Весна. Поварню опять забрызгивают грязью!

Заранее
Об этой проблеме жителей деревни Поварня Белоярского района, на юге Свердловской области, мы сообщаем в связи с выборами Президента России. И очень надеемся, что новый Президент наведёт порядок! Потому что  рассчитывать на помощь губернатора Свердловской области жители деревни уже не хотят!

СТРАШНО ОТКРЫТЬ КАЛИТКУ!

Несколько месяцев назад закончилось строительство автомобильного моста над железной дорогой у станции "29 км" в Свердловской области.

И через этот мост, не заезжая в Екатеринбург, сокращая путь до Тюмени и далее, в большом обилии понеслись грузовые автомобили, следующие из Челябинской области, Башкирской республики, с южных городов. Не говорим уже о множестве легковых автомобилей со стороны Двуреченска, каждый день пересекающих деревню. Автомобильное движение через деревню Поварня - как на проспекте мегаполиса! Машины идут, можно сказать, постоянным потоком. И легковые, и грузовые.

Конечно, запуск нового моста - дело нужное. Но это событие не принесло никакой радости взрослым и детям, проживающим в Поварне. Наоборот, стало ещё хуже!

Проблема в том, что с девяностых годов прошлого века, когда через Поварню, впритык к частным земельным участкам, проложили региональную автотрассу, по сей день, уже более 30 лет, в деревне всё ещё нет тротуаров, нет пешеходных переходов, нет светофоров, нет дорожного видеонаблюдения. И просто, особенно в ненастье, перейти на другую сторону улицы Патрушева, по которой, обычно с превышенной скоростью, проносятся автомобили,- теперь большая проблема.

Жители деревни не раз обращались по этому поводу в Управление автодорог по Свердловской области. Обращались и к местным властям. Но им все ещё только обещают построить тротуары, переходы, обеспечить безопасность автомобильного движения и культуру обслуживания региональной автотрассы. До дела же так и не доходит.

А с весенним паводком каждый год центральная  деревенская улица Патрушева, по которой проезжает многочисленный транспорт, напоминает большой свинарник. Хоть кричи караул! Водители уборочных машин обгаживают заборы и людей! Прилегающие к дороге стороны улицы страшно забрызганы грязью, машины обдают грязными брызгами пешеходов, идущих на остановку электрички, во время таяния снега или дождя, по обочине! И при этом пройти в другом месте нет никакой возможности! Издевательство какое-то!

На уборочных автомобилях, похоже, намеренно не установлены защитные экраны-брызговики, сдерживающие разбрызгивание грязи по сторонам. Более того,  водители специально усиливают мощность работы очистительных "ершей", когда проежают по деревне, и грязная жижа разлетается на 6-8 метров в стороны, на заборы частных домовладений, которые, в силу ситуации, находятся на расстоянии  2-3 и даже 5-7 метров от края обочины! В такие моменты, когда неожиданно по дороге "пролетает" самодовольный водила- придурок, сидящий за рулём подметающей дорожную жижу машины, в деревне из своего двора страшно выйти! Страшно открыть калитку!

В конце концов, нервы деревенских жителей не выдержали, и они начали собирать подписи для коллективного обращения в суд.


А РЕАЛЬНО ЛИ ЭТО - ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ?

Но реально ли в таких случаях защитить свои права в российской полиции или в суде?

Юрисконсульты говорят, что добиться этого не так уж просто, даже  с помощью действующей главы 59 Гражданского кодекса РФ об обязательствах вследствие причинения вреда ( статьи 1064-1101) и действующей статьи 15 того же ГК РФ - о возмещении убытков!

Это в США, если кто-то так же, как в Поварне, загадил подметающей дорогу машиной забор частного домовладения, то пострадавший обычно сразу звонит в полицию и та, незамедлительно приехав на место происшествия, добросовестно разбирается в ситуации, и наказывает виновного. В Соединённых штатах очень хорошо развито уважительное отношение к частной собственности, которая не на словах, а на деле жёстко охраняется государством. Самовольно зайти на чужой газон там -  значит нарушить закон. Для большинства американцев это очевидно и без заборов.

А в целом за порядком и опрятностью поселений в США строго следит администрация Ассоциации домовладельцев (Home Owners Association). Да и фасадные заборчики там, если они есть, то, как правило,- совсем невысокие. Обычно же перед домами - лишь зелёные газоны и невысокие кустарники. Причём, не только в США.

У нас, в России, чаще всего, не так.

У нас, если вас в деревне Поварня обрызгала грязью машина и моментально пропала из виду, от вас ( в суде или в полиции) всё равно потребуют предоставить свидетелей, видеозаписи и доказательства о том, что это сделала именно та машина, а не другая. Но вот можно ли, чисто физически, находясь на обочине, получить такую информацию? Давайте разберёмся.

Вот представьте себе: Вы в Поварне, под дождём, идёте по обочине дороги к электричке, как обычно ходят многие владельцы загородных домиков. Причем, по обочине идёте потому, что никакого тротуара здесь нет. И добраться на машине до железнодорожной остановки - нет никакой возможности, у большинства деревенских жителей собственного автомобиля нет. И вот вы шагаете по обочине, утопая обувью в грязи. В одной руке у вас зонтик, укрываающий от дождя, в другой - сумка.

И вдруг, пролетев на повышенной скорости мимо, вас обрызгивает автомобиль. Вы добросовестно бросаете на грязь зонтик и сумку и начинаете судорожно искать в кармане смартфон, чтобы сфотографировать задний госномер забрызгавшего вас автомобиля лихача. Как требуется по закону. Но пока его достаёте, пока включаете, машины  уже и след простыл. Одно успеваете заметить- что госномер её запачкан грязью, и поэтому его всё равно не видно. Но вам же по российскому законодательству нужны ещё и свидетели! Вы оглядываетесь, а вокруг - ни души. Лишь далеко позади маячит ещё одна, тоже забрызганная фигура на обочине...

