, ингушей, самоназвания Gaeilgi-ирландец, Galgai -ингуш и тд) название Ирландии – «Eire» – полностью лексически и семантически соответствует древнему кавказскому (ингушскому) названию; 1ари, арии.» «В более ранних источниках говорится о др.;ирл. Fir D; — «Люди богов» ( Фу Дала.?),  или др.;ирл. Tuath(a) D; — «племя (племена) богов». Все эпитеты ингушей связаны с богом.( общее ингушей и ирландцев - жили в относительной изоляции).
 Текст английского исследователя   Чарльза Валланси — «Их диалекты не имеют аналогии с каким - либо известным языком и их история происхождения в данное время абсолютно неизвестна. ( чеченцев тогда не было?)!!! Они называют себя ИНГУШИ, КИСТЫ и ХАЛКА. Они живут в деревнях недалеко друг от друга. Являются прилежными земледельцами.Во многих деревнях есть каменные башни, которые сейчас служат им во время войны, как убежище для их женщин и детей.»

Осетинские, чеченские сказания под нартами, косвенно и прямо подразумевали предков ингушей. Иносказательно, северокавказский нартский эпос, до конца не понятый поздними кавказскими народами, ингушский нартский эпос….
В чеченском мифе «Как умер последний нарт», прямо подчёркивается — «Нарты были древние предки ингушского народа»!!

Г1алг1ай -щитоносцы ингуши. "Носят деревянные щиты, обтянутые кожею и с наружной стороны скрепленные железными обручами, и короткий с остроконечным железом дротик, который может при случае служить оборонительным оружием, но более употребляется для меткой стрельбы из ружья.."Семен Броневский

Ингуши имеют все высшие божественные эпитеты известные в древних цивилизациях, воспитывались всем народом на законе Эздии, по которым не смогут жить даже вековые соседи

Почему предков ингушей назвали «сыны Кавкаса» ?
Почему всех ингушей хоронили в склепах как избранных людей ?
Почему с предками бессословных ингушей(галга, дзурдзуки, аланы) заключали династические браки цари, князья, этнархи ?
и таких «почему» достаточно много, включая вопросы, почему историки, народы,  забросив своих предков, пытаются примазаться к ингушским эпитетам: кисты, дзурдзуки, аланы, асы, ан/ингуши?


Горная Ингушетия это религиозный и культурный центр  в священных горах Кавказа(  как Мекка, Иерусалим, Кейлас), куда осуществляли паломничество древние народы. В храмовом центре готовили умудренных жрецов, со статусом ученных , в том числе  знатоков законов.
Не случайно, являются  однокоренными -  самоназвание ингушей(г1алг1а) и буквально «первый, главный» храма Г1ал-ерда. Ингуши как хранители традиции, сохранили невероятную консервативность,  сберегли международный язык неолита, до поздних времен клялись «первым, главным» храмом.
Цивилизация Шумера свидетельствует что подобный храм ГЛ-РД, был построен в Эриду(РД) - первом городе на равнине, который посещали паломники отовсюду

Ps

Владимир Левченко.


Как погибли нарты Эрхстуа
(богоборцы)

Там, на закате солнца, где дальний Мингитау поднимает к небу свои
белые груди, близко к тому морю, что вечно бьет прибрежные скалы своими
черными, как ночь,  волнами, жили в старину нарты - Эрхстуа.


Злые то были богатыри, завистливые на чужой достаток; нападали они на
мирных людей, не пославши им вперед вести о войне; отнимали у бедняков
их последнее достояние.


Не почитали нарты Эрхстуа и Сердцеведа, за это не дал он женам их
плодородия, - было нартов только шестьдесят; не благословил он их
стада,- от овец их рождались серые волчата, бурьяном дарили их поля, и
мясо в их нартовском котле о сорока ручках обращалось в вонючую падаль.


"Куда поедем мы в набег за добычей?


На три раза семь дней в пути кругом наших жилищ земля стала серой
пылью от копыт наших нартовских коней; четыре раза десять и один день
надо нам ехать по пеплу сожженных нами селений; два раза округлит луна
свое лицо, пока доведется нам услышать человеческий голос".


Так говорил товарищам- нартам разведчик их, хитрый Батоко Ширтях,
хитрый проныра, сумевший построить себе повозку из меди и спуститься на
ней до седьмого адского дна. И так продолжал он свою речь:


- Есть в восточной стороне среди лесистых гор и зеленых долин пещера. В нее загоняет Колай-Кант на ночь свои овечьи стада.


Несметны его богатства. Но и силой с ним никто из живущих не может
сравниться. Я не хотел бы видеть поднятую над нашими головами его
вражескую руку.


Ему с гневом отвечал гремящим, как гром, голосом  сильный Солса,
князь нартов Эрхстуа. Слова о несметном богатстве Колай-Канта разожгли
его жадное сердце.


