Покаяние

Людмила Хаустова
«Думы окаянные, думы потаенные…»

   Покаяние, - задумчиво и несколько удручённо произнёс Александр Иванович. -  Оно идет от Каина. Первого, рожденного  на земле человека  и первого  убийцы на планете.  Как писал когда-то Феликс Кривин «Уже на заре человечества одна половина истребила другую. Каин убил Авеля».  Сейчас спроси школьника про детей Адама и Евы, они вряд ли кого вспомнят.
     На долю Каина, старшего сына в семье Адама и Евы,  пришелся  очень тяжелый,  истинно  приземленный, заурядный и невозблагодаренный, как говорили прежде,  труд хлебороба. Мне почему-то представляется, что Каин не видел радости в своём труде. Человек, взращивающий самый теплый и самый надобный плод земли – хлеб, хмурый Каин работал удрученно и безрадостно. Он  остервенело  вспарывал землю плугом, безучастно и нерадиво разбрасывал  семена во взборожденную, встревоженную землю. Также небрежно и отрешенно собирал дарованные Создателем плоды. В поте лица своего, не разгибая спины, с утра до ночи трудился Каин. И хотя вся семья  каждый день кормилась   плодами его трудов – хлебом  насущным, редко кому приходило в голову поблагодарить Каина за этот повседневный,  обыденный и будничный дар. Может статься, что также буднично, безыскусно, с  унылым небрежением подготовил Каин и  хлеба приношения в дар Господу.
   А улыбчивый  и благодушный пастырь овец  Авель с утра выгонял свои стада на зеленые и благодатные луга,  целый день чутко и трепетно охранял их  от опасных зверей и людей, изыскивая  время для незатейливой игры на дудочке. Напевая безыскусную и милую мелодию,  Авель старательно отыскивал своё приношение в дар Господу. Он обошёл  всё стадо и любовно отобрал первородного и упитанного агнца.
    Открыв Библию, Александр Иванович прочитал: «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их». (Бытие 4:2)
    Но почему не принял Бог скромных плодов земли, принесенных в жертву Каином? Почему предпочел Он тучного агнца в жертвенный дар Себе?  Мне думается, это было испытание. Если бы Господь избрал приношение Каина, добросердечный Авель, скорее всего,  просто слегка  опечалился, но воспринял выбор Всевышнего со смирением, а потом порадовался бы за брата. Что же Каин? В одном из переводов Библии говорится, что «Каин сильно разгневался и поникло лицо его».
- А ведь его даже жалко, - сострадательно покачала головой Вероника Павловна. -  Участь старшего ребенка в семье подчас оказывается не очень завидной. К младшим  обычно относятся более снисходительно и ласково.  К тому же плоды труда Авеля – мясо вкушали не каждый день, и всякий такой день обращался  в праздник. Родители, облизываясь, нахваливали вкусное угощение, а заодно  и Авеля. Но заедали   они жирного барашка  хлебом, и даже жирные руки вытирали о него, с неким небрежительным равнодушием  к  повседневным плодам Каиновых трудов. Каждый день вся семья  возносила благодарственную молитву Богу за хлеб насущный, но не отдавала должного Каину.  У Каина на руках только мозоли от тяжкого труда его, а руки Авеля обагряны кровью невинного, безмолвного и беспомощного агнца!      Так мог думать Каин.  Вот он и возмутился.
- Ты готова сочувствовать всем,-  улыбнулся Александр Иванович. - А вот Господь,    узрев недовольство Каина,  удерживает его вопросом: «Почему ты огорчился?»  Этим он призывает Каина к  исповеданию греха зависти и гнева, к исповеданию и раскаянию, которое привело бы к примирению братьев.  Более того,  Спаситель  упреждает Каина словами: «Если не делаешь доброго, то у дверей  твоих грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
   Однако не внял Каин предупреждению и наставлению Господню. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Убивая брата, Каин    посягнул на кровное родство, отрекся, предал и разрубил кровные узы, обагрив их кровью брата своего, единокровного и единородного. Убил, не думая ни о матери, ни об отце. Убивая брата, Каин понимал, что он не сможет  больше вернуться к родным, и что ему отныне и вовек уготована участь  изгоя.  Каин убил  родного брата и  вдобавок солгал, ответив на вопрос  Господа  уклончивой и лукавой фразой: «Разве я сторож брату моему?»
