Н. Н. Неплюев основатель православного братства

Новосельцев Григорий Петрович
Николай Николаевич Неплюев, русский общественный деятель, юрист и дипломат, основал Крестовоздвиженское православное трудовое братство и Воздвиженскую сельскохозяйственную школу. Он родился в семье Николая Ивановича Неплюева и Александры Николаевны, урождённой баронессы Шлиппенбах. Неплюев был потомком сподвижника Петра I и одним из крупнейших помещиков своего времени.

После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета, Неплюев работал в Императорском посольстве в Мюнхене. Однако после видения сна, в котором он общался с крестьянскими детьми, он решил изменить свой путь и поступить в Петровскую сельскохозяйственную академию. После окончания академии в 1881 году, Неплюев вернулся на свое имение в хуторе Воздвиженск и обратился к отцу с просьбой предоставить ему экономическую самостоятельность для организации приюта для сирот. Начав с воспитания десяти крестьянских детей, он основал Воздвиженскую школу.

В 1889 году, после выпуска первых учеников школы, трое из них решили остаться и стать членами Крестовоздвиженского трудового братства. С того момента, жизнь Неплюева и дело братства стали неразделимыми. Он выбрал безбрачие, чтобы служить братству. Его мать и сестры также активно участвовали в работе по созданию братства.
В 1891 году была создана Преображенская школа для девочек, а в 1906 году Неплюев опубликовал статью, в которой высказал свою критику по поводу церковной жизни и предложил ряд реформ. Он считал, что обществу необходима новая христианизация, так как люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает для изменения ситуации. Основная идея Неплюева заключалась в необходимости покаяния и единения христиан в христианской общине.

В статье Неплюев высказывает свою критику относительно церковной жизни. Он отмечает, что приходы стали фикцией и не выполняют своих функций, многие члены духовенства следуют не истинному православию, а указам начальства. Неплюев считает, что необходимо улучшить церковное управление путем восстановления принципа соборности, так как его нарушение привело к тому, что миряне не считают себя ответственными членами церкви. Он также считает, что нужно исправить содержание богослужебных книг и сделать богослужебный язык доступным для всех.

Неплюев высказывает свое понимание необходимости восстановления института катехетов в церкви. Он считает, что это дело настолько неотложное, что все епископы, викарии и монастыри должны потратить все усилия и средства, чтобы это осуществить. Он предлагает, чтобы все верующие прошли школу катехетов, чтобы иметь основы веры и жить в соответствии с заповедью любви. Он считает, что знание нового катехизиса достаточно для этого, и не нужно перегружать людей богословским обучением. Однако, он также отмечает необходимость издания нового катехизиса, который будет более понятным и полезным для верующих.

