Религиозная психология в логике деизма

Владимир Рощин
            
Сложнее   всего,  если   не  сказать   невозможно,  людям  рели-
гиозных  убеждений   отказаться   от  собственной  значимости;
от   понятия    главенства    своего    статуса   в   существующем 
мире.
Но  именно   этим    они    сужают,   спрессовывают   и   мир   и 
бытие,  как   таковое   в    масштабную   раму   своих   проблем, 
интересов  и  эгоцентричных  желаний.
Без   постановки   себя    в   смысловой    центр  существующего 
мира,   окажется    невозможной   и   их   вера   в   Бога   так, как
для  веры   нужно   принять,  что   не   человек   существует  для 
мира,  а  мир  создан  и  существует  для  человека.

Токая   позиция   могла   иметь   место   и   быть   оправдана    в 
седой  древности,   когда  люди   не  зная   бескрайних  величин
Вселенной  пытались   представлять  её  применительно  к  себе.

Но  сейчас  их  знания  не позволяют  этого  делать.  Исчезающе
малая  величина   нашей  планеты  и  человечества  обитающего 
на    ней,   со    всеми    его    достижениями   и   возможностями,
несопоставима    с   масштабом   величины   бытия  и  принципа-
ми   формирующими  его  развитие.
Основную   Идею  мирового  бытия,  людям  невозможно  выра-
зить  ни  на  каких  языках  и  наречиях  человечества,  а  религи-
озная   установка   выразить   её  через   Божественную   Любовь, 
как   показывает   реальность    мировой   истории ,  критики   не
выдерживает.
В  этом   нет   отрицания  любви,  как   духовной   силы,  но  есть
утверждение   того,  что   определяя   её   чувствами   людей  мы
не  можем  знать,  как  Бог  переживает  её  в  Себе.
Поэтому   никакая   теодицея   не  может   объяснить,  что  такое
Божественная   любовь.   Вряд   ли   бы   религиозный   философ 
Владимир   Соловьев,  взялся   писать   свой  труд   (Оправдание
добра),  если   бы  знал,  о  двух  мировых   войнах   и   создании
ядерного   оружия,  способного   уничтожить  и  человечество  и 
планету.

В  этой   связи   никаким    попущением,   со   стороны   Бога   ко
греху,  как  это  попускает  уродливая  позиция  церкви,  понима- 
ние   Божественной   любви  не   объяснишь.  и   не  оправдаешь,
если  не  применять  казуистические   методы  демагогии.    
 
Далее,  не  отвлекаясь,  нужно  сказать,  что    исчерпать  знания 
устройства   мирового   бытия   можно  лишь   при   одном  усло-
вии,– для  этого   необходимо  стать  Богом.  Такая  мысль  реша-
ет  проблему,  но  остаётся  антиномией  и  обретает  логический 
провал. 
Без  исключения  любая   религия,  всеми  возможными  и  невоз-
можными    способами   старается  влезть  в  понятие   Абсолюта
и  подчинить   себе   категории   Его   бесконечной   и  безначаль-
ной   Сущности.   
Однако  ту  непостижимость  и  тайну  которая  составляет  сущ- 
ностная  Причина  бытия,  никакая  религия  вместить  не  может.

Если  же  задаться   ещё   более   глубоким    вопросом, – почему
люди  не  могут  или  не  хотят  отказываться  от  своего  главен-
ства  в  самой   причине  их   существования, – тогда  ответ  выс-
траивается  следующим  образом.

Религиозное   мировоззрение   утверждает,  что   мир  и  человек 
сотворён   Богом   по   причине   неизреченной   любви  в  Самом
Себе  и  для   причастия   всей   твари   к  Его  благу.  Это  самое
основное  из   объяснений,  хотя   в  современной  теологии  есть 
и  другие.
Развивая  эту   позицию,  религиозное   мышление   приходит   к
убеждению  того,  что  Бог  Творец,   по  отношению  к  челове-
ку  является  Отцом  Небесным.
Кульминация  такого  отношения  к  Богу  заложена  на  столько
глубоко  и  очеловечена,  что  в  сознании  людей  не  возникает
ни  какого  сомнения  в  её  истинности.   

Вместе  с  этим,  психологически  укрепляется  убеждение,  что
поскольку   Бог   является   любящим    Отцом,   значит   Он   не 
может  не  заботиться   о   своих  чадах,  при  этом  имея  безгра-
ничные  возможности.   

Другими   словами,  вся   проблематика  человеческих  судеб,  на-
чиная   с  возможности  зачатия   и  появления   на   свет, в  итоге 
заканчивая   смертным   часом,  по  обязанности  и  необходимос-
ти,  взятой  Отцом  Небесным  на  Себя, определяетя  только  Им.
Всё  это  подкрепляется   идеалом  любви  и  Божественным  про- 
мылом,  всеведения..
На  поверку,  в   сознании  людей,  выстраивается   такой  резуль-
тат  их  отношений  с  Богом,   где   главенствующее  место  зани-
мает  человек,  а  не  его  Небесный  Отец  и  покровитель.
Сознание   людей   ставит   их   религиозного   Бога,   в   полную 
зависимость   от  своего   несовершенства  и  своей  прихоти,  по
сути  делая   из   Него,   ветхозаветного   козла   отпущения    
человеческих  грехов.
Бог   ставится    на    второе   место,   как   элемент   обслуги    по
формуле –  ни   человек    для    Бога,   но   Отец   Небесный   для 
человека
Отсюда,   для   большинства   людей,   за  редким   исключением,    
только    в    такой   уродливой    и    однобокой   форме  осущест-
вляются   их   взаимоотношения  с  Богом.  Причина   этого  не  в
регламенте   и   структуре   церковных   служб  и  даже  не  в  сла-
бом,  не  глубоком,  вероисповедании,  но   в  самой   философии 
веры
По  религиозным  убеждениям,  Бог  человеку  дает  всё,  а  чело-
век   в   Его   сторону,    может   быть   благодарен    лишь   своей
любовью.  Но  разве  есть  хотя  бы  малейшее   основание  утвер-
ждать,  что   человечество,  в   своей  истории,  отдало  или  отда-
ёт  свою  любовь  Богу?   
При   этом   бесконечное    количество    фактов   показывают   и
утверждают  обратное.   Подтверждение  этому  уже  в том,  что
продали   Христа   и   распяли   люди   религиозных   убеждений.
И никто,  из  верующих  в  Него,  свою  жизнь  за  жизнь  Христа
не   отдал.  Отдавали   жизнь  позже,  но   за  веру  в  спасение,  а
не  за  жизнь  Христа.
               
              Ты  говоришь,  скривив  лицо  в  страданьи,
              Что  мир  погиб  в  неправде  и  во  зле,
              Но  если  уж  Христа,  Христа  продали,
              То  что  не  продаётся  на  земле.
               
                Иеромонах   Роман               

Думается,  что   такая   реальность  не  оскорбляет  Творца,  как
говорится,   (Бог   не   поругаем),  но  и  не  обвиняет   челове-
чество.   Мир   явно   устроен  по-другому.
В  своё  сознание   люди  со  страстью  вкладывают  отношения
с  Богом,  при  этом  всегда – (одеяло  тянут  на  себя).
Не   понимая,   что    именно    этим    показывают   исключение 
какой-либо   возможности   участия  Творца   в   истории  своих
судеб,
Добавить  здесь  следует,  что  в  философской  системе  деизма,
как  сейчас  принято  говорить  (по  умолчанию)  существуют  и
более     основательные      аргументы     отрицающие     контакт 
Творца  с  историей  человечества.