- Молчи, Батохо Ширтяхо, сын раба чужестранца, – сказал он. - Мы
приняли тебя, как товарища, но презираем, как труса. Знай: мы, нарты,
никого не боимся, и нет никого из живущих под солнцем, кто был бы
сильнее меня. Веди нас немедля к пещере Колая, коль знаешь дорогу.


Молодым ушел Колай-Кант из тех мест, где жил его род -тухум;
безбородым мальчиком ушел он в неведомые леса и погнал с собою только
семь овец, но впереди овец шел старый козел, вожак стада, сильный смелый
козел, одаренный разумом человека, - а на тучных пастбищах, под охраной
козла-вожака, овцы плодились несметно.


Пищей Колаю служило лишь мясо годовалых овец, питьем молоко; соли,
волнующей кровь, и перебродившего питья, туманящего ум, никогда не
вкушал он. Не видал женской прелести, ослабляющей тело... Могучий,
кроткий, спокойный, был любимым слугой Сердцеведа.


- Враги идут на тебя, господин мой. Готовься защищать себя и
богатство свое от злых, жадных нартов Эрхстуа, – сказал Колай-Канту его
вещий козел, страж его стада.


Отвечал козлу Колай-Кант:


- Кто может напасть на мое белое стадо? Кто б не пришел ко мне, я
приму его, как гостя, и как для гостя, ничего не пожалею для него.


Темной ночью тихо подъехали нарты Эрхстуа к пещере Колая; шли кони их
волчьей поступью по траве, пробирались лисьей пробежкой меж ветвями
кустов. У скалы, закрывающей вход в пещеру, сошли нарты с коней, и все
шестьдесят стали отодвигать скалу с места, упираясь в нее могучими
плечами; до колен ушли ноги в землю; но скала не сдвинулась и на ноготь.


- Вот приехали враги твои, господин, и хотят силою ворваться к тебе, -
сказал Колай-Канту его вещий козел, вожак его стад по тучным лугам.
Отвечал Колай-Кант:


- Не верю я, чтобы то были враги: я зла людям не сделал. Я впущу их
сам в мою пещеру; приму их, как гостей, и свято соблюду обычай - ни в
чем не отказывать гостю.


С этими словами встал Колай-Кант и тихо толкнув скалу рукой, легко отодвинул ее от входа....


Ужаснулись могучие нарты; в страхе отступились они к своим коням.


- Войдите, путники, - молвил им ласково хозяин стад - да будет приезд ваш на пользу вам и мне на счастье!


Но не захотели свирепые нарты войти гостями в жилище Колая. Молча сели они на коней и уехали, не ответив ни слова.


- Дадите ли, нарты, мне десятую долю богатств Колая, если я научу,
как захватить их, - спросил хитрый разведчик Батоко Ширтяха, хитрый
проныра Ширтяха, сумевший спознаться  с алмас, зеленоокой великаншей,
лесной красавицей, одетой лишь своими золотые волосами, злой страшной
ведьмой, пожирающей грудных младенцев.


Крепкое нартовское слово, нарушая клятву, дали нарты Батоко Ширтяхе, что ему отделят они десятину всех богатств Колай-Канта.


Тогда молвил им хитрый знахарь - разведчик:


- В лесах у быстрой Аргуни живут великанши алмасы; красивейшую из них
я пошлю к Колай-Канту, чтоб она очаровала его женской прелестью и,
лишенного силы, отдала в ваши руки. Через три луны, три недели и три дня
приезжайте в пещеру Колая, там буду я вас ожидать.


У входа в пещеру, отпустив стада свои на пастбище, сидит Колай-Кант. И
слышит он плач женщины в глубине леса; рыдания женские тревожат его
кроткое сердце. И идет он на голос. Перед ним - красавица; к скале
прислонясь стоит она, и слезы горными ручьями льются меж пальцами ее
белых рук.


-  Кто обидел тебя женщина?


-  Нарты, злодейское племя Эрхстуа - мои враги. Отец мой и мать и все
родные мои убиты ими; только я одна спасла свою жизнь, но, заблудившись
в этом лесу, гибну теперь голодной смертью.


В пещеру свою ввел богатырь Колай предательницу, отогрел у огня ее
тело, подкрепил ее пищей и сладким молочным питьем. Веселым огнем
загорелись тогда зелёные, словно глубокие озерные воды, очи алмас;
жарким пламенем пахнуло на богатыря от ее золотых волос.


- Кого положил ты, господин мой? Кого обнимаешь ты, целуя и прижимая к
сердцу?. То – не женщина из рода людского, то - злая, коварная алмас,
отродье бесов, - сказал Колай-Канту его вещий козел, возвратившийся со
стадами в пещеру; но не внял Колай-Кант его слову: не внял и убил своего
верного слугу, ударив о камень. Месяц прошел с неделей и днем.