Или - вот, другой пример. Вы подходите к своему двору и с ужасом видите, что ваши забор и калитка полностью забрызганы грязью. Причём явно видно, что грязь эта - от дорожной "подметалки". В возмущении вы звоните в Свердловское управление автодороги и предъявляете претензию!

А там вас спокойно так спрашивают:

-Стоп, стоп!  А вы записали номер машины?

- Нет, я её не видел. Но видели соседи! - отвечаете вы.

А вам в ответ:

-У них имеется видеозапись?

-Видеозаписи нет. Госномер машины записать тоже не успели - она проехала слишком быстро.

- Тогда на основании чего мы с вами сможем утверждать, что это сделал водитель нашего субподрядчика?

Более того! Государственные дорожные управления, чиновники которых повязаны с полукриминальными дельцами коррупцией, даже не заморачиваются такими диалогами, а отвечают жёстко:" Подрядчик понесёт ответственность, если его вина будет доказана в установленном порядке..." Ну а что такое - "в установленном порядке" ? Да всё то же - про свидетелей, понятых, видеозаписи!

Это похоже на жульническое отношение к пострадавшему, но обычно так и бывает.

Из описанных примеров следует, что в такой экстремальной ситуации даже хорошо знающий законы специалист не в состоянии доказать вину обрызгавшего его водителя. Да и само законодательство нередко обставлено такими условиями, что у потерпевшего быстро пропадает желание что-то доказывать.
 
Вот, к примеру,  уже упомянутая статья 15 ГК РФ "Возмещение убытков". Внимательно вчитайтесь, если из-за технологически неправильной уборки дороги ваш забор забрызган грязью. Вот полный текст этой статьи: " 1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)."

Всё, казалось бы, верно. Но, помимо необходимости предоставить судье свидетелей и видео забрызганного грязью госномера, надо ещё и заплатить за независимую экспертизу, за работу юрисконсульта и адвоката. И приготовиться к элементарному вранью виновного. Да ещё и пошлину не забыть оплатить!

Согласитесь, слишком уж многовато затрат для маленькой бытовой темы.

Вот и получается так, что легче просто взять ведро с водой, взять тряпку и молча смыть и стереть всю эту грязь с забора,  мысленно "поблагодарив" главного Гаранта наших прав и всех остальных гарантов, обрегающих наши права.

Вот так у нас. Как и написано в Конституции - Статья 2: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства." Статья 17: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией." Только в кавычках. Надеюсь, моя ирония понятна.


ОДНА И ТА ЖЕ ПЕСНЯ...

Как видим, по любому, в деревне Поварня нужны и видеокамеры, и знаки, ограничивающие скорость движения транспорта до 40 км/ч, без использования нештрафуемого порога, позволяющего разгоняться со скоростью до 59 км/ч, и тротуары, и дорожные стоки... И всё надо, по логике, сделать единовременно, в комплексе. Но можно ли решить дорожные проблемы Поварни одним махом?

Теоретически - да, если бы губернатор, в ответ на жалобы жителей деревни, собрал бы руководителей всех ответственных ведомств и, как говорится, раздал бы "всем сестрам по серьгам", определив конкретные сроки исполнения задач. Но до сих пор он пока так не сделал.

И жители деревни вынуждены "мордоваться" с каждым ведомством отдельно. Потому, что за дорожное видеонаблюдение, переходы и ограничительные знаки отвечает ГИБДД, но оно в этом плане для Поварни пока не "созрело". За мутные лужи на дороге отвечает автодорожное Управление, но у него  всё время почему-то не хватает  необходимого бюджета. К тому же, из-за этой тридцатилетней волынки с благоустройством деревни, до сих пор не ясно, кто же отвечает за строительство тротуаров - то ли Управление автодороги, то ли местная власть городского округа. Первые чиновники кивают на вторых, вторые - на первых...

И слушают поваринцы одну и ту же шарманку вот уже более тридцати лет! При советской власти - то же, что и сегодня. И сегодня - то же, что обещали им ещё при советской власти...

8 марта 2024 г.


***

ПОСТСКРИПТУМ от 13 марта 2024 г.

Было бы не справедливо, если бы мы не сообщили своим читателям, как Управление автомобильных дорог, это Государственное казённое учреждение Свердловской области, отреагировало на нашу претензию в своём ответном письме  от 13.03. 2024 г., на фирменном бланке.

Ответ, за подписью заместителя начальника Управления О.В. Мелехова, поступил на имя одного из жителей Поварни, предьявивших досудебную Претензию.

В нём, в частности, сообщается, что  ГКУ СО " Управление автодорог" заключило государственный контракт № 19 С/ЭА от 06.04. 2023 г, по которому ответственность за выполнение работ по содержанию автомобильной дороги, пересекающей деревню Поварня, включая соблюдение правил  качественного и безопасного производства работ, возложена на АО " Свердловскавтодор".
Согласно пункту 5.5 Контракта, подрядчик несёт имущественную, административную и иную ответственность за необеспечение безопасности дорожного движения, а также за выявленные нарушения при выполнении работ.

Указан также юридический адрес ( г. Екатеринбург, ул. Московская,11 ) и контактная информация АО " Свердловскавтодор", чем мы непременно воспользуемся, когда предъявим этому предприятию досудебную Претензию за ущерб, нанесённый ряду домовладельцев, чьи заборы обгадил водитель дорожной " подметалки", густо забрызгавший грязью их заборы и калитки.