Понять нельзя принять. Часть одиннадцатая

Ольга Криводанова
МОИ НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ
(Фото автора)

ГОА - ТЕРРИТОРИЯ ОТКРОВЕНИЯ

Итак, написана 11-я глава, а знаки препинания в заголовок так и не поставлены. Понять? Принять? Пока нет ответа. Да и как тут что-то понять, в этой странной Индии, если у них на 28 штатов 22 разных языка плюс всеобщий английский! Скорее всего именно English и является для индусов разных регионов спасительным языком всеиндийского общения. Ну, с языком ещё более-менее понятно. А вот что с Богами делать? Больше 300 миллионов их, почитаемых индусами. Моё сознание не смогло смириться с этой цифрой. Значит и дней почитания божеств столько же? А работать когда, когда в море купаться? А когда жить? Возможно, поэтому у каждого индийского человека много-много жизней в запасе — надо же хоть один раз успеть поклониться каждому божеству. Лично я знаю только Ганешу - с лицом слона и телом человека. Как же ему не поклоняться — Богу мудрости и благополучия!


Невозможно без цифр рассказывать о специфики жизни в этой стране. Мой индийский друг Шрест, например, когда проводил со мной урок-ликбез в коридоре поезда по дороге в Агру, рассказал о том, что оказывается, сотворение Вселенной случилось в Индии в конце января. Вот вы знали об этом? Отмечаете этот величайший праздник? Лично я, скажу честно — нет. А десятки миллионов индусов окунаются в святые воды Ганга. Чтобы эта огромная компания могла совершить важный ритуал, празднование длится почти два месяца. Успеют все.


С цифрами на сегодня закончим. Иначе сознание обидится и сбежит от меня, не выдержав такую мощную нагрузку. А мне же ещё надо точки-запятые в заголовке поставить.

                Х Х Х

Короткий отдых в Гоа для меня оказался достаточно активным и наполненным множеством событий.


Есть такой вид рукоделия — пэчворк. Это когда отдельные лоскутки разного принта и расцветки сшиваются вместе, образуя самостоятельное уникальное полотно или изделие.


Так и жизнь в пляжном Гоа вывязывает свои экзотические узоры из встреч, событий, эмоций.


Гоа долгое время являлся колонией Португалии. Здесь и индусы, их образ жизни, национальная кухня отличаются, например, от Агры или районов Дели. Женщины в Гоа могут ходить в коротких юбочках или шортах, даже имеют свой бизнес. Как хозяйка нашего отеля в Вагаторе Розе. Любознательному путешественнику типа меня здесь есть чему удивляться. Например, по жизни знаю, что Гоа омывает Индийский океан. А местные всё про солёное море говорят. Ну как это так - и океан, и море? Оказалось, и правда Аравийское море. Но оно входит в Индийский океан и не имеет границ-берегов, как Чёрное или Средиземное. Получается два в одном. Поди пойми, в каких водах плаваешь— океанских или морских.


Но море — это ещё что! В Гоа очень странный часовой пояс. Когда в столице Казахстана, например, 23 часа 20 минут, в Гоа 22 часа 50 минут. Разница в полчаса!!! Первый раз удивились этому факту, когда по скайпу разговаривали с домом. Сверили часы и ничего не поняли. Тонкий гоашный юмор, что-ли? Но эти смешные 30 минут разницы оказались вполне официальной здешней реальностью.


Однако, мне некогда заниматься подобными размышлениями. У меня сегодня переезд на любимую Анджуну. А Вагатор — пока! Досвиданья!


