Рассказы о женщинах. Альтруистка

Ирина Полонская
 Предыдущий рассказ:http://proza.ru/2024/03/07/1586

 Альтруизм был для меня просто мудреным словечком до тех пор, пока много лет назад мне не встретилась эта  женщина.
 
 В тот год мы с мужем обзавелись заветными шестью сотками и стали ездить по выходным далеко за город. Как-то раз  по пути в сады  мы встретили  невысокую худенькую женщину в старом спортивном костюме. Она оказалась садоводом-любителем, как и мы, и рассказала, что для себя уже построила небольшой дачный домик, а теперь помогает строиться своим подругам. С тех пор  при встрече мы здоровались и делились  новостями.

 Как-то раз я случайно встретила ее в городе возле продуктового магазина.  Она была  в длинной темной юбке, старенькой застиранной кофточке  и в  ситцевом платочке, завязанном концами назад.

- Здравствуйте, - вежливо произнесла я. -  Вы тоже живете в этом микрорайоне?
- Да, - ответила она. - Здесь недалеко. Вон в том доме.
Она качнула авоськой с хлебом  в сторону девятиэтажного дома.
- Вы, видимо, в сад собрались? - решила уточнить я.
- Нет, я в магазин ходила, - смутилась она.

 Я постаралась скрыть свое недоумение: работать в саду в такой одежде самое оно, но ходить по городским улицам как-то... не принято.
   
 Полчаса назад, собираясь на прогулку, я обнаружила, что с одеждой-обувью у меня полный швах: на лето только два приличных наряда, босоножек и вовсе одна пара. Ничего удивительного - в семье растут дети.
 Но стоя рядом с  этой женщиной я вдруг почувствовала себя до неприличия разряженной и ощутила странную неловкость перед ней.

- А ведь она  старше меня всего-то лет на пять. Но одета как монашка и выглядит много старше, - думала я.

 Видно женщине захотелось поделиться со мной своими проблемами, и наш разговор затянулся. Выяснилось, что все деньги, которые  удается заработать и отложить, она раздает своим детям и внукам. На себя почти ничего не тратит.  Вот и зубы ей вставить не на что, и одежду она давным-давно не покупала.  Повзрослевшие дети деньги охотно берут, но ее не ценят, даже стесняются своей матери перед друзьями. Муж  давно ушел к другой женщине.
 
- А Ваши подруги? - спросила я, с тревогой вглядываясь в ее бледное лицо. - Я помню, Вы нескольким женщинам строили дачи. Разве они теперь Вам не помогают?
- Нет, у всех свои проблемы, - грустно произнесла она. - Когда просили меня о помощи, все были добрыми. Благодарили, что я с них  денег не взяла за работу. А мне чем-то помочь им в голову не пришло. Если попросишь, оказывается, все сильно заняты.
   Мне стало не по себе, словно  я была виновата, что ей так нелегко живется.

 ***

 По дороге домой я долго прикидывала, чем можно помочь этой милой женщине, которая так много делает для других людей, а саму себя не ценит и постоянно обирает.
 
- Это что, такая предельная доброта и отзывчивость, когда свои интересы задвигаются на самый задний план? Кажется, это называется альтруизмом, - размышляла я.

 Прежде я считала, что альтруизм - это хорошо. Но из  рассказа этой женщины выходило, что люди не ценят ее доброты, относятся к ней потребительски. И в свои неполные пятьдесят она чувствует огромную усталость от жизни, даже место на кладбище себе купила заранее. То есть, у нее накопилось такое разочарование, что и жизнь стала в тягость.

 Кто виноват в ее неудачах? Муж-изменник? Ненадежные подруги? Неблагодарные дети? Или она сама приложила много усилий, чтобы стать несчастной?

 В общем, посмотрев на альтруизм вблизи, я не нашла его таким уж привлекательным. Все-таки лучше золотая середина: людям помогай, но и себя не забывай!

 Продолжение здесь:http://proza.ru/2024/03/17/1344