Религиозная психология в логике деизма
Сложнее всего, если не сказать невозможно, людям рели-
гиозных убеждений отказаться от собственной значимости;
от понятия главенства своего статуса в существующем
мире.
Но именно этим они сужают, спрессовывают и мир и
бытие, как таковое в масштабную раму своих проблем,
интересов и эгоцентричных желаний.
Без постановки себя в смысловой центр существующего
мира, окажется невозможной и их вера в Бога так, как
для веры нужно принять, что не человек существует для
мира, а мир создан и существует для человека.
Токая позиция могла иметь место и быть оправдана в
седой древности, когда люди не зная бескрайних величин
Вселенной пытались представлять её применительно к себе.
Но сейчас их знания не позволяют этого делать. Исчезающе
малая величина нашей планеты и человечества обитающего
на ней, со всеми его достижениями и возможностями,
несопоставима с масштабом величины бытия и принципа-
ми формирующими его развитие.
Основную Идею мирового бытия, людям невозможно выра-
зить ни на каких языках и наречиях человечества, а религи-
озная установка выразить её через Божественную Любовь,
как показывает реальность мировой истории , критики не
выдерживает.
В этом нет отрицания любви, как духовной силы, но есть
утверждение того, что определяя её чувствами людей мы
не можем знать, как Бог переживает её в Себе.
Поэтому никакая теодицея не может объяснить, что такое
Божественная любовь. Вряд ли бы религиозный философ
Владимир Соловьев, взялся писать свой труд (Оправдание
добра), если бы знал, о двух мировых войнах и создании
ядерного оружия, способного уничтожить и человечество и
планету.
В этой связи никаким попущением, со стороны Бога ко
греху, как это попускает уродливая позиция церкви, понима-
ние Божественной любви не объяснишь. и не оправдаешь,
если не применять казуистические методы демагогии.
Далее, не отвлекаясь, нужно сказать, что исчерпать знания
устройства мирового бытия можно лишь при одном усло-
вии,– для этого необходимо стать Богом. Такая мысль реша-
ет проблему, но остаётся антиномией и обретает логический
провал.
Без исключения любая религия, всеми возможными и невоз-
можными способами старается влезть в понятие Абсолюта
и подчинить себе категории Его бесконечной и безначаль-
ной Сущности.
Однако ту непостижимость и тайну которая составляет сущ-
ностная Причина бытия, никакая религия вместить не может.
Если же задаться ещё более глубоким вопросом, – почему
люди не могут или не хотят отказываться от своего главен-
ства в самой причине их существования, – тогда ответ выс-
траивается следующим образом.
Религиозное мировоззрение утверждает, что мир и человек
сотворён Богом по причине неизреченной любви в Самом
Себе и для причастия всей твари к Его благу. Это самое
основное из объяснений, хотя в современной теологии есть
и другие.
Развивая эту позицию, религиозное мышление приходит к
убеждению того, что Бог Творец, по отношению к челове-
ку является Отцом Небесным.
Кульминация такого отношения к Богу заложена на столько
глубоко и очеловечена, что в сознании людей не возникает
ни какого сомнения в её истинности.
Вместе с этим, психологически укрепляется убеждение, что
поскольку Бог является любящим Отцом, значит Он не
может не заботиться о своих чадах, при этом имея безгра-
ничные возможности.
Другими словами, вся проблематика человеческих судеб, на-
чиная с возможности зачатия и появления на свет, в итоге
заканчивая смертным часом, по обязанности и необходимос-
ти, взятой Отцом Небесным на Себя, определяетя только Им.
Всё это подкрепляется идеалом любви и Божественным про-
мылом, всеведения..
На поверку, в сознании людей, выстраивается такой резуль-
тат их отношений с Богом, где главенствующее место зани-
мает человек, а не его Небесный Отец и покровитель.
Сознание людей ставит их религиозного Бога, в полную
зависимость от своего несовершенства и своей прихоти, по
сути делая из Него, ветхозаветного козла отпущения
человеческих грехов.
Бог ставится на второе место, как элемент обслуги по
формуле – ни человек для Бога, но Отец Небесный для
человека
Отсюда, для большинства людей, за редким исключением,
только в такой уродливой и однобокой форме осущест-
вляются их взаимоотношения с Богом. Причина этого не в
регламенте и структуре церковных служб и даже не в сла-
бом, не глубоком, вероисповедании, но в самой философии
веры
По религиозным убеждениям, Бог человеку дает всё, а чело-
век в Его сторону, может быть благодарен лишь своей
любовью. Но разве есть хотя бы малейшее основание утвер-
ждать, что человечество, в своей истории, отдало или отда-
ёт свою любовь Богу?
При этом бесконечное количество фактов показывают и
утверждают обратное. Подтверждение этому уже в том, что
продали Христа и распяли люди религиозных убеждений.
И никто, из верующих в Него, свою жизнь за жизнь Христа
не отдал. Отдавали жизнь позже, но за веру в спасение, а
не за жизнь Христа.
Ты говоришь, скривив лицо в страданьи,
Что мир погиб в неправде и во зле,
Но если уж Христа, Христа продали,
То что не продаётся на земле.
Иеромонах Роман
Думается, что такая реальность не оскорбляет Творца, как
говорится, (Бог не поругаем), но и не обвиняет челове-
чество. Мир явно устроен по-другому.
В своё сознание люди со страстью вкладывают отношения
с Богом, при этом всегда – (одеяло тянут на себя).
Не понимая, что именно этим показывают исключение
какой-либо возможности участия Творца в истории своих
судеб,
Добавить здесь следует, что в философской системе деизма,
как сейчас принято говорить (по умолчанию) существуют и
более основательные аргументы отрицающие контакт
Творца с историей человечества.
© Copyright:
Владимир Рощин, 2024
Свидетельство о публикации №224031101515