«Думы окаянные, думы потаенные…»
Покаяние, - задумчиво и несколько удручённо произнёс Александр Иванович. - Оно идет от Каина. Первого, рожденного на земле человека и первого убийцы на планете. Как писал когда-то Феликс Кривин «Уже на заре человечества одна половина истребила другую. Каин убил Авеля». Сейчас спроси школьника про детей Адама и Евы, они вряд ли кого вспомнят.
На долю Каина, старшего сына в семье Адама и Евы, пришелся очень тяжелый, истинно приземленный, заурядный и невозблагодаренный, как говорили прежде, труд хлебороба. Мне почему-то представляется, что Каин не видел радости в своём труде. Человек, взращивающий самый теплый и самый надобный плод земли – хлеб, хмурый Каин работал удрученно и безрадостно. Он остервенело вспарывал землю плугом, безучастно и нерадиво разбрасывал семена во взборожденную, встревоженную землю. Также небрежно и отрешенно собирал дарованные Создателем плоды. В поте лица своего, не разгибая спины, с утра до ночи трудился Каин. И хотя вся семья каждый день кормилась плодами его трудов – хлебом насущным, редко кому приходило в голову поблагодарить Каина за этот повседневный, обыденный и будничный дар. Может статься, что также буднично, безыскусно, с унылым небрежением подготовил Каин и хлеба приношения в дар Господу.
А улыбчивый и благодушный пастырь овец Авель с утра выгонял свои стада на зеленые и благодатные луга, целый день чутко и трепетно охранял их от опасных зверей и людей, изыскивая время для незатейливой игры на дудочке. Напевая безыскусную и милую мелодию, Авель старательно отыскивал своё приношение в дар Господу. Он обошёл всё стадо и любовно отобрал первородного и упитанного агнца.
Открыв Библию, Александр Иванович прочитал: «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их». (Бытие 4:2)
Но почему не принял Бог скромных плодов земли, принесенных в жертву Каином? Почему предпочел Он тучного агнца в жертвенный дар Себе? Мне думается, это было испытание. Если бы Господь избрал приношение Каина, добросердечный Авель, скорее всего, просто слегка опечалился, но воспринял выбор Всевышнего со смирением, а потом порадовался бы за брата. Что же Каин? В одном из переводов Библии говорится, что «Каин сильно разгневался и поникло лицо его».
- А ведь его даже жалко, - сострадательно покачала головой Вероника Павловна. - Участь старшего ребенка в семье подчас оказывается не очень завидной. К младшим обычно относятся более снисходительно и ласково. К тому же плоды труда Авеля – мясо вкушали не каждый день, и всякий такой день обращался в праздник. Родители, облизываясь, нахваливали вкусное угощение, а заодно и Авеля. Но заедали они жирного барашка хлебом, и даже жирные руки вытирали о него, с неким небрежительным равнодушием к повседневным плодам Каиновых трудов. Каждый день вся семья возносила благодарственную молитву Богу за хлеб насущный, но не отдавала должного Каину. У Каина на руках только мозоли от тяжкого труда его, а руки Авеля обагряны кровью невинного, безмолвного и беспомощного агнца! Так мог думать Каин. Вот он и возмутился.
- Ты готова сочувствовать всем,- улыбнулся Александр Иванович. - А вот Господь, узрев недовольство Каина, удерживает его вопросом: «Почему ты огорчился?» Этим он призывает Каина к исповеданию греха зависти и гнева, к исповеданию и раскаянию, которое привело бы к примирению братьев. Более того, Спаситель упреждает Каина словами: «Если не делаешь доброго, то у дверей твоих грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Однако не внял Каин предупреждению и наставлению Господню. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Убивая брата, Каин посягнул на кровное родство, отрекся, предал и разрубил кровные узы, обагрив их кровью брата своего, единокровного и единородного. Убил, не думая ни о матери, ни об отце. Убивая брата, Каин понимал, что он не сможет больше вернуться к родным, и что ему отныне и вовек уготована участь изгоя. Каин убил родного брата и вдобавок солгал, ответив на вопрос Господа уклончивой и лукавой фразой: «Разве я сторож брату моему?»