   Вот и проклял Господь Каина, пометил его каиновой печатью и обрек его быть изгнанником и скитальцем на земле, не дав ему  избавления  ни в раскаянии, ни даже в смерти.    От него  пошло расползаться по земле Каиново племя отступников и убийц, предателей и  лгунов.  Окаянное племя потомков  угрюмого и злокозненного  землепашца, который не умел ни любить, ни   прощать, ни каяться.
   Раскаяние тоже связано с Каином, но означает отступление от Каина. Оно перерубает связь с Каином,  свидетельствует об отходе от него на рас-стояние, уберегающее и избавляющее нас от бремени  каиновых грехов. Покаяние сопряжено с совестью. Когда-то Жуковский написал:
«Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель,
О совесть, наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!»
   Этот сокрытый  в душе человека предупредительный звоночек  отзывается на  весть свыше, на безмолвный вопрос и немую мольбу Всевышнего. Как вопрос Господа к Каину: «Почему ты огорчился?» Такой вопрос должен пробудить совесть, заставить заглянуть в глубины души,  прислушаться к сердцу, разобраться, уяснить, дать отчёт себе и покаяться. 
   Самое искреннее раскаяние и покаяние происходит  в безмолвной мольбе, обращенной к Всевышнему. Слова не нужны для обращения «во слух  к Господу, в уши Его». Покаяние, облеченное в случайно найденные слова, запутывается и теряется в словесной паутине. «Мысль изреченная есть ложь». И ещё сказано: «Да будет ваше слово Да-Да, нет-Нет. Все прочее от Лукавого».  Этот юркий, вертлявый лукавый вездесущ. Стоит  нам запнуться на каком-то слове, потеряться в лабиринте мыслей, запамятовать или отвлечься в молитвенном обращении к Всевышнему, как тут же поблизости возникает мутная, скверная и пакостная тень лукавого. Этот злой дух уводит нас  от   смиренной исповеди и покаянной молитвы в беспорядочную мешанину житейских забот, нашептывает слова самооправдания  и самоутверждения.
- Но почему же Господь не истребил Каина и племя его с лица земли?  Каин вскоре  вполне благополучно женился и родил сына Еноха. Потом Каин построил город и назвал его именем сына своего, от которого пошло на земле многочисленное потомство.  Получается, что через него во всех жителях  земли, в каждом из нас течет  некая толика каиновой крови.
- Но у Адама и Евы был третий сын Сиф, посланный им в утешение после убийства Авеля и после проклятия, ниспосланного  Господом на Каина и потомство его. Сиф был  исключительно благонравным  и смекалистым человеком. Он был предком Еноха, Мафусала и Ноя. Он даже Упоминается в родословии Иисуса Христа.   По преданию, Сиф изобрел письменность. От его сына   Еноса явились на свет такие же добропорядочные  и смышленые потомки,  которые заинтересовались строением мира, и отобразили свои открытия в каменных столбах, чтобы обеспечить их сохранность в веках. Тут можно вспомнить Стоунхедж и другие мегалитические сооружения, разбросанные  по всему миру.
- Кстати говоря, а где брали себе жен эти первые люди?
- Предания говорят, что это были сестры, дочери Адама и Евы. Других людей на земле ещё не было, вот и выбора не было.  «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей».  А знаменитый историк Иосиф Флавий уточняет: «Детей у Адама, как говорит древнее предание, было тридцать  три сына и двадцать три дочери» Так что Сиф женился на своей сестре, как, видимо, и Каин. Первоначально  внутрисемейные и  близкородственный браки  не почитались ослушанием  и нарушением закона Божия. Только спустя столетия Бог через Моисея дал  законы, запрещавшие такие браки.
-  Значит,  получается, что во всех нас  течет кровь Каина и Сифа, и всех их многочисленных потомков. И только совесть может подсказать нам, на зов какой крови нам стоит  откликаться.