Я вновь в своём “Florinda picnic hotel»! Как будто на родину вернулась!
«Hi, Olga!” - приветствуют меня мальчишки с ресепшн. Моё имя они ещё нормально выговаривают. А вот сказать «Катя» — огромная проблема для индусов. И совсем уж без шансов — произнести имя «Настя»! До холодного пота в знойное февральское утро! «На-» ещё как-то выскакивает, но дальше идёт непереводимое сочетание инопланетных звуков: «-стя». Чистое издевательство над хорошими индийскими парнями. Ну нет таких звуков среди 51 буквы индийского алфавита. А так как в нашу Настю парни влюбились сразу и навсегда, то и научиться произносить это имя было делом самой огромной важности в тот пляжный сезон. Мне показалось, что они слегка обрадовались, что я предстала пред ними в этот раз в единственном числе: Олга намного веселее, чем Каитха и тем более чем Гнаистха (Катя и Настя по-нашему). Да ещё и произносят так с придыханием и быстро.

Номер мне попался очень уютный, в самой глубине райского сада. Огромный попугай Ара строго посмотрел мне вслед, типа «веди себя хорошо!» и полетел по своим экзотическим делам.


И я дома не засиделась — вперёд, за новыми впечатлениями. Индус из сувенирной лавочки посоветовал мне отправиться на рыбалку вместе с мальчишками из соседнего кафе: пройти налево до конца пляжа, там двухэтажный отель и мастерская по изготовлению плотов. Лодочники будут ждать сегодня, в 3 часа. Чтобы на моторке, недалеко от берега — за серебристой рыбёшкой! Я, такая смелая и любопытная, часа полтора прошагала по песчаной кромке, набрала мешок невероятно красивых ракушек, примагнитила к себе толпу местной малышни и с песнями и шутками добралась до скалы, круто перегораживающей морской залив. Стоп! Дальше дороги нет! Как нет и двухэтажного отеля. От слова «совсем»! А мастерской по изготовлению плотов оказалась груда пластиковых бутылок, вот прямо до самого неба, миллион штук. И три дядьки, ловко скрепляющие те самые бутылки в конструкцию, которая скоро поплывёт по морю. Ну, не в открытую мораторию, конечно, но поплывёт! Меня захлестнула ярость - прошагать по жаре два километра и только потом понять, что жестоко обманута прокопченным на солнце лавочником! И что никакие экскурсионные рыбалки здесь никогда никто не организовывал, более того это строго запрещено в целях безопасности! Но моя волна ярости быстро вернулась восвояси. Солнце начало подготовку к завершению своего рабочего дня, подмигнуло мне приветливо веселым лучистым глазом, я и растаяла! В этом неторопливом штате странной страны Индия, похоже, любые отрицательные эмоции гаснут на корню.


Домой шла в легких сумерках. Вон уже видна моя родная сторона! И множество народа, музыка, еда, веселье! Тот самый фестиваль неформалов, которым славится Анджуна. Лёгкое вино, легкие наркотики, тяжелый рок! Множество «точек общепита», объятия, местная детвора. Все байки, скутеры, велосипеды за пределами пляжа. Здесь только всеобщее братство, свобода чувств и общий кайф. Язык общения какой-то очень оригинальный и всем понятный.


Две весёлые девчушки лет восьми прилипли ко мне и вместе мы танцевали странный танец босиком на песке. Никаких отточенных движений, четкой музыки, или обязательных па и переходов. Каждый танцевал так, как хотелось. Флешмоб на Гоа, на закате дня, в огромном интернациональном содружестве, когда все люди — братья! Никаких диджеев, организаторов мероприятия, ответственных за проведение. Без сценария и ведущего с микрофоном, без охранников. Каждый вроде сам по себе — что хочу, то и делаю. Но нет и нет, и нет. Здесь Космос главный. Он хочет, чтобы всем было весело, легко, хорошо. Собрал для этого народ и велел всем быть счастливыми.


Километры рыбных буфетов, сладостей, фруктов, напитков. Звон цепей, рвущиеся струны гитар. Этот неформальный формат вовсе не в моем стиле. Но та обстановка, эмоциональный подъем, дружелюбие и стопроцентное взаимопонимание, которое спонтанно возникло здесь, превратили и меня в эдакого «своего парня».


