***

Владимир Токунов
Последнее письмо к сыну

Здравствуй, сын !

     Скоро у меня круглая дата 90. Обещают быть родственники, друзья и коллеги по работе. Не хотел, но придется отмечать. А вчера ты позвонил  и сказал, что ко мне не приедешь: «Ну, я же работаю!» А мой юбилей в воскресенье, так что это просто отговорка. Очень обидно, да и тебя жалко – как это будет выглядеть в глазах присутствующих.
    И я решил, сынок, конспективно пройтись по нашей с тобой жизни и посмотреть, где  ты  стал все дальше и дальше отходить  от  нас  мамой.
        Думал ли я дожить до такого возраста? Конечно, нет. Когда был моложе, планировал: « Хорошо бы дожить и встретить 21-век!» А мне тогда было бы 64 года. И вот, сколько бог отпустил мне еще сверх мной запланированного. За что? Жизнь была благополучная? Но было военное детство голод, болезни.
       Спасибо моей маме, если бы не она - не выжил бы. Как я ей благодарен, безграмотная русская женщина сумела добывать кусок хлеба в трудное время. Поистине некрасовская женщина, которая на скаку коня остановит!
      А может быть, гены меня так поддерживают? Действительно папа прожил 96  лет. И это несмотря на неимоверные жизненные трудности, через которые он прошел – советское лихолетье, немецкий плен, сталинская фильтрация, отсутствие работы. И я грешен, воспитанный в те времена комсомолом, сказал  ему как - то: «Ну как же ты мог сдаться в плен?» - А он мудрыми глазами смотрел на меня несмышленыша и даже пощечины не дал. Я до сих пор переживаю за свои слова тогдашние, и прощения мне перед отцом нет.
     Потом была работа,  женитьба, родился ты, не совсем удачно прошли роды, но семья сложилась хорошая. Мы с мамой боролись и постарались сделать все, чтобы  недостатки твоего здоровья компенсировать – бесконечные лечения, массажи, тренировки, санатории.       Сколько слез было пролито! В основном, досталось маме, а я в то время старался работать и обеспечить семейный бюджет. Правда, моя заслуга, что я научил тебя плавать и играть в шахматы. Учиться устроили тебя в школу для слабовидящих, которая располагалась в курортном месте, примерно, в 20 км от нашего жилья в Киеве. На полный режим   в школе мы решили тебя не оставлять – утром отвозили, а после работы я забирал тебя домой.
       Из благодатного Киева пришлось из-за Чернобыля переехать в Астрахань. Тяжелое решение было принято, в основном, чтобы радиация не отразилась на твоем здоровье. Не легко было принять такое решение – нам с мамой перевалило уже за 50. Но потом оказалось, что переезд  был, как указание Бога. Случился развал Советского Союза и все последующие беды, которые сложились после этого.  Получили квартиру  в Астрахани и поменяли  киевскую на трешку, которую полностью на тебя и приватизировали.
      Я  перечитываю сейчас строки своего дневника и твои письма (их сохранилось много)   и не вижу, чтобы у нас с тобой были какие- то разногласия в этот период. Учился ты хорошо и после школы решили, что тебе лучше всего посвятить себя экономике. Решили, что неплохо, если ты пойдешь работать, и я устроил тебя в наш институт. Далее решили, что неплохо, если ты будешь иметь специальность бухгалтера. Это работа во все времена вечная!  Головка у тебя была в порядке, и ты подготовил кандидатскую диссертацию и успешно ее защитил. Малую толику и мы с мамой  приняли участие в этом.
     Долгое время ты не мог найти свою половину, а годы давили. До сих пор помню, как ты приходил черный после неудачных свиданий, и я переживал очень. И вдруг, как то враз,  обратили внимание на Юлю – и Лариса, и мы с мамой, а особенно Анюта. Постарались тебя как то заинтересовать, но, оказывается, у тебя уже ранее такой заход был и Юля ответила: «Ну и о чем же мы будем разговаривать с бухгалтером?» Ты обиделся и был категорически против нового захода. Наконец, общими усилиями мы подтолкнули тебя и ты решился. И все мы были счастливы. Мы с мамой организовали свадьбу, может быть скромную -  но было, аж, две машины Генриха и Талмаза. Пригласили всех близких, вроде бы свадьба прошла нормально, но что-то насторожило. Во время свадьбы       у Юли случилась истерика и твой друг врач Саша, сказал, что такие вещи могут возникать у нее время от времени. Ну что же сделаешь? Это судьба. Кстати такие истерики повторялись неоднократно и впоследствии. Например, запомнился случай, когда Юля после рождения Ванюши рвалась идти на работу, вплоть до увольнения из Газпрома. Еле уговорил я ее тогда: «Юля, люди взятки дают, чтобы попасть на работу в Газпром, а ты добровольно убегаешь!». Решили, что ее надо из Аксарайска переводить в город. И я, пользуясь своими связями, перетащил ее в Астрахань. Так же мне пришлось и тебе помогать, когда ты метнулся   перевестись в Аксарайск, а потом взмолился: «Папа я от поездок в Аксарайск сдохну!»  И мне пришлось, согнув шею упрашивать Круглова взять тебя обратно.
