Разговор по душам

Анатолий Ефимов
 РАЗГОВОР ПО ДУШАМ

Октябрь 2018 года буйствовал многообразием красок.

Бабье лето, благодаря теплой погоде,  затянулось на радость и в помощь местным жителям. Сжатые, но еще не вспаханные поля отливали мягким желтоватым  цветом стерни, говорящим о богатом урожае собранного зерна, несмотря на засушливое лето.  Рядом на отдаленных косогорах  маслянисто чернели уже вспаханные  черноземные увалы. По-весеннему оживляли окружающую картину осенней природы ярко-зеленые всходы озимых посевов.

Одиноко и сиротливо угнетало пейзаж серым цветом почему-то не убранное вовремя  возле дороги поле перезревшего мелкого  подсолнуха.

 Очень украшали своей неожиданностью непонятно как появившиеся на лугах и пустошах запоздалые редкие, неброские, но видимые издалека запоздалые полевые цветы.  В сочетании с яркими  красными кистями рябины и кустами шиповника они удивительно красили уже достаточно посеревший под холодными осенними дождями и ветрами окружающий нас пейзаж.

Перелески и встречаемые ровные ряды березовых посадок являлись воистину золотым обрамлением окружающих нас полей на фоне изумительно чистого  голубого неба с редкими белыми кучевыми облаками. Вся природа наслаждалась последними теплыми лучами солнца в ожидании осенних дождей и зимних метелей… Сделав последнюю в этом щедром от природы, хоть и бездождевом, году попытку  сходить за грибами, мы возвращались из ближайшей золотой посадки,  домой в  село Делехово.  Подберезовики, волнушки и даже грузди еще находились, но отыскать их в толстом ковре свежих желтых листьев было очень проблематично.

На подъезде к дому я притормозил возле остановившегося желтого школьного автобуса, на котором местная жительница В.И. Понамарева – учительница  и одновременно библиотекарь школы в поселке Павелец привезла местных делиховских ребятишек, в том числе своих детей Анюту и Ваню, после занятий домой.

– Анатолий Петрович!  Вот  Вы-то  мне как раз и нужны.

– Здравствуйте, Валентина Ивановна!  Я Вам нужен?

– Здравствуйте. Еще как нужны.  Вы, Анатолий Петрович, за своими  делами совсем, видимо, забыли о нашей с вами традиции последних лет. Осенью встречаться со старшеклассниками нашей школы.

– Да, действительно, мы с Вами последние годы проводим такие встречи. Давайте не будем нарушать нашу традицию и в этом году. Еще, думаю, не поздно.

– Вы подарили нашей Павелецкой школе №1 свою книгу стихов  «Обитель наша и причал». И после этого мы уже несколько лет осенью проводим у нас встречу старшеклассников с Вами, поэтом, автором этой книги. Об этой традиции я Вам и напоминаю. Дети подрастают ежегодно  и требуют мужского внимания. Тем более Вы офицер.

– Валентина Ивановна! Неужели я,  отставной полковник,  могу в чем-то отказать вашим  прекрасным ученикам?! Конечно, согласен. Когда и где мы можем встретиться с Вашими гвардейцами, которые, слушая Вас,  видимо,  очень физически и духовно подросли с прошлого года?

– Чтобы ребята еще более качественно подросли и стали еще замечательнее, мы предлагаем провести  эту встречу завтра у нас в школе в два часа дня после основных уроков. Вы согласны и сможете приехать?

– Обязательно буду.  Только Вы разрешите мне взять с собой мою супругу Нину Алексеевну?  Во-первых, она моя половина и мне без нее никуда, а во-вторых, она очень любит общаться с детьми. Она по жизни инженер-строитель, а по призванию инженер детских душ и очень любит  детей.  И в третьих, она всю жизнь сопровождала меня в делах и походах.

– Вашу Нину Алексеевну все знают и любят. Завтра ждем Вас обоих.

