Гранитом печальных слов

Людмила Марава
                ПАМЯТИ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ ГРАНЦЕВОЙ.
        Поэтесса, эссеист, исследователь литературы, главный редактор 
                журнала НЕВА.   
               
                Уважаемая Наталия Анатольевна!
   Пусть душевное тепло сегодняшнего весеннего Дня станет камертоном Вашего Земного счастья. И с каждым звуком его звучания во Вселенной пусть переполняется Ваше сердце радостью жизни.
  Она – прекрасна и бесконечна! Она – восторг желания жить и страстное желание наслаждаться бытием!
  Она – лишь то единственное мерило, что измеряется добром деяний и бескорыстием мыслей.
   
  В годах моего общения с Вами мне улыбнулась редкая удача убедиться в том, что эти слова – не мираж отвратного пустословия, бурно дрейфующего в пространстве предательского лицемерия и лжи, а надёжная опора совестливости и доверия людям, которым веришь.
  Не так их много, на самом деле, их очень мало вокруг. Но только с ними, повстречав их на своём жизненном пути, становишься и навсегда остаёшься и сам человеком слова и дела.
 
  Не пришла ещё пора подводить итоги тому огромному ДЕЛУ, что и для меня, и для Вас стало - Божьим промыслом и в равной степени - созидательным и чистосердечным покаянием наших жизней. И о чём Вы, приняв однажды одно единственное и надёжное решение всемерно поддерживать и оберегать ЕГО заслуженным авторитетом своего писательского и организаторского опыта, ни на миг не усомнились в верности такого ответственного шага, свойственного гордым и не зависимым в своих суждениях людям.   
  И знали бы Вы, каким вдохновением это Вашей действо поддерживает меня и окрыляет силой в моём упорно не желающим ослабевать желании говорить и быть услышанной!

  Дорогая Наталия Анатольевна! Я дорожу любой возможностью выражать Вам свою признательность за постоянство Вашего доверия ко мне. И сегодняшний День пробуждения Весны – счастливая предопределённость быть Вам ещё раз бесконечно благодарной и преданной Вашей ко мне благосклонности.
  Здоровья, радостей, удачи, благословения Небес во всех Ваших начинаниях!
 
                С глубоким уважением, Людмила Марава. ДОНЕЦК!!!
                …      
  Это моё послание я отправила Наталье Анатольевне в День 8-ого Марта. Не знала я, не ведала в тот День, что этой замечательной женщины нет уже в нашем Земном Мире. Помню, как обдумывая каждое слово своего письма, я не стремилась быть многословной, но очень старалась каждым сказанным в нём словом выразить концентрацию моей главной мысли: совершенство жизни – это, во-первых, и до бесконечности - радость общения. Сегодня я дополняю эту свою мысль: с людьми, которые тебя понимают.
  Для творческого человека это очень важно. Для меня – в разы важнее. Потому что, постигая азы писательства мне пришлось постигать и нравы писательского, очень своенравно жесткого мира.
 Не очень он гостеприимен и уж совсем не дружелюбен для неофитов. Он откровенно враждебен и, по большому счёту, закрыт на множество запоров для новичков. И только терпением и стоической верой в свои силы можно удержаться на тернисто-загадочной  тропе мыслетворений. А дальше – только везение, или Благодать Небес, что ниспошлют тебе благословение встречи с людьми, которые хотя бы приоткроют для тебя дверь, ведущую к свету признания твоих писательских усилий.

    У меня именно так всё и было. Месяцы и годы терзаний, переполненные возбуждением отчаяния в многогодии блокадных Донецких реалий, помножились на бесконечность страниц фиксированной памяти об этих событиях. Стержнем её долгосрочной надёжности стала непоколебимость никогда не покидавшего меня осознания того, что силой слов вершится летопись Донецких событий – вполне объективный, без пафоса густо припудренного словесным полноводьем, хочется так думать, процесс. И уже сегодня горячая пламенность Донецкой достоверности значительна отяжелена увесистыми пластами документалистики, из уст многих, и местных, и активно посетивших и наведывающих и сегодня в этот многострадальный край людей.      
 
  С появлением первой же публикации моих Донецких эссе в НЕВЕ - никто меня туда не проталкивал, никто и слова доброго обо мне, для ознаменования начала хоть какой-то для меня поддержки, не замолвил - я поняла, что авторитетным редакторским напутствием Натальи Анатольевны щедро и свежо распахнуть читающему миру страницы моих откровений в изданиях НЕВЫ – это вечная печать сохранности для моих Донецких повествований на века.   
 
  …Глубоко и искренне скорбя об уходе Натальи Анатольевны Гранцевой, я беру на себя ответственность, по-человечески, достойно и всем пылом моей израненной в годах Донецких метаний души отозваться на её добросердечное отношение ко мне посвящением моей новой книги, ФЕВРАЛИСТКИ, бессрочно-вечной её памяти. Алой лентой сердечного взаимопонимания переплетены годы нашего с ней общения. Алый – это цвет кровного родства людей. И ничем другим нельзя в жизни заменить эту трепещущую в Вечности людского бытия алость вечного жизнетворения.
 
   Так получилось, исторически важным оказался месяц февраль в Мировой истории. Так  случилось, много человеческих судеб не избежали с того времени жерновов разбушевавшейся стихии кровавых обновлений.
  Так печально произошло, что в этом месяце оборвалась Земная жизнь Натальи Анатольевны Гранцевой. И так судьбоносно ознаменовалось, чтобы памятью о ней навечно будут связаны судьбы оказавшихся на моём жизненном пути женщин, ФЕВРАЛИСТОК, по историческому, не терпящему сослагательного наклонения определению.
   
   С глубоким соболезнованием родным и близким Натальи Анатольевны Гранцевой,                Людмила Марава. ДОНЕЦК.