Вот и проклял Господь Каина, пометил его каиновой печатью и обрек его быть изгнанником и скитальцем на земле, не дав ему избавления ни в раскаянии, ни даже в смерти. От него пошло расползаться по земле Каиново племя отступников и убийц, предателей и лгунов. Окаянное племя потомков угрюмого и злокозненного землепашца, который не умел ни любить, ни прощать, ни каяться.
Раскаяние тоже связано с Каином, но означает отступление от Каина. Оно перерубает связь с Каином, свидетельствует об отходе от него на рас-стояние, уберегающее и избавляющее нас от бремени каиновых грехов. Покаяние сопряжено с совестью. Когда-то Жуковский написал:
«Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель,
О совесть, наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!»
Этот сокрытый в душе человека предупредительный звоночек отзывается на весть свыше, на безмолвный вопрос и немую мольбу Всевышнего. Как вопрос Господа к Каину: «Почему ты огорчился?» Такой вопрос должен пробудить совесть, заставить заглянуть в глубины души, прислушаться к сердцу, разобраться, уяснить, дать отчёт себе и покаяться.
Самое искреннее раскаяние и покаяние происходит в безмолвной мольбе, обращенной к Всевышнему. Слова не нужны для обращения «во слух к Господу, в уши Его». Покаяние, облеченное в случайно найденные слова, запутывается и теряется в словесной паутине. «Мысль изреченная есть ложь». И ещё сказано: «Да будет ваше слово Да-Да, нет-Нет. Все прочее от Лукавого». Этот юркий, вертлявый лукавый вездесущ. Стоит нам запнуться на каком-то слове, потеряться в лабиринте мыслей, запамятовать или отвлечься в молитвенном обращении к Всевышнему, как тут же поблизости возникает мутная, скверная и пакостная тень лукавого. Этот злой дух уводит нас от смиренной исповеди и покаянной молитвы в беспорядочную мешанину житейских забот, нашептывает слова самооправдания и самоутверждения.
- Но почему же Господь не истребил Каина и племя его с лица земли? Каин вскоре вполне благополучно женился и родил сына Еноха. Потом Каин построил город и назвал его именем сына своего, от которого пошло на земле многочисленное потомство. Получается, что через него во всех жителях земли, в каждом из нас течет некая толика каиновой крови.
- Но у Адама и Евы был третий сын Сиф, посланный им в утешение после убийства Авеля и после проклятия, ниспосланного Господом на Каина и потомство его. Сиф был исключительно благонравным и смекалистым человеком. Он был предком Еноха, Мафусала и Ноя. Он даже Упоминается в родословии Иисуса Христа. По преданию, Сиф изобрел письменность. От его сына Еноса явились на свет такие же добропорядочные и смышленые потомки, которые заинтересовались строением мира, и отобразили свои открытия в каменных столбах, чтобы обеспечить их сохранность в веках. Тут можно вспомнить Стоунхедж и другие мегалитические сооружения, разбросанные по всему миру.
- Кстати говоря, а где брали себе жен эти первые люди?
- Предания говорят, что это были сестры, дочери Адама и Евы. Других людей на земле ещё не было, вот и выбора не было. «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей». А знаменитый историк Иосиф Флавий уточняет: «Детей у Адама, как говорит древнее предание, было тридцать три сына и двадцать три дочери» Так что Сиф женился на своей сестре, как, видимо, и Каин. Первоначально внутрисемейные и близкородственный браки не почитались ослушанием и нарушением закона Божия. Только спустя столетия Бог через Моисея дал законы, запрещавшие такие браки.
- Значит, получается, что во всех нас течет кровь Каина и Сифа, и всех их многочисленных потомков. И только совесть может подсказать нам, на зов какой крови нам стоит откликаться.