С какими-то незнакомыми людьми я сидела на огромном камне и лопала вкуснейшие яблочки в карамели. Так комфортно себя чувствовала, хотя абсолютно не мои все эти роки и трансы, не по мне всякие резаные кожаные одежды с заклёпками и ковбойскими сапогами. И алкоголь вообще не про меня. Но почему же было хорошо в этом буйстве новых эмоций? Мой ответ самой себе таков: потому что Гоа — это территория искренности, откровения, свободы, естественных эмоций.


А ещё потому, что в Гоа за недолгий период я прожила несколько разных жизней, в которых переделывала себя, шлифовала свою категоричность, укрощала буйные эмоции, стачивала углы гипер-принципиальности. Пробовала быть другой.


Вдруг ниоткуда взялся фейерверк. Мощный, яркий, огромный! И все стали как дети во всеобщих объятиях и объяснениях в любви.


Вот- вот приблизится ночной рубеж — 23 часа и праздник закончится. Буквально точка — и всё! Потому что, помните? Ни минутой позже все мероприятия на пляже должны быть за-вер-ше-ны.


А в самом финале этого необычного действия на меня добрым коршуном налетел человек и громко закричал на всю планету: «Ольга-ааа, я же говорил, что мы встретимся !» Обернулась, а это тот самый Никита из Новосибирска, про которого я писала в своей 10-й части индийских заметок. Который сам себя «вытаскивал за волосы», как знаменитый Барон Мюнхгаузен. Уехал в Индию, пересмотрел свою жизнь и всё начал с нуля. Как он смог разглядеть меня в этом круговороте, узнать, захотеть подойти, закидать тысячей добрых слов! На многолюдном пляже Анджуна — столице Гоанских транс-пати.


Расходился народ по домам с лёгкой грустью — в таком составе уже вряд ли ещё встретимся. Море-океан провожало нас приветливым рокотом. Гребни волн смягчили свою силу, прекратили дневные разборки между собой и каждым движением демонстрировали своё миролюбие. Ещё один день, не похожий на другие, уходил на заслуженный отдых. Ни минуты негатива в нём, ни капли раздражения. Всё в радость.


А на моей веранде, в плетёной коробочке появились новые ракушки, не мною собранные. И на кресле — спелое огромное манго. Кто же этот таинственный даритель? Об этом я подумаю завтра!


… “Hi!” - как всегда приветливо помахал мне рукой сосед из ближнего бунгало. Мелочь, а приятно.


А мы с вами сегодня едем на ночной рынок, Night bazaar. Часов в десять вечера, на такси. Спрашиваю таксиста, как на этом рынке не потеряться, как добраться ночью назад в свой посёлок. В ответ услышала: «Там вы и сами всё поймёте, вкусно поедИте, кУпите себе много интересных вещей, в том числе и тех, которые вам никогда не понадобятся. Главный совет, Мэм, берегите нервы, никогда не обижайтесь и ничего не бойтесь! Я за вами приеду часа в два ночи и буду ждать вот у этой пальмы!»


Ура!!! Я свободна, делаю то, что хочу. Вливаюсь в бурный поток туристов, жаждущих новых впечатлений.


Реальность сразила наповал! Первое, что пришло в голову — Вавилонское столпотворение. Масса народа, шум, музыка, беспорядок, суета. Как тут можно что-то увидеть и захотеть купить? И говор слышен разноязычный— не иначе как индийские Боги сделали всё, чтобы здесь царило полное языковое непонимание. Хорошо, что я приехала сюда одна, сама с собой точно не потеряюсь.


Зона общепита лишила меня дара речи. Огромные навесы, километры столов, лавок, гамаков, барных стоек. Пиво, вино, ром, бесчисленное разнообразие напитков и их потребителей. А еда…. Американское, индийское, английское, китайское, мексиканское меню, множество блюд русской кухни, фастфуд. Миллион едоков, объединённых одной целью — ночным чревоугодием — поедали всё, что жарилось-варилось-парилось здесь. Европейский Октоберфест испуганно спрятался в сторонке — Night bazaar явно обогнал европейский праздник по количеству участников. Это при возведении Вавилонской башни люди не понимали друг друга из-за многоязычия и не смогли закончить грандиозную стройку. Здесь со средствами общения всё в порядке! Все понимают друг друга независимо от родного языка.