Основная идея Неплюева заключается в необходимости покаяния и единения христиан в христианской общине. Он считает, что христианские общины могут объединяться в трудовые братства, в которых верующие будут жить вместе, работать вместе и обеспечивать средства к жизни. Неплюев указывает на три основания для такой организации жизни и деятельности в трудовых братствах: покаяние, единение христиан и взаимный труд для обеспечения средств к жизни.
Неплюев признавал не только важность трудовой профессиональной деятельности, но и значимость духовной работы. Он считал, что людям необходимо подчинить свои личные и семейные интересы, чтобы служить Богу через трудовое братство. Он не соглашался с идеей всеобщего равенства и безграничной свободы индивидуальности, считая это суеверием западноевропейской культуры. Он подчеркивал, что духовного равенства быть не может, и для созидания братства необходима сильная власть, основанная на любви, уважении и доверии большинства. Власть была делегирована Думе во главе с председателем. Крестовоздвиженское братство объединяло людей по роду профессиональных занятий в общины, называемые братскими семьями. В каждой общине каждый член братства должен был научиться любить братьев и сестер своей общины, чтобы научиться любить братство и церковь. Братская семья жила в одном доме, включая семейных и холостых членов братства. В братской семье был старший, решающий все вопросы общей жизни. Было установлено дежурство для уборки, работ на кухне и присмотра за маленькими детьми. Община собиралась в столовой для общей молитвы и трапезы. Для подготовки к жизни в братстве были созданы школы, где дети учились верить в Бога и жить по своей вере. Неплюев отказался от системы наказаний и ввел еженедельные собрания для обсуждения отношений между учителями и учениками. Он создал Старший братский кружок и Младший братский кружок, где старшие помогали воспитывать младших. Школа становилась дружной семьей, ассимилируя вновь поступающих. По окончании обучения учащийся мог присоединиться к братству или уйти. За период с 1889 по 1894 год было пять выпусков, в братство вступило 32 человека, а 15 ушли.
Важным этапом в развитии братства было принятие его Устава, который существенно повлиял на стабильность его функционирования. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев активно противился утверждению Устава, заявляя Неплюеву: "Если вы хотите служить Богу, постройте монастырь, примите монашество, и мы скоро сделаем вас епископом" [25]. Однако благодаря ходатайству императрицы Марии Федоровны, мать Неплюева, Александра Николаевна, которая обратилась к императрице за помощью, Устав был утвержден императором Александром III в 1893 году. 16 сентября 1894 года указом Александра III братство было признано юридическим лицом. 8 октября 1894 года был опубликован Указ Синода о создании братства. 22 июля 1895 года состоялась торжественная церемония открытия братства.

В Уставе братство зафиксировало основные цели своей деятельности: христианское воспитание детей и религиозно-нравственное развитие взрослых через участие в христианском сообществе. Также были установлены различные категории членства в братстве: полноправные, приемные и члены-соревнователи. Полноправные члены несли ответственность за все происходящее в братстве и определяли его внутренний порядок. Приемные члены были на испытательном сроке и не могли принимать участие в определении порядка жизни в братстве. Члены-соревнователи жили за пределами братства, но обязывались помогать своим трудом, содействовать христианскому воспитанию детей или оказывать материальную поддержку. Разделение на категории определялось степенью принятой ответственности за жизнь братства. Полноправными братьями было немного, и они составляли братскую Думу, возглавляемую пожизненным блюстителем Н. Неплюевым. Состав Думы варьировался от 11 человек в 1898 году до 30 человек в последующие годы. Дума определяла направление развития и организацию братской жизни, несла ответственность за экономику и духовную сферу братства.

Согласно Уставу, братство имело Черниговского епископа как покровителя. Братство имело уникальное право, закрепленное Уставом, выбирать священника для своего храма, и его назначение зависело от епископа Черниговского и Нежинского. Ни в одном другом приходе в России прихожане не участвовали в выборе священника; такое право было предоставлено только Крестовоздвиженскому братству. Начально Неплюев надеялся, что священник может быть выращен внутри братства. Изначально Илья Кобец, один из трех выпускников, составляющих первое сообщество братства в 1889 году, готовился к принятию священного сана, но вскоре после создания братства он скончался. В дальнейшем братство приглашало выпускников духовных семинарий.
В 1893 году в Воздвиженске был построен и освящен храм Воздвижения Креста Господня. С 1896 по 1898 год его настоятелем был священник Сергий Четвериков [26]. Он присоединился к Крестовоздвиженскому братству после окончания Московской Духовной академии по рекомендации ее ректора архимандрита Антония Храповицкого. Однако его пребывание в братстве было коротким: как он написал в 1946 году, возникли разногласия между ним и братчиками, и он предпочел уйти в обычный церковный приход [27]. Причины разногласий с Сергием Четвериковым Неплюев объяснил тем, что он постоянно ставил его в ситуацию выбора между поддержкой и уважением к Сергию или к Неплюеву [28]. Тем не менее, в конце жизни священник Сергий Четвериков благодарно вспоминал Н. Неплюева [29]. После его ухода из Крестовоздвиженского храма сменились еще четыре настоятеля.

