Малолетка

Александра Китляйн 2
 Малолеткой её прозвали с 5 класса. Она жила с матерью – пьяницей, сестрой и братиком.
Отец ушёл от семьи года три назад, уехал и женился на другой женщине. Говорили, что живут небогато, но расчётливо, оба работают и воспитывают её дочь. Анютке было девять лет, когда это случилось, а теперь ей уже тринадцать. Но она помнит и отца, и то, как он уходил и причину знает: мать пила уже в то время очень много. На портрете, что висит на стене, она такая молодая, красивая, задорная. Можно гордиться такой. Но сейчас не до гордости.
У Анютки богатый жизненный опыт и терпение взрослого человека. Так и кажется, что вот - вот скажет:
– Ничего не поделаешь. В жизни всё бывает.
От природы Анютка, как и мать, наделена приятной внешностью, маленьким ростиком, точёной фигуркой, а к тому ещё и отличной памятью,  неплохими способностями. Её бы в добрую семью, так чужие бы завидовали. Но жизнь распорядилась иначе.
Анютка – настоящая  артистка. Встретите, поговорите и доверитесь ей полностью, так убедительно она рассказывает свои легенды. Она любит врать. Сначала врала из - за необходимости защищаться от учителей и других взрослых, теперь врёт по душевному влечению.
Сегодня её вызвала директор школы для разговора.  И Анютка чистосердечно призналась, что умеет курить и курит, но теперь твёрдо  обещает, что бросит. Ей верят. Стоя перед директором,  она  выхватывает из обстановки,  на всякий случай, самое главное: ключи на столе, сумочка, в которой, наверняка,  есть деньги, несколько толстых тетрадок в шкафу, видно, новые.  Директора зовёт завхоз. Может, это удача.
– Стой здесь. Я сейчас, быстро, - директор выходит, оставляя приоткрытой дверь. О чём - то беседует с завхозом. Когда возвращается, Анюта всё также печально и покорно стоит у стола. Директор записывает в какой-то журнал, как Анюта нашла сигарету в туалете и там же закурила, потерев единственную спичку о кирпичную стену. Удивляется, что директор не знает, что спичку можно зажечь трением не только о спичечный коробок. Неожиданно та спрашивает:
– А водку пить ты тоже пробовала?
– Да.
– Как это произошло.
Анюта рассказывает, не моргнув глазом, как она искала мать, как найдя, обнаружила, что вся компания очень пьяная, и как ей хотелось есть. А хозяйский взрослый сын вынес ей хлеба с сыром и рюмку водки.
– Нечего им одним жизнью наслаждаться, – сказал он.
Анюта выпила, закусила.
– Тебе понравилось?
– Не-а, - машет головой отрицательно.
– И ты больше никогда не пила?
– Нет. Это первый раз. Я не буду больше. Мне не нравятся пьяные, – она безошибочно определяет, что надо сказать взрослым.
Входит классный руководитель.
– Анюта, подожди за дверью. Ты ещё мне нужна, - просит дружелюбно директор. Девочка спокойно выходит за дверь. Директор берёт сумочку – денег, как и ожидала, нет. Перекинувшись парой слов с классным руководителем, зовёт девочку.
Анюта видит открытую сумочку. И хочет убежать. Женщины задерживают её. Девочка без слов отдаёт деньги.
Беседа продолжается:
– А что мне делать? Как мне жить? Мамка не варит, бухает. Маленьких мне надо кормить? Я об уроках думать не могу. Мне стыдно, что я ничего не знаю. Я понимаю, что плохо делаю, но по - другому не получается. Сдайте нас всех в детдом. Может, хоть маленькие нормальные будут.
– А ты?
– Не знаю.
С тяжёлым сердцем директор отправляется на квартиру к Анютке.
 Дома тепло. Мать хлопочет по хозяйству. Варится ужин. Анютки нет. Заметив посетительницу, она убежала, её вряд ли поймаешь.
 Мать закодировали, и она не пьёт. С маленькими справляется. А вот с Анютой?
– Я попробую ещё с ней поговорить. Я попробую убедить её. Пожалуйста, поверьте.
Педагогу хочется верить. Пока бывшая вина матери служит девочке защитой. Но вред от материнских проступков исправить почти невозможно.
Какие необратимые потери несут дети. Спаси их, Господи!