После нас, гл. 6

Александр Солин
       ...В тот же вечер от Сомова пришло второе письмо следующего содержания: 
       "Вот что я поместил на своей странице в одну восторженную июньскую ночь 2008 года после нашей небывалой футбольной удачи той поры:   
       Россия встает с колен.
       Об этом свидетельствует череда международных побед последнего времени и сопровождающий их восторг общенационального значения. Пусть они спортивные, пусть иногда курьезные, как Евровидение, пусть оплачены нефтью и газом, пусть, пусть, пусть... Но их живительную силу уже ощутили как те, кто к ним еще не привык, так и те, кто давно от них отвык. Ощутили оптимисты, дай бог им здоровья, и скептики с пессимистами, которые с удивлением обнаружили, что нет, оказывается, большего наслаждения, чем дышать патриотическим угаром.
       Однако чем больше побед над сытым миром, тем настойчивее встает вопрос национального масштаба: а что дальше? Очередная победа на международной арене и бесправное отечественное население? Громкий заграничный успех и вопиющее домашнее беззаконие? Десять процентов довольных жизнью «россиян» и прожиточный минимум в четыре тысячи рублей?
       Внешние победы лечат внешнее унижение, обостряя при этом ощущение неполноценности от хронического состояния внутреннего бесправия. Давно забытые энергия и энтузиазм народа, готовые на волне неожиданных успехов взорвать вялую энтропию российской жизни, требуют во избежание их брутального проявления своего конструктивного приложения. Дело теперь за политическим руководством страны, которое просто обязано воспользоваться возникшей пассионарностью российского населения ему и себе на пользу.
       К сожалению, клич «Свобода, Равенство и Братство», произнесенный более двухсот с лишним лет назад, так и не стал для нас боевым. Отчасти оттого, что у нас свои представления о том, что заключенные в нем слова должны значить, отчасти потому что, послужив революции 1917 года, он был в дальнейшем скомпрометирован. Не везет ему и в новые времена. Посудите сами: если с отсутствием братства в его светской ипостаси можно легко смириться, то свобода в ее нынешнем проявлении – весьма сомнительное завоевание. Однако таковой она является только потому, что небольшая, но довольно влиятельная часть общества сознательно игнорирует самый главный принцип нормального общественного устройства – равенство. При этом равенство должно пониматься только как равенство перед Законом. Все другие его толкования ведут в утопию.
       По мне, возвращение в нашу жизнь, а на самом деле установление никогда не существовавшего у нас равноправия, нужно начинать с дорог, тротуаров и обочин. Ибо нет нынче в стране гражданина, через которого бы они не проходили, как нет гражданина, который бы этого не желал. Дороги – это пространство общественной жизни, самим своим положением наиболее расположенное к публичности. Наглядность и очевидность, с которой порядок в этой самоценной области мог бы наводиться в отношении тех, кто этого все-таки не желает, равносильны по воздействию на умы публичным казням времен французской революции. Тем более что установление там равноправия зависит не от количества добытой нефти, что больше важно для строительства новых и реконструкции старых дорог, а совсем от других материй и побуждений.
       Говорят, в Америке во времена Великой депрессии решили строить дороги, чтобы с их помощью достигнуть благополучия. Нам же, не имеющим пока современных дорог, нужно были бы начать с наведения порядка на дорогах существующих, чтобы затем попытаться достигнуть всего остального. При этом положительный эффект, который непременно будет иметь место при показательно карательном подходе, должен быть поддержан в других, менее демонстративных областях публичной жизни. Естественно, коренной интерес власти в этом неслыханно смелом деле – необходимое условие успеха и предполагается сам собой. Всякий, кто предпримет и возьмется  довести до конца это дело, без сомнения станет величайшим правителем России за всю ее историю. 
       Спорт вообще и футбол в частности, как и всё вторичное не годятся в национальные идеи. Достижение долгожданного равенства граждан перед законом – вот фундаментальная, а главное, жизненно важная для общества национальная идея...»
       Со дня той публикации, - продолжал Сомов, - прошло пятнадцать лет - достаточный срок, чтобы судить о достижениях власти. Что ж, можно сказать, дело сдвинулось с мертвой точки – и с дорогами, и с равноправием. Стали реальностью дорожные мегапроекты федерального значения, и хотя наша правовая система в ее карающей части по-прежнему робка, а то и слепа (не в угоду ли неизжитому либерализму?), есть надежда, что нынешняя консолидация перед лицом мирового зла рано или поздно потребует от нашего правосудия решительности. Я не охальник и не продажный оппозиционер, которому проплаченные амбиции застят национальное достоинство. Я - скромный обыватель, сторонящийся великих потрясений. Живу в мегаполисе, сочувствую официальной пропаганде, не чужд подножного интернет-корма, припадаю к информационным источникам, где в настоящее время кроме фактов плавает сам знаешь что. Как и всякий обыватель приглядываюсь, прислушиваюсь, принюхиваюсь, надеюсь на лучшее и на пресловутые санкции смотрю со смехом: тот, кто их вводил, видимо, не понимает, что мессианскую русскую душу они как неправедные розги только закаляют. И я доволен тем, что пятнадцать лет назад мыслил в верном направлении. Это дает мне нахальство полагать, что нащупывая точки роста на теле общества, можно предсказать, каким оно будет при надлежащем уходе (или не будет в отсутствие оного). Бесспорно, есть сотни не менее важных вопросов, ждущих ответов. Например, откуда на Земле взялась жизнь, почему мы существуем и какова цель человеческого существования. Наша с тобой задача куда скромнее: всего-то попытаться разглядеть будущее России. Для этого не надо знать устройство Вселенной. За одним исключением: согласно квантовой механике Вселенная развивается в соответствии со строгими и точными математическими законами, но эти законы определяют только вероятность того или иного будущего и ничего не говорят о том, какое конкретно будущее наступит в действительности. Так вот степень неопределенности развития общества еще выше, а потому есть опасность превращения наших прогнозов в досужие фантазии. Так или иначе, для того чтобы вжиться в проблему попытайся для начала узнать, что думают по этому поводу твои дед и отец, и после этого пересечемся и обсудим.
       К сему, Т. Сомов"
       Федор подумал и предложил 16 сентября, ближайшую субботу.
       "Извини, - ответил Сомов, - в выходные я с семьей"
       Федор: "Тогда вторник, девятнадцатое. На том же месте в тот же час"
       На том и порешили.