Некоторое время храмом руководил священник Роман Медведь [30]. Отношения с ним также не складывались в братстве. Роман провел в Воздвиженске год и после ухода отправил донесение в Синод, в котором выразил свое негативное отношение со стороны братчиков. В публикации "Частного ответного письма Н.Н. Неплюева на письмо священника Иванова" в 1902 году Неплюев предложил свое объяснение происшедшего, из которого следует, что Роман был недоволен руководством Неплюева, так как сам претендовал на эту роль [31].

Основным источником проблем с братскими священниками было уникальное положение Неплюева, который не только являлся главой братства, но и его фактическим духовным наставником, не причащаясь. Молодым священникам, только что закончившим семинарию и еще не имеющим большого опыта, было трудно понять и принять такую ситуацию, поскольку везде принято было, что священник является духовным руководителем. Кроме того, сама идея трудового христианского братства вызывала сомнения, особенно учитывая обвинения в сектантстве и неправославности [32]. Чтобы заслужить любовь и духовный авторитет в братстве, священнику необходимо было найти свое место в нем.

Проблема священника в братстве была решена приходом отца Александра Секундова. Точная дата его назначения неизвестна, но это произошло около 1903-1904 годов. Александр нашел свое место в братстве, не претендуя на руководящую роль, и принял идею устройства церковной жизни братства. Согласно Уставу, священник мог выбрать свои условия службы в братстве: служить без вознаграждения, входя в состав полноправных братьев и пользуясь их правами, или служить за определенное вознаграждение, ограничиваясь правами настоятеля братской церкви. Отец Александр выбрал первый вариант. Он стал полноправным членом братства и вошел в состав братской Думы.
Стремление братства к осознанной жизни верой проявлялось в ежедневной молитвенной жизни общины, общебратских разговорах и специальных молитвенных собраниях. Богослужение в братстве считалось "праздником живой любви". Братский хор пел на клиросе. При хорошей погоде, богослужения проводились на природе, под открытым небом. М. Тареев вспоминал, что вечерняя служба особенно подходит к проведению на природе, так как ее содержание имеет близкое отношение к природе.

В середине храма был установлен аналой с часословом и богослужебными сборниками, чтобы прихожане могли сами читать отдельные молитвы богослужения, такие как каноны и шестопсалмие. Отец Александр использывал русский язык в богослужении, особенно для чтения Священного Писания. Значительное примечание состоит в том, что этот опыт был документирован братским священником о. Александром Секундовым на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.

Период до смерти Н.Н. Неплюева был отмечен как внешними проблемами, например, критикой в печати и нападками со стороны окрестных крестьян, так и внутренними проблемами, такими как критика самого Неплюева и Думы со стороны некоторых братчиков. Внутренний кризис, пережитый братством в 1900 году, был связан с определением границ братства, а также с разъяснением вопросов о свободе и духовном руководстве. Внутрибратская критика в основном заключалась в недовольстве авторитетностью Неплюева, недостаточной самостоятельностью братства и чрезмерно "строгими правилами религиозной жизни". Недовольство привело к открытому конфликту в апреле 1900 года, в результате которого были приняты руководящие принципы жизни братства. Некоторые братчики покинули общину, в то время как другие признали свои ошибки. В периодической печати были высказаны основные критические замечания, такие как авторитарность управления в братстве и отсутствие внешней благотворительности. Эти критические замечания, в большинстве своем, исходили от бывших членов братства, которые по разным причинам покинули его.

До 1901 года братство было несамоокупаемым и не имело своего имущества. Ситуация изменилась после внутреннего кризиса 1900 года, когда Неплюев заметил, что братство стало сильным и может использовать выделенные средства для дела Божьего. 29 декабря 1901 года он преподнес братству имущество общей стоимостью более 1 750 миллионов рублей или около 5 миллионов франков. Это включало в себя землю площадью 16 435 десятин, включая 5 313,9 десятин, которые немедленно перешли в собственность братства, также как и леса, парк, здания и заводы. После этого хозяйственная деятельность братства принесла значительный доход и быстро развивалась.