…На следующий день в указанное время мы с Ниной приехали  к школе, огороженной сетчатым забором в окружении больших деревьев с уже  наполовину осыпавшимися  листьями. На въезде во двор стоял экскаватор типа «Беларусь» возле вырытой траншеи с порванным кабелем.  Видимо, велись ремонтные работы. Нас встретила одетая  по осенней погоде в желтую куртку Валентина  Ивановна и пригласила в здание школы.  На торцовом фасаде здания висел профильный портрет  В.И. Ленина, а с обеих сторон крыльца мемориальные доски Героев  войны, полных кавалеров орденов Славы и достойных людей страны, учившихся в Павелецкой школе №1.  Для обычной сельской школы их количество вызывало невольное уважение.

В вестибюле, в первую очередь, обращал на себя внимание  красочный стенд с портретом президента страны В.В. Путина, гимном  Российской Федерации, флагом  и гербом России, символиками Рязанской области и Скопинского  района.  Отдельный стенд был посвящен  выпускнику школы заслуженному ученому – криогенику, лауреату Государственной премии СССР В.Е. Курташину. А также информационный стенд к 190-летию со дня рождения  Льва Николаевича Толстого. Все оформлено грамотно, с душой и любовью.

Все это мне напомнило о подобных встречах в последние годы в моей родной Ушаковской школе в Вагайском районе Тюменской области во время редких поездок в Сибирь на малую родину. Традиции в классическом духе  нашего русского школьного образования, основанного на патриотизме и любви к своей земле и истории. Вспомнилась увиденная мною книга В.В. Путина  в витрине библиотеки им. Горького в Москве – «Патриотизм – национальная идея России».

До окончания последнего урока Валентина Ивановна пригласила нас  в школьную библиотеку, хозяйкой которой она являлась, и где я с удовольствием увидел на специально оборудованном стенде  отобранные  и переданные школе книги из нашей домашней библиотеки. С теплотой  вспомнил нашу Ушаковскую  школьную библиотеку 50-х и 60-х годов прошлого столетия, в которой  я практически прочитал во время учебы все. С уважением к педагогам и Валентине Ивановне смотрел размещенные между стеллажами портреты  русских просветителей и  Есенинский уголок с портретом. Родиной ему была рязанская земля. Разумеется, читального зала со столами и компьютерами, что мы сегодня встречаем в московских библиотеках,  здесь  еще пока не было из-за недостатка средств и возможностей.

С грустью воспринял ответ Валентины Ивановны на мой вопрос.

– А много ли сейчас ребята читают?

– К большому сожалению, не много. Могу назвать только несколько человек – больших любителей книги.  Читают, в основном, только то, что нужно по программам обучения. Видимо, мешает интернет, большая занятость школьников  или что-то другое. Дети начальных классов читают  больше.

– Валентина Ивановна! Сегодня каждый ребенок, независимо от возраста, имеет собственный сотовый телефон. Без этого трудно даже представить современную жизнь. Не мешают они в школе учебе детей?  Не отвлекают от занятий? Кое-где, я слышал, телефоны во время занятий обязывают сдавать.

– У нас в школе у ребят телефоны не забираем.  Хотя, конечно, это большой соблазн. Мы  с ним постоянно боремся, правда,  с переменным успехом. С другой стороны, телефон, как лакмусовая бумажка, показывает отношение ученика к учебе. Если ученик забыл о телефоне, значит,  занимается  прилежно и результативно. Урок его увлек.

Наконец, после окончания плановых занятий старшеклассников около 40 человек собрали в наиболее вместительном классе. Понемногу ребята угомонились и разместились по несколько человек за партами. Валентина Ивановна в очередной раз представила меня. Многих ребят я узнал, так как с жителями села Павелец и окружающих поселений мне постоянно приходится встречаться в повседневной жизни, а поскольку я часто участвую в местных праздниках и юбилейных торжествах, где приходится много фотографировать, то и ребят многих  запомнил, в том числе,  через объектив  камеры. Так же,  как и учителей. Многих знаю по ранее проведенным встречам. Очень тепло встретились с  О.А. Юнусовой – помощником директора школы по безопасности, ранее она была заместителем по воспитанию, и первые встречи в школе организовывала именно  она.