Продавцы в основном, конечно, индусы. Много тибетских лавочек. Тибетский товар значительно качественнее индийского. Любой из приезжих тоже может пристроиться в торговых рядах со своим рукоделием, что многие и делают.


У меня было, кроме всех прочих интересов на этом рынке, дело номер один — купить тиару для племянницы. Такое изящное украшение на голову. Я обходила ряды за рядами, заглядывала в каждый магазинчик, изучала все прилавки, старательно объясняя продавцам предмет своих поисков. Но без результата. На очередном витке меня окликнула светловолосая девушка рязанской внешности: «Вы уже много раз ходите по кругу. А что ищите?» - на хорошем английском спросила она меня и предложила сесть на пуфик. Через минуту девушка поняла, что со мной можно попроще общаться, на русском языке. А тиару сейчас ее друг мне за полчаса сделает из множества красивых драгоценностей.


Девочка оказалась восемнадцатилетней Лизой из Пскова. Зависает в Гоа уже три года. Здесь у неё своя родня— вот этот парень Серёга и вся компашка, которая тут же торгует своими «фенечками». Девочка сбежала из дома, потому что там её никто не понимал. А здесь понимают. Мама плачет, умоляет вернуться, а Лиза не хочет, Лиза хочет любви, а в Пскове её не любят. В Гоа Лизе нравится всё: Серёга, еда, друзья, крошечная комнатка и свобода. Мне показалось, что она ещё любит местную «травку» и вся её компания тоже.


Я стала уговаривать Лизу вернуться к маме, давала деньги на телефонный звонок родителям, объясняла, что маме очень плохо без Лизы. Потом девочка положила голову мне на плечо и неожиданно сказала: «Оставайтесь с нами, вы такая тёплая! Хотя бы на год. В нашем отеле сдаётся недорогое жильё. Будем вместе петь песни, ходить на праздники, торговать своими поделками. Здесь очень дешевая еда и фрукты. Вы же пишите стихи? (С чего она это взяла — не знаю). Будем вечерами выступать на побережье. Серёга отлично играет на Ситаре. Такой популярный индийский струнный инструмент с длинной шеей. Оставайтесь!» Мы сидели с Лизой, обнявшись, каждая со своими уговорами, утирали слёзы, глотали горячий кофе из бумажных стаканчиков и очень хотели доказать друг другу правоту своих замыслов.


Серёга завершил сотворение ювелирного изделия, получил от меня заветные рупии и произнёс важные для всех слова: «Приходите завтра, сюда же. Продолжим разговор, на концерт индийской музыки сходим. Ночью она волшебная. Обещаете?» Обещать не стала. Не готова менять место жительства даже на год. К тому же дома у меня право первой подписи в банковских документах серьезной фирмы, в которой я далеко не последний человек. Нет уж, с Гоа ничего не получится. Разве что в следующей жизни.


Побродив ещё часок по шумному экзотическому ночному базару, забив покупками все имеющиеся сумки, я вернулась к моим друзьям — обещала! Лиза пошла со мной к выходу, так как без неё я «наверняка вышла бы через другие ворота, попала бы на другую парковку и ни за что не нашла бы своего таксиста!» Так предположили мои молодые друзья и оказались правы. На прощание обнялись, пожелали много всего разного хорошего друг другу и разошлись навсегда.


Вдруг сразу оказалось, что я очень устала, что в четвёртом часу ночи почему-то захотела спать, а покупки тяжелой ношей пригнули меня к священной индийской земле.