В соответствии с уставом, 10% от годового чистого дохода отчислялись в основной и резервный капиталы. Основной капитал использовался для покупки новых земель или открытия отделений братства в других местах. Резервный капитал предназначался для возможных непредвиденных обстоятельств. Оставшаяся прибыль делится поровну между полноправными и принимающими братьями, зачисляясь на их личные счета. Деньги, поступившие на личные счета, не могли быть произвольно потрачены членами братства, а только с согласия большинства членов Думы. В случае выхода из братства, накопленная сумма выдавалась на руки с учетом сумм, которые были взяты с согласия Думы во время пребывания в братстве.
После смерти Неплюева, Крестовоздвиженское братство не прекратило своего существования в 1908 году. М.Н. Уманец взяла на себя обязанности блюстительницы. Братство продолжило свое развитие экономически и численно. Во время Первой мировой войны оно организовало благотворительную помощь армии, что способствовало более тесному объединению и углублению духовной жизни братства.

После революции 1917 года, братство столкнулось с необходимостью выживать в новых условиях. В 1919 году оно было переименовано в "Первую украинскую советскую коммуну", сохраняя свой христианский характер. В 1920 году школы братства были превращены в советские, а само братство стали называть "рассадником толстовства". В 1923 году оно было переименовано в сельскохозяйственную артель имени Октябрьской революции.

Осенью 1924 года, незадолго до суда над активными членами братства, в Воздвиженск прибыл епископ Стародубский Дамаскин (Цедрик), которому очень понравилась жизнь общины. Он участвовал в богослужениях, произносил проповеди и общался с членами братства.

В 1925 году начался процесс над несколькими членами братства, которые были обвинены в контрреволюции, экономических и уголовных преступлениях. В частности, "бывшие члены думы" были обвинены в эксплуатации труда безземельных крестьян и инвестировании сбережений на "идеологическую обработку". Братство было признано "крупным коллективным помещиком", основывающим свою деятельность на капиталистическом способе производства и присвоения.

Основное обвинение заключалось в приобретении и хранении оружия для борьбы с большевиками. В период с 1917 по 1920 годы, Украина находилась в нестабильности и гражданской войне. Братство приобрело некоторое количество винтовок у немцев, но сдали их, кроме мелкого оружия, чтобы избежать репрессий со стороны властей. Тем не менее, четыре члена братства перешли на сторону большевиков и сообщили о наличии закопанного оружия, что послужило основой обвинения.
30 октября 1925 года пять членов Думы, включая священника Александра Секундова, и еще трое братчиков, были приговорены Выездной Сессией Верховного Суда и получили тюремные сроки от одного года до десяти лет с конфискацией имущества [44]. В ноябре того же года 75 еще членов братства были выселены. В этот раз были репрессированы осужденные члены семей, все участники Думы и сестры Неплюевы. Несмотря на потерю наиболее преданных участников, братство продолжало существовать еще несколько лет. В 1929 году началась коллективизация на Украине, в ходе которой братство было окончательно уничтожено, и все братчики были выселены из Воздвиженска и размещены в разных частях России.

Источники.
[1] Неплюев Н.Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 16.

[2] Неплюев Н.Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896. С. 13.

[3] «Он проводил с ними в буквальном смысле день и ночь, обедал, читал, беседовал и даже путешествовал» (Тюменев А. Делатель добрый: Школа Трудового братства Н.Н. Неплюева. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева».)

[4] Грасье А. Доброе дело в России: Крестовоздвиженское трудовое братство, основанное Н.Н. Неплюевым // Н.Н. Неплюев (1851-1908) – подвижник земли русской: Венок на могилу. Сергиев-Посад, 1908. С. 66.

