Вратарь. И пенальти

Виктор Бычков
                Рассказ

Ромка Носов учится в 9а классе обычной городской общеобразовательной школы.
И учится ни хуже, ни лучше своих одноклассников.
Сказать, что он любит какие-то предметы, а какие-то не любит – нельзя.
Ко всем предметам Ромка относится ровно, без особой любви. Просто понимает, что учиться надо, вот он и учится. И ещё понимает, что изменить что-либо в системе образования он не может, да это ему и не надо.   
Если вдруг придёт хорошее настроение, то к урокам подготовится хорошо, внимательно выполнить домашнее задание. И, соответственно, получит хорошие оценки.
Но это под настроение.
Если же вдруг настроение так себе, то и учёба Ромкина идёт ни шатко, ни  валко. За пятёркой может последовать тройка, а то и того хуже.
Ну, это уж как повезёт, считает Ромка.
А вот футбол Рома любит, чего скрывать.
Родители отдали его в футбольную секцию сразу же после выпуска из детского садика.
Как-то получилось само собой, что после нескольких тренировок Ромка занял место в воротах, стал вратарём. Тренера оценили и реакцию мальчишки, его прыгучесть, и, что самое главное, у Ромки отсутствовало чувство страха перед нападающими команды противника, перед мячом.
А ещё  Ромка стоически переносил боль, которая во вратарском ремесле занимает не последнее место.
Если надо, он смело бросался в ноги нападающему, проявляя завидную для его возраста реакцию и, что не маловажно,  интуицию. Как-то, каким-то чутьём угадывал направление полёта мяча и безошибочно выбирал точку встречи с ним.
Он и сам не понимал, как это у него получается.
Но получалось ведь! А это главное. Ромка не заморачивался над такими вопросами, а просто старался играть, отдавая всего себя футболу.
В борьбе за верховой мяч во вратарской площадке Ромка не щадил ни себя, ни противника, проявляя чудеса прыгучести, взвивался над игроками,  забирал или отбивал мяч.  Столкновение с противником или жёсткое приземление на футбольное поле в расчёт не принималось Ромкой по определению.
Ну и что, если больно? Никто тут перин не обещал. Футбол – это всегда через силу, через не могу. Об этом не раз говорят и тренера. Да мальчишка и сам это давно прочувствовал и понял. И принял к действию.
И команда Ромкина, и его тренера ценили за это мальчишку.
Конечно, он и пропускал голы. Куда же без этого?
Но это были голы из разряда не берущихся, которые за пределами его физических возможностей, считает Рома.
Досадно? Да, но не смертельно. Ведь в команде не только вратарь, но и ещё десяток игроков. Игра-то командная. И противник не шутки шутить выходит на футбольное поле.
Правда, его любовь к футболу иногда играет с ним злую шутку.
Всякий раз, когда у сына возникают проблемы с успеваемостью, родители грозятся Ромке отлучить его от футбола.
 И учителя укоряют, поддерживают родителей.
А что Ромка в таких случаях?
Да ничто!
Напрягается, исправляет недочёты и плохие оценки, выравнивает успеваемость.
И успокаивается. До следующих срывов в учёбе.
А тут вдруг к ним на тренировки зачастил тренер городской юношеской команды по футболу. И всегда садится напротив ворот, которые защищает Ромка.
Об этом ему рассказали товарищи по команде.
- Ну и что? – вроде как безразличным тоном отвечал мальчишка. – Некогда мне на трибуны заглядывать.
Хотя в глубине души что-то ёкнуло, и сам он напрягся как перед пенальти.
Перед пенальти в его ворота Ромка всегда напрягается, хотя и не падаёт вида.
Так и тут.
- Расти тебе надо, парень, - как-то по-взрослому сказал Ромке тренер юношеской команды города при их первом знакомстве. – Расти.
- Я и так выше многих, - вроде как не согласился мальчишка.
- Я не о том, - поправил тренер. – Расти тебе надо в профессиональном плане.  У тебя талант. А его развивать надо.
Новость о том, что Роман Носов переходит в юношескую команду города, облетела всю школу. И, конечно, его 9а класс не остался равнодушным к такой новости.
Ещё в седьмом классе к своим четырнадцати годам он вытянулся, стал выше сверстников на голову в буквальном смысле слова. Не говоря уже о теперешнем его росте.
«Дылда» - частенько слышал он в свой адрес не только от одноклассников, но и от товарищей по команде.
Ромка не обижается. Да и чего обижаться, если он на самом деле ростом выше не только всех в своём 9а классе, но и многих старшеклассников.
А ещё стал Ромка замечать, что его одноклассница Ленка Кузнецова смотрит на него не так, как смотрят другие девчонки.
Да и он, Ромка, стал замечать за собой, что когда встречается взглядом с Ленкой, то сам вдруг подбирается весь, напрягается, как перед пенальти, который надо взять любой ценой, чего бы это ему не стоило. Там, за его спиной, ворота. И ещё что-то, чему Ромка пока ещё не может дать названия, но то, невидимое и пока ещё не ведомое Ромке надо защитить, не пропустить мяч. Он это чувствует. Не до конца понимает, но чувствует всеми частичками его рослого тела.
Когда внимание сконцентрировано на мяче.
Все остальные мысли вдруг отсекаются, исчезают. Мир вокруг перестаёт существовать.
Нет, не так!
Мир вдруг сжимается до размеров штрафной и вратарской площадки, до размеров мяча. Всего остального больше нет. Есть только вратарь Ромка и мяч на одиннадцатиметровой отметке. Всё!
Организм вдруг сжимается, наливается какой-то невидимой силой, которая таилась где-то в глубине его долговязого тела, чтобы в нужное мгновение вдруг разжаться стремительной пружиной и встать непреодолимой преградой перед мячом.
Не подвести!
Не уронить ни чести вратаря, ни чести своей команды.
Так и с Ленкой. 
Состояние ну, точь-в-точь, как перед пенальти!
И тревожно, и напряжённо, и, в то же время, как и приятно.
С чего бы это?
Особенно поражал Ленкин взгляд, когда Ромка при ответах «сыпался» у доски, получал не очень положительную оценку.
Это вроде как пропускал гол по глупости.
И было в том Ленкином взгляде столько боли, столько страдания за Ромку, что Ромка не находил себе места.
Взгляд как бы говорил: эх, Ромка, Ромка! Я так на тебя надеялась, так верила в тебя, а ты…
Это как недоумённые реплики товарищей по команде после по его глупости пропущенного гола.
Или, если более грубо,  как крик болельщиков с трибун: вратарь-дырка! Вратаря на мыло!
Нет! Такое Ромка терпеть не мог!
Тем более, он получил приглашение в юношескую команду города.
…Родители недоумевали: с чего это вдруг сын после школы, не переодеваясь, не обедая, не отдыхая, а сразу же раскладывал учебники на столе в своей комнате, и приступал делать домашнее задание?
И только после этого занимался всем остальным.
И было это не единичным актом, а стало нормой.
Как стали нормой хорошие оценки практически по всем предметам.
С чего бы это?
И взгляды Ленки стали совершенно другими.
Какими? Ромка не мог дать им точного определения. Но были они для него приятными, ободряющими. И ещё какими-то, после которых он вдруг подбирался, напрягался, как перед пенальти.
Хотя,  нет, не так.
Не правда!
Не напрягался, а, напротив, расслаблялся, блаженствовал.
Как после взятого пенальти.
Как после вытащенного из «девятки» мяча.
Нет! И опять не так!
Это когда мир сузился до одноклассницы Ленки.
И до него, Ромки, вратаря городской юношеской команды.
Как перед пенальти.

.