Вывоз коврового антиквариата из Южного Дагестана

Шери Пашаева
Ковровое наследие лезгин под угрозой исчезновения.

Огромную проблему представляют нелегальный вывоз антикварных ковров советского периода из Южного Дагестана различными скупщиками за бесценок или обмена на новую синтетику.

Обращение от 22 июля 2022 года, размещенное в соцсетях автором статьи с целью предупреждения от действий мошенников, вывозящих ценный ковровый антиквариат советского периода из республики. В этой работе мне никто не помогал, к сожалению. Сложилось устойчивое ощущение «крышевания» данных скупщиков со стороны местной власти, иначе такой открытый беспредел был бы невозможен. Склады мошенников с ничего не стоящей синтетикой располагаются прямо в районных центрах Магарамкентского и Сулейман-Стальского районов. Администрация сквозь пальцы смотрит уже два года за тем, как отовсюду из сёл выметается всё, что было вручную соткано, взамен отдавая новую синтетику. За один ручной ковёр могут давать несколько новых синтетических, которые не стоят ничего и настоящий мусор.

Обращение от 22 июля 2021 года:

«Обращаемся к населению Южного Дагестана!

Просим всех, у кого остались традиционные ковры ручной работы беречь их как зеницу ока и ни в коем случае не обменивать их на новые фабричные ковры! В последний год в Южном Дагестане появилась некая коммерческая фирма, которая во всех районах региона собирает старинные ковры и вывозит их за пределы республики. Имеется склад-магазин скупщиков

«КОВРЫ МАГАРАМКЕНТ Магазин ковров и покрытий для пола» с рекламой по всему Южному Дагестану: «Производим обмен ручных сумахов и ковров на новые фабричные ковры, а также доступна рассрочка без переплаты, с.Магарамкент ул.Ленина поворот на мост» с инстаграм kovri_magaramkent с филиалами почти во всех районах и во многих сёлах

занимается МОШЕННИЧЕСТВОМ

- введением населения в заблуждение, обменивая привозные синтетические фабричные ковры, которые не представляют собой никакой ценности на местные ценные традиционные ковры ручной работы. Бизнес у этих ребят процветает. Судя по тому, что мы узнали, они успели обменять огромное количество местных ковров ручной работы на синтетику за последний год таким образом. Уважаемый народ, вы должны понять, что те старые ковры, которые остались ещё у нас в домах и есть самые ценные и востребованные на российском и зарубежном ковровом рынке. Они могут стоить очень дорого. Помимо того, что это наша история, это настоящие шерстяные ковры, сотканные вручную. Они невероятно ценны, даже при всех своих художественных недостатках. А вот те, которые предлагаются на обмен это дешёвая фабричная синтетика, не стоящая ничего.

Кто успел обменять ковры, к сожалению, вы совершили невыгодный обмен, вас провели, вас обманули! Просим всех распространить эту информацию и быть бдительными!

При необходимости любой старый ковёр можно отреставрировать, привести в порядок. Пусть обращаются в группу Lezgi antique carpets/rug #lezgiantiquecarpetsrug или к администратору группы по любым вопросам. Мы подскажем как привести в порядок любой ковёр и хранить. Но ни в коем случае не обменивайте свои традиционные ковры на те, что вам предлагается, так как это Обман и ничего кроме Обмана.

С уважением Администрация группы».


Возможно юридически не подкопаться, обмен добровольный, но очевидно явное нанесение ущерба культурно-историческому наследию народа. Очевиден обман, когда, пользуясь наивностью людей, им предлагается несоизмеримый по ценности обмен. Просим правоохранительные органы РД обратить внимание на все эти факты, просим провести расследование деятельности данного бизнеса, как наносящего ущерб культурному наследию народов Дагестана.

Насколько правомерным является подобная коммерческая деятельность?

Обмен ценного культурно-исторического наследия лезгинского народа на синтетические ковры, которые не стоят ничего, с молчаливого согласия местной власти в центре Магарамкента происходит уже второй год. Такие склады в Касумкенте, Дербенте, Каспийске и тд.