[5] Мать Н.Н. Неплюева – Александра Николаевна, урождённая баронесса Шлиппенбах (1827-1917), скончалась за полгода до Октябрьской революции, похоронена на братском кладбище в Воздвиженском.

[6] Мария Николаевна Уманец (1853-1930), урожденная Неплюева – старшая дочь А.Н. Неплюевой. Была замужем за М.М. Уманец, действительным статским советником, Новозыбковским уездным предводителем дворянства. Муж умер в 1888 г. и, оставшись одна, Мария Николаевна вернулась к матери в Янполь.

[7] Ольга Николаевна Неплюева (1859-1944) – младшая дочь Александры Николаевны Неплюевой.

[8] Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906. С. 8.

[9] Там же.

[10] Там же. С. 13.

[11] Там же. С. 48.

[12] Там же. С. 57.

[13] Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906. С. 29.

[14] Там же. С. 28-29.

[15] Там же. С. 55.

[16] Там же. С. 25.

[17] Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя от 14 сентября 1897 г. по 14 сентября 1899 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 138-139.

[18] Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя о религиозно-нравственной жизни трудового братства от его основания по 22 июля 1897 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 25.

[19] Неплюев Н.Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 19-20.

[20] Там же. С. 53.

[21] Неплюев Н.Н. Всероссийское братство // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 150-151.

[22] Только преодолев узость личного эгоизма до любви к своей христианской семье, «постоянно согласуя благо личное и семейное с благом всей братской семьи, а когда нужно, то и подчиняя благо свое и семьи своей благу общему», «легче будет расширить сердца до привычек самоотверженной любви ко всему братству, а затем и ко всей церкви вселенской». Неплюев Н.Н. Собр. сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 67.

[23] Тюменев А. Делатель добрый: Школа Трудового братства Н.Н. Неплюева. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область.

[24] Неплюев Н.Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 23-24.

[25] Панкратов А.С. Ищущие Бога: очерки современных религиозных исканий и настроений. М., 1911. С. 2.

[26] Прот. Сергий  Четвериков (1867-1947). Окончил МДА в 1896 г. и в том же году был рукоположен. Духовник РСХД в 1928-1939. Организовал внутри Движения содружество с более строгой церковной дисциплиной.

[27] Четвериков Сергий, прот. О вере во Христа. Тысячелетний путь русского православного народа со Христом. Санкт-Петербург, 1998. С. 52.

[28] Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя от 14 сентября 1897 г. по 14 сентября 1899 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 152.

[29] «Н.Н. Неплюеву как искреннему и самоотверженному христианскому работнику в лоне Православной Церкви, да будет вечная благодарная память». Четвериков Сергий, прот. О вере во Христа. Тысячелетний путь русского православного народа со Христом. Санкт-Петербург, 1998. С. 52.

[30] Священноисповедник Роман (Медведь) (1874-1937). Окончил СПбДА. В Санкт-Петербурге образовал общину и общество трезвенников. В 1917 г. переехал в Москву. В 1919 г. был назначен настоятелем храма свт. Алексия, митрополита Московского, в Глинищевском переулке, где организовал Братство ревнителей православия в честь свт. Алексия, митрополита Московского. В 1931 г. был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь. В 1936 г. освобожден. В 1937 г. скончался, приняв перед смертью постриг с именем Иосиф.

[31] См.: Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев.

[32] Отношение современников к Братству было неоднозначным. Неплюевский опыт воцерковления жизни оценивался как отрицательно (обер-прокурор К.П. Победоносцев, митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), епископ Черниговский Антоний (Соколов), прот. С.Н. Булгаков, М.А. Новосёлов), так и положительно (епископ Черниговский Сергий (Соколов), митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев), св. прав. Иоанн Кронштадтский, епископ Пермский Пётр (Лосев), старец Варнава Гефсиманский).