Договорились  встречу провести в свободной манере вопросов и ответов. Моих рассказов о встреченных в жизни событиях и людях, о нашей сибирской школе Ушаково и особенностях учебы и жизни в школьном интернате в то далекое время.  Конечно же, пришлось читать стихи и даже рассказывать, что являлось поводом или причиной для их  зарождения. Много было вопросов у ребят о службе в армии и особенностях прохождения офицерской службы. О военном строительстве на Севере, в степях и тайге, на Востоке и Байконуре.  О трудностях и особенностях создания оборонного щита Отчизны. Начал я разговор стихотворением «Тюльпаны».

Тюльпаны также первобытно,
Как и столетия назад,
Живут подолгу очень скрытно
И до поры во тьме лежат.
И только раннею весною
Слезами красными земли
Перед засухой степь покроют,
Чтоб люди видеть их могли.
И на своей  зелёной ножке
Стоят как факелы в степи,
Надежды мужественной крошкой,
Горящим символом  любви.
Любви к земле  на голом месте,
Песок да камни без воды,
Страдать так вместе, верить вместе,
Цвести и вместе ждать беды.
Все пережить, поверить снова,
В зной жгучий силы накопить
И, разорвав зимы оковы,
Мир красотою удивить.    
               
Байконур, 1990г.
 
После окончания  стиха возникли вопросы о Байконуре, степных просторах и  космосе. Ребят заинтересовало, в каком возрасте я начал писать стихи, и трудно ли написать книгу стихов и издать. Рассказал им, что любое дело требует профессионализма, огромного желания его сделать хорошо и бесконечного терпеливого труда: накосить  стог  сена, вырастить из маленького теленка корову, чтобы она давала молоко, вспахать поле, написать книгу, выучить и воспитать умного и красивого человека, вылечить людей.  Для творческого труда, разумеется, нужны, кроме всего сказанного, еще личные способности  и, конечно, талант, над которыми нужно постоянно работать. С детских лет, если его почувствуешь, и появится желание  высказать или сделать что-то новое, необычное и красивое.
Обратил внимание на сидящих в левом ряду за партами девочек и девушек, внимательно и задумчиво реагирующих на разговор. Они себе еще недостаточно представляют, какие большие  перемены в жизни ожидают их в ближайшие годы. Захотелось им прочитать следующее стихотворение.

           Девичье

Милый, я тебе на свете
Предназначена  судьбой,
Ты мой рыцарь – повелитель,
Сохрани  же мой покой.
Я слаба, ты сильный  духом,
Я нежна, ты добрым будь,
Будь защитником и другом
И про верность не забудь.
Отведи крылом могучим
Зло, коварство и обман,
Словом нежным и горячим
Развей холод и туман.
Будь мне солнцем в дни ненастья,
Будь единственной мечтой,
Подари мне в жизни счастье,
Ненаглядный ангел мой.
            
  Турбаза МО «Терскол», 1989г.

Разговор проходил интересно и обоюдно заинтересованно, поэтому решил для мальчиков и юношей прочитать стихотворение «Главное» и рассказать им, что желают они того или нет, но у мужчин во все времена, и не только у мужчин, а в России практически у всех поколений была Великая обязанность защищать свой дом, свою землю, свою семью, а в целом – Отчизну. Так было  испокон веков. Этот святой долг, основанный на любви, должен быть в сердце и душе у каждого всегда, независимо от возраста.

