Быть или не быть?

Владимир Клименко
Жизнь продолжается.  Человеческая жизнь.  Жизнь человечества.  Многие из нас время от времени отвлекаются от своей личной жизни и пытаются объемно представить себе жизнь всего человечества.  Очень разного по составу своему.  Настолько разного, что одна его часть отличается от другой разительно, вплоть до изумления от обнаружения таких различий.  Кажется, иногда, что незачем инопланетян привлекать – свои иные имеются.  И все же, мы его представляем себе единым.  Интуитивно,  человечество для нас один организм.  И не только из-за тесноты общей лодки, в которой мы куда-то плывем, а из-за смутного чувства родства.  Пока нет инопланетян, это родство ощущается многими слабо.  Нет повода, нет соперничества, нет – «наших обижают».  А это мешает представить себе человечество в целом и мешает сформулировать основы общности, общие цели и пути их достижения.  Человечеству нужен соперник, нужна опасность.  Только это не наша агрессивность или уходы в запретные области, не захватчики-инопланетяне, не космические катастрофы.  Это все причины.  А опасность - в другом.  Опасность - в вероятности остаться невостребованными.  То есть, просто перестать быть, не оставив следа.  Отдельному человеку это часто не является очевидным.  Ведь, каждый считает, что он след оставил.  Что-то создал, что-то передал, кому-то оставил или кого-то родил.  Но это все не вечно.  Нельзя быть уверенным, что если не станет всех, то вечными останутся пирамиды, здания, книги, картины, ноты, диски, флеш-карты и любое другое.  И где же этот след?  Даже великие деяния теряют смысл, если их некому передать.  Я не буду отвлекаться на довод о том, что мы пожили и ладно.  Что пожили, конечно хорошо.  Хорошо, что довелось принять участие в чувственном обмене.  Но это путь подопытного, с этим надо смириться.  Это не смутит приверженца любой мировой религии.  Он и так знает, что раб Божий, но зато спас свою душу, перед своим Господом.  Вот только, сумма спасенных не дает повода к спокойствию за все человечество.  А зачем, уже спасенному все человечество?  Тут все упирается в мировоззренческую установку, которая не одну тысячу лет довлеет над  подавляющим числом  жителей планеты.  Она состоит в том, что индивидуум считается основой разумной, чувственной и даже биологической жизни.  А человечество – просто конгломерат или масса таких индивидуумов.  Как говорят, «считает, что он – пуп земли».  Тут не проходит опровержение, что не пуп, а раб Божий.  Не проходит потому, что и в этом случае он считает, что занимаются им индивидуально, лично им, таким особенным.  Считает, что им обязаны заниматься, пусть для этого и придется самому усилия предпринять.  Но, давайте доведем ситуацию до предела: не стало вдруг человечества, только один человек на всей планете.  Моментально он превращается в ноль.  И в ноль превращается все, что было до этого.  Все-таки, один человек – не объект мироздания.  Объект – человечество.  Тогда человек – лишь одна из функциональных  его частей, небольшой орган огромного организма.  Вроде бы, рыхлого, разбросанного.  И все-таки, именно это - организм.  Любой человек постоянно связан с ним чувственным полем, которое никто не зафиксировал, но отсутствие этой связи проявляется моментально.  Бывали и есть самоуверенные индивидуумы, которые говорили, что люди им не нужны, что они уйдут от людей.  И что?  Еще никому это не удалось, это невозможно.  Даже живя где-нибудь в лесу, он время от времени общается с людьми.  То выходит к ним за огнем, то за мукой, то за топором.  А то и за общением.  Особенно смешно, когда современник заявляет о нежелании иметь дела с людьми, но не им сшитую одежду носит, не им созданные предметы использует.  А самое главное, использует сами знания, саму идею, которые не его, которые только от человечества и можно было получить, больше не от кого.  Да и физическим своим существованием ему обязан.  Большинства соглашается с определенной одухотворенностью Вселенной.  В том или ином виде.  Согласитесь, механическое вращение всего, миллиарды лет, с постепенным угасанием – это скучно.  И… это - довод!  Даже - доказательство.  А одухотворенная Вселенная не могла не предпринять попыток создания соответствующих органов познания.  И органы эти не отдельные живые организмы, а некая ячеистая структура из таких организмов.  Очень чувствительная структура.  И на прием, и на передачу.  Все бы ничего, практически идеальный вариант.  Но, он нарушается.  Разные ячейки этой структуры, отражая в себе неоднородность Вселенной, с разной интенсивностью воспринимают чувственное и так же не одинаково передают обратно.  А это естественная основа индивидуализма, который естественно ищет опору своих притязаний на некую особенность.  Отдельная ячейка, чувствуя,  что одна она ничего не значит, все-таки, кооперируется с близкими по настроениям.  Таким образом, в общей ячеистой структуре появляются «группы по интересам»: сообщества, народности, народы.  А с социализацией, и государства.  Появляется мозаика.  Казалось бы, это красиво и хорошо.  Но родовая травма обрекает на почти необратимую катастрофу.  Естественный индивидуализм, обусловленный неоднородностями, который и создал мозаику, грозит уничтожить всю  ячеистую структуру полностью.  Естественный индивидуализм, спускаясь на  более низкие уровни, приводит к неоднородностям в желаниях, потребностях и т.д.  Появляется самое страшное слово «хочу», а с ходом социализации и «не хочу».  И все, практически, нет спасения.  Эти слова обрастают идеологическими оболочками, облачаются в тоги высоких ценностей, маскируются некоей «просветленностью».  И начинается кусание соседа по мозаике или того, кто кажется опасней.  Можно ли выжить всей  ячеистой структуре при таком раскладе?  Это очень трудно.  Разве что, если найти общую идею и заставить всю мозаику ей следовать.  К сожалению, вначале без принуждения не обойтись.  Если считать счастьем выживание человечества, то можно насильно сделать счастливым.  Тем более, что заключаться принуждение будет в воспитании.  Причем, с самого рождения.  Причем, на лучших образцах, на взлетах человеческого духа, на самых благородных поступках.  И если, вначале не все получится, то хотя бы выйти на тот уровень, где поднимется общая планка.  Где самое плохое будет там, где теперь небольшой проступок.  Понятно, что двоичность не отменить.  Плохое и хорошее будет всегда, но ведь можно же обойтись без дикого.  А для чего это нужно вообще?  Для чего человечеству выживать?  Помните, что «скучно» доказывает одухотворенность Вселенной?  А «обидно» доказывает необходимость выживания человечества.  Иначе, ни к чему наши познания, пусть пока скромные.  Ни к чему все достижения.  Вселенная, конечно, без нас обойдется.  Но мы никого не родим.  И именем нашим будет – тупик.