[33] Неплюев Н.Н. Братские союзы в учебных заведениях // Собр. соч.: в 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 176.

[34] Там же. С. 110.

[35] Священный Собор Православной Российской Церкви: Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме / ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. С. 192.

[36] Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя православного Крестовоздвиженского трудового братства от 14 сентября 1899 г. по 11 сентября 1901 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 299.

[37] Грасье А. Доброе дело в России: Крестовоздвиженское трудовое братство, основанное Н.Н. Неплюевым // Н.Н. Неплюев (1851-1908) – подвижник земли русской: Венок на могилу. Сергиев-Посад, 1908. С. 70.

[38] Цит. по: Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев.

[39] Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии (29.10.1877-10.09.1937). 27.11.1929 г. арестован и приговорён к 10 годам лагерей (пост. КО ГПУ Западной обл. от 28.05.1930). С июня 1930 г. в заключении на Соловках. Освобождён в 1930 г. Возглавлял общины на Украине и в России. 02.08.1934 арестован в Херсоне и приговорён к 3 годам ссылки (по пост. ОСО НКВД СССР от 15.02.1935). 02.03.1936 арестован в Архангельске, 27.10.1936 отправлен в Карлаг (Казахстан). Решением "тройки" УНКВД по Карагандинской области приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 10.09.1937 (возможно 15.09.1937) в Караганде.

[40] Приговор по делу о Крестовоздвиженском братстве // Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А.А., Соболева М.В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г.

[41] Там же.

[42] Приговор по делу о Крестовоздвиженском братстве // Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А.А., Соболева М.В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г.

[43] Ветров А. «Думцы» на процессе: Впечатления из зала суда // Вечерний выпуск (приложение к газете «Червоний Стяг»). № от 29.10.1925 г.

[44] Приговор по делу о Крестовоздвиженском братстве // Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А.А., Соболева М.В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г.

Список литературы

1. Ветров А. «Думцы» на процессе: Впечатления из зала суда // Вечерний выпуск (приложение к газете «Червоний Стяг»). № от 29.10.1925 г.

2. Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.

3. Неплюев Н.Н. Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908.

4. Неплюев Н.Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.

5. Священный Собор Православной Российской Церкви: Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме / ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283.

6. Следственное дело № 112350 по обвинению Баранова Анатолия Алексеевича и др. Год производства 1927 / Архив Управления ФСБ по Новгородской области.

7. Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А.А., Соболева М.В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г. / Архив Управления ФСБ по Новгородской области.

8. Уманец М.Н. Краткий отчет блюстительницы Крестовоздвиженского трудового братства за 1915 г. Пг., 1915.

1. Авдасёв В.Н. Трудовое братство Н.Н. Неплюева: Его история и наследие. Сумы, 2003.

2. Гордеева И.А. «Забытые люди»: История российского коммунитарного движения. М., 2003.

3. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август. Тверь, 2003.

4. Материалы международной научно-просветительской конференции "Діяльність та духовна спадщина М. М. Неплюєва в контексті новітньої вітчизняної історії". Сумы, 2002.

5. Н.Н. Неплюев (1851-1908) – подвижник земли русской: Венок на могилу. Сергиев-Посад, 1908.

6. Панкратов А.С. Ищущие Бога: Очерки современных религиозных исканий и настроений. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область.

7. Сомин Н.В. Апостол братской любви: жизнь и труды Н.Н.Неплюева.

8. Сомин Н.В. Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства.

9. Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев.

10. Тареев М.М. Живые души: Очерки современных нравственных исканий. Сергиев Посад, 1908.

11. Тюменев А. Делатель добрый: Школа Трудового братства Н.Н. Неплюева. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область.

12. Четвериков Сергий, прот. О вере во Христа: Тысячелетний путь русского православного народа со Христом. СПб., 1998.

Фото предоставлены музеем «Трудовое братство Н.Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская область)