                Главное

Война нам часто о себе напоминает,
А память до сих пор в себе хранит
Виденья, как солдаты, погибая,
Жгут танки, чтоб Отчизну защитить.
Нам всем живым предписана  дорога,
Кому уж что придётся совершить,
Кому-то мало, а кому-то много,
Но главное – Отчизну защитить.
А дети наши вырастут  достойными,
Мы их научим Родину любить,
И будут  они  самыми  красивыми,
Но главное – Отчизну сохранить.
У всех пройдут и зори, и закаты,
И солнце будет  каждому светить,
И будем жить мы на земле богато,
Но главное – Отчизну укрепить.
Мы называем прошлое судьбою,
И о потерях сердце так болит,
Пусть в жизни мы не видели покоя,
Есть главное – Отчизну защитить.
 
Москва, 1970г.


Очень серьезный и  ответственный вопрос задал рослый самостоятельный паренек с первой парты левого ряда – Павел.  Спокойно, в то же время с серьезным любопытством, глядя прямо в глаза, без излишней бравады и искусственной надуманности спросил: «Вы кого себе брали или берете сейчас, как пример для подражания или идеал  человеческого поведения  в повседневной жизни и создания своих произведений?»

– Спасибо, Паша, за прекрасный вопрос. В свое время я прочел всю школьную библиотеку в нашей сибирской Ушаковской школе.  При этом, сам понимаешь, встретил  сотни,  если не тысячи прекрасных героев, достойных подражания. Но они жили в другое время и в других условиях и на других нравственных основах и правилах. За основу  в столь серьезном и важном деле все-таки нужно брать мировоззрение  человека.  То, как он относится к жизни и какими  руководствуется  общечеловеческими нормами поведения и бытия.  Я имею в виду  доброту, порядочность, душевность, честь, скромность, долг, любовь, трудолюбие  и так далее.

Вот, например, мы хоронили недавно на Троекуровском  кладбище в г. Москве одного замечательного человека, генерала, моего друга. Там на стеле у Вечного огня написаны слова: «Душу Богу, Жизнь Родине, Честь никому». Все мужчины нашей семьи были убиты на войне, защищая Родину и нас. Они были для нас героями, хотя мы их даже не помним, так как были еще совсем маленькими детьми.  И примером для нас в детстве всегда была мать и окружающие ее одинокие женщины – вдовы и полукалеки – мужчины, выжившие после войны. Эти люди в невероятных лишениях, непосильном труде и крайней нужде отдавали по крупицам свою жизнь для того, чтобы обрабатывать землю, содержать скот, а главное, вырастить и выучить детей, то есть нас, порядочными и правильными людьми.

Паша, мой образ героя для примера – собирательный, на основе христианских правил поведения людей, окружавших при жизни меня. Разумеется, ни в коей мере нельзя игнорировать или уменьшать воспитательное значение встреченных мною в литературе или искусстве положительных героев.

А теперь я прочитаю вам стихотворение, написанное моему сыну, когда он был в таком возрасте, как вы сейчас. Сегодня он генеральный директор крупного завода «Энергомаш». Я обратил внимание на слова, написанные им как предисловие к красочному юбилейному альбому, выпущенному к 75-летию этого очень важного  для атомных АЭС и энергетической промышленности  нашей страны и мира  предприятия: «Великое прошлое завода – это трамплин для Великого будущего».  Эти короткие, но важные и емкие слова, я думаю, можно понимать как призыв к сохранению традиций  страны, общества, коллективов, организаций и, конечно же,  своей семьи,  ради Будущего.