Следующая история массового вывоза коврового антиквариата советского периода из Южном Дагестане с дальнейшей его прибыльной реализацией по России и зарубежом, связанна с известной многим торговой площадкой интернет-магазина www.runo.ru, действующая уже несколько лет в РД.

Расскажем об этой организации, наносящий огромный урон лезгинскому ковровому наследию, лишая Южный Дагестан остатков национальных ковров, сохранившихся от бабушек, соткавших их в советское время.

Елена Масаева и Зульфия Дебирова это владельцы торговой площадки Runo.ru по вывозу и дальнейшей продаже южнодагестанского коврового антиквариата.

Елене Масаевой (москвичка) и Зульфие Дебировой (Махачкала) принадлежит интернет-магазин Runo.ru. Предприимчивые дамы несколько лет назад назад через широкую сеть дилеров организовали в Южном Дагестане мошенническую схему приобретения и вывоза ковров ручной работы советского периода. Мошенническая схема в первую очередь потому, что они пользуются наивностью, глупостью и несознательностью молодого поколения, которое оторвано от своих корней, легко отдают ценные раритеты, совершенно не понимая истинной ценности коврового наследия, сотканное руками их же бабушек и прабабушек в СССР. Это называется введение в заблуждение людей с целью извлечения прибыли.

В Дагестане такой откровенный вывоз старинных изделий в массовом порядке невозможен нигде, кроме как Южного Дагестана.

Южный Дагестан оказался совершенно незащищён в этом смысле. Все магазины по обмену синтетики (в Магарамкенте, в Дербенте и в других местах) на ковры ручной работы так или иначе имеют отношение к главным скупщикам, имеющим большие возможности по дальнейшей реализации. Практически все скупщики бесплатно получают ценные ковры. На торговом сайте руно.ру огромное количество лезгинской ковровой продукции советского периода, вывезенной по указанной схеме обмена или полученной за бесценок. Никакого отношения к сохранению культуры эти действия не имеют, а совсем наоборот, под прикрытием красивой завесы, совершается преступные действия, лишающие Южный Дагестан ценного коврового наследия. На наш взгляд, это мошенничество, а не бизнес.


Публикация в социальных сетях и на fb от 2 ноября 2021 года:

«Красивая обёртка некрасивого дела»

«Дорогие друзья! Некая торговая площадка по обмену лезгинских ковровых изделий ручной работы на синтетику уже два года как действует в Дагестане! Главный регион по вывозу коврового антиквариата советского периода это Южный Дагестан, который, буквально, выпотрошен за эти два года, где практически уже ничего не остаётся от национальных ковров, сотканных руками бабушек и прабабушек. Ценные ковры ручной работы из чистой шерсти обменивают на мусор, который не стоит ничего, на привозную фабричную синтетику!

Самое удивительно, что занимаясь настоящим мошенничеством, используя наивность народа, лишая его того последнего, что у него еще осталось как память о своих предках и народном ремесле, эта торговая диллерская площадка Руно ру ещё и пытается представить себя как некую «культурную» организацию, занимающуюся якобы возрождением ковроткачества Дагестана. Можно сказать с полной уверенностью, что заявленное абсолютно не совпадает с реальностью. Торговая площадка Руно является исключительно коммерческой площадкой вывоза лезгинской (южнодагестанской) ковровой продукции ручной работы советского периода с дальнейшей его реализацией по стране и зарубежом. И зарабатывает, не вкладывая абсолютно ничего в бизнес, а тем более в возрождение лезгинского ковроткачества. Южнодагестанские ковры достаются фирмам типа «Рога и копыта» вообще даром. Как мы писали выше, магазины-склады часть скупщиков меняют ценные традиционные ковры на никому не нужную фабричную синтетику с нулевой ценностью! Если иногда в редких случаях, что-то приобретается за деньги, то за несоответствующие ценности данной продукции.

Во главе бизнеса торговой площадки Руно ру стоит многим в республике хорошо известная Зульфия Дебирова, опытный антикварщик, свою жизнь занимается антиквариатом, продажей старинных изделий. В последние годы занялась конкретно Южным Дагестаном. В результате беспрерывного вывоза лезгинских ковров из лезгинских сёл Южного Дагестана в самом Южном Дагестане практически уже нет своих настоящих ковров, везде лежит синтетика. При этом, зарабатывая огромные деньги на народном наследие лезгин, со стороны Руно ру не было ни одной попытки открытия какого-либо цеха по производству ковров в лезгинских районах Дагестана. А ведь весь основной объем коврового антиквариата Руно ру идёт (и всегда шёл) именно из Южного Дагестана.

