Развитие понятий у ребёнка

Лариса Болотова
                Что нужно помнить при воспитании детей?

«У ребёнка может возникнуть желание стать хорошим человеком. Но только в случае, если он услышит что-то полезное из вдохновляющего источника, и эта информация будет сопровождаться осмысленными и глубокими чувствами» (из книги  «Эволюция сознания» Александра Хакимова).

                Каким образом происходит восприятие земных понятий ребёнком, через усвоения или образование понятий?  То есть, усваиваются ли понятия из внешнего мира или образуются самим ребёнком?

 «Термин усвоение отличается от принятого … «образование понятий». Речь шла об усвоении именно потому, что в процессе обучения понятия не конструируются заново, их содержание, в котором кристаллизован общественно-исторический опыт, дано извне.

… ребёнок не сразу овладевает тем или иным научным понятием и этот процесс не сводится к простому копированию в сознании учащихся понятий, вводимых учителем. Данное из вне понятие формируется в той мере, в какой оно является результатом мыслительной деятельности учащихся.

… при усвоении понятий ребёнок совершает переход от частного, конкретного к общему, абстрактному. … существует и другой вариант усвоения от недифференцированного общего к частному, конкретному и через конкретное к подлинно абстрактному.

  Понятие применения понятий наряду с термином усвоение понятий занимает большое место в исследованиях лаборатории.


Одна из задач наших исследований заключается в том, чтобы раскрыть взаимодействие между двумя видами мышления: теоретическим и практическим, абстрактным и конкретным.

… развитие мышления происходит одновременно в двух противоположных направлениях – и к более абстрактному, и к более конкретному.

Владение приёмами умственной деятельности («интеллектуальными умениями») при решении задач-проблем предполагает в качестве необходимого составного компонента самоконтроль, проявляющийся как в процессе решения (анализ применённого способа в соответствии его с условием), так и после получения результата (самопроверка в разных формах)».   

Источник информации книга «Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка» Н. А. Менчинская (стр. 27).