Студентка. Неотрекшиеся и Вечности причастные

Гайкова Нина Николаевна
      Рубрика "Студенты Гайковой Н.Н." Самохвалова Ирма Андреевна
 "Неотрекшиеся и Вечности причастные".
                Глава первая «Зеркало страшной ночи»
 Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья, —
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Ветер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый
Город в свой уходил туман,
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка,
Как пред казнью бил барабан…
И всегда в духоте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул…
Но тогда он был слышен глуше,
Он почти не тревожил души
И в сугробах невских тонул.
Словно в зеркале страшной ночи,
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек, —
А по набережной легендарной
Приближался не календарный —
Настоящий Двадцатый Век.
 Это – знаменитая  поэма А.А.Ахматовой. Называется она «Поэма без героя» - потому что «героем» становится вся страна, вся эпоха.
И начинается она со зловещего предсказания.
 Всё очень мрачно, негативно, страшно. Всё в преддверии войны, хаоса, смерти. Всё в обличии тени,  приносящей горе и ужас. Это – тень смерти. Оттого один из главных образов  -  могилы  и кладбище. Этим образами пронизано всё. Даже сирень пахнет  «кладбищем».
Конечно, речь идёт о приближающейся Первой Мировой войне.
Дальше постоянно звучат предупреждения – предупреждения о том, что что-то надвигается, что-то должно случиться  - и тогда перевернётся вся жизнь России.
То, что люди, к скорби великой, не  поняли... 
Потому в шести последних строках, говорится о том, что все души человеческие пропитана страхом, смятением, ощущая неизвестность, неизбежность  трагедии века двадцатого.
Словно зеркало из «Снежной королевы» и «ночь», которая скоро накроет Землю Русскую.
Что дальше?»
И вот финал: «Приближался не календарный – настоящий двадцатый век». Приближается не просто календарная дата, которая пройдет и забудется. Это останется в памяти у каждого как страшное время, перевернувшее с ног на голову тысячи жизней. Страшное время, обесценившее жизнь человеческую, принесшее голод, боль  в каждый дом, много жизней унесшее. Время, оставляющее в каждом человеке страх, ужас, безнадежность. Конец года для людей был не в предвкушении праздника и новогоднего чуда, а ставящим под сомнение всю дальнейшую жизнь.  Век, когда обезумевшая Россия сломает все жизненные устои и добровольно отдаст  себя во власть антихристу…
               Глава вторая  «Но вечно жалок мне изгнанник»
Но несмотря на весь этот ужас, когда, кажется, кончается мир…
 Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой - 
Страшные года Гражданской войны…. И всё же великий русский поэт Серебряного века А.А.Ахматова  не понимает, не поддерживает покинувших  Родину, оставивших её врагам, считая их, наверное, малодушными, трусливыми. Конечно, так было не всегда – есть люди, которые были здесь на волосок от смерти – и И.С.Шмелёв, и И.А.Бунин,                а И.А.Ильина из России выслали - выгнали. Только говорим мы сейчас об известном,                в двадцатые годы написанном стихотворении. 
Сама же Анна Андреевна вопреки болезненным, горестным событиям Родину не покинула. Она, словно оказавшись в аду, «закалила», укрепила свою веру, свою преданность России.
Потому  дальше…
 А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
 Поэт вслед за своим лирическим героем выражает больше жалость, чем ненависть, -                а прежде всего - презрение  к тем, кто бросил Родную Землю. Ведь они, если подумать, глубоко несчастны – потому что обречены быть всю жизнь разлучёнными с тем, с чем связаны корнями от рождения.
Лирический герой – по сути сама А.А.Ахматова верит, что  жертвующий собою будет вознаграждён Истинной Свободой – там – в Жизни Вечной.
И вот две последние строки. Они о не сломленном горем – народе, душу сохранившем. Сохранившем тем, что просто живёт здесь – в этом аду, Родину не покидая…   
То, что называет поэт надменностью, на самом деле – нежелание поклониться врагу – нежелание д отдать ушу антихристу...
 И словно «продолжение» звучат эти, созданные в страшном двадцать первом году строки:
 Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес, —
И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.
 В стихотворении говорится о верности, о преданности своей родине. А.А. Ахматова                так верит в свою родину, так любит ее несмотря на то, что всё разбито, что предана Родина собственным правительством, что кругом нищета, голод, скорбь…
   Оба произведения о вере в светлое будущее – по-настоящему светлое, а не в «трактате» большевиков.  Кто-то покидает свою родину - и видит свое светлое будущее на  чужбине. Но это  - иллюзия, обман, за который рано или поздно придёт расплата.
Поэт говорит: «нам» - о тех, кого объединяет любовь к родине.                И любовь эта над всеми страданиями, над войной. Потому оба произведения  - и не только они - построены на  антитезе войны и мира, на антитезе предательства и любви, преданности Родине.
               Глава третья «Облако в славе лучей».
И, наверное, самым ярким примером является это произведение  - «Молитва».
Молитва о России…
 Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
 Это произведение -  осмысление всей жизни человека и всей многострадальной России. Это – пророчество  - и не только земной  жизни русских людей.  Лирический герой – а по сути сама А.А.Ахматова, Родину не покинувшая, готовая пожертвовать всем ради будущего России.
Слово «Литургия» - главная служба православная  - написана была Отцами Церкви более полутора тысяч лет назад  - и означает «общую» молитву. Не людей, в Храме собравшихся, а духовное единение живых с усопшими. А значит, единение людей                в Вечности.
И, кажется, что у А.А.Ахматовой звучит слово это как молитва – горячая молитва от сердца - не обязательно за утренним богослужением.   
И говорит поэт в своём стихотворении том, что происходит в такое тяжелое, как называли его, «апокалипсическое» время с каждым человеком, для которого Родина не пустой звук,                а понятие сакральное.
И поэт, как и тысячи неотрекшихся, знающий, что каждая минута может стать на земле последней, смотрит в Вечность…