Но это было не самое суровое испытание на сегодня. Парковка, где тусовались десятки машин, оказалась бесконечно огромной. Все машины белого цвета. Номер моего такси я конечно и не собиралась запоминать, когда мы прибыли вечером на ночной базар. Была уверена, что конечно же увижу и узнаю своего индуса у заветной пальмы.


Оооо! Этих пальм здесь штук пятьдесят, как и припаркованных такси. Людей миллион. Все так же, как и я, ищут своих таксистов и свои пальмы. У меня началась паника. Не найду своего — как объясню другому, куда меня везти? Как ехать «с чужим» глубокой ночью? Куда завезёт? Ограбит и бросит в ночи? Вот тебе и финал индийского путешествия! Паника конкретная. Сажусь на бордюр успокоить нервы, принять верное решение, отбросить страх, восстановить дыхание. Уж лучше бы с Серёгой и Лизой осталась. На один год…


На парковке толпа заметно поредела, нормальные люди нормально уехали на своих такси. Прямо надо мной издевательски светила огромная индийская Луна. Хоть бы шепнула, как мне отсюда выбраться. Я побрела, как бедная сирота, в никуда. Прохладная февральская ночь. Завернулась в новый индийский палантин, готовая рыдать. Правда, стало страшно — опять индийский развод. Неожиданно ко мне подходит огромный толстый незнакомец, басом произносит «Hi!” и называет мой отель! Лепечет что-то типа «брат попросил вас забрать, потому что у него появились срочные дела». Спрашиваю, как этот дядька понял, что везти надо именно меня, а не кого-либо другого. Ответ: «Брат сказал, что надо встретить мадам в голубых джинсовых шортах и белой футболке!» Мне очень захотелось заорать: «Балбесы, здесь почти все люди в голубых шортах и белых футболках! В том числе и вы!» Таксист начал гасить мою ярость, схватил пакеты с покупками, предложил бутылку с водой, поддержал за локоток. Его машина стояла вовсе не под пальмой, а у какого-то заколоченного киоска. Я вскоре смягчила свой гнев, села по-хозяйски в салон машины, и мы молча рванули в Анджуну. Вскоре мир воцарился в салоне машины, мы оказались друзьями и просто хорошими людьми. Позже, вспоминая этот ночной фрагмент, всегда смеялась над собой, потому что наша разборка с таксистом со стороны один в один напоминала стандартную семейную ссору двух супругов. Но как он всё-таки узнал меня на стоянке? Как? Загадка.


Во дворик отеля зашла как в дом родной. На моей веранде рядом с ракушками лежал огромный красный цветок, похожий на махровый гибискус. Может, горничная это сделала? Или мальчишки с ресепшн? Сил нет это выяснять. Спать пора. Через два часа рассвет и новый день.



В моей дальней памяти сквозь надвигающийся сон отдельными кадриками мчатся мысли и воспоминания. Мама всегда говорила, что у меня все люди хорошие. Что я часто идеализирую ситуацию и просто сама хочу, чтобы всё происходящее было со знаком плюс. Вот тот человек, например, совершил плохой поступок. А я обязательно скажу: «Он вообще-то хороший, просто тогда поступил плохо, наверное, не успел правильно оценить ситуацию». Все хорошие у меня и в Индии. Они другие, очень самобытные, во многом непонятные. Стараюсь понять. Когда вот-вот должно появиться раздражение на какую-либо ситуацию здесь, я его быстро блокирую и как стрелу в мишень, посылаю в свой мозговой центр жесткий тезис— а ведь я тоже могу раздражать здешних жителей: не знаю хинди, не молюсь их многотысячным Богам, не люблю чай массала. Но они улыбаются, угощают фруктами, радуются встрече с «белой» женщиной и очень доброжелательно кричат мне «Hi!” по утрам.


Сегодняшний день был очень щедр на встречи, события, эмоции. Как хороший спектакль со множеством мизансцен, большим количеством действующих лиц, удивительными сюжетами. Браво его авторам! Бурные аплодисменты!


(Продолжение следует).