     Сыну к 15-летию

Открытое окно познанья
Неудержимо вдаль влечёт.
Не терпит  время  ожиданья,
Коль крылья  юности  даёт.
Алеют паруса «Секрета»,
В них ветер странствия  поёт,
Открытия  ждут  тайны  света
И прошлое к себе зовёт.
Вчера путь  Млечный  Магеллану
Светил, сейчас глядит на нас,
Нам Пушкин подарил Татьяну,
Загадочно тревожит  Марс.
Россия же дала в наследство
Небес волнующую синь
С монастырями по соседству,
Раздолье леса и глубин.
На нас сошёлся  перекрёсток
Надежд, раздумий и тревог,
В нём разудалых троек вёрсты
И пыль кандальная дорог.
Жён декабристов отреченье,
Величье духа и ума,
Смешались вера, долг, сомненье,
Свет разума, забытье, тьма.
Но как всегда горят зарницы,
Года меняют вёснам счёт,
Мелькают времени страницы,
И мысль опять зовёт вперёд.
Очистят праведные грозы
Застойный воздух над  страной,
И грусть есенинской березы
Вновь увлечёт своей мечтой.
Восторжествует  дух Джульетты
В краю Гагаринских миров,
Где повстречаем  мы отсветы
Далёкой  юности костров.
 
Москва, 1989г.

Наше общение со старшеклассниками Павелецкой школы несколько затянулось, и моя супруга Нина Алексеевна, сидевшая на заднем ряду  с Олей – внучкой В.Н. Воеводиной, уже стала жестами мне намекать о завершении встречи. Традиционно в коридоре школы разместили всех присутствующих для коллективного  фото.

– Валентина Ивановна!  Что Вы можете сказать по  поводу нашей сегодняшней встречи с ребятами?  Все прошло, как нужно, или не очень? – спросил в перерыве  я.

– Анатолий Петрович! Вы забыли наш с Вами разговор о лакмусовой бумажке.  За все время встречи, почти  полтора часа, я ни разу не увидела, чтобы кто-то из ребят воспользовался своим сотовым телефоном, а это означает, что им было все интересно.

– В таком случае, будем надеяться, что и полезно.

– Безусловно.  Я в этом не сомневаюсь. Спасибо Вам – ответила Валентина Ивановна,  подавая нам с Ниной букет осенних хризантем.

Тепло попрощавшись с ребятами, мы сделали последние снимки, и взяв с собой, в машину, живущую в с. Делехово рядом с нами ученицу 10 класса  Олю, вернулись  домой. По дороге на наши вопросы об учебе в школе Оля, милая и общительная девушка, отличница, пожаловалась, что очень трудно учиться.  Бывает почти каждый день по семь уроков, и много задают на дом. Каждый день приходится ложиться спать в  12 часов. К концу недели очень устает.

– Это верно. У нас Аня  и Ваня тоже устают до конца недели.  Очень плотные и сложные программы обучения, – подтвердила Валентина Ивановна. – У меня, Анатолий Петрович,   к Вам будет еще одна просьба, – продолжила она.

– Слушаю  Вас.

– Мы готовим в школе стенд ветеранов войны и труда нашего поселения. Очень мало, к сожалению, имеется фотографий.  Особенно последних лет их жизни. Фронтовики и основные ветераны труда уже ушли из жизни. Вы с первого дня, как появились у нас, уже более 20-ти лет постоянно на всех торжествах и событиях очень много снимаете и, насколько я знаю,  все  фото сохраняете. Не могли бы Вы нам помочь в этом вопросе?

– Как я могу отказать Вам в таком важном, как память о людях старших поколений, деле?! Обязательно подберу, и затем мы вместе решим  вопросы оформления.  Раз уж назвался добровольным фотолетописцем  села, то нужно оправдывать это звание.

– Я  не сомневалась,  что Вы нам поможете.

Через несколько дней мы уезжали  в Москву,  так сказать, на зимние квартиры. Запомнились порядок, чистота и обустроенность этой школы. Пусть не крутой по современным столичным меркам, но с душой и любовью  ухоженной и оборудованной  коллективом учителей и учеников  школы.  Осталась в душе и памяти эта теплая встреча.

Анатолий Ефимов

Специально для портала Западно-Сибирского землячества, 14 ноября 2019г.

ред. 19.01.2024