По имеющейся у нас информации, Зульфия Дебирова имеет хорошие связи в структурах власти, так как прежде работала у Патимат Гамзатовой в республиканском музее ИЗО. Имея опыт работы в музее и нужные связи во власти, зная все тонкости антикварного дела, она организовала бизнес по скупке южнодагестанских ковров под красивым названием «Руно». Торговая площадка по вывозу и сбыту коврового антиквариата Южного Дагестана была создана много лет назад. Люди, близко знающие Зульфию (не станем озвучивать здесь их имена) говорят, что она всю свою жизнь занималась продажей антиквариата и не только коврового. На ковры конкретно она перешла с 2010 года, создав торговый магазин-инстаграм «Руно» вместе со своей знакомой Еленой Масаевой, стала открыто заниматься продажей коврового антиквариата.

Немного о Елене Масаевой.

Елена Масаева, второй владелец «Руно» никогда прежде в своей жизни в сфере ковров или в музейной сфере не работала, не имела отношения к к музейному этническому искусству, к истории, к культуре. От ковров она была далека как от космоса. Это бизнесвумен из г.Владимир Владимировской области, которая живёт в г. Москва. До «Руно» она успешно занималась и, возможно, продолжает заниматься продажей полиграфических услуг, много лет является генеральным директором Контрагент ООО "КАТАКАНА" (полиграфическая деятельность) в Москве с официальной выручкой в прошлый 2020 год 12,2 млн руб. (за год). Как и каким образом она вдруг оказалась в гуще коврового антиквариата, пока сложно объяснить. Мы рассказываем только то, что сами знаем и ничего более. Сначала Елена Масаева открыла склад для вывозимых из Дагестана старинных ковров и являлась всего лишь владельцем этого склада, откуда привозимые ковры успешно продавались по всей России и зарубежом. Она получала % с продаж коврового антиквариата и юридически курировала бизнес сбыта ковров в МО и в Москве. Через какое-то время она создала инстаграм «Руно ру», где стала, по всей видимости, реализовывать свои творческие амбиции, представляясь человеком искусства. Таким образом, пазл удачно сошёлся для обеих дам, каждая исполняла свою функцию. Елена Масаева стала рекламным лицом и имиджевым представителем компании по сбыту вывозимого из Дагестана коврового антиквариата. В обоюдовыгодном альянсе Зульфия занимается организацией дилерской работы (поиск изделий, вывоз, организация реставрации). Так как Елена отвела себе роль фотомодели на фоне интересных экземпляров ковров ручной работы, то для всей остальной рутиной работы (мойка ковров, придумывание историй под каждый продаваемый ковёр в инстаграм, переписка с клиентами, организация постоянных ковровых фотоссесий - последнее это самое важное, так как именно интерьерная съемка и помогает как можно дороже продавать каждый ковёр) занимается нанятая команда. Так как ковры достаются им почти что даром, все эти расходы ничтожно малы в сравнении с получаемым доходом.

Имея серьёзные связи, в основном они все родственные, в органах власти РД, и поддержку от культурных организаций республики, Зульфия практически получила зелёный свет на вывоз и продажу коврового антиквариата из Южного Дагестана. Но так как это дело как-то облагородить и немного смягчить его жёсткую коммерческую основу, не имеющую ничего общего ни с культурой, ни с возрождением ковроделия, ни с сохранением культурного наследия, то владельцы Руно ру создают видимость культурной активности. Время от времени организуют некие непонятные выставки в Махачкале, в прошлом году это было во дворе художественного колледжа народных промыслов РД, приглашая на них студентов художественного колледжа представить свои подделки, вышивки, выставляя переносные манекены в национальной одежде, раздавая детские раскраски с узорами от Руно ру, устраивают фотосессии, приглашают журналистов. Всей этой суетой создают о себе у несведущих наивных людей некое поверхностное впечатление, как будто бы «Руно» занимается возрождением ковроткачества. Но на самом деле это не так. Это всё чистой воды фикция.