 - Что сделал бы ты, господин мой, с врагами моими, злыми нартами
Эрхстуа, если б пришли они сюда, чтобы убить меня? - спросила алмас
Колай-Канта, нежно ласкаясь к нему.


Вспыхнуло гневом сердце богатыря, не ведавшего раньше злобы, схватил
он рукою скалу, что служила ему вместо двери, и далеко швырнул ее в чащу
лесную: застонала, дрогнула земля от удара, с треском и гулом рухнули
наземь столетние сосны.


- Я раздавил бы их так, как этот камень давит жалких червей.


Еще месяц прошел, прошли еще неделя и день. Опять спросила злая алмас Колай-Канта,


- Как бы ты казнил наших врагов нартов, если бы они пришли к нам?


Упершись плечами, с трудом пододвинул Колай скалу к ущелью и завалил его вход.


- Сюда они к нам не вошли бы, - молвил он тихо.


Три месяца минуло и три недели прошло с тремя днями,


- Ты очень силен, мой Кант! Но не оборвать тебе и тонкого шнурка,
сплетенного из моих волос... Дай я свяжу тебе руки, - молвила злая алмас
богатырю и с теми словами, будто шутя, опутала его могучие руки сзади
спины шнурком из своих золотистых волос.


Раз богатырь свою силу напряг, - шнурок впился в его кожу, от второго
усилия - брызнула кровь из разрезанных мышц. Когда же рванул он со всей
силы в третий раз, и шнурок не поддавшись впился в тело до белых
костей, то радостно крикнула злая алмас. Дикой медведицей ревет она в
чаще лесной, воет хищной волчицей, - и на зов ее словно коршуны, что
слетаются со всех сторон небосклона на труп, мчатся к пещере Колая
жадные нарты...


И молвил им связанный богатырь - бессильный защитить своих белых овец. Так сказал он окружившим его нартам:


- Да будет вам, чужеземцы, приезд ваш на пользу, а мне на счастье!
Принимаю вас в моем жилище за дорогих гостей. Все, что есть у меня -
ваше; я - ваш слуга, вы же будете здесь господами.


Злобно засмеявшись, отвечал ему Солса, старший над нартами, голосом,
подобным грохоту катящегося с горы обвала, так загремел он в ответ:


- Приезд наш будет нам на пользу, мы берем все твои богатства, Мы
будем твоими господами, а ты - нашим рабом; будешь ты скованный по рукам
и ногам молоть ячмень для наших жен, сидя в глубокой яме… Не хотим быть
твоими гостями!


И  ворвались алчные нарты в пещеру Колая; кровожадные, стали рубить
они овец, пробудя остроту своих мечей и силу руки. И с насмешками били
ногами беззащитного и плевали в лицо связанного богатыря.


- Господа мои! - молвил им Колай-Кант. Вы вольны над вашим слугой. Но
во имя бога, прошу вас: убивая овец из моих белых стад, - отделите
десятую в жертву Сердцеведу и сыновьям его Елта и Этеру и богу грома,
грозному Сэли, чтобы, не прогневались на вас они, привыкшие вкушать дым
сжигаемой здесь жертвы. С насмешкой отвечал ему свирепый Солса, князь
нартов:


- Пусть боги твои будут сыты прежними жертвами. Мы же не дадим им и дохлого ягненка.


Тогда вступился за  Колая Сердцеведец. Грозного владыку громов Сэли
послал он к нартам, пировавшим в пещере. И смутил Сэлли их разум и пищу в
котле их обратил в расплавленную красную медь.


Все нарты вкусили той меди, и умерло из них тотчас пятьдесят девять.
Лишь шестидесятый - князь их, могучий Солса - долго боролся со смертью.
Сгорая от палящей жажды, лежал он без сил у пещеры.


Ворон кружился над ним.


- Принеси мне воды, черный ворон! Я вдосталь поил тебя кровью людской…


- Не затем прилетел я. Жду твоей смерти, чтобы выклевать очи твои!


- Ты, волк, что глядишь на меня из чащи? Дай воды мне... Я был тебе другом, кормил тебя досыта мясом людским…


- Скорей умирай! Я хочу пожрать твое сердце!


- Будьте вы прокляты вечно! Напои меня, голубь! Я изнемог... Помоги мне смерти отдаться без стона, глядя ей прямо в глаза.


И добрый голубь принес ему воды в красном сафьянном чувяке и освежил уста умирающего…


Не было уже слов у князя нартов; рукой, которой он брал из котла
жидкую медь, он погладил шейку воркующей птицы и оттого виден теперь на
шее голубя отблеск меди.


Так погибло все племя злых нартов Эрстхуа, и князь их, могучий Солса,
стыдившийся жалости, так встретил конец свой. Со смертью Солсы
развязался шнурок, спутывавший руки Колай-Канта.