        Думаю, не ошибусь, если скажу, что ты резко переменился к нам с мамой вскоре после женитьбы. Как то по этому поводу ты мне сказал: «Ну что ты хочешь, у меня своя семья!» Я ничего не ответил, но подумал, что это причина, чтобы как то «заморозить» свои отношения с родителями. Тем не менее, от помощи вы с Юлей не отказывались. Когда она пошла на работу, то мама, вместе с Тамарой, взяли заботы о внуке на себя. Правда, у мамы потом случился инсульт, когда Ваня пошел в первый класс, но весь детсадовский период она принимал плотное участие.  Не отказывался ты и от моих денежных вливаний, которые я тебе передавал, как только у нас оказывалось что-то «лишнее». Позже оказалось, что эти «вливания» в целом были очень существенными.
     Как мама, так и я от Вас стали получать грубые окрики, а ты довольно часто прерывал со мной телефонный разговор и бросал трубку. Я все это терпел и считал, что самое главное, чтобы тебе было хорошо и на ваши семейные отношения не отражалось. Мы с мамой пытались улучшить Ваши жилищные условия – предлагали поменяться квартирами, хотели купить 3-х комнатную Вам, но все варианты Вами (конечно, Юлей) отвергалось под различными предлогами. Купили однушку и оформили ее на Юлю. В общем, все делали для Вас и от Вас не сторонились.
      И вот в 2006 году случилась беда – у мамы случился  инсульт. Что мне пришлось пережить при этом только одному Богу известно. Я сражался за маму, используя все доступные возможности, и мне удалось поставить ее на ноги, и она прожила после очень сложного инсульта 13 лет.  В это время мне не нужна была материальная и какая-то физическая помощь – нужна была моральная поддержка, а вот ее то от Вас я и не получал.  Но стиснув зубы, я боролся с маминым недугом один без поддержки твоей семьи. Конечно, силы мои были на пределе, иногда опускались руки, и я не знал, что делать дальше. Нервы мои к этому времени были, как натянутые струны, а ты хоть один раз пришел бы к отцу, обнял его и просто посидел, помолчав со мной! Вот такого не было. Более того все чаще при телефонном разговоре ты обрывал связь со мной.
      Тем не менее, я старался помочь тебе, чем только мог. Когда тебе надо было несколько раз быть в Москве, в Федоровском центре, с глазами я даже маму оставил, посчитав, что тебе помочь в тот период важнее.  То есть для меня сын оставался самым дорогим человеком!
    Потом Вы с Юлей оказались в сетях секты «Евангелистов». Мы об этом не знали, обнаружилось  позже. Секта подвигла Юлю взять шефство над детдомовским сиротой мальчиком Костей. При семейном разговоре был план по поводу Кости такой - дать ему специальность, помочь добиться квартиры, положенной  по закону и пустить в самостоятельное плавание. Но… Мальчик оказался малость дебилом, в чем я убедился, пытаясь подтянуть его русский язык, да и теща также убедилась в этом, занимаясь с ним математикой.  Справки из Детдома говорили об этом же. И вот, вместо запланированного,  Вы решили взять Костю на полное попечение в свою семью. Может этот поступок и соответствует христианской морали, но…
    Далее     случилось так, что Вы переехали на работу в   Петербург. Я был рад – город один из красивейших в мире и работа осталась. При этом твое Решение было озвучено такое - продаем всю недвижимость в Астрахани (мамину квартиру, квартиру, оформленную на Юлю, дачу), что я помогаю Вам  финансово, чем смогу. А после покупки Вам квартиры мы продаем в Астрахани оставшуюся недвижимость и покупаем нам с мамой двушку и тоже переезжаем в Питер. Причем я планировал оформить эту квартиру сразу на  внука Ваню. Поначалу так все и шло. Я снял почти все деньги с депозита и отдал тебе. Вы нашли приличную квартиру, и у тебя не хватило еще 500 тыс. руб. и ты обратился ко мне. Я послал тебе и эти деньги, они были последние у меня, и я остался, по сути, только с пенсиями. Квартиру Вы купили, забрали Тамару и чужого человека Костю, и надо было осуществлять программу по нашему переезду.