Как можно, буквально начисто выметая весь ценный ковровый антиквариат из Южного Дагестана, лишая регион своего культурно-исторического материального наследия, своей исторической ковровой памяти, при этом «возрождать ковроткачество»? И где в Южном Дагестане, на котором Руно ру заработало огромные деньги и продолжает ещё зарабатывать, открыт хоть один цех по производству ковров ручной работы такого же, хотя бы плана, которое Руно ру массово вывозило и вывозит?

В чём это «возрождение ковроделия» выражается?
Где хоть один ковёр ручной работы, который соткала данная компания Руно ру?

Приведу из официальной хроники некую информацию, когда чисто коммерческая и далёкая от культуры компания выдаёт себя совсем не за то, чем в действительности является. Чтобы отвести внимание от массового и реально хищнического вывоза ковров из Южного Дагестана, «Руно» организовывала в прошлом году некий фестиваль дагестанского ковроткаческого искусства «РУНО» во дворе Центра опережающей профессиональной подготовки РД (ЦОПП) на базе Технического колледжа им. Р.Н. Ашуралиева. Якобы они представят свои работы. Но на самом деле (мы за этим следили и знаем совершенно точно) ни одной своей ковровой работы, ни обучающей, ни произведённой, «Руно» так и не представило. Не представило, так как «Руно» и не занимается этим на самом деле. Кроме детской раскраски узоров больше ничего на этом фестивале не было конкретно от самого Руно ру. Всё, что было там представлено, было представлено приглашенными на фестиваль мастерами народных промыслов и студентами колледжа. Руно ру просто арендовала по договорённости площадку и объявило фестиваль, на который пригласило студентов художественного училища РД и колледжа народных промыслов РД, а также учащихся всех художественных школ г. Махачкала, принять участие в этом фестивале. А само Руно ру чисто как организатор. Это, вероятно, нужно, для неких своих официальных отчётов, чтобы контору не прикрыли. Естественно, что участники фестиваля принесли свои собственные работы, которые к «Руно» не имели отношения. Но эти 40 работ гостей фестиваля, участников из художественного училища, колледжа народных промыслов РД и художественных школ фотографировали и выдавали словно работы самого «Руно». Само же «Руно» не представило на этом фестивале ничего, кроме одной детской Раскраски (благо Елена Масаева имеет полиграфическую компанию и ей это ничего не стоит) в виде узоров ковра. РАСКРАСКА в виде узоров ковра - это было единственное, что представило на этом фестивале дагестанского ковра 25 сентября 2021 года «Руно» с миллионным ковровым оборотом. Больше ничего.

Детская раскраска, единственная вещь, которая была представлена от самого «Руно» на фестивале

Теперь прочтите туманные заявление владельцев Руно на этом фестивале приглашённым ими на своё мероприятие дагестанским СМИ:

«... рамках фестиваля дагестанского коврового искусства «РУНО» проходит выставка лучших работ. Здесь представлены конкурсные работы учеников и учителей художественных школ республики. В конкурсе участвовало около 80 учебных заведений со всего Дагестана, но в финал прошли лишь 40 работ. На суд жюри были представлены сотканные фрагменты ковров, а также рисунки коврового орнамента.»

То есть ничего своего, сотканного Руно, не было представлено!

Обращаю внимание, что ни одна художественная школа из Южного Дагестана, например, даже художественная школа в селение Ахты не получила приглашения на данный фестиваль, как не получил приглашения ни один дом культуры из лезгинских районах и не был даже просто уведомлён «Руно» о том, что такой фестиваль планируется и назначена дата 25 сентября 2021 года. Никто из сферы искусства, культуры Южного Дагестана не был приглашён. Мы узнали об этом фестивале всего лишь за один день. Получается, «Руно» и не ставило себе цель привлечь к фестивалю «дагестанского ковроткаческого искусства» Южный Дагестан. Казалось бы, более всего именно Южный Дагестан должен иметь отношение к такому фестивалю «дагестанского коврового  искусства». Но никто не был приглашён и не был уведомлён из лезгинских районов. Получается, как вывозить ковры и продавать ковры, так из лезгинских районов Южного Дагестана, а как приглашать на фестиваль «дагестанского ковроткаческого искусства», то Южного Дагестана словно и не существует для «Руно»?

«- Давайте вместе возродим интерес к ускользающему народному промыслу! Фестиваль проводится для популяризации ковроткачества среди детей и взрослых. Мы надеемся, что он станет ежегодным», - сказала в своём интервью приглашённым журналистам организатор фестиваля Елена Масаева.

«- Наша компания «Руно» занимается изготовлением, популяризацией и продажей ковров ручной работы. И для нас очень важно вернуть былой интерес к этому виду искусства», - сказала другой организатор фестиваля Зульфия Дибирова.

Отрадно слышать такие благородные слова. Так почему же не был представлен ни один ковёр, изготовленный командой «Руно»?

Где эти заявляемые «Руно» изготавливаемые ковровые изделия?

На сайте runo.ru ничего нет, кроме вывозимых из Южного Дагестана лезгинских ковров ручной работы советского времени, а в официальных заявлениях владельцев данной торговой компании, якобы они продают свои собственные ковры, изготовляемые самой «Руно».

Вывозя лезгинские ковры, зарабатывая конкретно на южнодагестанских коврах ручной работы, интересно, а планирует ли «Руно» создать в будущем ковровое производство в Южном Дагестане?

Лишив целый регион остатков своей традиционной материальной культуры, забрав вчистую все сохранившиеся здесь ковры ручной работы, сотканные руками лезгинских бабушек в советском прошлом, заработав миллионы на лезгинском ковровом антиквариате, «Руно» не открыло ни одного коврового цеха в Южном Дагестане. Где же заявленное возрождение ковроткачества в Дагестане? Возрождать ведь надо именно там, где ковроткачество всегда было в прошлом и сохранилась историческая память.

Вот такая коммерческая деятельность по вывозу остатков коврового искусства лезгинского народа со стороны «Руно» с фальшивым красивым фасадом, на счета которой поступают деньги за продажу ковровых раритетов, бабушкиных ковров, которые отдаются наивными молодыми поколениями в лезгинских районах задаром.

P/S Южный Дагестан нужен «Руно», как и всем прочим скупщикам, как возможность лёгкого заработка на уже имеющихся пока что в наличии в лезгинских сёлах коврах ручного работы. Но на этом всё. Никакого уважения нет к тому народу, на котором просто зарабатывают. Только чистая коммерция, жёсткая, беспринципная. Если «Руно» что-то вдруг создаст в плане производства в будущем, если допустить даже это, то точно это будет не в Южном Дагестане. Южный Дагестан нужен как последний источник вывоза всего того коврового наследия, что здесь ещё осталось. Если бы владельцы «Руно» действительно имели цель помогать лезгинам восстановить ковроткачество, лезгинам, на чьих коврах заработаны миллионы, они давно открыли бы хоть одно производство в тех сёлах, откуда ковры массово вывозились и продолжают вывозиться.

Давайте все вместе раз и навсегда скажем НЕТ скупщикам культурного наследия нашего народа! Остановим, пусть и поздно, но остановим уже этот беспредел в Южном Дагестане! Ковры ручной работы из натуральной шести, сотканные руками бабушек и прабабушек, нужны нам самим в наших домах и мечетях! Весь мир желает изделия из натуральной шерсти ручной работы и готов за это платить! Неспроста весь мир покупает старые ковры из натуральной шерсти, даже изношенные ковры покупают, так как они ценные со всех сторон. Но самое страшное, мы навсегда теряем ковровое наследие предков. Ведь лезгины давно уже не ткут ковры и никакого коврового возмещения не будет. И возможности вернуть утраченное культурное наследие тоже не будет.»



P/S P/S Прошёл год после всех этих публикаций. Были посты и публикации на Fb, в лезгинских группах в соц.сетях. Была публикация в Лезги Газет и в районной газете «Новый мир» (Ахцах) с обращениями к народу.

Все магазины-склады ковровых скупщиков пока продолжают действовать.
Открываются новые. Но мы преломим ситуацию с Божьей помощью!