       А вот  далее начинается Ваш путь с Юлей о полном расторжении отношений с нами.  Думаю, будет нагляднее и короче дать ниже всю картину  того периода по пунктам:
1. Итак, Вы в Питере, в хорошей квартире. В Вашей семье живет теща Тамара и чужой человек Костя. Ты мне звонишь и несколько упавшим голосом говоришь: «Папа, Юля не хочет продавать квартиру тещи Тамары». А без этого денег для покупки нам квартиры просто нет. То есть Вы получили от нас все, что хотели, а потом родители не нужны. При этом меня возмутило то, что к себе Вы взяли в семью чужого человека, а твоим родителям места не находится! Конечно, я был против такого положения вещей.
2. Далее случилось еще страшнее. Ты пришел 23 июня 2018 года на день рождения мамы. К тому времени она была уже очень плоха. Принес  цветы, подошел к маме, что-то незначительное произнес. Потом позвал меня в прихожку, бросил какой-то сверток со словами: «Это Юля возвращает все украшения, что ей мама подарила!» Потом сказал, что наши отношения теперь будут строится только через адвокатов и ушел. Я потерял дар речи. Как ты мог поступить со своей матерью, которая тебе подарила жизнь, столько любви и заботы, чтобы из тебя получился нормальный человек! Как можно было оскорбить свою мать, одной ногой уже стоящей в мир иной, да тем более на день рождения! Есть ли у тебя что-то святого! Даже  так низко с чужими  не поступают!
3. Вот здесь начинается период распри между нами. Во многом и я был неправ, но я  воспитан своими родителям к неприятию подлости. А это ведь таковые и были и не одна и меня это страшно поразило. От Вас такой подлости я не ожидал!
4. Учитывая все это, я неоднократно просил тебя добровольно посылать нам с мамой денежное содержание, что нам положено по закону, но ты даже не соизволил отвечать на мои письма. Тогда я обратился к адвокату за помощью, и дело могло быть рассмотрено в суде. И ты решил меня попугать. Может быть и не только. Ты сказал, что меня посадишь в тюрьму (За что?). Потом  ты испугался, так как понимал, что выплаты пойдут через вашу бухгалтерию и весь коллектив узнает, как ты относишься к своим престарелым родителям. И по твоей просьбе я отозвал иск.
5. На похоронах мамы мы с тобой помирились. Но отношения были натянутые, разговоры по телефону в основном о погоде. Звонил ты дозировано.
6. Только раз я почувствовал, что вроде у меня есть сын. Когда я лежал в больнице и дела мои колебались в ту или другую сторону, ты с неподдельным чувством взбодрил меня, что ты меня не оставишь и обеспечишь любым медицинским уходом. На душе моей потеплело. Это был ветерок надежды, который подул за многие годы. Это был позыв проснувшийся совести или мне показалось?
7. Позже Юля в сердцах как то сказала, что она «..так и не почувствовала, что смнила фамилию». Все ее поступки говорят о том, что она и не стремилась к этому. А вот ты свою фамилию своим поведением  опозорил.
       Мне тяжело, потому, что я, по сути дела, потерял сына. Где я недосмотрел, где недовоспитал, на каком этапе ты перестал различать добро и зло, христианскую благость и подлость? Ясно давно, что твоя супруга недалекого ума человек и сумела подчинить тебя полностью. Ты под колпаком у нее –«шаг влево, шаг вправо…» Характер у тебя слабый оказался, да и наверняка она пользуется испытанным способом добиться нужного через истерические припадки. И мне тебя очень жаль!
        Кроме того, у меня складывается впечатление, что все тебе в жизни легко давалось (так же и Юле) - образование, не пыльная и высокооплачиваемая работа, квартиры, родительская забота, трудностей то почти не было в жизни и она по носу тебя не била. Поэтому оказалось, что ты «зажирел». Мозговые центры, которые отвечают за совесть и ответственность по отношению к ближним заплыли жиром  у тебя  и перестали работать. Поэтому так и получилось, что ты резко отошел от людей, когда то близкими и дарившими тебе добро. Ты потерял связь с Ниной, которая Вас  всегда тепло принимала. А Ларису даже с юбилеем не поздравил.
      И вот встал вопрос? Сегодня я еще себя могу обслужить, а если завтра случиться так, что я не смогу этого делать? Мне же 90 лет. Ты меня бросил и руку не протянешь и к себе не заберешь. Это исключается полностью, и я это отчетливо понимаю. Я по натуре прагматик и привык смотреть немного вперед и планировать свою жизнь. Итак, сегодня у меня на повестке два варианта:
1. Я  ухожу в дом престарелых. При этом будет медицинский уход и людское окружение, с которым    можно  общаться и словом перекинуться.
2. Продаю квартиру, покупаю себе поменьше жилье, а на полученные деньги нанимаю сиделку или кого - то из соседей, которые будут за мной ухаживать.
      Вот такие сынок дела. Тебе я желаю здоровью, семейного счастья и спокойной совести, чтобы она тебя не тревожила.  Судя по всему, это тебя и не коснется. Прощай!